Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:47, курсовая работа
Значение выработки стратегии, позволяющей фирме выжить в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, чрезвычайно велико. В условиях жесткой конкуренции и быстроменяющейся ситуации на рынке очень важно не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел фирмы, но и вырабатывать долгосрочную стратегию. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, ежедневно решая внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. В настоящее время исключительно важна стратегия, обеспечивающая адаптацию фирмы к быстроменяющейся окружающей среде.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ТИПЫ СТРАТЕГИЙ...6
1.1. Понятие стратегии…………………………………………………….6
1.2. Основные типы стратегий …………………………………………..10
2. ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ…………………………………………13
2.1. Сущность оборонительной стратегии и способы
защиты конкурентного преимущества…………………………………13
2.2. Принципы оборонительной войны…………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ТИПЫ СТРАТЕГИЙ...6
1.1.
Понятие стратегии…………………………………………………….
1.2. Основные типы стратегий …………………………………………..10
2. ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ…………………………………………13
2.1. Сущность оборонительной стратегии и способы
защиты конкурентного
2.2.
Принципы оборонительной войны…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Цели - это ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности. Ставя определенные цели, руководство формулирует те главные ориентиры, на которых должна быть сфокусирована вся деятельность предприятия и его коллектива.
Чтобы эффективно работать, менеджеры ставят перед организацией конкретные, измеримые, уместные, стимулирующие, заметные цели на определенный период времени. Выработка эффективных целей усиливает побудительные мотивы, устанавливает четкие ориентиры деятельности и создает ясную картину ожидаемых результатов.
К типичным относятся цели, связанные с достижением доли данного предприятия на рынках сбыта, ростом объема бизнеса, его прибыльностью, рентабельностью и другими характеристиками.
Значение
выработки стратегии, позволяющей
фирме выжить в конкурентной борьбе
в долгосрочной перспективе, чрезвычайно
велико. В условиях жесткой конкуренции
и быстроменяющейся ситуации на рынке
очень важно не только концентрировать
внимание на внутреннем состоянии дел
фирмы, но и вырабатывать долгосрочную
стратегию. В прошлом многие фирмы могли
успешно функционировать, ежедневно решая
внутренние проблемы, связанные с повышением
эффективности использования ресурсов
в текущей деятельности. В настоящее время
исключительно важна стратегия, обеспечивающая
адаптацию фирмы к быстроменяющейся окружающей
среде.
1.1. Понятие стратегии
Основанная на прогнозе общая концепция того, как достигаются главные цели фирмы, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы, дополненная программой реальных действий, направленных на приобретение конкурентных преимуществ, достижение победы в конкурентной борьбе, получила название управленческой стратегии.
Термин «стратегия» дословно переводится как «искусство полководца» (от греч. Stratos - войско, ago - веду). Он пришел в управление из военной сферы, где означает разработку и осуществление боевых операций, решающих исход целых кампаний и обеспечивающих победу над противником. Такое понятие было известно и в древнем Китае, где уже в период между 480 и 221 гг. до н. э. написана книга, название которой в русском переводе звучит как «Искусство стратегии». Применительно к хозяйственной сфере термин «стратегия» впервые был использован во второй половине 1950-х гг. сначала в качестве синонима долгосрочного планирования.
Истоки теории деловой стратегии были заложены на испытательной базе ВВС США «Райт Петерсон» в 1926 г., командующий которой обнаружил зависимость, описываемую кривой опыта. Она стала применяться в производстве опытных образцов самолетов с 1930-х гг., а в годы Второй мировой войны широко использовалась фирмой «Локхид». В этот же период была разработана технология для управления материальными и финансовыми потоками, дающая большую экономию (теория очередей), также послужившая одной из основ формирования стратегий.
В то же время не все стратегии имеют стратегический характер и не все стратегические действия обусловлены стратегиями. Только 5% крупнейших компаний разрабатывают собственные стратегии, ибо для этого нужно иметь высокий интеллектуальный потенциал.
