Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 09:12, курсовая работа
Сегодня в нашей стране мало адаптированных к российской реальности трудов по изучаемой дисциплине, которые бы в должной мере отвечали потребностям трансформируемой экономики.
Актуальность темы данной курсовой работы определяется фундаментальными преобразованиями во всех сферах общественной жизни России и необходимостью коренного переосмысления роли управленческих структур всех уровней в современном обществе.
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОЦЕССА УПРАВЛЕНИЯ (ПОНЯТИЕ, РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ И ВИДЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ) 6
1.1 СУЩНОСТЬ ПОНЯТИЯ «ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ» 6
1.2 КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ 9
ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ 11
2.1 ЭТАПЫ ОЦЕНОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 11
2.2 ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ 13
2.3 КЛАССИФИКАЦИЯ ВИДОВ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ. МОНИТОРИНГ 14
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 18
3.1 ОЦЕНКИ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ И ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ 18
3.2 ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПОЛИТИКИ И ПРОГРАММ 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31
ЭД = Ц/П х Р/Ц х ТО/ТД х (РП/З – РН/ЗК),
где ЭД – коэффициент
эффективности деятельности; Ц –
цель деятельности; П – потребность,
на удовлетворение которой направлена
деятельность; Р – результат деятельности;
ТО – оптимальное время для
осуществления целевого проекта; ТД
– действительно затраченное
время; З – общие затраты; РП –
общие позитивные затраты; РН – общие
негативные результаты; ЗК – величина
отражающая степень негативности результатов
и включающая затраченные усилия
и ресурсы. Данная формула может
быть в основе для подготовки методики
оценки эффективности любой
Для оценки эффективности можно использовать любой из перечисленных ниже подходов в зависимости от обстоятельств.
Целевой подход. Основной критерий для оценки эффективности – достижение цели. Применение целевого подхода связано с рядом проблем:
а) Достижение цели не является легко измеримым, если организации не производят осязаемой продукции.
б) Допускаются попытки достижения нескольких целей, а достижение одной из них затрудняет выполнение других задач.
в) Существование общего набора «официальных» целей, на достижение которых направлены усилия всех членов, является спорным.
Системный подход. Предполагает
выделение основных элементов «вход
– процесс – выход» в рассматриваемой
системе и необходимость её адаптации
к условиям системы более высокого
уровня, частью которой она является.
Любая организация – это часть
отрасли, общества и всё чаще –
глобальной экономики. Все эти системы
предъявляют требования к своим
частям. Организации также обязаны
удовлетворять требованиям
Многопараметрический подход. Предполагает удовлетворение всех тех работников и их групп, которые участвуют в деятельности организации. Он особое внимание уделяет важности различных групповых и индивидуальных интересов в организации.6
Модель конкурирующих оценок подразумевает, что управляющие должны выбирать оценки, которые делают акцент на следующих составляющих:
1) жесткий контроль или гибкость
2) внутренние или внешние факторы
Могут быть определены четыре комбинации этих вариантов:
- Руководитель, который ценит жесткий контроль и концентрирует свое внимание на внутренней среде организации, будет стремиться к стабильности и целостности организации;
- Руководитель, который ценит контроль и основное внимание уделяет внешней среде, будет стремиться к обеспечению производительности и эффективности использования ресурсов;
- Руководитель, предпочитающий гибкость и ориентированный на внутреннюю среду организации, будет стремиться к удовлетворению и развитию работников;
- Менеджер, который ценит гибкость и уделяет основное внимание внешней среде, будет стремиться к развитию и конкурентоспособности.
Согласно модели конкурирующих оценок парадокс заключается в том, что руководители должны производить выбор из того, что внешне напоминает взаимоисключающие оценки. Организации будут отражать приемлемость этих базовых оценок.
Оценка в отличие от
мониторинга позволяет
Каждая может являться полезной в зависимости от ситуации. Оценка является очень многообразной и может проводиться на различных стадиях программы или проекта, поэтому подход к оценке может быть отнесен к различным видам классификации в зависимости от конкретной ситуации.
Ф. Уортен, Дж. Сандерс предлагают следующую классификацию, которая учитывает работу предшествующих исследователей.
1. Подход, ориентированный на задачи. Оценка, направленная на выяснение четких целей и задач программы или проекта и определение, были ли эти цели и задачи выполнены.
2. Подход, ориентированный на управление. Оценка, ориентированная на удовлетворение потребностей руководителей в информации, необходимой для принятия решений.
3. Подход, ориентированный на благополучателя. Оценка, ориентированная на благополучателя, основной задачей которой является сбор информации о различных «продуктах», необходимой благополучателям для выбора между различными продуктами, услугами.
4. Подход, ориентированный на экспертное заключение. Оценка, напрямую зависящая от использования профессиональной экспертизы в той или иной области для определения качества программы или услуг.
