Оценка качеств и профессиональный отбор менеджеров

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 11:30, курсовая работа

Описание работы

Целями курсовой работы по дисциплине «Менеджмент» являются:
- совершенствование знаний студентами в области управления,
- приобретение навыков эффективного применения их на практике,
- развитие и закрепление способностей к самостоятельной работе и подготовка к выполнению квалификационной работы
- приобретение навыков постановки целей и формулирования задач, связанные с реализацией профессиональных функций; навыки управления рисками в процессе производства и безопасностью в чрезвычайных ситуациях, а также кооперирования с коллегами и работы в коллективе; способность находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований

Содержание

Введение 4
1. Менеджер. 5
1.1. Понятие менеджмента. 5
1.2. Менеджер и требования, предъявляемые к нему 6
1.3. Личностные требования к менеджерам. 7
1.4. Проблема безопасности при отборе кадров 2
1.5. Проверка рекомендаций 17
2. Топ-менеджеры на современном рынке. 19
2.1. Дефицит квалифицированных руководителей 2
2.2. Москва и регионы: миграция руководителей 20
2.3. Тенденции в области оплаты труда руководителей 2
2.4. Бонусы 2
2.5. Материальная мотивация 2
3. Подбор менеджера. 24
3.1. Десять правил 2
3.2. Методы подбора кандидатов на вакантные должности. 28
Заключение 22
Приложение 34
Список литератутры 35

Работа содержит 1 файл

Курсач по менеджменту (мой).docx

— 73.24 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Костромской государственный технологический университет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по  дисциплине «Менеджмент»

на тему: «Оценка качеств и профессиональный отбор менеджеров»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель___________________                      Мамонов Андрей 10-ТБ-3«б»

                                                     (подпись)                                                                   (ф. и. о., группа)                            

 

Консультант___________________                       _Рулева В.В.

                                                     (подпись)                                                                        (ф. и. о.)                            

 

 

 

 

 

 

 

 

Кострома  2013г.

 

Содержание

 

Введение 4

1. Менеджер. 5

1.1. Понятие менеджмента. 5

1.2. Менеджер и требования, предъявляемые к нему 6

1.3. Личностные требования к менеджерам. 7

1.4. Проблема безопасности при отборе кадров 2

1.5. Проверка рекомендаций 17

2. Топ-менеджеры на современном рынке. 19

2.1. Дефицит квалифицированных руководителей 2

2.2. Москва и регионы: миграция руководителей 20

2.3. Тенденции в области оплаты труда руководителей 2

2.4. Бонусы 2

2.5. Материальная мотивация 2

3. Подбор менеджера. 24

3.1. Десять правил 2

3.2. Методы подбора кандидатов на вакантные должности. 28

Заключение 22

Приложение 34

Список литератутры 35

 

Аннотация

 

Курсовая  работа по теме: “Оценка качеств и профессиональный отбор менеджеров” по дисциплине «Менеджмент»; объёмом 35 стр., содержит 1 таблицу; количество используемых литературных источников-13; ключевыми словами являются: менеджер, менеджмент, управленческая деятельность, руководитель, директор, топ-менеджер.

Целями курсовой работы по дисциплине «Менеджмент» являются:

- совершенствование знаний студентами в области управления,

- приобретение навыков эффективного применения их на практике,

- развитие и закрепление способностей к самостоятельной работе и подготовка к выполнению квалификационной работы

- приобретение навыков постановки целей и формулирования задач, связанные с реализацией профессиональных функций; навыки управления рисками в процессе производства и безопасностью в чрезвычайных ситуациях, а также кооперирования с коллегами и работы в коллективе; способность находить и принимать управленческие решения в условиях противоречивых требований.

 

Введение

 

С развитием  рыночной экономики, в частности в нашей стране, термины “менеджмент” и “менеджер”, быстро и прочно вошли в нашу жизнь и в наш словарный обиход, заменив такие термины, как “управление”, “управленческая деятельность”, “руководитель”, “директор”. Хотя все эти слова являются синонимами по отношению друг к другу, термин “управление” имеет более широкий смысл. Вообще, “управление” – это воздействие управляющей системы (субъекта управления) на управляемую систему (объект управления) с целью перевода управляемой системы в требуемое состояние. В частности, в роли субъекта управления выступает менеджер.

Целью этой работы является: раскрытие основных функций менеджера, оценка его профессиональным и личных качеств, профессиональный отбор менеджеров.

