Нематериальная мотивация

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 05:39, контрольная работа

Описание работы

Руководители всегда сознавали, что в современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Содержание

Введение 3
1. Значение оценки персонала 6
2. Нематериальная мотивация 22
Заключение 29
Список использованной литературы 30

Работа содержит 1 файл

кон.т раб. Нематериальная мотивация.docx

— 57.62 Кб (Скачать)
gn="justify">    План  проведения собеседования должен содержать  прямые и косвенные вопросы о  предшествующей трудовой деятельности, профессиональном опыте, мотивации  и трудовых ценностях, образовании  и квалификации, вопросы, направленные на выяснение качеств кандидата, способствующих успеху в работе, и  т.п. Некоторые организации используют стандартную схему проведения собеседования, в основе которой лежит типовая  форма, содержащая фиксированный набор  вопросов к кандидату. Но следует  иметь в виду, что на разные должностные  позиции может потребоваться  разработка новых стандартных форм с учетом требований к должности. Собеседование не должно создавать  у кандидата впечатления, что  его опрашивают по заранее заготовленной  анкете. Кандидата следует поощрять, чтобы он больше рассказывал о  себе, о своем опыте, знаниях, задавал  вопросы и предлагал свои идеи. При подготовке к собеседованию  необходимо определить, как будет  получена следующая информация о  кандидате:

    - сильные и слабые стороны кандидата;

    - профессиональный опыт, навыки и  знания;

    - готовность к обучению, ориентация  на развитие;

    - готовность к сотрудничеству;

    - мотивация, трудовые ценности;

    - инициативность, готовность брать  на себя ответственность;

    - ориентация на достижения;

    - уровень самооценки, уровень притязаний.

    На  практике в зависимости от целей  и задач отбора могут использоваться следующие типы собеседования:

    - структурированное (в основе которого лежит фиксированный набор вопросов);

    - неструктурированное (проводимое в свободной форме);

    - интервью в эмоционально напряженной  обстановке (в условиях специально  смоделированной стрессовой ситуации);

    - панельное (проводимое специально созданной комиссией);

    - групповое (интервью с группой  кандидатов);

    - один на один.

    Панельное собеседование проводит специально созданная комиссия. В комиссию обычно включают представителя высшего  руководства, руководителя подразделения, в которое отбирается работник, непосредственного  руководителя для имеющейся вакансии, представителя кадровой службы и 1-2 профильных специалиста. Преимущество панельного собеседования состоит в том, что с кандидатом сможет познакомиться одновременно ряд людей, заинтересованных в данном назначении, что обеспечивает рассмотрение с разных сторон степени пригодности кандидата для предлагаемой должности. Такой тип собеседования позволяет оценить не только профессиональную квалификацию кандидата, но и его соответствие культуре организации, существующим в ней нормам, традициям и т.д. К числу факторов, которые могут оказывать отрицательное влияние на эффективность панельного собеседования, можно отнести: неподготовленность отдельных членов комиссии к участию в интервью; существенные расхождения во мнениях и интересах у разных членов комиссии; излишне формальный подход членов комиссии к проведению интервью; социально-психологические факторы (эффект ореола, эффект последнего по времени события, эффект усреднения, групповое давление, конформизм отдельных членов комиссии и др.)

    В ходе собеседования обачно используются комбинации следующих типов вопросов:

    • открытые;

    • наводящие;

    • прямые, или закрытые;

    • рефлексивные;

    • косвенные.

    Примеры открытых вопросов:

    Что Вы думаете о...?

    Что заставило Вас принять решение  о …?

    Расскажите  мне о …?

    Наводящие вопросы - это вопросы, которые подсказывают, какой тип ответ ожидается. Примеры  наводящих вопросов:

    • Для этой работы требуется внимательность. Вы внимательный человек?

    • Мне кажется, Вам больше подходит … 

    • Как правило, мы работаем в последнее  воскресение месяца. Как Вы относитесь такому режиму работы?

    Прямые (закрытые) вопросы предполагают ответы "Да" или "Нет", сообщение  конкретных сведений. Примеры прямых или закрытых вопросов:

    • Вы женаты?

    • Кто читал лекции по предмету?

    • Сколько человек находилось в  Вашем непосредственном подчинении?

