Оценка качеств и профессиональный отбор менеджеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Целями курсовой работы по дисциплине «Менеджмент» являются:
- совершенствование знаний студентами в области управления,
- приобретение навыков эффективного применения их на практике,
- развитие и закрепление способностей к самостоятельной работе и подготовка к выполнению квалификационной работы
- приобретение навыков постановки целей и формулирования задач, связанные с реализацией профессиональных функций; навыки управления рисками в процессе производства и безопасностью в чрезвычайных ситуациях, а также кооперирования с коллегами и работы в коллективе; способность находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований

Содержание

Введение 4
1. Менеджер. 5
1.1. Понятие менеджмента. 5
1.2. Менеджер и требования, предъявляемые к нему 6
1.3. Личностные требования к менеджерам. 7
1.4. Проблема безопасности при отборе кадров 2
1.5. Проверка рекомендаций 17
2. Топ-менеджеры на современном рынке. 19
2.1. Дефицит квалифицированных руководителей 2
2.2. Москва и регионы: миграция руководителей 20
2.3. Тенденции в области оплаты труда руководителей 2
2.4. Бонусы 2
2.5. Материальная мотивация 2
3. Подбор менеджера. 24
3.1. Десять правил 2
3.2. Методы подбора кандидатов на вакантные должности. 28
Заключение 22
Приложение 34
Список литератутры 35

Работа содержит 1 файл

Курсач по менеджменту (мой).docx

— 73.24 Кб (Скачать)

Подходящего человека можно найти через знакомых, Интернет, направления других компаний, кадровые агентства и объявления. В зависимости от размеров вашей  компании и от ее нужд вы можете выбрать  тот или иной вид поиска.

Для многих лучшим способом найти новых сотрудников  являются рекомендации. Это гарантия того, что вы найдете человека с  опытом работы без больших затрат. Тем не менее, самым популярным способом поиска кандидатов остаются объявления. Чтобы вам не пришлось просматривать  сотни резюме, пишите понятные и  конкретные объявления о вакансиях. Это не только отсеет лишних людей, но и существенно облегчит вашу работу.

  1. Подготовка к интервью

После подбора  резюме, вам нужно сопоставить  их с описанием вакансии, чтобы  опять же отсеять лишних людей. Просмотрите  понравившиеся вам резюме еще  раз. При необходимости делайте  пометки.

Очень хорошо приготовить вопросы, которые вы хотите задать кандидатам, заранее. Задавайте  вопросы, соответствующие специфике  работы, чтобы проверить наличие  у соискателей специальных знаний.

Старайтесь  не говорить с ними о таких вещах  как раса, возраст, социальный статус, религиозные воззрения, национальность и т. д. Вы можете показаться невежливым. Уделяйте особое внимание личным качествам  кандидата, его опыту, способностям и будущим планам.

Практически все кандидаты знакомы с типичными  вопросами, которые задаются на интервью:

Почему  вы ушли с последней работы?

Почему  вам интересна эта работа?

Чем вы будете заниматься через 5 лет?

В чем  ваши сильные и слабые стороны?

Что вам  больше всего нравилось на вашей  последней работе?

А что  больше всего не нравилось?

Безусловно, они очень хорошие, но вам необходимо подумать о вопросах, к которым  кандидат не будет готов. Например, таких:

Расскажите  о вашем лучшем начальнике. Почему вы считаете его лучшим?

Расскажите  о вашем худшем начальнике. Почему вы считаете его худшим?

Что может  сделать начальник, чтобы помочь вам?

Как вы подходите  к решению проблем?

Опишите какой-нибудь конфликт на работе и как  вы разрешили его.

Что бы мог  сделать ваш предыдущий работодатель, чтобы быть более успешным?

Какие навыки вы хотели бы обрести в следующем  году?

  1. Создать подходящую для интервью атмосферу

Для проведения интервью найдите тихое, уединенное место. Выделите время, когда вас не будут отвлекать. Если вы отвлекаетесь, вы можете показаться кандидату невоспитанными. К тому же это помешает вам сосредоточиться.

Чтобы у  вас сложилось правильное впечатление  о кандидате, необходимо отсутствие всяких помех и близкий контакт. Во время интервью кандидат может  нервничать или ощущать дискомфорт. Ваша задача помочь ему чувствовать  себя свободно. Для этого вы должны встретить его, представиться, предложить чай или кофе, быть вежливым, и  в целом быть очень гостеприимным.

