Оценка эффективности управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:12, курсовая работа

Описание работы

Сегодня в нашей стране мало адаптированных к российской реальности трудов по изучаемой дисциплине, которые бы в должной мере отвечали потребностям трансформируемой экономики.
Актуальность темы данной курсовой работы определяется фундаментальными преобразованиями во всех сферах общественной жизни России и необходимостью коренного переосмысления роли управленческих структур всех уровней в современном обществе.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ (ПОНЯТИЕ, РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ И ВИДЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ) 6
1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ» 6
1.2 КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ 9
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ 11
2.1 ЭТАПЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11
2.2 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ 13
2.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ. МОНИТОРИНГ 14
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 18
3.1 ОЦЕНКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 18
3.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИТИКИ И ПРОГРАММ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Работа содержит 1 файл

курсовая.docx

— 142.65 Кб (Скачать)

1.  Качество законодательной и нормативно-правовой базы в области государственного устройства.

2. Система планирования и принятия государственных решений в центральных органах власти.

3.    Механизм ответственности и подотчетности органов власти.

4.    Открытость и прозрачность бюджетной и финансовой политики.

5. Профессионализм руководителей и служащих государственных органов.

6.  Использование современных технологий на основе собственного и зарубежного опыта.

7.  Система управления изменениями (реформами и новинками) на уровне государственной политики, программ и проектов.

Во многих странах, в том  числе и в России, уже имеется  опыт использования средств и  методов повышения качества работы государственных и местных органов  власти. Это система тотального управления качеством, Q-Mark, использование системы  международных стандартов ISO-9000 и  т.д. Во многих случаях вопрос повышения  качества работы является приоритетным для государственных органов, так  как это позволяет решить несколько  задач:

- снизить издержки;

- повысить удовлетворенность населения;

- рационализировать рабочие процессы.

Основными источниками качества в государственном секторе являются:

- жесткие факторы: структуры и материальные средства;

- мягкие факторы: процессы и процедуры;

- человеческий фактор: персонал организации.

3.2 Оценка эффективности  государственных политики и программ

 

Постоянные и динамические изменения во внутренней и международной  политической жизни, а также появления  новых потребностей у населения  оказывает существенное влияние  на государственную политику и приводит её к модернизации, имеющей радикальный  или эволюционный характер. Речь идет о необходимости овладения искусством управления изменениями и использование  инноваций в деятельности государственных  организаций, что имеет самое  непосредственное отношения к повышению  инновационного потенциала государства.9

В любой государственной  организации должен быть механизм, который принято называть «инновационным мультипликатором» (умножитель инноваций), представляющий систему инструментов и условий создания, распространения  инноваций.

Можно выделить основные факторы, определяющие сущность и характер изменений  в государственной политике, к  которым относят:

•особенности государственных  институтов и культур;

- стратегию и приоритеты государственной политики;

- систему управления государственной службой;

- механизм коммуникации органов власти.

Оценка результатов государственной  политики – это совокупность механизмов и методов по изучению и измерению  фактических результатов государственной  политики или программ, которые завершены  или находятся в стадии реализации, для их совершенствования.

Главная цель оценки – собрать  данные и провести анализ информации о конечных или промежуточных  результатах.

Можно определить несколько  принципов, соблюдение которых позволяет  улучшить реализацию государственной  политики и программ:

1.   Уменьшение уровней управления и упрощение организационных структур;

2. Создание эффективного механизма координации и тесное сотрудничество между участниками реализации политики;

3. Предоставление определенной степени самостоятельности и автономии исполнителями;

4.   Систематическая оценка результатов работы и совершенствования механизма подотчетности;

5. Использование современных управленческих технологий и информационно-аналитических систем.

Государственная политика имеет  несколько типов оценок:

1) оценка процесса реализации;

2) оценка результатов;

3) оценка последствий;

4) оценка экономической эффективности.

