Оборонительная стратегия фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2011 в 13:47, курсовая работа

Описание работы

Значение выработки стратегии, позволяющей фирме выжить в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, чрезвычайно велико. В условиях жесткой конкуренции и быстроменяющейся ситуации на рынке очень важно не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел фирмы, но и вырабатывать долгосрочную стратегию. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, ежедневно решая внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. В настоящее время исключительно важна стратегия, обеспечивающая адаптацию фирмы к быстроменяющейся окружающей среде.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ТИПЫ СТРАТЕГИЙ...6
1.1. Понятие стратегии…………………………………………………….6
1.2. Основные типы стратегий …………………………………………..10
2. ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ…………………………………………13
2.1. Сущность оборонительной стратегии и способы
защиты конкурентного преимущества…………………………………13
2.2. Принципы оборонительной войны…………………………………16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27

Работа содержит 1 файл

курсовая-оборонительная стратегия фирмы.doc

— 130.50 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..5

1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ТИПЫ СТРАТЕГИЙ...6

      1.1. Понятие стратегии…………………………………………………….6

      1.2. Основные типы стратегий …………………………………………..10

2. ОБОРОНИТЕЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ…………………………………………13

      2.1. Сущность оборонительной стратегии и способы

        защиты конкурентного преимущества…………………………………13

      2.2. Принципы оборонительной войны…………………………………16

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

    Стратегия представляет собой обобщенную модель действий, необходимых для достижения поставленных целей. Цели - это ключевые результаты, к которым стремится предприятие в своей деятельности. Ставя определенные цели, руководство формулирует те главные ориентиры, на которых должна быть сфокусирована вся деятельность предприятия и его коллектива.

    Чтобы эффективно работать, менеджеры ставят перед организацией конкретные, измеримые, уместные, стимулирующие, заметные цели на определенный период времени. Выработка  эффективных целей усиливает побудительные мотивы, устанавливает четкие ориентиры деятельности и создает ясную картину ожидаемых результатов.

    К типичным относятся цели, связанные  с достижением доли данного предприятия  на рынках сбыта, ростом объема бизнеса, его прибыльностью, рентабельностью и другими характеристиками.

    Значение  выработки стратегии, позволяющей  фирме выжить в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, чрезвычайно  велико. В условиях жесткой конкуренции  и быстроменяющейся ситуации на рынке  очень важно не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел фирмы, но и вырабатывать долгосрочную стратегию. В прошлом многие фирмы могли успешно функционировать, ежедневно решая внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. В настоящее время исключительно важна стратегия, обеспечивающая адаптацию фирмы к быстроменяющейся окружающей среде. 
 
 
 
 

  1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СТРАТЕГИИ ПРЕДПРИЯТИЯ И ТИПЫ СТРАТЕГИЙ

1.1. Понятие стратегии

    Основанная  на прогнозе общая концепция того, как достигаются главные цели фирмы, решаются стоящие перед ней проблемы и распределяются необходимые для этого ограниченные ресурсы, дополненная программой реальных действий, направленных на приобретение конкурентных преимуществ, достижение победы в конкурентной борьбе, получила название управленческой стратегии.

    Термин  «стратегия» дословно переводится  как «искусство полководца» (от греч. Stratos - войско, ago - веду). Он пришел в управление из военной сферы, где означает разработку и осуществление боевых операций, решающих исход целых кампаний и обеспечивающих победу над противником. Такое понятие было известно и в древнем Китае, где уже в период между 480 и 221 гг. до н. э. написана книга, название которой в русском переводе звучит как «Искусство стратегии». Применительно к хозяйственной сфере термин «стратегия» впервые был использован во второй половине 1950-х гг. сначала в качестве синонима долгосрочного планирования.

    Истоки  теории деловой стратегии были заложены на испытательной базе ВВС США «Райт Петерсон» в 1926 г., командующий которой обнаружил зависимость, описываемую кривой опыта. Она стала применяться в производстве опытных образцов самолетов с 1930-х гг., а в годы Второй мировой войны широко использовалась фирмой «Локхид». В этот же период была разработана технология для управления материальными и финансовыми потоками, дающая большую экономию (теория очередей), также послужившая одной из основ формирования стратегий.

    В то же время не все стратегии имеют  стратегический характер и не все стратегические действия обусловлены стратегиями. Только 5% крупнейших компаний разрабатывают собственные стратегии, ибо для этого нужно иметь высокий интеллектуальный потенциал.

    Известный канадский специалист в области  стратегического управления Г. Минцберг предложил определение стратегии в рамках системы «5-П» (5-Р). По его мнению, она включает:

  1. план (Plan) - заранее намеченные в деталях и контролируемые действия на определенный срок, преследующие конкретные цели;
  2. прием, или тактический ход (Р1оу), представляющий собой кратковременную стратегию, имеющую ограниченные цели, могущую меняться, маневр с целью обыграть противника;
  3. модель поведения (Patten of behaviour) - часто спонтанного, неосознанного, не имеющего конкретных целей;
  4. позицию по отношению к другим (Position in respect to others);
  5. перспективу (Perspective).

    Задача  фирмы - создать стратегии, базирующиеся на таком наборе ресурсов и способностей, которые трудно поддаются копированию и воспроизведению. Для достижения успеха часто одновременно используется несколько стратегий, главная из которых сегодня — маркетинговая. Но поскольку реализация стратегии — всегда риск, считается необходимым ограничивать их число.

    Задача  стратегии состоит в создании фирме конкурентного преимущества, устранении негативного эффекта нестабильности окружающей среды, обеспечении доходности, уравновешении внешних требований и внутренних возможностей. Через ее призму рассматриваются все деловые ситуации, с которыми организация сталкивается в повседневной жизни.