Хорошая атмосфера на интервью поможет вам:

  • получить более адекватную информацию о кандидате;
  • получить более естественные ответы;
  • оставить хорошее впечатление об организации;
  • привлечь большее количество перспективных сотрудников.
  1. Ясно представить задачу

Хотя все  кажется и так понятным, вам  нужно еще раз вспомнить о  целях интервью. Не вдаваясь в детали, вкратце расскажите о вакансии и  также, о том, как вы будете проводить интервью.

Будет ли оно отсеивающим?

Будет ли с кандидатом беседовать кто-то еще?

Будет ли повторное интервью?

Также скажите  кандидату о предполагаемой длительности интервью и убедитесь, что это  не повлияет на его собственные планы.

Сразу же скажите ему, что все записи в  трудовой книжке будут проверены. Также  узнайте, можно ли связаться с  его последними работодателями.

  1. Следить за ходом интервью

Вы должны использовать правильную методику и  задавать разумные вопросы, чтобы получить необходимую для принятия правильного  решения информацию. Для этого  вам необходимо следить за ходом  интервью, не отвлекаться на второстепенные вопросы.

Поглядывайте  в список приготовленных вопросов, если нужно. Не совершайте обычную для  интервьюеров ошибку: не говорите слишком  много. Больше слушайте. Постарайтесь, чтобы говорил в основном кандидат.

Узнайте как можно больше о компетентности кандидата (опыте, образовании, способностях), о его отношении к работе (энтузиазме, предпочтениях, целях), о социальных ценностях (личных качествах, характере). Будьте готовы к паузам. Короткие паузы могут предоставить дополнительную информацию о кандидате. Слишком длинные паузы могут быть странными.

  1. Слушать и делать записи

Цель — собрать информацию о кандидате, которая связана с работой. Для этого вы должны очень внимательно слушать, что он говорит. Если вы уделите все внимание собеседнику, он будет чувствовать себя более уверенно в общении с вами.

Записывайте некоторые важные моменты. Вы можете использовать такие записи при более  тщательном рассмотрении кандидатов после  интервью. Вы также можете записать вопросы, которые возникли во время  интервью.

Заранее скажите собеседнику, что вы собираетесь  делать записи. Пишите быстро и кратко, чтобы не отвлекать кандидата.

  1. Отвечать на вопросы

Позвольте кандидату задать вопросы о работе или компании. Толковые вопросы могут  дать вам большее понимание особенностей его мышления. Будьте готовы отвечать на сложные вопросы, например:

Каким образом  поощряется безупречная работа?

Какова  система ценностей и этикет компании?

Какие возможности  карьерного роста есть в компании?

Насколько стабильно положение компании на рынке?

  1. Предоставить необходимую информацию в конце интервью

Подробный рассказ о вакансии лучше оставить на конец интервью. Тогда же лучше  поговорить и о культуре компании, о взаимодействии сотрудников и  требованиях к ним. Если вы скажете  об этом раньше, это поможет кандидату  подбирать подходящие ответы на ваши вопросы.

Говорите  о компании и вакансии правду. Если есть какие-то отрицательные моменты, говорите о них. Потенциальные сотрудники должны хорошо представлять, с чем они имеют дело и что они могут ожидать от будущей работы.

Обговорите  зарплату, расписание и льготы, предоставляемые  компанией. Расскажите о следующем  этапе процесса приема на работу. Закончите, поблагодарив кандидата за его внимание к компании.

  1. Оценка кандидата

Выделите  некоторое время после интервью, чтобы собраться с мыслями  и оценить кандидата. Для этого, возможно, вам придется обратиться к записям, которые вы делали во время  интервью.

Старайтесь  не относиться к кандидату предвзято. Сосредоточьтесь на существенных для  данной вакансии требованиях. Основываясь  на прошлом опыте кандидата, оцените, насколько хорошо он подходит для  настоящей работы. Будьте готовы аргументировать  вашу оценку.

Вот три  самых важных вопроса, которые нужно  помнить, чтобы подобрать правильного  сотрудника:

  • Справится ли кандидат с работой?
  • Хочет ли он работать?
  • Насколько гибок будет кандидат, когда он начнет работать?

Подбор  лучших сотрудников может быть решающим фактором для продолжения эффективной  работы компании.