Программная оценка имеет  несколько определений:

1. Систематический сбор информации о деятельности, характеристиках, и результатах программы с целью принятия обоснованных решений о ее эффективности.

2.   Процесс аккуратного сбора информации о программе или отдельных аспектах программы с целью принятия необходимых программных решений.

3.   Системный путь к улучшению программы или проекта и представления информации о его результатах широкой публике, который предполагает использование процедур, следующих стандартам полезности.

Оценка результатов политики предполагает изучение того, в какой  степени были выполнены поставленные задачи и цели, удалось ли полностью  осуществить запланированные мероприятия  и достичь соответствующих показателей. Оценка последствий программы является наиболее сложным типом оценки, хотя ее все чаще используют, особенно при  изучении последствий экономического регулирования. Оценка экономической  эффективности проводится на основании  двух методов: издержки – выгоды; издержки – эффективность.

После проведения оценки и  представления ее результатов руководителю возможно принятие различных решений, влияющих на судьбу программы или  данной политики. Обычно имеется несколько  вариантов: продолжение программы, успешное завершение программы, модификация  программы, прекращение программы  при ее неудаче.

В настоящее время во многих странах основное внимание уделяют  нескольким важным аспектам оценки государственной  политики:

- взаимосвязь оценки с проведением аудита и разработкой бюджета государственных организаций;

-  влияние оценки на процесс самообучения персонала организации;

- воздействие оценки на разработку межведомственных программ и проектов и систему управления ими;

- влияние оценки механизмов, методов и средств, используемых в государственной политике, на их выбор в будущем;

- связь оценки с эффективностью и результатами выполнения программ в государственном секторе;

-  влияние оценки на внедрение новых управленческих технологий10.

Одним из эффективных средств  обучения на лучших примерах и образцах является метод бенчмаркинга, который  активно пропагандируется и используется на практике в частных и государственных  структурах. Существует общепринятое определения: бенчмаркинг – это  процесс измерения и сравнения  продуктов, услуг и практики работы с лучшими конкурирующими или  однородными организациями, фирмами, являющимися общепринятыми мировыми лидерами.

Сейчас особое внимание уделяется  проблемам повышения качества и  эффективности работы органов государственной  власти, оказывающих услуги населению. Это связывают с ростом спроса на различные услуги, увеличением  их объема и стоимости, что вызывает необходимость в дополнительных финансовых расходах, покрываемых в  основном за счет налогов с населения. Работать приходится в условиях ограниченности государственных ресурсов и постоянного  дефицита государственного бюджета, поэтому  так важно повышать инновационный  потенциал государственного управления, в том числе за счет разнообразных  федеральных, региональных и муниципальных  программ.

В мире накоплен положительный  опыт повышения эффективности государственной  политики в ряде социально-ориентированных  областей.

Охрана окружающей среды. Для того чтобы получать максимальный эффект, государству следует вмешиваться  избирательно. Отказ от вносящих искажение  субсидий дает три выгоды: снижается  деградация окружающей среды, достигается  большее равенство, и экономятся бюджетные средства. Эффективные  “зеленые” налоги способствуют использованию  более “чистых” энергоносителей. Полезным для окружающей среды и роста  может стать переход от налогов  на доход к налогам на потребление. Прогрессивные налоги на потребление  обеспечивают равенство и, поощряя  сбережения, способствуют экономическому росту. В мировой практике распространено применение специализированной экологической  оценки (экспертизы) при принятии государственных  решений.

Одна из основных дилемм при оценке государственных программ и политики заключается в том, что они в демократическом  государстве должны отвечать двум основным критериям: быть экономически эффективными и обеспечивать справедливое распределение  государственных средств, что часто  ведет к конфликтной ситуации, особенно когда происходит выбор  приоритетов на основе различных  ценностей и интересов. Вследствие этого возникают трудности, как  политического, так и технического характера, что значительно усложняет  процедуру оценочных исследований, а часто отказ от их проведения.