Известный канадский специалист в области стратегического управления Г. Минцберг предложил определение стратегии в рамках системы «5-П» (5-Р). По его мнению, она включает:
Задача фирмы - создать стратегии, базирующиеся на таком наборе ресурсов и способностей, которые трудно поддаются копированию и воспроизведению. Для достижения успеха часто одновременно используется несколько стратегий, главная из которых сегодня — маркетинговая. Но поскольку реализация стратегии — всегда риск, считается необходимым ограничивать их число.
Задача
стратегии состоит в создании
фирме конкурентного
Способность компании проводить самостоятельную стратегию во всех областях делает ее более гибкой, устойчивой, позволяет адаптироваться к требованиям времени и обстоятельствам.
Стратегия формируется под воздействием внутренней и внешней среды, постоянно развивается, ибо всегда возникает что-то новое, на что нужно реагировать.
К любой стратегии предъявляются следующие требования.
8. Альтернативность (стратегия выбирается из нескольких вариантов).
Стратегия тесно связана с такими характеристиками фирмы, как ее структура, система управления, персонал. Она дает ответы на вопросы:
- Какой может быть компания в будущем, обычно в ближайшие 5—10 лет (видение)?
- В чем ее предназначение (миссия)?
- Чего конкретно нужно достичь (цели)?
- Что и как для этого необходимо сделать (задачи, правила, процедуры)?
Таким образом, стратегия — не функция времени, а функция направления.
Она позволяет сосредоточиться на главных проблемах и отбросить второстепенные; определить и скоординировать действия по реализации миссии и основных целей фирмы, пути ее преобразования в новое состояние (какой бизнес прекратить, какой продать, в какой перейти, с каким объединиться), способы использования необходимых для этого ресурсов.
Она должна обеспечить фирме прочные конкурентные преимущества в сферах, где имеются наибольшие шансы на успех; помочь определить виды продукции, с помощью которых этого можно достичь; отыскать пути нейтрализации соперников.
С помощью стратегии происходит создание стратегического потенциала в виде совокупности материальных условий производственной деятельности и профессиональных и творческих навыков персонала.
При осуществлении миссии фирмы, достижении ее целей или коренном изменении ситуации она полностью обновляется, ибо перестают существовать те объективные внешние и внутренние условия, реакцией на которые стратегия была.
Таким образом, стратегия представляет собой фундамент практической деятельности компании, координации ее отдельных направлений, процесса адаптации к среде.
Но
стратегия — это не только рассчитанная
на перспективу концепция
Стратегия
не требует немедленных действий.
Она реализуется через
На среднем и низовом уровнях управления стратегия дополняется и конкретизируется тактикой (краткосрочная стратегия). Тактика представляет собой совокупность решений, отражающих наилучший вариант реализации стратегии в существующих условиях или с учетом новых и непредвиденных обстоятельств, требующих быстрых энергичных действий.
Реализация стратегии предполагает разработку вариантов действий при непредвиденных обстоятельствах, формирование организационной структуры, системы управления и контроля.
Критериями оценки эффективности стратегии могут служить:
1.2. Основные типы стратегий
Все типы стратегий, встречающиеся в мире бизнеса, в маркетинге в зависимости от доли на рынке можно объединить в три группы:
Каждая из них имеет множество вариантов в зависимости от конкретных условий деятельности фирмы. Могут быть и многоцелевые стратегии, которые сочетают в себе элементы каждой из групп.
Атакующая, созидательная стратегия, или стратегия наступления, предполагает активную, агрессивную позицию фирмы на рынке и преследует цель завоевать и расширить рыночную долю. Считается, что на каждом товарном рынке или рынке услуг имеется так называемая оптимальная рыночная доля, которая обеспечивает необходимую для эффективной деятельности и существования фирмы норму и массу прибыли.
Однако если доля фирмы опускается ниже оптимального уровня, перед ней встает дилемма – либо принять меры к ее расширению, либо уйти с рынка.
Фирма может выбрать атакующую стратегию в нескольких случаях: если доля на рынке ниже необходимого минимума или резко сократилась в результате действия конкурентов и не обеспечивает достаточного уровня прибылей; если она выпускает на рынок новый товар; если осуществляет расширение производства, которое окупится лишь при значительном увеличении продаж; если фирмы-конкуренты теряют свои позиции и создается реальная возможность при относительно небольших затратах расширить рыночную долю.