 

 

  1. Менеджер

 

    1. Понятие менеджмента

 

Прежде  чем говорить о менеджере и  его профессиональном отборе, надо ввести понятие “менеджмента”. Этот термин произошел от американского management – управление. Менеджмент – это самостоятельный вид профессиональной деятельности, направленный на достижение в ходе любой хозяйственной деятельности фирмы, действующей в рыночных условиях, определенных намеченных целей путем рационального использования материальных и трудовых ресурсов с применением принципов, функций и методов экономического механизма менеджмента.[13]

Если немного  раскрыть определение “менеджмента”, то мы увидим, что в него входит:

  • изучение рынка (спроса, потребления), т. е. маркетинг и прогнозирование;
  • производство продукции с минимальными затратами и реализация ее с максимальной прибылью;
  • управление персоналом, следовательно, знание социологии, психологии, а также анализ информации и разработка программ для достижения поставленной цели.[3]

В некотором  смысле основная функция менеджмента – это умение достигать поставленных целей. В мелких фирмах эту роль выполняет сам директор, а в крупных – менеджер (организатор, управляющий, руководитель). С одной стороны, в связи с многоуровневой системой управления директор не может довести свои решения сам и контролировать их выполнение на более низких ступенях, к тому же, у него много других дел, более глобальных задач и проблем. С другой стороны, профессиональный менеджер решит многие проблемы зачастую лучше директора. Так что менеджер порой является важнейшим человеком на фирме.

Но чтобы  достичь высокого уровня в управлении надо четко знать свои функции и что под ними подразумевается. Об этом, т.е. о функциях менеджера и пойдет речь в этой курсовой работе.

 

    1. Менеджер и требования, предъявляемые к нему[8]

 

Термин  “менеджер” имеет довольно широкое распространение и употребляется применительно к:

  • организатору конкретных видов работ в рамках отдельных подразделений или программно-целевых групп;
  • руководителю предприятия в целом или его подразделений (управлений, отделений, отделов);
  • руководителю по отношению к подчиненным;
  • администратору любого уровня управления, организующего работу, руководствуясь современными методами и др.

К менеджеру  любого уровня предъявляются высокие  требования. Можно выделить несколько  ролей, в которых выступает менеджер:

Менеджер-дипломат.

Среди навыков  и умений менеджера – способность  ведения переговоров выступает  как значимое свойство. Сейчас менеджеры  высшего звена тратят большую  часть своего времени на установление контактов.

Менеджер-инноватор.

Производительность  труда гораздо проще повысить на базе новой техники и технологий, чем постоянно ремонтировать  старое оборудование.

Менеджер-управляющий.

От него в частности требуется:

  • наличие общих знаний в области управления предприятием;
  • компетентность в вопросе технологии производства в той отрасли производства, к которой относится фирма по виду и характеру своей деятельности;
  • владение не только навыками администрирования, но и предпринимательства, умение владеть ситуацией на рынках, проявлять инициативу и активно перераспределять ресурсы фирмы в наиболее выгодных сферах применения;
  • принятие обоснованных и компетентных решений на основе согласования с нижестоящими руководителями и работниками и распределение участия каждого в их исполнении.

Так как  принятие управленческого решения  – это сложный процесс, я бы хотел рассмотреть его поподробней.

 

    1. Личностные требования к менеджерам[8]

 

Личность  менеджера можно разделить на 3 составляющих:

Биографические характеристики (возраст, социально-экономический статус, образование).

Способности (Общие способности – интеллект, специфические способности – знание, компетентность, умение).

Черты личности (Доминантность, уверенность в себе, креативность, стремление к достижению цели, ответственность, общительность, коммуникабельность).

Кроме руководителя может быть еще и лидер –  человек, обладающий авторитетом, который  выдвигается из среды окружающих его людей.[1]

Стиль руководства  – совокупность наиболее характерных  способов, приемов, правил, применяемых  руководителем в процессе выполнения управленческих функций, а также  психологических особенностей взаимодействия руководителя со своими подчиненными. Пример можно проиллюстрировать  на управленческой решетке.

На сегодняшний  день полный перечень необходимых и  достаточных качеств менеджера очень обширен. К хорошо изученным специальным знаниям, деловым и нравственно-этическим качествам следует добавить специфические личностные качества, характеризующие организаторские способности.