    Способность компании проводить самостоятельную  стратегию во всех областях делает ее более гибкой, устойчивой, позволяет адаптироваться к требованиям времени и обстоятельствам.

    Стратегия формируется под воздействием внутренней и внешней среды, постоянно развивается, ибо всегда возникает что-то новое, на что нужно реагировать.

    К любой стратегии предъявляются  следующие требования.

  1. Реальность, предполагающая ее соответствие ситуации, целям, техническому и экономическому потенциалу фирмы, опыту и навыкам работников и менеджеров, культуре, существующей системе управления.
  2. Логичность, внутренняя целостность, непротиворечивость отдельных элементов, поддержка ими друг друга, порождающая синергетический эффект.
  3. Этичность, нравственность (реализация стратегии не должна предполагать противоречащие нормам морали и права действия).
  4. Совместимость со средой, обеспечивающая возможность взаимодействия с ней (стратегия находится под влиянием изменений в окружении фирмы и сама может формировать эти изменения).
  5. Оправданная рискованность.
  6. Направленность на формирование конкурентных преимуществ, достижение успеха.
  7. Учет интересов общества в целом, местных властей, акционеров, деловых партнеров, персонала, особенности отрасли и позиций фирмы в ней.

    8. Альтернативность (стратегия выбирается из нескольких вариантов).

    Стратегия тесно связана с такими характеристиками фирмы, как ее структура, система управления, персонал. Она дает ответы на вопросы:

    - Какой может быть компания в будущем, обычно в ближайшие 5—10 лет (видение)?

    - В чем ее предназначение (миссия)?

    - Чего конкретно нужно достичь (цели)?

    - Что и как для этого необходимо сделать (задачи, правила, процедуры)?

    Таким образом, стратегия — не функция  времени, а функция направления.

    Она позволяет сосредоточиться на главных  проблемах и отбросить второстепенные; определить и скоординировать действия по реализации миссии и основных целей фирмы, пути ее преобразования в новое состояние (какой бизнес прекратить, какой продать, в какой перейти, с каким объединиться), способы использования необходимых для этого ресурсов.

    Она должна обеспечить фирме прочные  конкурентные преимущества в сферах, где имеются наибольшие шансы на успех; помочь определить виды продукции, с помощью которых этого можно достичь; отыскать пути нейтрализации соперников.

    С помощью стратегии происходит создание стратегического потенциала в виде совокупности материальных условий производственной деятельности и профессиональных и творческих навыков персонала.

    При осуществлении миссии фирмы, достижении ее целей или коренном изменении ситуации она полностью обновляется, ибо перестают существовать те объективные внешние и внутренние условия, реакцией на которые стратегия была.

    Таким образом, стратегия представляет собой  фундамент практической деятельности компании, координации ее отдельных направлений, процесса адаптации к среде.

    Но  стратегия — это не только рассчитанная на перспективу концепция действий, но и способ мышления менеджеров и персонала.

    Стратегия не требует немедленных действий. Она реализуется через разработку внутрифирменных планов, системы бюджетов, специальных программ и процедур (но ее саму разбивать на долгосрочные планы нельзя).

    На  среднем и низовом уровнях  управления стратегия дополняется  и конкретизируется тактикой (краткосрочная стратегия). Тактика представляет собой совокупность решений, отражающих наилучший вариант реализации стратегии в существующих условиях или с учетом новых и непредвиденных обстоятельств, требующих быстрых энергичных действий.

    Реализация  стратегии предполагает разработку вариантов действий при непредвиденных обстоятельствах, формирование организационной структуры, системы управления и контроля.

    Критериями  оценки эффективности стратегии  могут служить:

  • достижение более высокой производительности;
  • улучшение морально-психологического климата;
  • повышение качества продукции и услуг;
  • рост доходности;
  • увеличение доли рынка;
  • ускорение темпов освоения новой продукции. Условиями успеха реализации стратегии считаются:
  • обеспечение соответствия стратегии среде;
  • уверенность персонала и менеджеров в своих способностях;
  • готовность фирмы к изменениям.
 

1.2. Основные  типы стратегий

    Все типы стратегий, встречающиеся в  мире бизнеса, в маркетинге в зависимости от доли на рынке можно объединить в три группы:

  • наступательная, или стратегия прорыва;
  • оборонительная;
  • стратегия отступления.

    Каждая  из них имеет множество вариантов  в зависимости от конкретных условий  деятельности фирмы. Могут быть и  многоцелевые стратегии, которые сочетают в себе элементы каждой из групп.

     Атакующая, созидательная стратегия, или стратегия наступления, предполагает активную, агрессивную позицию фирмы на рынке и преследует цель завоевать и расширить рыночную долю. Считается, что на каждом товарном рынке или рынке услуг имеется так называемая оптимальная рыночная доля, которая обеспечивает необходимую для эффективной деятельности и существования фирмы норму и массу прибыли.

     Однако  если доля фирмы опускается ниже оптимального уровня, перед ней встает дилемма  – либо принять меры к ее расширению, либо уйти с рынка.

     Фирма может выбрать атакующую стратегию в нескольких случаях: если доля на рынке ниже необходимого минимума или резко сократилась в результате действия конкурентов и не обеспечивает достаточного уровня прибылей; если она выпускает на рынок новый товар; если осуществляет расширение производства, которое окупится лишь при значительном увеличении продаж; если фирмы-конкуренты теряют свои позиции и создается реальная возможность при относительно небольших затратах расширить рыночную долю.

Информация о работе Оборонительная стратегия фирмы