Общности как объект управления в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2013 в 15:50, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов анализа управления персоналом на предприятии.
Задачи работы:
Рассмотрение следующих теоретических вопросов:
1. Общности как объект управления в организации
2. Методологические аспекты мотивации: факторы активации трудовой деятельности, методы мотивации труда на предприятии

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1. Общности как объект управления в организации…………………….4
2. Методологические аспекты мотивации: факторы активации трудовой деятельности, методы мотивации труда на предприятии…………………….11
3. Практическое задание………………………………………………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….........18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………19

Работа содержит 1 файл

Вариант 8.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3

1. Общности как объект управления в организации…………………….4

2. Методологические аспекты мотивации: факторы активации трудовой деятельности, методы мотивации труда на предприятии…………………….11

3. Практическое задание………………………………………………….15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….........18

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ…………………19

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Актуальность вопросов контрольной работы заключается  в том, что в настоящее время  организации остро ощущают потребность в специалистах, обладающих обширными и глубокими познаниями в области современного менеджмента. Современные условия предъявляют новые требования к менеджерам и бизнесменам, вызывая более высокую напряженность их труда, умение ценить время, необходимость владеть комплексом организационных и психологических качеств, привносить элемент творчества в работу.

В этой связи особую актуальность приобретают качественные параметры  деятельности менеджеров и бизнесменов. При этом следует учитывать, что  их работа – это не только самая сложная область деятельности, требующая широких познаний экономики, техники, технологий, организации производства, физиологии, психологии, права и целого ряда других наук, но и самое ответственная. Недостаточно эффективная и качественная работа менеджера может не только привести к банкротству или снижению экономической эффективности работы предприятия, но понести ущерб государству. Качество работы менеджеров, инициатива и предприимчивость, трудовая активность и целесообразная их деятельность – дело не личное, а общественное, государственное.

Целью данной работы является рассмотрение теоретических и практических аспектов анализа управления персоналом на предприятии.

Задачи работы:

Рассмотрение следующих  теоретических вопросов:

1. Общности как объект управления в организации

2. Методологические аспекты мотивации: факторы активации трудовой деятельности, методы мотивации труда на предприятии

 

 

1. Общности как объект управления в организации

 

Уже несколько десятилетий  проблема взаимодействия людей в  рамках небольших объединений, возникающих формальным или неформальным образом, находится в центре внимания исследователей различных наук и школ, но особенно социологов и психологов. В современной социологии существуют многообразные теории социальных групп. В некоторых из них, в частности социометрической, общество рассматривается как совокупность различных пересекающихся групп людей, которые являются разновидностями какой-то одной доминирующей группы В этом случае говорят, например, о народном обществе, что обозначает совокупность разнообразных групп в рамках одной народности.

Этот подход отличается от "атомистической", или "сетевой" концепции, существенным компонентом  которой при определении общества выступают типы общественных отношений. В теории социальных групп таким компонентом являются человеческие группы, которые выполняют роль промежуточного звена в системе "общество - группа - личность".

Совершенно очевидно, что невозможно дать научное объяснение многообразию личностных проявлений в  общественной жизнерадостности без раскрытия социально-психологического контекста, который представляет собой социальную микросреду рождения и формирования человека. Именно такой средой жизнедеятельности личности являются социальные группы. Поэтому выявления закономерностей формирования и функционирования различного рода социальных групп помогает научному объяснению процессов, происходящих как на уровне микросреды, так и на уровне всего общества, так как малые группы представляют собой социетальные микросистемы.

Социальная группа - это объединение людей, основанное на их общем участии в некоторой деятельности, связанное системой отношений, которые регулируются формальными или неформальными социальными институтами. Члены группы обладают некоторыми общими ценностями и отделены от других общностей на основе принципов обособления. В приведенном определении наше внимание акцентируется на том, что для возникновения группы необходима внутренняя организация, цель, конкретные формы социального контроля, образцы деятельности. При этом организация группы может быть формальной или неформальной в зависимости от ее целей и задач. С этим, как правило, связаны и принципы обособления группы.

