Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:30, курсовая работа
Целями курсовой работы по дисциплине «Менеджмент» являются:
- совершенствование знаний студентами в области управления,
- приобретение навыков эффективного применения их на практике,
- развитие и закрепление способностей к самостоятельной работе и подготовка к выполнению квалификационной работы
- приобретение навыков постановки целей и формулирования задач, связанные с реализацией профессиональных функций; навыки управления рисками в процессе производства и безопасностью в чрезвычайных ситуациях, а также кооперирования с коллегами и работы в коллективе; способность находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований
Введение 4
1. Менеджер. 5
1.1. Понятие менеджмента. 5
1.2. Менеджер и требования, предъявляемые к нему 6
1.3. Личностные требования к менеджерам. 7
1.4. Проблема безопасности при отборе кадров 2
1.5. Проверка рекомендаций 17
2. Топ-менеджеры на современном рынке. 19
2.1. Дефицит квалифицированных руководителей 2
2.2. Москва и регионы: миграция руководителей 20
2.3. Тенденции в области оплаты труда руководителей 2
2.4. Бонусы 2
2.5. Материальная мотивация 2
3. Подбор менеджера. 24
3.1. Десять правил 2
3.2. Методы подбора кандидатов на вакантные должности. 28
Заключение 22
Приложение 34
Список литератутры 35
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию
Костромской государственный технологический университет
Курсовая работа
по дисциплине «Менеджмент»
на тему: «Оценка качеств и профессиональный отбор менеджеров»
Исполнитель___________________
Консультант___________________
Кострома 2013г.
Содержание
Введение 4
1. Менеджер. 5
1.1. Понятие менеджмента. 5
1.2. Менеджер и требования, предъявляемые к нему 6
1.3. Личностные требования к менеджерам. 7
1.4. Проблема безопасности при отборе кадров 2
1.5. Проверка рекомендаций 17
2. Топ-менеджеры на современном рынке. 19
2.1. Дефицит квалифицированных руководителей 2
2.2. Москва и регионы: миграция руководителей 20
2.3. Тенденции в области оплаты труда руководителей 2
2.4. Бонусы 2
2.5. Материальная мотивация 2
3. Подбор менеджера. 24
3.1. Десять правил 2
3.2. Методы подбора кандидатов на вакантные должности. 28
Заключение 22
Приложение 34
Список литератутры 35
Аннотация
Курсовая работа по теме: “Оценка качеств и профессиональный отбор менеджеров” по дисциплине «Менеджмент»; объёмом 35 стр., содержит 1 таблицу; количество используемых литературных источников-13; ключевыми словами являются: менеджер, менеджмент, управленческая деятельность, руководитель, директор, топ-менеджер.
Целями курсовой работы по дисциплине «Менеджмент» являются:
- совершенствование знаний студентами в области управления,
- приобретение навыков эффективного применения их на практике,
- развитие и закрепление способностей к самостоятельной работе и подготовка к выполнению квалификационной работы
- приобретение навыков постановки целей и формулирования задач, связанные с реализацией профессиональных функций; навыки управления рисками в процессе производства и безопасностью в чрезвычайных ситуациях, а также кооперирования с коллегами и работы в коллективе; способность находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований.
Введение
С развитием рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” – это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.
Целью этой работы является: раскрытие основных функций менеджера, оценка его профессиональным и личных качеств, профессиональный отбор менеджеров.
Прежде чем говорить о менеджере и его профессиональном отборе, надо ввести понятие “менеджмента”. Этот термин произошел от американского management – управление. Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.[13]
Если немного раскрыть определение “менеджмента”, то мы увидим, что в него входит:
В некотором смысле основная функция менеджмента – это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных – менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме.
Но чтобы достичь высокого уровня в управлении надо четко знать свои функции и что под ними подразумевается. Об этом, т.е. о функциях менеджера и пойдет речь в этой курсовой работе.
Термин “менеджер” имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:
К менеджеру любого уровня предъявляются высокие требования. Можно выделить несколько ролей, в которых выступает менеджер:
Менеджер-дипломат.
Среди навыков и умений менеджера – способность ведения переговоров выступает как значимое свойство. Сейчас менеджеры высшего звена тратят большую часть своего времени на установление контактов.
Менеджер-инноватор.
Производительность труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать старое оборудование.
Менеджер-управляющий.
От него в частности требуется:
Так как
принятие управленческого решения
– это сложный процесс, я бы
хотел рассмотреть его
Личность менеджера можно разделить на 3 составляющих:
Биографические характеристики (возраст, социально-экономический статус, образование).
Способности (Общие способности – интеллект, специфические способности – знание, компетентность, умение).
Черты личности (Доминантность, уверенность в себе, креативность, стремление к достижению цели, ответственность, общительность, коммуникабельность).
