Обязательное медицинское страхование: особенности, правовые основы и предоставляемые гарантии.

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:12, реферат

Описание работы

Целью работы является обобщение действующего законодательства по данному вопросу, раскрытие основных характеристик существующей в России модели медицинского страхования, выявление наиболее остро стоящих вопросов по данной теме.
В соответствии с этой целью автором поставлены следующие задачи:
- выявить правовые и организационные аспекты ОМС;
- рассмотреть проблемы, существующие в практике реализации ОМС;
- выявить особенности ОМС.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..….3
1. Теоретическая часть……………………………………………………………4
1.1 Сущность и роль обязательного медицинского страхования……………...4
1.1.1 ОМС: программа, субъекты, объекты страхования………………………4
1.1.2 Система обязательного медицинского страхования в России…………...6
1.1.3 Отличительные особенности обязательного медицинского и добровольного медицинского страхования …………………………………..7
1.2 Организация обязательного медицинского страхования в России ……….8
1.2.1Нормативно правое регулирование обязательного медицинского страхования в России …………………………………………………………….8
1.2.2 Роль Фондов обязательного медицинского страхования в организации обязательно медицинского страхования в России……………………………...9
2. Практическая часть…………………………………………………………...12
2.1Динамика источников финансирования и расходования средств обязательного медицинского страхования в России за период 2012-2014гг..12
2.2 Перспективы развития обязательного медицинского страхования в России……………………………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………...17
Список использованной литературы………………………………………….18

Работа содержит 1 файл

мед.страх-е саша.docx

— 49.94 Кб (Скачать)

- в 2014 году на 62,7% меньше, чем в 2013 году, за счет сокращения льготных категорий плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачивающих страховые взносы по пониженным тарифам;

    • страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения (с 2012 года средства в полном объеме зачисляются в ФОМС):

- в 2012 году на 23% больше, чем в 2011 году;

- в 2013 году на 24,5% больше, чем в 2012 году;

- в 2014 году на 22,7% больше, чем в 2013 году;

    • недоимка, пени и штрафы по взносам - в проекте Закона предусмотрено постепенное снижение объемов поступления с 6 600,0 тыс. рублей в 2012 году до 6 300,0 тыс. рублей в 2013 году и 6 000,0 тыс. рублей в 2014 году.

Объемы расходов ФОМС предусмотрены в суммах:

- на 2012 год - 891 729 020,6 тыс.  рублей, или на 555 760 720,6 тыс. рублей (на 165,4%) больше, чем в 2011 году (335 968 300,0 тыс. рублей), за счет увеличения доходной базы в связи с увеличением тарифа страховых взносов на обязательное медицинское страхование с 1 января 2012 года с 3,1% до 5,1% и централизации средств в ФОМС. В общем объеме расходов ФОМС межбюджетные трансферты, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, предусмотрены в сумме 19 030 000,0 тыс. рублей;

- на 2013 год - 1 034 409 660,3 тыс.  рублей, или на 142 680 639,7 тыс. рублей (на 16,0%) больше, чем в 2012 году, за  счет увеличения доходной базы. В общем объеме расходов межбюджетные  трансферты, передаваемые бюджету  Фонда социального страхования  Российской Федерации, предусмотрены  в сумме 19 030 000,0 тыс. рублей;

- на 2014 год - 1 188 488 720,6 тыс.  рублей, или на 154 079 060,3 тыс. рублей (на 14,9%) больше, чем в 2013 году, за  счет увеличения доходной базы. В общем объеме расходов межбюджетные  трансферты, передаваемые бюджету  Фонда социального страхования  Российской Федерации, предусмотрены  в сумме 19 030 000,0 тыс. рублей.

В 2012 году общая  сумма межбюджетных трансфертов  составила 890 676 595,3 тыс. рублей, включая  трансферты на компенсацию выпадающих доходов, или 99,8% в общем объеме расходов.

В 2013 - 2014 годах межбюджетные трансферты из федерального бюджета  на проведение диспансеризации пребывающих  в стационарных учреждениях детей-сирот  и детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации, и проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан, а также межбюджетные трансферты за счет средств ФОМС на региональные программы модернизации здравоохранения  субъектов Российской Федерации  и программы модернизации федеральных  государственных учреждений не запланированы.