Наряду с анализом уровня формализации групп рассматривается  и их классификация. Например, по степени  приближенности к человеку и влияния на него группы делятся на первичные и вторичные.

Первичная - это, как правило, небольшая группа, члены которой  хорошо знают друг друга или большинство  из ее представителей. Такая группа оказывает весьма сильное влияние  на человека, входящего в ее состав, а отношения в группе являются тесными и зависимыми друг от друга.

Вторичная группа более  многочисленна и может иметь  в своем составе одну или несколько  первичных групп. Степень влияния  такой группы на индивидов может  различаться в зависимости от того, насколько сильно интериоризованы групповые ценности представителем группы.

Примером первичной  группы является семья, группа ваших  друзей и т. д. К вторичным группам  можно отнести коллектив курса  студентов, политическую партию, к которой вы принадлежите, и др.

Большинство первичных  групп, по мнению социологов, являются неформальными, а вторичных - формальными. Однако однозначность оценок может  послужить причиной ошибок в социальной диагностике групп. Например, друзья с вашего учебного курса, являясь первичной группой, в то же время будут группой формализованной.

Разные исследователи  выделяют различные характеристики групп. Но в этом многообразии есть и общие групповые черты, подчеркнутые Н. Смелзером. Какие же это черты?

Во-первых, способ взаимодействия между ее членами: "члены группы не должны общаться с невходящими в группу в той же манере, что и со "своими", а том более это относится кпредставителям соперничающих групп".

Во-вторых, членство в  группе определяет чувство принадлежности к ней. Часто это усиливается и какими-либо внешними символами, например, у "металлистов" - огромным количеством металла на одежде в виде цепей, значков, бляшек и т. д. Эта символика может служить наряду с духовными факторами группового единства дополнительным признаком идентификации с точки зрения посторонних - "чужих". Следовательно, наряду с общими, характерными для всех социальных групп показателями, существуют и специфические, отражающие характеристики определенного класса групп.

Классификация групп, как правило, базируется на предметной области анализа, в которой выделяется основной признак, определяющий устойчивость данного группового образования.

В социологической литературе существует множество разнообразных  классификаций групп. Американский социолог Е. Юбэнк собрал и проанализировал типы классификаций групп, имеющих место в американской научной литературе. С точки зрения методологии и методики, классификация представляет собой вычленение из статистической целостности (универсума) социальных групп таких, которые имеют одинаковые (в определенном значении) характеристики, выбранные исследователем, например этические. Следовательно, классификацию можно интерпретировать как "распределение предметов какого-либо рода на классы согласно наиболее существенным признакам, присущим предметам данного рода и отличающим их от предметов других родов. При этом каждый класс занимает в получившейся системе определенное постоянное место и, в свою очередь, делится на подклассы, подгруппы, которые можно выделить в больших социальных группах.

Групповые взаимодействия охватывают всю систему жизнедеятельности  личности. В одни группы мы входим по социальному долгу, обязанности, возможностям обеспечить свои материальные потребности, в другие - по духовным, интеллектуальным соображениям, чтобы удовлетворить свои эмоциональные и духовные интересы. Именно эта всеобъемлющая роль социальных групп в жизнедеятельности человека и общества стимулирует потребность их научного исследования.

Американский социолог, исследователь малых групп Т. М. Миллз предлагает выделить четыре направления, определяющие изучение малых групп.

Прагматическое направление. Процессы, происходящие в группах, имеют  первостепенное значение для истории  общностей, а их динамика воздействует на образ жизни и быт людей. Например, группа политических лидеров может принудить всю нацию изменить социально-экономический путь страны.

Малая группа представляет собой поле столкновения социальных и индивидуальных давлений, под которыми постоянно находится индивид. Поэтому малая группа является благоприятной основой для наблюдения за характером этих взаимодействий. Научный анализ позволяет выявить общие законы такого механизма, а значит, предвидеть характер группового поведения.

При обсуждении проблемы размеров малой группы ряд исследователей обращают внимание на то, что этот социальный факт связан с реализацией группой своих целей и функций. Г. М. Андреева указывает, что "если группа задана в системе общественных отношений в каком-то конкретном размере и если он достаточен для выполнения конкретной деятельности, то именно этот предел и можно принять в исследовании как верхний". Если рассматривать малую группу как формальное целевое образование для выполнения конкретной деятельности, то с утверждением известного отечественного психолога надо согласиться.