Кроме руководителя может быть еще и лидер – человек, обладающий авторитетом, который выдвигается из среды окружающих его людей.[1]
Стиль руководства – совокупность наиболее характерных способов, приемов, правил, применяемых руководителем в процессе выполнения управленческих функций, а также психологических особенностей взаимодействия руководителя со своими подчиненными. Пример можно проиллюстрировать на управленческой решетке.
На сегодняшний день полный перечень необходимых и достаточных качеств менеджера очень обширен. К хорошо изученным специальным знаниям, деловым и нравственно-этическим качествам следует добавить специфические личностные качества, характеризующие организаторские способности.
Организаторские способности определяются психофизиологическими свойствами личности и чертами характера. Всего насчитывается около двух тысяч терминов, которыми в научной, художественной литературе и в обычной речи описывают человека и его свойства, его поведение.
Выделим из них наиболее характерные свойства менеджера и отсеем второстепенные, опираясь на представления о сущности и содержании труда менеджера, в котором на передний план выходит межличностное общение. Свойства личности, которые обеспечивают адекватное общение и эффективную регуляцию совместной деятельности, относятся к профессиональным качествам менеджера.
В группировку качеств, относящихся к "организаторским способностям", включаются: адаптационная мобильность, стрессоустойчивость, контактность, доминантность, социально-адекватный тип общения. Эти качества, следуя методологии изучения личности в психологии, можно назвать частными организаторскими способностями.
Все они имеют сложную структуру, перекрываются друг другом и некоторыми другими качествами личности, которые также необходимы талантливому менеджеру. Опишем их смысловое содержание. (Приложение 1)
Адаптационная мобильность — группировка качеств, составленная из "внутренних" психофизиологических свойств личности и "внешних" социально-психологических качеств, связанных с поведением человека в структуре межличностных и организационно-управленческих отношений в коллективе. К ним относятся: склонность к творческим формам деятельности, стремление учить других; стремление к непрерывным качественным изменениям в организации и содержании собственной деятельности в условиях, средствах и методах труда; стремление к непрерывному пополнению и углублению знаний; способность противостоять дестабилизирующему влиянию негативного поведения; стремление к обоснованному риску; низкие психологические барьеры на пути к нововведениям; стремление к расширению круга своих полномочий ("деловой экспансионизм"), инициативность, нетерпимость ко всему косному, консервативному, предприимчивость и т. д.
Нетрудно
убедиться, что перечисленные качества,
названные адаптационной
Контактность — способность к установлению социальных контактов. В эту группировку входят такие социально-психологические качества, как коммуникабельность, общительность, экстравертность (т.е. обращенность во вне, "открытый" характер, непереносимость одиночества), интерес к людям и стремление больше знать о них и о состоянии их дел, высокий уровень притязаний в сфере межличностных отношений, честолюбивое стремление к возвышению самооценки, способность располагать людей к себе, социальная контролируемость (способность видеть себя со стороны, глазами другого человека), умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника, способность выслушивать, понимать и убеждать людей и пр.
Стрессоустойчивость — это такое качество личности, которое объединяет интеллектуальную, волевую и эмоциональную устойчивость к внешним воздействиям.
От менеджера часто ждут немедленных решений в остром споре на деловых совещаниях, когда работать приходится в условиях дефицита времени и недостатка информации, на фоне личных и производственных конфликтов, быть все время на глазах других людей. Борьба мнений и самолюбии обязательно сопровождает каждое действительно демократическое обсуждение проблем, принятие коллективных решений, и сохранять в этих условиях самообладание и трезвость мышления могут немногие. Стрессоустойчивость — это качество, которое можно улучшить тренировкой, привычкой к повседневному напряженному творческому труду. Однако если нет ни соответствующих задатков, ни подходящих условий, ни времени для формирования такого качества, издерганный руководитель приносит ущерб себе, подчиненным и бизнесу.
Доминантность — в общепринятой интерпретации это властность, честолюбие, стремление к личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах и любой ценой, готовность к бескомпромиссной борьбе за свои права, пренебрежение социальными условиями, расходящимися со здравым смыслом законодательными установлениями, игнорирование авторитетов, стремление к самоуправлению, высокая самооценка, завышенный уровень притязаний, смелость, сильная воля.
Социально-адекватный тип общения. Как сказано выше, по тому, как люди общаются между собой, их можно разделить на три категории: агрессивный, слабовольный и социально-адекватный. Между типами общения и стилями руководства существует прямая зависимость. Слабовольному типу общения соответствует либерально-отстраняющийся, агрессивному — автократический, социально-адекватному — демократический стиль руководства. Следовательно, наблюдая за поведением человека в его повседневных контактах с другими людьми, можно оценить присущий ему
Информация о работе Оценка качеств и профессиональный отбор менеджеров