Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 15:12, реферат
Целью работы является обобщение действующего законодательства по данному вопросу, раскрытие основных характеристик существующей в России модели медицинского страхования, выявление наиболее остро стоящих вопросов по данной теме.
В соответствии с этой целью автором поставлены следующие задачи:
- выявить правовые и организационные аспекты ОМС;
- рассмотреть проблемы, существующие в практике реализации ОМС;
- выявить особенности ОМС.
Введение………………………………………………………………………..….3
1. Теоретическая часть……………………………………………………………4
1.1 Сущность и роль обязательного медицинского страхования……………...4
1.1.1 ОМС: программа, субъекты, объекты страхования………………………4
1.1.2 Система обязательного медицинского страхования в России…………...6
1.1.3 Отличительные особенности обязательного медицинского и добровольного медицинского страхования …………………………………..7
1.2 Организация обязательного медицинского страхования в России ……….8
1.2.1Нормативно правое регулирование обязательного медицинского страхования в России …………………………………………………………….8
1.2.2 Роль Фондов обязательного медицинского страхования в организации обязательно медицинского страхования в России……………………………...9
2. Практическая часть…………………………………………………………...12
2.1Динамика источников финансирования и расходования средств обязательного медицинского страхования в России за период 2012-2014гг..12
2.2 Перспективы развития обязательного медицинского страхования в России……………………………………………………………………………15
Заключение……………………………………………………………………...17
Список использованной литературы………………………………………….18
5. ОМС носит бессрочный характер, а ДМС всегда ограничено сроком страхования.
6. Нормирование страхового
обеспечения по обязательному
страхованию. В целях
По обязательному личному страхованию в полной мере действуют принципы сплошного охвата, автоматичности, нормирования страхового обеспечения. Однако оно имеет строго оговоренный срок и полностью зависит от уплаты страхового взноса (например, по обязательному страхованию пассажиров).
Страховое обеспечение по
добровольному страхованию
1. 2. Организация обязательного медицинского страхования в России
1.2.1 Нормативно правое регулирование обязательного медицинского страхования в России
В России основным
нормативным актом, регулирующим медицинское
страхование, является Закон РФ "О
медицинском страховании
Обязательное медицинское страхование (ОМС) является частью государственного социального страхования (в которое включено также пенсионное обеспечение (за счёт средств, аккумулируемых Пенсионным Фондом РФ), социальное страхование (из средств, поступающих в Фонд социального страхования РФ), социальное обеспечение из средств Государственного фонда занятости населения РФ.
Согласно Закону "О
медицинском страховании
В России действуют Федеральная и Территориальные программы ОМС, в рамках которых определяется, какая именно амбулаторно-поликлиническая и стационарная помощь, в каких именно учреждениях здравоохранения и при каких заболеваниях оказывается гражданам, проживающим постоянно или преимущественно на данной территории, за счёт средств ОМС, а также проведение каких именно мероприятий по профилактике заболеваний, включая диспансерное наблюдение, осуществляется за счёт указанных средств.
Федеральная программа ОМС разрабатывается Министерством здравоохранения РФ и утверждается Правительством РФ. Территориальные программы ОМС утверждаются органами государственного управления субъектов РФ на основе базовой программы.
Правовыми основами обязательного медицинского страхования являются:
1.2.2 Роль Фондов обязательного медицинского страхования в организации обязательно медицинского страхования в России
В 2009 году Федеральный фонд обязательного медицинского страхования осуществлял подготовку 12 законопроектов, 8 проектов постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, более 300 приказов и распоряжений.
Федеральный фонд
обязательного медицинского страхования
и территориальные фонды
Задачами фондов являются:
1) обеспечение реализации
Закона РФ "О медицинском страховании
граждан в Российской
2) достижение социальной
справедливости и равенства
3) обеспечение финансовой
устойчивости системы
В задачи Федерального фонда
входит также участие в разработке
и осуществлении
В функции фондов входят:
1) аккумулирование финансовых средств;
2) осуществление финансово-кредитной деятельности по обеспечению системы обязательного медицинского страхования;
3) выравнивание направляемых в сферу медицинского страхования финансовых ресурсов территорий, городов, районов[9].