Однако система внутригрупповых  отношений в целевых формальных группах - организациях строится чаще всего не на групповых интересах  и предпочтениях, а на внешних  для группы законодательных предписаниях, невыполнение которых может повлечь увольнение человека с работы, т. е. насильственную изоляцию от группы. Признаками формальной группы будут: заданная чаще всего извне рациональная цель, предписанные функции, предполагающие наличие должностей, прав, обязанностей, санкций за нарушение их выполнения, четко сформулированная социально-профессиональная структура, определяемая формальными отношениями, обусловленными должностным статусом человека, а не личными качествами и интересами, которые часто могут существенно отличаться от интересов организации и ее целей.

Следовательно, можно  утверждать, что необходимы дальнейшие исследования и существенные уточнения  характеристик формальных и неформальных групп, выявление как общих, так  и специфических особенностей тех  и других. Тем более, что сами понятия "формальные" и "неформальные" группы также трактуются учеными весьма многозначно.

Вторичные группы возникают  для реализации определенных общесоциальных целей. Например, объединение ученых в ассоциации или политиков в  политические партии. В этих группах особое значение имеют вещественные контакты, чаще всего опосредованные. Они опираются на институционализированную и схематизированную систему отношений, их деятельность регулируется нормами и правилами.

Большинство социологов связывают понятие "вторичная группа" с большими объединениями людей, например территориальными общностями, нормативное поведение и групповая сплоченность которых регулируется социальными интересами.

На уровне возникновения  и функционирования группы определяющими  являются индивидуальные интересы и потребности, удовлетворение которых требует коллективных усилий, а значит, межличностных взаимодействий. Контакты членов группы и их взаимовлияние могут быть представлены в виде структуры отношений. Например, член группы А взаимодействует с Б и В. Предполагается, что в результате взаимодействий складывается определенная групповая структура, в которой каждый член группы занимает "свое место" независимо от того, какие задачи должна решать группа.

Уровень удовлетворенности  групповыми отношениями наиболее высокий в многоканальной модели, наиболее низкий в круговой схеме и смешанный в центрированной схеме, где центральная фигура может испытывать большое удовлетворение, а люди на окружающих ее позициях могут чувствовать себя изолированными.

Групповые взаимодействия опосредуются (как правило) нормативным  поведением, иногда именуемым шаблоном. Оно связано с реализацией  целей группы и в той или  иной мере признается всеми представителями  группы.

Очень часто групповые  взаимодействия отождествляются социологами с понятием групповой структуры, так как они связанны с другими элементами: ролью и статусом. Учитывая значительный удельный вес нормативной регуляции среди других проявлений социального влияния в группе, есть основание рассматривать нормативное поведение как самостоятельный фактор.

Многообразие групповых  норм и факторов, детерминирующих  их, позволяет выделить общие методологические принципы действенности норм в малых  группах.

1. Социальные нормы группового  поведения есть продукт социального взаимодействия людей, объединенных общими интересами.

2. Как правило, группа устанавливает  не весь спектр норм для  какой-либо конкретной ситуации, а лишь те, которые имеют для  всех членов группы особую  значимость.

3. Нормативное поведение может  либо быть предписано члену группы в виде роли (например, лидера), либо выступать в качестве ролевого стандарта поведения, общего для членов группы.

4. Социальные, нормы могут дифференцироваться  по степени принятия их членами  группы: одобряемые всеми, частью и т. д.

5. Социальные нормы в группах  могут иметь различные континуумы  отклонений и соответственно  диапазоны санкций за девиантное  поведение. 

6. Уровнем признания групповых  норм всеми членами группы  в значительной степени определяется  характер групповой сплоченности.

При анализе групповой сплоченности можно выделить переменные, соответствующие, по мнению современных американских ученых А. и Б. Лоттов, специалистов по групповой динамике, совокупности причин и следствий симпатий членов малой группы.

Информация о работе Общности как объект управления в организации