Новые теории и исследования в области менеджмента. Организационная структура: факторы проектирования организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2011 в 20:31, контрольная работа

Описание работы

В настоящее время профессия менеджера является одной из самых востребованных на рынке труда. Понятие «менеджмент» возникло в российской теории и практике управления относительно недавно - с начала 90-х годов прошлого века. Его появление обычно связывают с переходом России к рыночной экономике. До этого момента на протяжении многих лет функционирования командно-административной системы имела место недооценка теории и практики управления.

Содержание

1. Новые теории исследования в области менеджмента…………………..3
2. Организационная структура: факторы проектирования организации..19
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Менеджмент.docx

— 47.32 Кб (Скачать)

     Следующий этап в развитии управления связан с 60-70-ми годами, когда во внешней  среде начали возникать неожиданные  явления и темп изменений ускорялся -- постиндустриальная эпоха. Теперь управлять  текущей деятельностью и планировать  будущую необходимо было, основываясь  на том, что в будущем будет  пользоваться спросом, какие появятся конкуренты, какой шаг сделает  технология. Появилась необходимость  изменить принципы, лежащие в основе долгосрочного планирования, идти от будущего к настоящему. Таким образом, растущая непредсказуемость внешней  среды способствовала трансформации  долгосрочного планирования в стратегическое.

     Стратегическое  планирование (система  управление на основе предвидения изменений) - тип управления, основанный на принятии решений, учитывающих возможности, открывающиеся перед организацией в будущем, и направленный на выработку соответствующих стратеги развития организации, как ответной реакции на эти изменения [11, 12].

     Теперь  от внешнего руководства требовалось  искусство владения ситуационным подходом в планировании, т. е. принятием решений, исходя из конкретной ситуации как  внутри, так и вне организации. Ранее мы определили этот стиль как  предпринимательский стиль поведения. Среднее и низовое руководство должно было претворять эти стратегии в жизнь, т. е. для них было достаточно приростного поведения. Появившаяся в это время школа количественного управления, связана с развитием и применением в управлении кибернетики, математической статистики, моделирования, прогнозирования и вычислительной техники. Ключевой характеристикой школы является замена словесных рассуждений и описательного анализа моделями, символами, количественными значениями, что позволило существенно повысить эффективность управленческих решений. Вклад внесли: Немчинов, Новожилов, Канторович, Федоренко, Шаталин.

     В 90-е годы как за рубежом, так и у нас в стране внешняя среда для некоторых отраслей промышленности стала меняться очень быстро, многие важные задачи возникали так стремительно, что их невозможно было предугадать и планировать. Поэтому среднее и низшее руководство, приводя в жизнь стратегии, должны были видоизменять их, исходя из существующей ситуации, т. е. тоже должны были овладевать предпринимательским стилем или использовать ситуационный подход в управлении. Такое управление получило название стратегического управления.

     Таким образом, менеджмент как наука и  процесс управления прошёл различные  стадии своего становления, обусловленные  социально-экономическими потребностями  общества и динамикой развития самого менеджмента.

     Особенности развития современного менеджмента

В условиях перехода России на инновационный путь развития экономики возникла насущная потребность  в разработке новых форм и методов  управления, позволяющих предприятиям адаптироваться к динамике внешней среды, рационально использовать производственно-рыночный потенциал, наращивать конкурентные преимущества и создавать на этой основе реальные предпосылки к обеспечению стратегической устойчивости.

Рыночные отношения  приводят к серьезному изменению  содержания и организации процессов  управления, управленческого труда. Кардинальные изменения в технологии производства и характере трудовых процессов, возрастание роли человека в организации, глобализация процессов  в экономике, обострение конкуренции  и другие явления и факторы  приводят к необходимости трансформации  парадигмы менеджмента. Поэтому  необходимо рассмотрение новой концепции  менеджмента как интегрированного, современного подхода к стратегическому, инновационному и конкурентному управлению на основе эффективного использования потенциала современного менеджера и новых управленческих технологий.

     В связи с этим возникает необходимость  изучения и освоения направлений  развития современного менеджмента, нацеленных на решение проблем организационно-экономического развития организаций, выработку навыков  постановки и решения проблем  управления, разработку механизмов повышения  конкурентоспособности.

     Современная ситуация в теории и практике мирового менеджмента характеризуется сосуществованием и взаимодействием трех основных подходов:

     Системный подход имеет собственную специфику. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые [19, 140]. Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия относительно независимы от среды, окружающей систему.

     Открытая  система характеризуется взаимодействием  с внешней средой. Энергия, информация, материалы - это объекты обмена с  внешней средой через проницаемые  границы системы. Открытая система  имеет способность приспосабливаться к изменениям во внешней среде и должна делать это для того, чтобы продолжить свое функционирование.

     Руководители  в основном занимаются системами  открытыми, потому что все организации  являются открытыми системами. Выживание  любой организации зависит от внешнего мира.

     При системном подходе любая система (объект) рассматривается, как совокупность взаимосвязанных элементов, имеющая  выход (цель), вход, связь с внешней  средой, обратная связь, в системе  «вход» перерабатывается в «выход» [2, 74]. Важнейшими принципами системного подхода по мнению исследователей являются следующие:

     · процесс принятия решения должен начинаться с выявления и четкого  формулирования конкретных целей;

     · необходимое выявление и анализ возможных альтернативных путей  достижения цели;

     · целей отдельных подсистем не должны вступать в конфликт с целями всей системы;

     · восхождение от абстрактного к конкретному;

     · единство анализа и синтеза логического  и исторического;

     · проявление в объекте разнокачественных  связей и взаимодействий [2, 76-83].