Финансовые средства фондов образуются за счет:
- страховых взносов работодателей и граждан, самостоятельно обеспечивающих себя работой;
- страховых платежей органов исполнительной власти субъектов Федерации и местной администрации на страхование неработающего населения (поступают в территориальные фонды);
- ассигнований из государственных и местных бюджетов;
- доходов от использования временно свободных финансовых средств;
- иных поступлений.
Общий страховой тариф
взносов работодателей и
В целях обеспечения граждан
медицинской помощью в
Территориальный фонд:
Федеральный фонд:
2. Практическая часть
2.1 Динамика источников финансирования и расходования средств обязательного медицинского страхования в России за период 2012-2014гг.
В структуре проекта Федерального
закона "О бюджете Федерального
фонда обязательного
Бюджет ФОМС на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов сбалансирован по доходам и расходам и составляет:
в 2012 году - 891 729 020,6 тыс. рублей;
в 2013 году - 1 034 409 660,3 тыс. рублей;
в 2014 году - 1 188 488 720,6 тыс. рублей.
Минздравсоцразвития России письмом от 18 июля 2011 г. N 57-0/10/2-6955 направило на согласование в Правительство Российской Федерации проект Федерального закона "О размере и порядке расчета тарифа страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения" и материалы к нему. Законопроект был одобрен 21 сентября 2011 года. Тариф страхового взноса на обязательное медицинское страхование неработающего населения установлен в размере 18 864,6 рубля.
Проект бюджета ФОМС сгруппирован по доходам и расходам в соответствии с Приказом Минфина России от 28 декабря 2010 г. N 190н "Об утверждении указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации".
Предусмотрено ежегодное увеличение прогнозируемого объема доходов бюджета ФОМС за счет увеличения взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования с 3,1% до 5,1%, увеличения в плановом периоде тарифа взносов на обязательное медицинское страхование для льготных категорий плательщиков и сокращения льготных категорий плательщиков страховых взносов на обязательное медицинское страхование в 2014 году, увеличения базы для начисления страховых взносов с 463 000,0 рублей в 2011 году до 512 000,0 рублей - в 2012 году, до 573 000,0 рублей - в 2013 году, до 641 000,0 рублей - в 2014 году:
- в 2012 году общая сумма доходов - 891 729 020,6 тыс. рублей, или на 555 760 720,6 тыс. рублей (на 165,4%) больше, чем в 2011 году;
- в 2013 году общая сумма доходов - 1 034 409 660,3 тыс. рублей, или на 142 680 639,7 тыс. рублей (на 16,0%) больше, чем в 2012 году;
- в 2014 году общая сумма доходов - 1 188 488 720,6 тыс. рублей, или на 154 079 060,3 тыс. рублей (на 14,9%) больше, чем в 2013 году.
В прогнозе доходов бюджета ФОМС в 2012 году и плановом периоде 2013 - 2014 годов учтены поступления средств:
- в 2012 году на 68,3% больше, чем в 2011 году;
- в 2013 году на 11,6% больше, чем в 2012 году;
- в 2014 году на 16,9% больше, чем в 2013 году;
- в 2012 году на 76,4% больше, чем в 2011 году;
- в 2013 году на 0,3% больше, чем в 2012 году;
- в 2014 году на уровне 2013 года;
- в 2012 году на 154,2% больше, чем в 2011 году;
- в 2013 году на 53,2% больше, чем в 2012 году;
- в 2014 году на 13,9% больше, чем в 2013 году;
- в 2012 году на 145,1% больше, чем в 2011 году;
- в 2013 году на 2,7% меньше, чем в 2012 году, за счет завершения финансирования из федерального бюджета проведения диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан;