Оценка инвестиционной привлекательности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:02, контрольная работа

Описание работы

Цель работы: исследование оценки инвестиционной привлекательности предприятия.

Задачи контрольной работы:

•рассмотреть понятие и сущность инвестиций;
•разобрать понятие инвестиционной привлекательности
•изучить методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия

Работа содержит 1 файл

фин.менедж..doc

— 256.00 Кб (Скачать)

         Объем денежных потоков  в рамках инвестиционного проекта  должен быть оценен для всего планового  периода и привязан к определенным временным интервалам. Денежные потоки в рамках инвестиционного проекта  должны рассматриваться изолированно от остальной производственной деятельности предприятия, т.е. характеризовать только платежи и поступления, непосредственно связанные с реализацией данного проекта. Принцип дисконтирования, применяемый при расчете чистого приведенного дохода, с экономической точки зрения подразумевает возможность неограниченного привлечения и вложения финансовых средств по ставке дисконта. Использование метода для сравнения эффективности нескольких проектов предполагает использование единой для всех проектов ставки дисконта и единого временного интервала (определяемого, как правило, как наибольший срок реализации из имеющихся).

         При расчете NPV, как правило, используется постоянная ставка дисконтирования, однако в зависимости от обстоятельств (например, ожидается изменение уровня процентных ставок) ставка дисконтирования может дифференцироваться по годам. Если в ходе расчетов применяются различные ставки дисконтирования, то, во-первых, формулы (1) и (2) неприменимы и, во-вторых, проект, приемлемый при постоянной  ставке дисконтирования, может стать неприемлемым.

    1. Индекс рентабельности инвестиций.(PI)

     Этот  метод является, по сути, следствием метода чистой теперешней стоимости. Индекс рентабельности (PI) рассчитывается по формуле

         

. (3)

     Очевидно, что если: 

     РI > 1, то проект следует принять;

     РI< 1, то проект следует отвергнуть;

     РI = 1, то проект ни прибыльный, ни убыточный.

     Логика  критерия PI такова: он характеризует доход на единицу затрат; именно этот критерий наиболее предпочтителен, когда необходимо упорядочить независимые проекты для создания оптимального портфеля в случае ограниченность сверху общего объема инвестиций.

     В отличие от чистого приведенного эффекта индекс рентабельности является относительным показателем. Благодаря  этому он очень удобен при выборе одного проекта из ряда альтернативных, имеющих примерно одинаковые значения NPV, либо при комплектовании портфеля инвестиций с максимальным суммарным значением NPV.

     Отличия ИРИ(PI) от других методов оценки инвестиционного проекта представляет собой относительный показатель; характеризует уровень доходности на единицу капитальных вложений; представляет собой меру устойчивости, как самого инвестиционного проекта, так и предприятия которое его реализует; позволяет ранжировать инвестиционные проекты по величине ИРИ(PI). 
 
 

    1. Оценка  инвестиционной привлекательности  предприятия.

1. Что такое инвестиционная  привлекательность

     Для того, чтобы определять максимальную эффективность инвестиционного  решения, введено понятие инвестиционной привлекательности предприятия. Понятие достаточно новое, в экономических публикациях появилось относительно недавно и используется преимущественно при характеристике и оценке объектов инвестирования, рейтинговых сопоставлениях, сравнительном анализе процессов. Исследование различных точек зрения на его трактовку позволило установить, что в современных представлениях нет единого подхода к сущности этой экономической категории.

     К одной из наиболее распространенных точек зрения относится сопоставление  инвестиционной привлекательности  с целесообразностью вложения средств в интересующее инвестора предприятие, которая зависит от ряда факторов, характеризующих деятельность субъекта. Определение хотя и корректное, но достаточно размытое, и не дает оснований рассуждать об оценке.

     Более точно экономическая сущность инвестиционной привлекательности дается в определении Л. Валинуровой и О. Казаковой. Они понимают под этим термином совокупность объективных признаков, свойств, средств и возможностей, обуславливающих потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции. Такое определение шире и позволяет учесть интересы любого участника инвестиционного процесса.

     Существуют  иные точки зрения. Здесь под инвестиционной привлекательностью понимается оценка эффективности использования собственного и заемного капитала, анализ платежеспособности и ликвидности (аналогичное определение — структура собственного и заемного капитала и его размещение между различными видами имущества, а также эффективность их использования).

     Оценивая  инвестиционную привлекательность  с точки зрения дохода и риска, можно утверждать, что это — наличие дохода (экономического эффекта) от вложения средств при минимальном уровне риска.

Роль  данного понятия при характеристике инвестиционной среды и инвестиционной активности в целом можно проследить на следующей схеме:

     Таким образом, становится очевидным,  что вне зависимости от используемого  экспертом или аналитиком подхода  к определению чаще всего термин  «инвестиционная привлекательность»  используют для оценки целесообразности  вложений в тот или иной объект, выбора альтернативных вариантов и определения эффективности размещения ресурсов.

     Надо отметить, что определение  инвестиционной привлекательности  направлено на формирование объективной  целенаправленной информации для  принятия инвестиционного решения. Поэтому при подходе к ее оценке следует различать термины «уровень экономического развития» и «инвестиционная привлекательность». Если первый определяет уровень развития объекта, набор экономических показателей, то инвестиционная привлекательность характеризуется состоянием объекта, его дальнейшего развития, перспектив доходности и роста.

2. Методы оценки

     Формирование  методологии оценки инвестиционной привлекательности предприятий  в России находится на начальной  стадии. Об этом можно судить не только по малому числу публикаций по данной проблеме, но и по практически полному отсутствию конкретных работающих методик.