Оценка политики эффективна лишь в том случае, если она основывается на правильно проведенных оценочных  исследованиях, представляющих совокупность научных методов сбора и систематизации информации, а также её анализ.11

Главные инструменты и  средства, используемые при проведении оценочных исследований, можно условно  разделить на две основные группы.

1. Научные методы оценки.

Методы анализа:

-  модели анализа «выгоды – издержки», «выгоды – эффективность», «выгоды – результаты»;

- моделирование и разработка сценариев (имитация) социальных процессов;

-   анализ и оценка в проведении пилотных проектов и экспериментов;

-   анализ социальных индикаторов и статистических данных;

-   сравнительный анализ;

-   исследование конкретных примеров и ситуаций (кейсов).

Методы сбора данных:

-  открытое и скрытое наблюдение;

-  проведение социологических исследований;

-  анкетирование;

-  интервьюирование;

-  обсуждение в фокус-группе;

-  контент-анализ;

-  консультирование и оценка экспертов (метод Дельфи).

2. Традиционные (общественные) формы оценки:

-  межведомственные заседания по оценке возможных результатов;

-  консультации с заинтересованными сторонами;

-  парламентские слушания;

-  отчеты государственных руководителей;

-  контрольные комиссии и инспекции;

-  государственный аудит;

-  разработки и анализ бюджета;

-  оценка со стороны профессиональных ассоциаций, СМИ и др.

Особое внимание в настоящий  момент уделяется такому эффективному инструменту, как анализ влияния  – относительно новому правлению, активно  разрабатываемому в последнее время  и широко используемому в работе государственных структур, особенно федеральных министерств и ведомств, занятых разработкой общественной политики и целевых программ. Под  термином «влияние» понимается целенаправленное воздействие на различные сферы  общественной жизни со стороны государственно-административных структур в процессе выполнения политики/программы.

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом оценка эффективности  управления является важным элементом  разработки проектных и плановых решений, позволяющим определить уровень  прогрессивности действующей структуры, разрабатываемых проектов ли плановых мероприятий, и проводится с целью  выбора наиболее рационального варианта структуры или способа её совершенствования. Эффективность организационной  структуры должна оцениваться на стадии проектирования, при анализе  структур управления действующих организаций  для планирования и осуществления  мероприятий по совершенствованию  управления.

В ходе написания данной курсовой работы были исследована и  проанализирована процедура оценки эффективности управления.

Основываясь на материалах, собранных в ходе исследования данной темы, в соответствии с целью и  задачами данной курсовой работы можно  сделать следующие выводы:

1. Эффективность управления  представляет собой результативность  деятельности конкретной управляющей  системы, которая отражается в  различных показателях как объекта  управления, так и собственно  управленческой деятельности (субъекта  управления), причем эти показатели  имеют как количественные характеристики, так и качественные.

2. Оценка эффективности управления в организации помогает понять сильные стороны и недостатки, соответствие изначальному плану, приводит ли деятельность к достижению запланированных результатов и какие изменения необходимо внести в процесс функционирование организации, чтобы сделать её более эффективной.

Информация, полученная в  ходе оценки, позволяет принимать  взвешенные, обоснованные решения об организационном развитии. Оценка может  быть полезной на различных стадиях  функционировании организации.

3. Для оценки существует 3 подхода, выбор которых зависит от обстоятельств. Это целевой подход, системный подход, многопараметрический подход и модель конкурирующих оценок.

4. Комплексный набор критериев  эффективности системы управления  формируется с учётом двух  направлений оценки её функционирования:

- по степени соответствия  достигаемых результатов установленным  целям производственно-хозяйственной  организации;

- по степени соответствия  процесса функционирования системы  объективным требованиям к его  содержанию организации и результатам.

Критерием эффективности  при сравнении различных вариантов  организационной структуры служит возможность наиболее полного и  устойчивого достижения конечных целей  системы управления при относительно меньших затратах на её функционирование.

Информация о работе Оценка эффективности управления предприятием