Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:12, курсовая работа
Сегодня в нашей стране мало адаптированных к российской реальности трудов по изучаемой дисциплине, которые бы в должной мере отвечали потребностям трансформируемой экономики.
Актуальность темы данной курсовой работы определяется фундаментальными преобразованиями во всех сферах общественной жизни России и необходимостью коренного переосмысления роли управленческих структур всех уровней в современном обществе.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ (ПОНЯТИЕ, РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ И ВИДЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ) 6
1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ» 6
1.2 КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ 9
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ 11
2.1 ЭТАПЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11
2.2 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ 13
2.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ. МОНИТОРИНГ 14
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 18
3.1 ОЦЕНКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 18
3.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИТИКИ И ПРОГРАММ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
1. Качество законодательной и нормативно-правовой базы в области государственного устройства.
2. Система планирования и принятия государственных решений в центральных органах власти.
3. Механизм ответственности и подотчетности органов власти.
4. Открытость и прозрачность бюджетной и финансовой политики.
5. Профессионализм руководителей и служащих государственных органов.
6. Использование современных технологий на основе собственного и зарубежного опыта.
7. Система управления изменениями (реформами и новинками) на уровне государственной политики, программ и проектов.
Во многих странах, в том
числе и в России, уже имеется
опыт использования средств и
методов повышения качества работы
государственных и местных
- снизить издержки;
- повысить удовлетворенность населения;
- рационализировать рабочие процессы.
Основными источниками качества
в государственном секторе
- жесткие факторы: структуры и материальные средства;
- мягкие факторы: процессы и процедуры;
- человеческий фактор: персонал организации.
Постоянные и динамические
изменения во внутренней и международной
политической жизни, а также появления
новых потребностей у населения
оказывает существенное влияние
на государственную политику и приводит
её к модернизации, имеющей радикальный
или эволюционный характер. Речь идет
о необходимости овладения
В любой государственной организации должен быть механизм, который принято называть «инновационным мультипликатором» (умножитель инноваций), представляющий систему инструментов и условий создания, распространения инноваций.
Можно выделить основные факторы, определяющие сущность и характер изменений в государственной политике, к которым относят:
•особенности государственных институтов и культур;
- стратегию и приоритеты государственной политики;
- систему управления государственной службой;
- механизм коммуникации органов власти.
Оценка результатов
Главная цель оценки – собрать данные и провести анализ информации о конечных или промежуточных результатах.
Можно определить несколько принципов, соблюдение которых позволяет улучшить реализацию государственной политики и программ:
1. Уменьшение уровней управления и упрощение организационных структур;
2. Создание эффективного механизма координации и тесное сотрудничество между участниками реализации политики;
3. Предоставление определенной степени самостоятельности и автономии исполнителями;
4. Систематическая оценка результатов работы и совершенствования механизма подотчетности;
5. Использование современных управленческих технологий и информационно-аналитических систем.
Государственная политика имеет несколько типов оценок:
1) оценка процесса реализации;
2) оценка результатов;
3) оценка последствий;
4) оценка экономической эффективности.
Программная оценка имеет несколько определений:
1. Систематический сбор информации о деятельности, характеристиках, и результатах программы с целью принятия обоснованных решений о ее эффективности.
2. Процесс аккуратного сбора информации о программе или отдельных аспектах программы с целью принятия необходимых программных решений.
3. Системный путь к улучшению программы или проекта и представления информации о его результатах широкой публике, который предполагает использование процедур, следующих стандартам полезности.
Оценка результатов политики
предполагает изучение того, в какой
степени были выполнены поставленные
задачи и цели, удалось ли полностью
осуществить запланированные
После проведения оценки и представления ее результатов руководителю возможно принятие различных решений, влияющих на судьбу программы или данной политики. Обычно имеется несколько вариантов: продолжение программы, успешное завершение программы, модификация программы, прекращение программы при ее неудаче.
В настоящее время во многих странах основное внимание уделяют нескольким важным аспектам оценки государственной политики:
- взаимосвязь оценки с проведением аудита и разработкой бюджета государственных организаций;
- влияние оценки на процесс самообучения персонала организации;
- воздействие оценки на разработку межведомственных программ и проектов и систему управления ими;
- влияние оценки механизмов, методов и средств, используемых в государственной политике, на их выбор в будущем;
- связь оценки с эффективностью и результатами выполнения программ в государственном секторе;
- влияние оценки на внедрение новых управленческих технологий10.