 

    1. Методы подбора кандидатов на вакантные должности

 

  1. Поиск внутри организации. Прежде чем выйти на рынок труда большинство организаций пробуют искать кандидатов в «собственном доме». Наиболее распространенными методами внутреннего поиска являются объявления о вакантном месте во внутренних средствах информации: газетах предприятия, стенных газетах, специально изданных информационных листках, а также обращение к руководителям подразделений с просьбой выдвинуть кандидатов и анализ личных дел с целью подбора сотрудников с требуемыми характеристиками. Поиск внутри организации, как правило, не требует значительных финансовых затрат, способствует укреплению авторитета руководства в глазах сотрудников. В то же время, внутренний поиск часто наталкивается на сопротивление со стороны руководителей подразделений, стремящихся «скрыть» лучших сотрудников и сохранить их «для себя». Кроме того, при поиске кандидатов внутри организации возможности выбора ограничены числом ее сотрудников, среди которых может не оказаться необходимых людей.
  2. Подбор с помощью сотрудников. Отдел человеческих ресурсов может обратиться к персоналу организации с просьбой оказать помощь и заняться неформальным поиском кандидатов среди своих родственников и знакомых. Этот метод привлекателен, во-первых, низкими издержками, а, во-вторых, достижением довольно высокой степени совместимости кандидатов с организацией за счет их тесных контактов с представителями организации. Его недостатки связаны с «не формальностью» – рядовые сотрудники не являются профессионалами в области подбора кандидатов, не всегда владеют достаточной информацией о рабочем месте, вознаграждении и т.д., часто не объективны в отношении потенциала близких им людей.
  3. Самопроявившиеся кандидаты. Практически любая организация получает письма, телефонные звонки и другие обращения от людей, занятых поисками работы. Не имея потребности в их труде в настоящий момент, организация не должна просто отказываться от их предложения – необходимо поддерживать базу данных на этих людей; из знания и квалификация могут пригодиться в дальнейшем. Поддерживание таких баз данных обходится недорого и позволяет иметь под рукой представительный резерв кандидатов.
  4. Объявления в средствах массовой информации – на телевидении, радио, в прессе. Основное преимущество данного метода подбора кадров – широкой охват населения при относительно низких издержках. Недостатки являются обратной стороной преимуществ – объявления в средствах массовой информации могут привести к огромному наплыву кандидатов, большинство из которых не будут обладать требуемыми характеристиками. Данный метод с успехом используется для подбора кандидатов массовых профессий, например, строительных рабочих для возведения нового объекта. Для привлечения специалистов объявления помещаются в специальной литературе (финансовые или бухгалтерские издания). Такая сфокусированность поиска ограничивает число потенциальных кандидатов, обеспечивает более высокий уровень их профессионализма и значительно облегчает последующий отбор.
  5. Выезд в институты и другие учебные заведения. Многие ведущие организации постоянно используют этот метод для привлечения молодых специалистов. Выезжая в учебные заведения, организация проводит презентацию компании, организуя выступления руководства, демонстрацию продукции, видеофильмов организации, отвечая на вопросы студентов и проводя собеседования с будущими выпускниками, заинтересовавшимися их организацией. Этот метод является очень результативным для привлечения определенного типа кандидатов – молодых специалистов. В то же время область применения данного метода ограничена, т.к. вряд ли кто-либо отправится искать генерального директора в институт.
  6. Государственные агентства занятости. Правительства большинства современных государств, способствуют повышению уровня занятости населения, создавая для этого специальные органы, занятые поиском работы для обратившихся за помощью граждан. В Российской Федерации такие учреждения, называемые Федеральными бюро по трудоустройству, существуют в каждом административном округе. Каждое бюро имеет базу данных. Организации, занятые поиском сотрудников, имеют доступ к этой базе данных. Использование государственных агентств дает возможность провести сфокусированный поиск кандидатов при незначительных издержках. Однако данный метод редко обеспечивает широкий охват потенциальных кандидатов.
  7. Частные агентства по подбору персонала. (рекрутинговое агентство) Подбор персонала превратился за последние 30 лет в бурно развивающуюся отрасль экономики, во многих странах, в том числе и у нас сегодня существуют сотни частных компаний, специализирующихся в этой области. Каждое агентство имеет свою базу данных, а также осуществляет специальный поиск кандидатов в соответствии с требованиями клиента. Частные агентства обеспечивают достаточно высокое качество кандидатов, их соответствие требованиям клиента и, тем самым, значительно облегчают дальнейший процесс отбора. Высокие издержки являются фактором, ограничивающим широкое применение данного метода, который используется в случаях поиска руководителей и специалистов, оказывающих значительное влияние на функционирование организации.[12]

Есть основные характеристики, когда компания решается на обращение в Агентство:

  • существуют ограничения во времени, персонал нужен срочно;
  • в компании отсутствует служба персонала, подбором вынужден заниматься руководитель компании;
  • необходим конфиденциальный поиск;
  • служба персонала не обладает достаточной информацией по кандидатам (открываются новые направления в бизнесе);
  • необходимо сэкономить время кадровых служб по обработке данных всех возможных соискателей.