Организаторские способности определяются психофизиологическими  свойствами личности и чертами характера. Всего насчитывается около двух тысяч терминов, которыми в научной, художественной литературе и в обычной речи описывают человека и его свойства, его поведение.

Выделим из них наиболее характерные свойства менеджера и отсеем второстепенные, опираясь на представления о сущности и содержании труда менеджера, в котором на передний план выходит межличностное общение. Свойства личности, которые обеспечивают адекватное общение и эффективную регуляцию совместной деятельности, относятся к профессиональным качествам менеджера.

В группировку  качеств, относящихся к "организаторским  способностям", включаются: адаптационная  мобильность, стрессоустойчивость, контактность, доминантность, социально-адекватный тип общения. Эти качества, следуя методологии изучения личности в психологии, можно назвать частными организаторскими способностями.

Все они  имеют сложную структуру, перекрываются  друг другом и некоторыми другими  качествами личности, которые также  необходимы талантливому менеджеру. Опишем их смысловое содержание. (Приложение 1)

Адаптационная мобильность — группировка качеств, составленная из "внутренних" психофизиологических свойств личности и "внешних" социально-психологических качеств, связанных с поведением человека в структуре межличностных и организационно-управленческих отношений в коллективе. К ним относятся: склонность к творческим формам деятельности, стремление учить других; стремление к непрерывным качественным изменениям в организации и содержании собственной деятельности в условиях, средствах и методах труда; стремление к непрерывному пополнению и углублению знаний; способность противостоять дестабилизирующему влиянию негативного поведения; стремление к обоснованному риску; низкие психологические барьеры на пути к нововведениям; стремление к расширению круга своих полномочий ("деловой экспансионизм"), инициативность, нетерпимость ко всему косному, консервативному, предприимчивость и т. д.

Нетрудно  убедиться, что перечисленные качества, названные адаптационной мобильностью, приобретают в нынешних условиях переходного периода наибольшее значение. Менеджеры, не отличающиеся высокой адаптационной мобильностью, сознательно или несознательно начинают противиться новым рыночным отношениям.

Контактность — способность к установлению социальных контактов. В эту группировку входят такие социально-психологические качества, как коммуникабельность, общительность, экстравертность (т.е. обращенность во вне, "открытый" характер, непереносимость одиночества), интерес к людям и стремление больше знать о них и о состоянии их дел, высокий уровень притязаний в сфере межличностных отношений, честолюбивое стремление к возвышению самооценки, способность располагать людей к себе, социальная контролируемость (способность видеть себя со стороны, глазами другого человека), умение взглянуть на конфликтную ситуацию глазами собеседника, способность выслушивать, понимать и убеждать людей и пр.

Стрессоустойчивость — это такое качество личности, которое объединяет интеллектуальную, волевую и эмоциональную устойчивость к внешним воздействиям.

От менеджера  часто ждут немедленных решений  в остром споре на деловых совещаниях, когда работать приходится в условиях дефицита времени и недостатка информации, на фоне личных и производственных конфликтов, быть все время на глазах других людей. Борьба мнений и самолюбии обязательно сопровождает каждое действительно демократическое обсуждение проблем, принятие коллективных решений, и сохранять в этих условиях самообладание и трезвость мышления могут немногие. Стрессоустойчивость — это качество, которое можно улучшить тренировкой, привычкой к повседневному напряженному творческому труду. Однако если нет ни соответствующих задатков, ни подходящих условий, ни времени для формирования такого качества, издерганный руководитель приносит ущерб себе, подчиненным и бизнесу.

Доминантность — в общепринятой интерпретации это властность, честолюбие, стремление к личной независимости, к лидерству в любых обстоятельствах и любой ценой, готовность к бескомпромиссной борьбе за свои права, пренебрежение социальными условиями, расходящимися со здравым смыслом законодательными установлениями, игнорирование авторитетов, стремление к самоуправлению, высокая самооценка, завышенный уровень притязаний, смелость, сильная воля.

Социально-адекватный тип общения. Как сказано выше, по тому, как люди общаются между собой, их можно разделить на три категории: агрессивный, слабовольный и социально-адекватный. Между типами общения и стилями руководства существует прямая зависимость. Слабовольному типу общения соответствует либерально-отстраняющийся, агрессивному — автократический, социально-адекватному — демократический стиль руководства. Следовательно, наблюдая за поведением человека в его повседневных контактах с другими людьми, можно оценить присущий ему

Информация о работе Оценка качеств и профессиональный отбор менеджеров