5. Подход, ориентированный на сравнительный анализ. Оценка, построенная на сравнении оппозиционных друг другу точек зрения различных экспертов.
6. Подход, ориентированный на вовлеченность сторон. Оценка, обеспечивающая вовлечение всех сторон, заинтересованных в объекте оценки, в процесс определения потребностей и критериев данной оценки, а также информации, которую необходимо собрать.
Оценку, в задачи которой входит исследование конечных результатов и эффективности программы, называют общим термином «суммирующая оценка». «Формирующая оценка» призвана помочь руководителям организации в принятии решений о том, какие изменения необходимо внести в деятельность организации для повышения ее эффективности.
Классификация видов оценки:
Формирующая оценка:
а) оценка потребностей определяет несоответствие между желаемым и реальным положением дел относительно какой-либо ситуации, выявляет существующие потребности и располагает их в порядке приоритетности;
б) оценка процесса ставит своей целью описание того, как в действительности функционирует та или иная организация, каким образом ее деятельность приводит к достижению определенных результатов, и каковы сильные и слабые стороны организации;
в) оценка целей и задач помогает определить, достигает ли и в какой степени та или иная организация запланированных целей и задач.
Суммирующая оценка:
а) оценка результатов помогает
определить, какие виды деятельности
организации действительно
б) оценка воздействия позволяет
определить изменения в благосостоянии
людей/клиентов/
в) оценка экономической эффективности использует экономические методы для оценки соотношения затрат и результатов деятельности организации, выраженных в денежном отношении, и соотношения затрат и результатов, выраженных в затратах на единицу полученного результата.
Необходимо подбирать
тот вид оценки, который бы соответствовал
ее задачам. Кроме вышеперечисленных
методов на современных предприятиях
широкое распространение
Сущность мониторинга
заключается в том, чтобы, во-первых,
следить за выявления соответствия
плановых и фактических результатов
деятельности, промежуточных результатов
и проблем; во-вторых, осуществлять
контроль с целью предупреждения
нежелательных последствий и
своевременной корректировки
Мониторинг – процесс
регулярного сбора и анализа
информации в целях наблюдения и
контроля за ходом развития какого-либо
социального явления или
Мониторинг обеспечивает
процесс регулярного сбора и
анализа ключевых данных (индикаторов)
для определения того, какие сдвиги
или прогресс достигнуты в изученном
явлении или процессе. Главная
цель мониторинга – повышение
эффективности управления и улучшения
деятельности для выявления отклонений,
корректировки и решения
Государство как главный субъект власти тесно связано со всеми сферами общественной жизни и представляют собой главный инструмент реализации интересов всего общества. Здесь определяющую роль играют функции государства как управляющей системы. Государственное управление как и управление частным предприятием должно стремиться к максимальной производительности и эффективности.
Критерии эффективности государственного управления:
- степень соответствия
содержания и результатов
- соблюдение установленных норм;
- степень влияния
- степень изменения объекта управления в позитивную или негативную сторону;
- насколько управляющая деятельность улучшает деятельность людей;
- объемы издержек управляющей деятельности с точки зрения окупаемости вкладываемых в управление ресурсов;
- авторитетность решений и другое.
Эффективность управленческого
труда оценивается путем
Свидетельства успешной реализации
проекта играют представление в
динамике количественные данные об экономии
средств, оказание дополнительных услуг,
независимые оценки качества представляемых
услуг и удовлетворенности
Для осуществления радикальных
перемен в обществе, для решительных
экономических преобразований необходима
адекватная им система управления,
которая смогла бы на базе рыночных
отношений, государственного регулирования
и новых морально-этических
Недостатком организации
исполнительной власти часто является
неупорядоченность. Наблюдаются разнобой
в статусе и уровне оплаты труда
работников аналогичных организационных
структур, отсутствие установленного
регламента в подчиненности
В целях преодоления негативных
тенденций необходимо предусмотреть
в организации исполнительной власти
приоритетное и последовательное обеспечение
социальной защиты населения, укрепление
соответствующих специальных
Как показывает мировой опыт,
страны с эффективными и четко
организованными институтами
Оценка результативности выполнения функций государственного управления производится по системе измеряемых индикаторов. Для каждого федерального органа исполнительной власти, ответственного за конкретные функции государственного управления, устанавливаются определенные показатели деятельности.
Поставленная задача по повышению уровня качества управления и услуг требует выделения наиболее важных факторов, которые влияют на работу правительства и администрации, что позволяет в дальнейшем целенаправленно управлять и регулировать данный процесс. К числу таких факторов, от которых зависит качество работы государственных структур, относятся:
Информация о работе Оценка эффективности управления предприятием