    Рефлексивные  вопросы (замечания) необходимы для  того, чтобы избежать недопонимания  или неверного понимания, для  уточнения полученной информации. Примеры  рефлексивных вопросов (замечаний):

    • Итак, Вы любите заниматься спортом?

    • Как я понял, Вы предпочитаете  работу, связанную с применением  информационных систем типа …?

    • Мне показалось, что Вы не знакомы  с данной методикой?

    Косвенные вопросы предполагают, что кандидата  прямо не спрашивают о его достоинствах или недостатках. Правильно сформулированные косвенные вопросы дают надежную информацию о существенных для организации  качествах кандидата.  

    4. Компьютерная психодиагностика 

    Компьютеры  позволяют моделировать клинико-психологические  исследования, проводимые специалистом с помощью не другого человека, а технических средств. Учитывая непрерывно возрастающие возможности  компьютеров в вычислениях, логических операциях, памяти, быстродействии, можно  отметить, что те ограничения, которые  существовали в методологическом аппарате психологических тестов и были связаны  с ограниченными возможностями  человека, снимаются.

    Уже сейчас отчетливо выявляется прогрессивная  эволюция компьютерной психодиагностики. На первых этапах компьютеры использовались для вычисления шкальных оценок и  специальных числовых индексов, а  также графического представления "профилей". Стала доступной  текстовая интерпретация результатов  тестирования, т.е. собственно психодиагностическое заключение. Однако первые варианты интерпретации  носили существенно-схематический  характер, использовали простейшие логические процедуры перехода от числовых оценок к психологическим характеристикам.

    Компьютерные  версии тестов могут быть полезны  в работе, как начинающих, так  и опытных психологов, врачей, педагогов  и других специалистов. Для начинающих может иметь существенное значение сокращение времени обучения работе с психологическим тестом.

    Компьютерная  программа освобождает обучающегося от необходимости запоминать большой  объём информации по проведению эксперимента и анализу данных, по крайней мере, в формализованной их части. Таким  образом, психолог может существенно  быстрее начинать работать с осваиваемым  тестом на некотором гарантированном  уровне качества этой работы. Безусловно, при небольшом опыте работы с  тестом вероятность ошибок будет  меньше при использовании компьютерной версии теста. По мере нарастания личного опыта психолога сложности интерпретации получаемых данных могут сначала приближаться по уровню к компьютерной интерпретации, а затем, возможно, и превосходить этот уровень. Однако следует учитывать, что сделать это не просто, так как компьютерная программа, с правило, аккумулирует опыт высококвалифицированных специалистов, участвовавших в создании программы.  

    5. Тестовый опрос 

    Тестирование Во время тестирования психолог получает массу косвенной ценной информации о человеке: как быстро он осваивается в новой ситуации; насколько он способен принимать правила игры, навязанные ему извне; с какой скоростью он работает; как часто обращается за помощью; пытается ли узнать что-то новое для себя; быстро ли обучается и т.д. Зачастую даже при недостоверных данных тестирования такая косвенная информация дает много ценных сведений или по крайней мере поводов к размышлению. Если кандидат занимает предложенную вакансию, становится понятно, на что стоит обратить особое внимание во время испытательного срока.

    Виды  тестов.

    Интеллектуальные  тесты предназначены для выяснения  уровня интеллекта и образования  кандидата. Могут использоваться как  тесты общего интеллекта, так и специальные, направленные на различные разновидности интеллекта.

    Тесты на внимание и память могут быть включены в тест интеллекта либо даваться отдельно, если эти навыки профессионально  важны. Можно тестировать различные  виды памяти, измерять ее объем и  продуктивность запоминания.

    Личностные  тесты предназначены для выявления  личностных особенностей, черт характера. Набор выявляемых качеств зависит  от теоретической

    концепции, положенной в основу теста. Как правило, они описывают поведенческие  особенности человека, его социальные навыки, способность к адаптации  и многое другое.

    Тесты межличностных отношений выявляют стиль общения с людьми, конфликтность, способность идти на компромиссы, приходить  на помощь другим, навыки общения в  различных ситуациях.

    Тестам  на конфликтность, как правило, уделяется  особое внимание, поскольку сложные  отношения в коллективе могут  отнимать до 100% рабочего времени, в  чем работодатель, конечно же, не заинтересован. Сюда же можно отнести  тесты на выявление стиля руководства  или лидерства.