     Процессный  подход описывает функции управления как взаимосвязанные. В соответствии с данным подходом управление - это процесс, состоящий из взаимосвязанных действий - функций управления. Каждая функция в свою очередь представляет собой процесс, состоящий из взаимосвязанных действий [18, 17].

     Таким образом, процесс управления есть сумма  всех функций (прогнозирования и  планирования, организации, координации, регулирования, контроля).

     Ситуационный  подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией [2, 85]. Поскольку существует такое обилие факторов, как в самой фирме, так и во внешней среде не существует лучшего единого подхода управлять объектом. Самым эффективным методом, который соответствует данной ситуацией, максимально адаптирован к ней.

     Центральным моментом ситуационного подхода  является ситуация, т.е. конкретный набор  обстоятельств, которые сильно влияют на организацию в данное конкретное время [2, 85]. Из-за того, что в центре внимания оказывается ситуация, ситуационный подход подчеркивает значимость «ситуационного мышления». Используя этот подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в  конкретной ситуации.

     Методологию ситуационного подхода обосновывают как четырех шаговый процесс [2, 86-89]:

     1. Руководитель должен быть знаком  со средствами профессионального  управления, которые доказали свою  эффективность (понимание процесса  управления, системного анализа,  методов планирования и т.д.).

     2. Каждая из управленческих концепций  и методик имеет сильные и  слабые стороны. Руководитель  должен уметь предвидеть вероятные  последствия, как положительные,  так и отрицательные. 

     3. Руководитель должен уметь правильно  интерпретировать ситуацию. Необходимо  правильно определить, какие факторы  являются наиболее важными в  данной ситуации и какой вероятный  эффект может повлечь за собой  изменения одной или нескольких  переменных.

     4. Руководитель должен уметь увязывать  конкретные приемы, которые вызывали  бы наименьший отрицательный  эффект и таили бы меньше  всего недостатков, с конкретными  ситуациями, тем самым обеспечивая  достижения целей организации  самым эффективным путем в  условиях существующих обстоятельств. 

     Таким образом, ситуационный подход расширяет  практическое применение теории систем, определив основные переменные, которые  влияют на организацию. Ситуационный подход часто называют «ситуационным мышлением». С точки зрения ситуации «лучшего способа» управления не существует.

     Указанные подходы направлены на синтез и развитие разработанных ранее взглядов основных «школ управления», а также на разработку новых представлений  об управлении. В связи с параллельным существованием ряда подходов общий  спектр современных теоретических  и прикладных разработок чрезвычайно  широк и многообразен. Результатом  этого является фактически исчерпывающий  охват современными исследованиями всех основных проблем управления. Вместе с тем ситуация в данной области - именно в силу труднообозримого числа концепций, подходов, школ, трактовок - таит и определенные трудности. Это трудности обобщения, синтеза результатов.

     Исследователи выделяют основные тенденции современного этапа развития теории управления. Первая связана с приданием большей, чем ранее, значимости материальной, технологической базе организаций  в плане управления ею [8, 112]. Огромную роль в этом плане сыграла «компьютерная  революция», создавшая качественно  новую по своим возможностям техническую  базу управления, а также другие крупные достижения научно-технического прогресса.

     Вторая, еще более мощная тенденция состоит  в дальнейшей демократизации управления [8, 114]. Сейчас уже не подлежит сомнению, что будущее менеджмента - за демократическими «партисипативными» (соучаствующими) формами управления. Привлечение персонала к выполнению управленческих функций есть главное условие для действия фундаментального социально-психологического феномена, обозначаемого понятием «размораживания потенциала группы». Проще говоря - это механизм полной реализации потенциала организации для управления ею, превращения ее из объекта управления в субъект самоуправления.

     Третья  тенденция - интернационализация менеджмента и бизнеса и порожденные ею новые проблемы управления [8, 115]. Это, например, проблема кросс - культурного переноса принципов и форм управления, проблема учета национальных менталитетов в сфере управления и др.

     По  мнению большинства исследователей, все эти и другие тенденции  привели к тому, что сегодня  сформировалась новая парадигма  управления. Она обозначается, как  «тихая управленческая революция», а  ее ключевыми чертами являются следующие [17, 187]:

     1. Отказ от управленческого рационализма  классических школ менеджмента,  состоящего в убеждении, что  ключ к успеху управления лежит  в правильном воздействии на  внутренние факторы организации.  Вместо этого на первый план  выдвигается проблема гибкости  и адаптации к постоянным изменениям  внешней среды. Последняя диктует  стратегию и тактику управления, определяет структуру организации  и формы управления ею.

     2. Использование в управлении теории  систем позволило не только  сформулировать новый взгляд  на организацию как «органическое  целое», имеющее свою логику и  законы, но и выделить ряд универсальных  переменных любой системы, контроль  за которыми составляет основу  эффективного управления.

     3. Ситуационный подход к управлению, составляющий доминанту современной  теории и практики управления. Главный его тезис -- вся организация  внутри предприятия есть не  что иное, как ответ на различные  по своей природе воздействия  извне.

     4. Признание социальной ответственности  менеджмента как перед обществом  в целом, так и перед индивидом,  работающим в организациях. Важнейшей  характеристикой менеджмента на  современном этапе является ориентация  на новую социальную группу  в организациях -- когнитариат. Он  уже не может рассматриваться  как только один из экономических  факторов, а трактуется как ключевой  ресурс, эффективное использование  и наращивание которого становится самой основной задачей менеджмента. Эти и другие положения являются основными принципами современной теории управления.

     Таким образом, процессы глобализации общественной жизни, отражающие постоянно растущую взаимозависимость стран и регионов, становятся главным фактором, определяющим развитие теории и практики управления в современном мире [10, 138].

Информация о работе Новые теории и исследования в области менеджмента. Организационная структура: факторы проектирования организации