Оценка эффективности управления персоналом

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 01:11, курсовая работа

Описание работы

. Целью работы является оценка эффективности управления персоналом организации.
В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи:
- рассмотреть структуру персонала организации;
- проанализировать технологию управления персоналом;
- рассмотреть методы измерения эффективности персонала;
- оценить эффективность управления персоналом.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ 5
1.1. Понятие, состав и структура предприятия 5
1.2. Технологии управления персоналом организации 8
1.3. Эффективность использования персонала 10
2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
ПЕРСОНАЛОМ 13
2.1. Показатели оценки экономической эффективности
управления персонала 13
2.2. Формула оценки эффективности управления персоналом
в организации 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

Работа содержит 1 файл

Оценка эффективности управления персоналом1.doc

— 134.00 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ  3

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

    ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ  5

1.1. Понятие, состав и структура предприятия 5

1.2. Технологии управления персоналом организации 8

1.3. Эффективность использования персонала 10

2. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ

    ПЕРСОНАЛОМ  13

2.1. Показатели оценки экономической эффективности

управления персонала 13

2.2. Формула оценки эффективности управления персоналом

в организации 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ  17

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 19

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ 

 

На современном этапе  развития в условиях рыночной экономики обеспечении предприятий рабочей силой, эффективное управление персоналом организации – важнейшее условие эффективного функционирования деятельности предприятия.

Повышение эффективности  использования рабочей силы на предприятии во многом означает повышение производительности труда. К факторам роста производительности труда относятся: уровень развития науки, организация производства, производственный опыт, повышение квалификации работников, материальное и моральное стимулирование труда, совершенствование и модернизация оборудования. Обеспечение эффективного функционирование деятельности предприятия во многом зависит от рационального сочетания таких факторов.1

Именно персонал играет решающую роль в процветании, когда материальные ресурсы изобильны, общедоступны, а технология и методы управления ими не представляют особо сложной проблемы. Решающее значение персонал имеет и в ситуации нестабильности, когда рыночные отношения еще формируются. Ведь профессионализм, прогностические качества, интуиция работника в условиях нестабильной внешней среды определяют ценность и результативность принимаемых решений.

Совместный труд людей  представляет собой центральную  проблему управления персоналом2.

В современном управлении прочно утвердился взгляд на персонал организации как на один из важнейших ее ресурсов. «Истоки большинства проблем в организациях могут быть в конечном итоге обнаружены в людях», Основой любой организации и ее главным богатством являются люди. Хорошая организация стремится максимально эффективно использовать своих работников, создавая все условия для наиболее полной отдачи сотрудников на работе и интенсивного развития их потенциала» – подобные формулировки и соответствующие им разделы можно обнаружить в любых руководствах по стратегическому планированию, организационному развитию, управлению3.

Актуальность темы заключается  в том, что проблема персонала, его  формирование, развития и рационального  использования одна из самых важных проблем управления. В условиях действующей системы учета затрат на производство и оказание услуг в отечественных организациях осуществить оценку затрат на персонал весьма не просто. Часть затрат на персонал относится на себестоимость продукции, часть затрат осуществляется за счет прибыли организации.

Проблема управления персоналом постоянно находится  в центре внимания научных работников, специалистов в области управления, руководителей всех уровней.  Целью работы является оценка эффективности управления персоналом организации.

В соответствии с поставленной целью выделяются следующие задачи:

- рассмотреть структуру  персонала организации;

- проанализировать  технологию  управления персоналом;

- рассмотреть методы  измерения эффективности персонала;

- оценить эффективность  управления персоналом.

 

 

 

1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

 

    1. Понятие,  состав и структура персонала предприятия

В условиях рыночной экономики  трудовая деятельность представляет собой  весьма сложную систему взаимодействия персонала в процессе производства, распределения и потребления материальных благ. Основу производства материальных благ, роста личного и национального богатства, развития человеческого капитала составляет трудовая деятельность людей. В любой экономической системе труд является не только главным источником материальных благ, но и важнейшим условием человеческой жизни.

Под кадрами предприятия понимается совокупность наемных работников различных  профессионально-квалификационных групп, занятых на предприятии в соответствии со штатным расписанием, а также работающие собственники организации, получающие на предприятии (фирме) заработную плату. Понятие персонал более емкое. Оно происходит от лат. personalis, что означает основной штатный состав работников организации, выполняющий различные производственно – хозяйственные функции4.

Персонал организации - это совокупность физических лиц, состоящих с организацией как юридическим лицом в отношениях, регулируемых договором найма.

Персонал организации  характеризуется, прежде всего, своей  численностью. Он находится в постоянном движении вследствие приема на работу одних и увольнения других. Поскольку списочная и явочная численность персонала постоянно меняются, на практике принято определить их среднюю величину.

Между понятиями «рабочая сила», «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал» имеется взаимосвязь и взаимозависимость. Рабочая сила представляет собой совокупность физических и умственных способностей человека, которые он использует в процессе трудовой деятельности для производства материальных благ и услуг. Трудовые ресурсы предприятия характеризуют его потенциальную рабочую силу, и выражаются в численности трудоспособных работников, обладающих совокупностью физических, умственных и духовных способностей, которые вне трудового процесса создания материальных благ и услуг не реализуются. Таким образом, трудовые ресурсы состоят из реальных и потенциальных работников. Необходимые физические и интеллектуальные способности зависят от возраста, т.е. возраст выступает своего рода критерием, позволяющим выделить из всего населения трудовые ресурсы.

