Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:45, курсовая работа
Целью моей курсовой работы является такое понятие, как невербальные коммуникации в практике менеджмента.
Главная задача невербальных коммуникаций – передача информации с помощью жестов, мимики, эмоций…
На современном этапе данная тема становится всё более актуальна. Актуальность выбранной темы данной курсовой работы «Невербальные коммуникации в практике менеджмента» определяется тем, что она направлена на пополнение знаний о невербальном взаимодействии между людьми в организации, недостаток которых возник из-за недостаточного внимания к данной проблеме.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КОММУНИКАЦИЙ………………………………………………………………4
1.1 Понятие невербальных коммуникаций в практике менеджмента………………………………………………………………………5
1.2 Специфика невербальной коммуникации………….………………...8
1.3 Физиологические и культурно-специфические основы невербальной коммуникации …………………………………………………...9
ГЛАВА 2. ОСНОВА НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ПРАКТИКЕ МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………...11
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………….…12
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………...13
Невербальные сообщения обычно непроизвольны и спонтанны. Даже если люди хотят скрыть свои намерения, они могут хорошо контролировать свою речь, но невербальное поведение контролю практически не поддается. Поэтому очень часто в реальной практике коммуникации возникают ошибки из-за обобщения на основании лишь одного невербального действия. Например, один из партнеров во время общения почесал свои нос, а заметивший это другой партнер делает вывод, что его собеседник врет, хотя у того на самом деле чесался нос.
Невербальный язык люди, как правило, успешно осваивают сами в естественных условиях через наблюдение, копирование, подражание, а говорить детей учат специально, этому уделяет внимание и семья, и социальные институты. Так, когда мы замечаем неискренность собеседника, мы зачастую ссылаемся на свою интуицию, говорим о шестом чувстве. На самом деле распознать собеседника нам позволяет внимание, часто неосознанное, к мелким невербальным сигналам, умение их читать и отмечать несовпадения со словами.
Таким образом, невербальная коммуникация представляет собой многомерный, многослойный, аналоговый процесс, протекающий в основном неосознанно.
1.3 Физиологические и культурно-специфические основы невербальной коммуникации.
Невербальная коммуникация является самой древней формой общения людей. Исторически невербальные средства коммуникации развились раньше, чем язык. Они оказались устойчивыми и эффективными в своих первоначальных функциях и не предполагали высокоразвитого человеческого сознания. Кроме того, постепенно проявились их определенные преимущества перед вербальными: они воспринимаются непосредственно и поэтому сильнее воздействуют на адресата, передают тончайшие оттенки отношения, эмоций, оценки, с их помощью можно передавать информацию, которую трудно или по каким-то причинам неудобно выразить словами.
Установлено, что мимика при выражении эмоций у человека и приматов, некоторые жесты, телодвижения являются врожденными и служат сигналами для получения ответной реакции. Об этом говорят эксперименты со слепыми и глухими детьми, у которых не было возможности у кого-то увидеть, а потом сымитировать мимику при выражении удовольствия или неудовольствия.
Другим доказательством
биологической природы
Но сигналы эмоций, унаследованные человеком от своих предков, достаточно сильно изменились к настоящему времени как по форме, так и по своим функциям. Так, считается, что улыбка человека, связанная с положительными эмоциями, восходит к простому животному оскалу агрессии. Животные отводят взгляд в знак умиротворения, когда не желают схватки, у человека - это сигнал о нежелании поддерживать контакт.
Социальная обусловленность коммуникации, как считают этологи, присуща не только человеку, но и животным. Они зафиксировали довольно много правил невербального общения у животных и птиц: танцы журавлей, пение птиц. Но животные обучаются этим правилам только через имитацию, а человек приобретает их и в ходе процессов инкультурации и социализации. Некоторые нормы невербальной коммуникации имеют общенациональный или этнический характер (в Европе обычно здороваются, пожимая руку, а в Индии складывают обе руки перед грудью и делают небольшой поклон), другие - узкопрофессиональную область применения (сигналы, которыми обмениваются водолазы или грузчики).