Одним из эффективных средств
обучения на лучших примерах и образцах
является метод бенчмаркинга, который
активно пропагандируется и используется
на практике в частных и государственных
структурах. Существует общепринятое
определения: бенчмаркинг – это
процесс измерения и сравнения
продуктов, услуг и практики работы
с лучшими конкурирующими или
однородными организациями, фирмами,
являющимися общепринятыми
Сейчас особое внимание уделяется проблемам повышения качества и эффективности работы органов государственной власти, оказывающих услуги населению. Это связывают с ростом спроса на различные услуги, увеличением их объема и стоимости, что вызывает необходимость в дополнительных финансовых расходах, покрываемых в основном за счет налогов с населения. Работать приходится в условиях ограниченности государственных ресурсов и постоянного дефицита государственного бюджета, поэтому так важно повышать инновационный потенциал государственного управления, в том числе за счет разнообразных федеральных, региональных и муниципальных программ.
В мире накоплен положительный
опыт повышения эффективности
Охрана окружающей среды.
Для того чтобы получать максимальный
эффект, государству следует
Одна из основных дилемм
при оценке государственных программ
и политики заключается в том,
что они в демократическом
государстве должны отвечать двум основным
критериям: быть экономически эффективными
и обеспечивать справедливое распределение
государственных средств, что часто
ведет к конфликтной ситуации,
особенно когда происходит выбор
приоритетов на основе различных
ценностей и интересов. Вследствие
этого возникают трудности, как
политического, так и технического
характера, что значительно усложняет
процедуру оценочных
Оценка политики эффективна
лишь в том случае, если она основывается
на правильно проведенных
Главные инструменты и средства, используемые при проведении оценочных исследований, можно условно разделить на две основные группы.
1. Научные методы оценки.
Методы анализа:
- модели анализа «выгоды – издержки», «выгоды – эффективность», «выгоды – результаты»;
- моделирование и разработка сценариев (имитация) социальных процессов;
- анализ и оценка в проведении пилотных проектов и экспериментов;
- анализ социальных индикаторов и статистических данных;
- сравнительный анализ;
- исследование конкретных примеров и ситуаций (кейсов).
Методы сбора данных:
- открытое и скрытое наблюдение;
- проведение социологических исследований;
- анкетирование;
- интервьюирование;
- обсуждение в фокус-группе;
- контент-анализ;
- консультирование и оценка экспертов (метод Дельфи).
2. Традиционные (общественные) формы оценки:
- межведомственные заседания по оценке возможных результатов;
- консультации с заинтересованными сторонами;
- парламентские слушания;
- отчеты государственных руководителей;
- контрольные комиссии и инспекции;
- государственный аудит;
- разработки и анализ бюджета;
- оценка со стороны профессиональных ассоциаций, СМИ и др.
Особое внимание в настоящий
момент уделяется такому эффективному
инструменту, как анализ влияния
– относительно новому правлению, активно
разрабатываемому в последнее время
и широко используемому в работе
государственных структур, особенно
федеральных министерств и
Таким образом оценка эффективности
управления является важным элементом
разработки проектных и плановых
решений, позволяющим определить уровень
прогрессивности действующей
В ходе написания данной курсовой работы были исследована и проанализирована процедура оценки эффективности управления.
Основываясь на материалах, собранных в ходе исследования данной темы, в соответствии с целью и задачами данной курсовой работы можно сделать следующие выводы:
1. Эффективность управления
представляет собой
2. Оценка эффективности управления в организации помогает понять сильные стороны и недостатки, соответствие изначальному плану, приводит ли деятельность к достижению запланированных результатов и какие изменения необходимо внести в процесс функционирование организации, чтобы сделать её более эффективной.
Информация, полученная в ходе оценки, позволяет принимать взвешенные, обоснованные решения об организационном развитии. Оценка может быть полезной на различных стадиях функционировании организации.
3. Для оценки существует 3 подхода, выбор которых зависит от обстоятельств. Это целевой подход, системный подход, многопараметрический подход и модель конкурирующих оценок.
4. Комплексный набор критериев
эффективности системы
- по степени соответствия
достигаемых результатов
- по степени соответствия
процесса функционирования
Критерием эффективности
при сравнении различных
Информация о работе Оценка эффективности управления предприятием