В плановом периоде общий  объем межбюджетных трансфертов  за счет средств ФОМС предусмотрен в суммах 1 033 725 940,3 тыс. рублей в 2013 году и 1 187 774 413,1 тыс. рублей в 2014 году.

Проектом Закона уточнен  объем межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета: в 2012 году - 51 810 000,0 тыс. рублей, в 2013 году - 50 430 000,0 тыс. рублей, в 2014 году - 18 810 000,0 тыс. рублей.

В 2012 году межбюджетные трансферты из федерального бюджета в сумме 4 900 000,0 тыс. рублей распределены:

- на проведение диспансеризации  пребывающих в стационарных учреждениях  детей-сирот и детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации, по разделу 0900 "Здравоохранение"  подразделу 0902 "Амбулаторная помощь" целевой статье расходов 505 21 01 "Проведение  диспансеризации пребывающих в  стационарных учреждениях детей-сирот  и детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации" - 900 000,0 тыс.  рублей;

- на финансирование расходов  по проведению дополнительной  диспансеризации работающих граждан по разделу 0900 "Здравоохранение" подразделу 0902 "Амбулаторная помощь" целевой статье расходов 505 24 00 "Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан" - 4 000 000,0 тыс. рублей. [18]

2.2 Перспективы развития обязательного медицинского страхования в России

Перспективы развития обязательного  медицинского страхования планируется  реализовать по нескольким основным направлениям:

1) Увеличение финансирования отрасли  здравоохранения. В сценарии инновационного  развития в условиях высоких  темпов экономического роста  ожидается значительное повышение  не только государственных, но  и частных расходов на здравоохранение.  Расходы государства на здравоохранение  к 2020 году увеличатся до 4,8% ВВП,  частные расходы – до 1,1-1,5% ВВП.  При этом дифференциация регионов  по уровню финансирования здравоохранения  из бюджетов всех уровней на  душу населения сократится с  4-5 раз до 2 раз.

2) Пересмотр законодательства в  области тарифов отчислений в  социальные фонды в сторону  увеличения тарифа на ОМС.

3) Принятие закона о государственных гарантиях оказания гражданам РФ бесплатной медицинской помощи. При этом, ответственность за финансовое обеспечение финансовых обязательств государства в сфере здравоохранения возлагается на систему ОМС, в которой концентрируется большая часть финансовых ресурсов.

5) Обеспечение сбалансированности  объемов медицинской помощи Базовой  (территориальной) программы ОМС  с ее финансовыми ресурсами.

6) Внедрение единых, наиболее эффективных  способов оплаты медицинской  помощи:

7) Совершенствование деятельности  СМО в системе ОМС.

8) Совершенствование деятельности  медицинских организаций:

- В финансировании медицинских  организаций из государственных  источников планируется реализация  принципа «деньги следуют за  пациентом». Это означает концентрацию 80-90% государственных средств в системе ОМС и финансирование медицинских учреждений по результатам их работы. Из бюджета целесообразно финансировать лишь наиболее дорогостоящие высокотехнологичные виды помощи, а также часть социально значимых услуг (например, психиатрическую помощь в стационарных условиях).

Для усиления стимулов медицинских  учреждений к повышению эффективности  их работы, необходимо предоставить им больше хозяйственной самостоятельности. Для этого необходимо законодательно закрепить статус автономного медицинского учреждения.

- Изменение системы оплаты труда медицинским работникам – давно назревшая необходимость.

- Обеспечение полностью бесплатного лекарственного лечения в условиях стационара. Больные не должны приходить в больницу со своими лекарствами – предоставление всех лекарств, включенных в стандарт лечения, должно стать бесспорной обязанностью больницы.

9) Гражданин, как основное заинтересованное  лицо в получении гарантированной  государством бесплатной медицинской  помощи достойного качества.

С точки зрения пациента все эти  изменения важны только тогда, когда  они реально улучшают его положение  в системе ОМС: не нужно платить  за то, что финансирует государство, можно положиться на страховщика  в решении любых проблем, возникающих  с медиками, страховщик предоставит  нужную информацию и обеспечит высокое  качество медицинской помощи [5].