     Одним из наиболее распространенных является анализ инвестиционной привлекательности  на основании единого аналитического показателя уровня прибыльности собственных активов. Такой подход, видимо, может иметь место для выборки политики организации, определения наиболее эффективных путей использования капитала в процессе инвестирования, и формирования отдельных направлений инвестиционной деятельности. Поскольку он требует изучения минимального набора факторов, влияющих на принятие решения, его преимущество — относительная оперативность, особенно если есть большой объем информации по однородным объектам инвестирования. При этом оценить можно практически любой объект вложений. Но у этого подхода есть и заметные недостатки — прежде всего, высокая вероятность неточности оценки, невозможность сопоставить результаты анализа из-за отсутствия единой информационной базы, формирующей показатели. Сказывается и индивидуальный подход к оценке объектов инвестирования. По сути, процесс в этом случае сводится к субъективной оценке конкретного объекта тем или иным инвестором, что в свою очередь увеличивает как временные, так и стоимостные затраты на проведение анализа, а кроме того, значительно усложняет выявление искомых параметров, критериев и основных факторов, на нее влияющих. Известно также, что многие компании порой сознательно завышают значения текущих затрат, а значит реальные данные о прибыльности искажаются и, соответственно, снижается показатель эффективности.

На практике оценка инвестиционной привлекательности  часто сводится к анализу финансового  состояния предполагаемых объектов инвестиций. Такой подход имеет не только теоретическое обоснование, но практический эффект. Степень сложности  и комплексности анализа зависит от того, кто его проводит. Тем не менее, в качестве наглядного примера приведем критерии оценки инвестиционной привлекательности эмитента векселей, которые используются рядом аналитических служб.

     Подобного рода расчеты — сжатая форма финансового анализа, которая позволяет инвестору оперативно определить целесообразность дальнейшего рассмотрения того или иного предприятия как потенциального объекта вложений. Однако такой анализ (также как и подробный финансовый анализ) позволяет оценить лишь текущее финансовое положение предприятия, но при этом не отвечает на ряд крайне важных для инвестора вопросов.

  • Каковы факторы инвестиционной привлекательности предприятия?
  • Какова текущая рыночная стоимость предприятия?
  • Какова величина будущих денежных потоков от осуществляемых в данный момент инвестиций?

     Ответить  на такие вопросы крайне непросто, это предполагает разработку сложных  комплексных методик. К примеру, оценивая факторы инвестиционной привлекательности, инвестор должен обратить внимание на следующие моменты:

  • уровень профессионализма команды менеджеров;
  • наличие или отсутствие уникальной концепции бизнеса, четкого понимания стратегии развития компании, детального бизнес-плана;
  • наличие или отсутствие конкурентных преимуществ, т. е. потенциала для лидерства на рынке;
  • наличие или отсутствие значительного потенциала для увеличения доходов компании;
  • степень финансовой прозрачности, соблюдение принципов корпоративного управления или стремление компании к прозрачности;
  • характеристика структуры собственности, обеспечивающей защиту акционерного капитала;
  • наличие или отсутствие потенциала получения высоких доходов на вложенный капитал.

     И это лишь небольшая часть того, что необходимо выяснить. Чтобы надежно  и эффективно оценить инвестиционную привлекательность, перечень факторов придется существенно расширить — он должен охватывать все сферы деятельности предприятия.

     Наиболее  эффективна в таких случаях экспертная оценка, но сегодня это — явление  нечастое. Между тем, именно она должна стать неотъемлемой частью комплексной оценки инвестиционной привлекательности предприятия.

     Ответы  на два последних вопроса —  о текущей рыночной стоимости  и будущих денежных потоках —  получить достаточно сложно. Но необходимо, поскольку именно текущая рыночная стоимость предприятия позволяет охарактеризовать возможный потенциал его роста, а значит, и возможность получения доходов в будущем.

     Рассчитать  текущую рыночную стоимость —  задача более чем трудоемкая. Но вполне «подъемная», если применить  три основных хорошо известных подхода к оценке бизнеса: затратный, доходный и сравнительный.

     В перспективе методика оценки инвестиционной привлекательности будет в значительной степени расширена и дополнена. Простейший финансовый анализ уже не отвечает требованиям инвесторов, принимающих решение. В соответствии с этим разрабатываются новые методы и подходы к определению инвестиционной привлекательности предприятия и формированию инвестиционного решения. В частности, предполагается разработка комплекса мероприятий по оценке, который, помимо финансового анализа, будет включать качественную и количественную оценку факторов инвестиционной привлекательности и использовать несколько подходов к оценке бизнеса с целью определения денежных потоков в будущем.  
 
 

Практическая  часть.

«Оценка деловой активности».

        Финансовый менеджер компании  ОАО «Восход» обратил внимание  на то, что за последние двенадцать  месяцев объем денежных средств  на счетах значительно уменьшился. Финансовая информация о деятельности  ОАО «Восход» приведена в таблице  1.

       Все закупки и продажи производились в кредит, период – 1 месяц.

       Требуется:

  1. проанализировать приведенную информацию и рассчитать продолжительность финансового цикла, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота компании, за 2007 и 2008 гг.;
  2. составить аналитическую записку о влиянии изменений за исследуемые периоды;
  3. построить прогнозную финансовую отчетность на следующий плановый период, при условии роста выручки от реализации на 15%.

Информация о работе Оценка инвестиционной привлекательности предприятия