Возрастные границы  и социально – демографический  состав трудовых ресурсов определяется государственными законодательными актами5. В России трудоспособным возрастом  считается: у мужчин – 16 – 59 лет; у женщин – 16 – 54 лет.

Персонал современной организации представляет собой сложное многоструктурное образование, отражающее качественные и количественные характеристики.

Количественные характеристики персонала выражаются численностью работников организации, которая требуется  для достижения целей ее деятельности. В настоящее время организации самостоятельно определяют потребность в персонале6.

В современных условиях, когда традиционные технологии, стремившиеся свести к минимуму вмешательство  человека в производственный процесс, постепенно уступают место гибким информационным системам, инновационному производству, основанному на использование высококвалифицированной рабочей силы, предприятия стремятся к оптимизации состава и численности работников. Но в  то же время возрастает значимость качественных характеристик, которые выражают определенные существенные свойства и способности человеческих ресурсов. Именно личные качества  оказывают сильное влияние на поведение работника в организации, выполнением им определенной профессиональной и социальной роли в коллективе.

Качественная потребность  в персонале – это  способность  в кадрах по специальностям, профессиям, категориям. Она определяется исходя из:

-   требования к  должностям и рабочим местам, которые содержаться в должностных  инструкциях и описания рабочих мест;

- профессионально квалификационного  деления работ, которое отражено  в технологической документации на рабочий процесс;

-   штатного расписания (состава должностей);

-   документации, в  которой содержатся различные  регламентирующие условия  управленческой деятельности с выделением требований к составу исполнителей.

Каждый работник принимается  в организацию на определенную должность  для выполнения им соответствующей работы.

Должность – это совокупность прав, обязанностей и ответственности  работника, определяющая его трудовые функции и границы компетенции. Она закрепляется за работником юридически и делает его должностным лицом7.

По характеру трудовых функций должности внутри организации  подразделяются группы, которые можно представить в виде рисунка 1.

Лица, занимающие рабочие  должности, непосредственно создают  материальные ценности (производят продукцию  или оказывают какие либо услуги). Рабочие различаются между собой  по квалификации, которая в свою очередь определятся по тарифным разрядам.

По своему характеру  к рабочим близки должности младшего обслуживающего персонала, занятого в основном оказанием  непроизводственных услуг. К ним относятся дворники, уборщики непроизводственных помещений, шоферы персональных автомобилей руководителей.

Должности инженерно – технических работников занимают лица, осуществляющие организацию деятельности людей. Это руководители, менеджеры и специалисты организации и ее подразделений.

Служащие выполняют  административно – хозяйственные, финансово – бухгалтерские, снабженческие, юридические и некоторые другие функции, не присущие ИТР.  Они могут быть руководителями, специалистами, техническими исполнителями.


 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1. – Группы должностей в организации

 

Любая совместная трудовая деятельность имеет не только экономические, но и этические критерии, предписывающие определенное поведение. Каждый человек для достижения своих целей выбирает средства в соответствии с почитаемыми им ценностями, жизненными установками. Труд становится моральной ценностью, если воспринимается  не только как источник средств существования, но и как способ саморазвития, формирование человеческого достоинства. Вследствие этого моральные качества людей становятся объектом профессиональной деятельности: доброжелательность, честность, порядочность, ответственность, целеустремленность.

Главным критерием качества персонала современной организации  является квалификация. Квалификация – это динамичная способность  человека выполнять предусмотренные технологией трудовые операции или работу определенной сложности. Другими словами, квалификация характеризует уровень профессионального развития работника, его опыт, навыки, умения8.

Знание качественных  характеристик имеет важное практическое значение, так как результативность персонала в современной организации зависит, во-первых, от  эффективности использования способностей и возможностей как отдельно взятого работника, так и их совокупности, и, во-вторых, от качественной структурной сбалансированности, взаимной согласованности квалификационных, психофизиологических и социальных характеристик всех работников для выполнения поставленных задач. Персонал не следует представлять только как совокупность индивидуальных работников. Объединение людей в целенаправленный и планомерно организованный трудовой процесс порождает эффект совместной деятельности.

1.2      Технологии управления персоналом организации

Технология управления персоналом представляет собой механизм взаимодействия руководителей всех уровней управления со своим персоналом с целью наиболее полного и эффективного использования имеющихся на производстве ограниченных экономических ресурсов и в первую очередь рабочей силы.9

Для этого службы по управлению персоналом предприятий занимаются стратегическим (долгосрочным) и тактическим (оперативным) кадровым планированием, центральное место в котором занимает планирование в потребности персонала.

По существу, стратегическое планирование потребности в человеческих ресурсах состоит в сопоставлении потенциала специалистов, необходимых для реализации стратегии и фактического состояния персонала организации, а также в определении потребности в этих ресурсах в будущем.

Тактическое планирование предполагает анализ и удовлетворение конкретных потребностей организации на планируемый период. Оно основывается на производственном плане развития организации в этот период10.

Основной целью планирования потребности в персонале является обеспечение предприятия необходимой рабочей силой при минимизации издержек.

Основную роль в управлении персоналом играет кадровая служба организации. В последние годы происходят коренные изменения в принципах, методах и формах работы с персоналом11. В связи с этим вырабатываются концепции управления персоналом. Концепции управления персоналом – это система теоретико – методологических взглядов на понимание сущности, содержания, целей, задач, принципов и методов управления персоналом.

В процессе планирования потребностей в персонала можно  выделить три основных этапа:

1 этап – анализ  внутреннего трудового потенциала  организации (структура и динамика персонала по категориям);

Информация о работе Оценка эффективности управления персоналом