Необходимо также повысить роль застрахованного в системе ОМС. Он должен реально выбирать страховщика и обеспечивать обратную связь в этой системе – по результатам своего лечения давать «сигналы» страховщикам, какие медицинские организации и какие врачи пользуются его доверием. Только так можно поддержать наиболее эффективные звенья оказания медицинской помощи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 Заключение

В результате проведения исследования получены следующие выводы:

1. Обязательное медицинское  страхование является составной  частью государственного социального  страхования и обеспечивает всем  гражданам Российской Федерации  равные возможности в получении  медицинской и лекарственной  помощи, предоставляемой за счет  средств обязательного медицинского  страхования в объеме и на  условиях, соответствующих программам  обязательного медицинского страхования.

2. В системе обязательного  медицинского страхования по  состоянию на 1 января 2010 года осуществляли  деятельность Федеральный фонд  и 84 территориальных фондов обязательного  медицинского страхования, 107 страховых  медицинских организаций, имеющих  статус юридического лица, и 246 филиалов страховых медицинских  организаций, 8142 самостоятельные медицинские  организации.

3. Комплексная работа  с обязательным и добровольным  медицинским страхованием позволит  решить, стоящую, прежде всего,  перед страховыми компаниями  задачу - оптимизировать затраты  на оплату лечения больных.

4. Согласно Закону "О  медицинском страховании граждан  в РФ", ОМС "обеспечивает  всем гражданам Российской Федерации  равные возможности в получении  медицинской и лекарственной  помощи, предоставляемой за счёт  средств ОМС в объёме и на  условиях, соответствующих программам  обязательного медицинского страхования".

5. Начиная с 2006 года, система  обязательного медицинского страхования  участвует в реализации приоритетного  национального проекта «Здоровье», который является наиболее масштабным  событием в отечественном здравоохранении  за последние несколько десятилетий.

6. Проводимая в России  реформа здравоохранения, введение  обязательного медицинского страхования  предполагает структурную, инвестиционную  перестройку отрасли, направленную  на повышение экономической и  клинической эффективности ее  функционирования, улучшения качества  оказания медицинской помощи  и обеспечение конституционных  прав населения РФ на гарантированный  государством объем медицинской  помощи.

В условиях кризисного состояния  здравоохранения большое значение должно придаваться социальной значимости медицинского страхования, изысканию  дополнительных возможностей восстановления здоровья граждан.

Система медицинского страхования, как один из секторов рыночной экономики, формирует собственную структуру  финансовых ресурсов и затрат, вступает в финансовые отношения с другими  субъектами финансового рынка. Формирование страхового рынка медицинских услуг  должно базироваться на универсальной  правовой базе.

 

 

    Список используемой литературы:

1.  Конституция РФ: по состоянию на 2010 г.

2. Закон РФ от 28.06.91 №  1499-1 (ред.23.12.2003) «О медицинском страховании  граждан в РФ»

3. ФЗ «О страховых взносов  в пенсионный фонд РФ, фонд  социального страхования РФ»  //М.:Проспект,2010

4. Российский статистический  ежегодник 2009: Стат.сб./Госкомстат России. – М., 2009

5. Андреева О., Тэгай Н. «Контроль качества медицинской помощи – основа защиты прав пациентов» //Медицинский вестник 2007 № 32

6. Алексеев. А.А. «Страхование: учебное пособие для вузов» // РнаД.: Феникс 2008

7. Гейц. И.В. «Новый порядок исчисления и уплаты страховых взносов» // М.:ДИС,2009

8. Гришин В. «Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» // Здравоохрание РФ,2005 №4

9. Иванников. И.А., Рубанова. Н.А. «Медицинское право. Учебное пособие» // Дашков и К,2009

10. Колоколов Г.Р. «Медицинское обслуживание» // М.:ЮРАЙТ-ИЗДАТ,2007

12. Косаренко.Н.Н. «Современное страховое право: Учебное пособие» //М.:Экономика,2009

13. Рыбин В.Н. «Основы страхования: Учебное пособие для вузов» // М.:КноРус 2010

14. Шихов А.К. Страхование: Учебное пособие для вузов. // М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006

15. http://www.medvestnik.ru

16. http://www.rosmedstrah.ru

17. http://www.minzdrav-rf.ru

    18. http://www.consultant.ru

 


Информация о работе Обязательное медицинское страхование: особенности, правовые основы и предоставляемые гарантии.