Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:31, контрольная работа
В настоящее время профессия менеджера является одной из самых востребованных на рынке труда. Понятие «менеджмент» возникло в российской теории и практике управления относительно недавно - с начала 90-х годов прошлого века. Его появление обычно связывают с переходом России к рыночной экономике. До этого момента на протяжении многих лет функционирования командно-административной системы имела место недооценка теории и практики управления.
1. Новые теории исследования в области менеджмента…………………..3
2. Организационная структура: факторы проектирования организации..19
Список используемой литературы
Влияние глобализации вызвало необходимость поиска новых подходов к управлению компаниями различного направления деятельности.
Так,
с позиций стратегического
Распад СССР и открытие его рынков и рынков стран Восточной Европы, введение единой валюты в рамках Европейского сообщества, вступление в силу Североамериканского соглашения о свободной торговле открыли перед компаниями новые перспективы развития и стимулировали повышение качества товаров и услуг. В большей степени этому способствовало принятие новых международных стандартов качества. В настоящее время любая организация (и не только коммерческая) должна ориентироваться на стандарты, достигнутые в той или иной отрасли мировыми лидерами.
По
мнению большинства исследователей,
в сфере производственного
Одной
из наиболее сильных тенденций развития
современного менеджмента является
усиление процесса наделения властью
сотрудников, их вовлечение в процедуру
принятия решений [10, 146]. Традиционная
модель, когда менеджер контролирует
работников, в условиях высокотурбулентной
внешней среды перестала быть
эффективной. Под наделением властью
имеется в виду не столько передача
властных полномочий, сколько оценка
потенциала работников и его раскрытие.
У сотрудников растет потребность
в доверии, общении, в связи с
чем возрастает значение личных контактов
персонала, позволяющее понять, чего
ждать друг от друга. Особую важность
в условиях информационной революции
и введения системы трудовых отношений,
при которой сотрудники трудятся
совместно, но не вместе, приобретает
адекватное информирование каждого
работника, в особенности о переменах.
Самым ценным активом любой компании
XXI века становятся работники умственного
труда и их производительность. Самой
большой и быстрорастущей группой
персонала в категории
Следует отметить, что Россия отстает от развитых стран по качеству подготовки менеджеров, поскольку программы подготовки несколько устарели и качество подготовки недостаточное обучение менеджменту в РФ также отстает от мирового уровня. В России только около 55 программ МВА и около ста факультетов менеджмента. Ежегодно получают дипломы примерно 5000 магистров МВА и примерно 15000 дипломированных менеджеров. А потребность экономики РФ составляет около 100000 менеджеров. Следовательно, пока покрывается только 20 % потребности. Однако учёные утверждают, что указанные проблемы при высоких темпах развития экономики вполне разрешимы.
Структура, отражающая состав и соподчиненность различных элементов, звеньев, ступеней управления, функционирующих для достижения определенной цели, называется организационной.
Разработка
организационной структуры
Некоторая
ориентация для смены типа организационной
структуры может осуществляться
на основе метода типологии (Приложение
А). Горизонтальная ось на рисунке
показывает вид основной ориентации
организации: на решение внутренних
проблем или адаптацию к
Объективные факторы и условия, влияющие на выбор разнообразия организационных структур:
-
размер деятельности
-
специализация на выпуске
-
характер выпускаемой
-
сфера деятельности
-
масштабы заграничной
-
вид монополистического
Помимо
перечисленных факторов, влияющих на
выбор ограниченной структуры, можно
отметить динамизм внешней среды, технологию,
отношение к организации
Динамизм
внешней среды является очень
сильным факторам, определяющим, какую
организационную структуру
Влияние технологии на организационную структуру проявляется в следующем:
1)
структура привязана к той
технологии, которая используется
в организации. Число
2)
организационная структура
Организационная структура в значительной мере зависит от того, как к ее выбору относятся менеджеры, какой тип структуры они предпочитают и насколько они готовы идти на введение нетрадиционных форм построения организаций.
Поскольку предназначение организационной структуры состоит в том, чтобы обеспечить достижение стоящих перед организацией целей, проектирование структуры должно базироваться на стратегических планах организации и переменных внешней среды, в которой она осуществляет свои операции. Стратегия предопределяет структуру управления, которая должна соответствовать намеченным ею изменениям. Если организация приняла план инновационного пути развития, ей потребуется ввести гибкую структуру управления. Если же стратегия нацелена на максимальное сокращение затрат, ей в большей мере подойдет иерархическая структура. Исследования показывают, что стратегия предопределяет характер структуры, прежде всего, для организации в целом. На уровне подразделений и служб влияние стратегии на структуру ощущается в меньших размерах.
Интересен подход, предложенный О.С. Виханским и А.Н. Наумовым, который представляет собой группировку факторов проектирования организации и рассматривает как внутренние, так и внешние факторы. Выделяются четыре группы ситуационных факторов:
- внешняя среда;
-
технологии работы в
-
стратегический выбор
- поведение работников.
Факторы могут в отдельности или в комбинации влиять на решения по проектированию организации через те компоненты, которые заключены в каждом из них.
Требования, принципы и факторы, определяющие организационные структуры управления предприятием, рассмотрены в приложении Б.
На
малых предприятиях, где выполнение
функций требует ограниченного
числа работников, проблема определения
структуры не является столь острой
по сравнению с подбором руководителей
с соответствующими знаниями, умениями,
опытом, стилем работы, организационными
способностями. Значительно сложнее
дело обстоит на средних и крупных
предприятиях, выпускающих широкую
номенклатуру продукции. В этом случае
возникает проблема выбора того или
иного типа организационной структуры,
адекватного реальным требованиям
внешней и внутренней среды, задачам
удовлетворения потребительского спроса,
технологического и социального
развития, достижения экономически эффективных
результатов. Развитие организационных
структур в настоящее время для
этих предприятий связано с
Однако в выборе типа организационной структуры могут помочь следующие методы её диагностики и выбора:
- анкетирование;
- интервьюирование;
- сравнение;
- контрольные вопросы:
- конференции и комиссии;
- моделирование;
- деловые игры;
- балльный метод;
- типология;
- экспертный метод;
-
метод активного
-
функционально-стоимостный
- коллективный блокнот.
Таким
образом, решая вопрос о выборе организационной
структуры, нужно заимствовать опыт
преуспевающих фирм и приспосабливать
к собственным условиям те или
иные организационные решения, исходя
при этом из характера производства,
специфических условий, в которых
функционирует данное предприятие,
а также наличия
Список
используемой литературы.