Двойная природа невербальной коммуникации объясняет наличие универсальных, понятных всем знаков, а также специфических сигналов, используемых в рамках только одной культуры
На основе признаков намеренности (ненамеренности) невербальной коммуникации можно выделить три типа невербальных средств:
1) Поведенческие знаки.
Они обусловлены физиологическими реакциями: побледнение или покраснение, а также потоотделение от волнения, дрожь от холода или страха и др.
2) Ненамеренные знаки.
Употребление таких знаков связано с привычками человека (их иногда называют самоадапторами): почесывание носа, качание ногой без причины, покусывание губ и др.
3) Собственно коммуникативные знаки.
Эти знаки представляют собой сигналы, передающие информацию об объекте, событии или состоянии.
Таким образом, использование в коммуникации невербальных средств происходит в основном спонтанно. Это обусловлено как низшими уровнями центральной нервной системы, так и высшими, отвечающими за коммуникацию. Разумеется, в какой-то степени невербальные элементы поддаются контролю, но даже при очень хорошем самообладании может произойти «утечка» информации.
- ОСНОВА НЕВЕРБАЛЬНЫХ КОММУНИКАЦИЙ В ПРАКТИКЕ МЕНЕДЖМЕНТА
Информация, посланная отправителем без использования слов как системы кодирования, образует невербальное послание, лежащее в основе невербальной коммуникации. В последнее время эта сфера межличностной коммуникации все больше привлекает внимание ученых и специалистов. Дело в том, что эффект большинства посланий создается невербальной информацией: 37% — тональностью голоса и 55% — выражением лица. Особенно это проявляется в тех случаях, когда словесная часть послания отправителя противоречива. В такой ситуации получатель больше полагается на невербальную часть, чтобы понять значение послания.
Хотя речь является универсальным средством общения, она приобретает значение только в совокупности с использование невербальных символов для трансляции сообщений. Проведенные исследования показывают, что 55% сообщений воспринимается через выражение лица, позы и жестов, а 38% – через интонацию и модуляции голоса. Это говорит о важности необходимости изучения невербальных сигналов.
Некоторые невербальные сигналы вы можете замечать, а некоторые нет. В любом случае, большая часть коммуникации проходит на невербальном уровне, хотя об этом вы можете даже не подозревать, но это так. Следует заметить, что женщины замечают (не обязательно осознанно) больше невербальных сигналов (сигналов «языка тела»), чем мужчины. Это подтверждается наблюдениями и исследованиями ученых.
Одним из тех, кто систематизировал информацию о невербальных сигналах, является Алан Пиз.
В практике менеджмента основой
невербальных коммуникаций является передача
информации с помощью жестикулирования.
Именно жестами менеджер наглядно
показывает своему собеседнику информацию
интересующую его, используя, как свои
руки, так и наглядные пособия (презентации,
рекламные ролики, журналы…).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Невербальное общение в менеджменте, более известное как язык поз и жестов, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения в практике менеджмента. Невербальные сигналы так важны в общении по нескольким причинам:
• около 70% информации человек воспринимает именно по зрительному (визуальному) каналу;
• невербальные сигналы позволяют понять истинные чувства и мысли собеседника;
• отношение к собеседнику
нередко формируется под
Особенно ценны невербальные сигналы потому, что они спонтанны, бессознательны и, в отличие от слов, всегда искренне демонстрируются.
В этой курсовой работе я еще раз доказала и наглядно продемонстрировала, что залогом успешного общения между людьми в организации, особенно разных национальностей и разных культур является не только их речь. Одно из важнейших мест в практике менеджмента занимает невербальное общение.
Умение читать и применять самому знаки невербальной системы общения помогут преуспеть не только в деловой сфере, но и в повседневной жизни.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