Анализ  представленных выше методов подбора  кандидатов позволяет сделать простой, но исключительно важный вывод –  не существует одного оптимального метода, поэтому отдел человеческих ресурсов должен владеть всем набором приемов  для привлечения кандидатов и  использовать их в зависимости от конкретной задачи. Большинство специалистов сходятся во мнении, что для успешной организации поиска кандидатов следует  руководствоваться двумя основными  правилами:

- всегда проводить поиск кандидатов внутри организации;

- использовать, по меньшей мере, два метода привлечения кандидатов со стороны.

 

Заключение

 

Выбирая менеджера, управляющий или комиссия должны быть полностью осведомлены  обо всех выше перечиненных факторах влияющих на производительность менеджера, в современных российских условиях образование (диплом) является далеко не решающим фактором при выборе менеджера., предъявляемых к современному специалисту, в тоже время кандидат должен уметь разбираться в собственных природных задатках, способностях и желаниях, реально оценивать свой опыт и знания, кроме того, он обязательно должен иметь правильное представление о своих потенциальных организаторских способностях. Только при этих условиях его выбор будет действительно свободен и разумен.

Подбор  менеджера представляет собой единый комплекс 5-ти форм его обеспечения:

  • Научно-методической,
  • Организационной,
  • Кадровой,
  • Материально-технической,
  • Программной.

Научно-методические принципы подбора менеджера это:

  • Комплексность,
  • Объективность,
  • Непрерывность,
  • Научность.

Процесс отбора менеджера состоит из нескольких этапов:

  • Определения требований к кандидату,
  • Привлечения кандидатов,
  • Отбор кандидатов,
  • Приём на работу.

Каждый, из которых предполагает использование специальных методов.

Успех отбора в равной степени зависит от эффективности  организации в реализации каждого его этапа в отдельности и способности управлять им как единым процессом.

Менеджеры — это гарантия успеха компании. Это сокровище, которое нужно  усердно искать и всячески оберегать.

 

Приложение 1

 

Важнейшие элементы отношений между  руководителем-менеджером и подчиненными

Особенности поведения руководителя

Автократ

Демократ

Обратные связи (подчиненные стремятся  побыстрее узнать оценку своей работы от руководителя, который обязан вовремя и точно сделать это)

Применяет критику

Применяет похвалу

Определенная доля свободы (опираясь на глубокое изучение характера своих  подчиненных, руководитель решает, какому работнику дать свободу действий, а какой должен делать то, что  приказано)

Дает приказы и указания

Определяет цели

Отношение к работе (руководитель, трезво оценивающий роль работы в  жизни людей, не преувеличивая и  преуменьшая ее, помогает своим подчиненным  четко определить место работы в  их жизни

Рассматривает усилия подчиненных  как нечто само собой разумеющееся

Хвалит за усилия и полученные результаты

Ориентация на результаты работы (хороший  руководитель знает, как правильно  оценить трудовые достижения подчиненного, принимая во внимание как сам результат, так и элемент трудового соревнования в процессе труда)

Делает упор на сроки выполнения работы (“Это должно быть сделано до утра”)

Делает упор на поощрение (“Будет настоящим подвигом, если вам удастся  сделать это до утра”)

Повышение (лучший путь сделать карьеру  – хорошо выполнять свои повседневные обязанности). Хороший руководитель легкими намеками укажет на эту возможность  тем, кто имеет на это шансы

Главное для него – подчиненный  должен все время быть на своем  рабочем месте

Стимулирует повышение эффективности  и качества труда подчиненного

Личное поведение (отношения между  руководителем и подчиненными должны опираться на взаимность, но руководитель обязан относиться с предельным интересом  и уважением ко всем подчиненным  не сугубо официальные, но и не чисто  приятельские)

Манера поведения – сугубо официальная

Манера поведения – держит себя дружески

Информация о работе Оценка качеств и профессиональный отбор менеджеров