    Первоначально "тесты на профессиональную пригодность" применялись для отбора представителей профессий, связанных с повышенным риском – космонавтов, летчиков, военных. По мере совершенствования методов  тестирования и усиления внимания компаний к подбору и особенно развитию руководителей, многие из них начали использовать тесты для определения  потенциала руководителей и специалистов. Сегодня существует достаточное  число компаний, специализирующихся исключительно в области тестирования для диагностики самых различных  качеств и характеристик личности – темперамента, аналитических способностей, коммуникабельности, быстроты реакции, памяти, лидерских данных и т.д. Тесты  выполнения отдельных работ на предлагаемом рабочем месте применяются, если при отборе наибольший интерес представляют навыки, знания и умения, которыми владеет претендент в настоящее время. Примеры таких тестов: тесты на компьютерное программирование – для программистов; стандартный тест на вождение – для водителей; тест на умение общаться с инструментами для работы оператором различных механизмов; тесты по машинописи и т.д. Данный вид тестов направлен на выявление реальной производительности и качества труда претендентов. Поэтому подобные тесты считаются наиболее надежными. Тесты с искусственным созданием обстановки, близкой к реальности, имеют много общего с тестами выполнения отдельных работ на предлагаемом рабочем месте. Они также имеют цель оценить уровень знаний, навыков и умений, необходимых для выполнения работы, на которую претендует заявитель. Отличие же состоит в том, что испытания проходят в искусственно созданной обстановке, которая имитирует реальную. Тесты на психомоторные способности направлены на анализ рефлексов и сноровки (время принятия решений, скорость движения конечностей, проворность пальцев). С помощью тестов на умственные способности оцениваются: словарный запас, память, пространственная ориентация, логика и понимание. Характерологические тесты пытаются выявить и измерить основные черты характера, личностные качества и темперамент человека. Тестирование завоевывает в последнее время все большую популярность среди ведущих организаций развитых стран, его используют не только корпорации, но и государственные учреждения, университеты, общественные организации. Преимущества тестирования состоят в возможности оценки сегодняшнего состояния кандидата с учетом особенностей организации и будущей должности. Недостатки этого метода первичного отбора – высокие издержки, часто необходимость сторонней помощи, условность и ограниченность тестов, не дающих полного представления о кандидате. Каждая организация должна принимать решение об использовании тестов с учетом собственных финансовых возможностей, культурных особенностей, приоритетов развития. Таким образом, с одной стороны, значение тестов при отборе персонала нельзя преувеличивать и при окончательном выборе необходимо использовать менее формализованные методы, а с другой – необходим тщательный отбор тестов по критериям достоверности и надежности.  

    6. Графологическая експертиза 

    Экспертиза  почерка, получившая особое распространение  во Франции, является своеобразной разновидностью тестирования, требующей значительно  более низких затрат. Этот метод  основан на теории, согласно которой  почерк человека является достаточно объективным отражением его личности и, следовательно, с помощью анализа  почерка можно оценить различные  характеристики человека, в том числе  способность выполнять определенные производственные функции. Привлекательность  анализа почерка как метода первичного отбора кандидатов заключается в  низких издержках, однако он отличается односторонним подходом и содержит в себе высокую степень риска  неадекватной оценки потенциала кандидатов. Поэтому он может использоваться в качестве одного из методов первичного отбора, не имеющего решающего значения. Анализ почерка и стиля изложения  позволяет, по мнению специалистов, определить степень интеллигентности, общительности  и силы воли кандидата. Как утверждают графологи, метод дает всего лишь 10% погрешностей.

    Стиль

    1. Динамический стиль (частое употребление  глаголов, короткие предложения,  ясные недвусмысленные сведения) или статический стиль (много  существительных, нагромождение  основных и придаточных предложений);

    2. Деловой стиль (разумное построение, сжатые и точные предложения)  или приключенческий стиль (многоречивость, эмоциональность);

    3. Эгоцентрический стиль (назойливость, желание "втереться в доверие") или скромный стиль (личность  кандидата находится позади деловых  аргументов);

    4. Свободный стиль (отсутствие слов-украшений  и длинных предложений) или  неповоротливый стиль (длинные  предложения, вычурность).

    5. Преобладающе глагольный стиль  свидетельствует о живом, бодром, не - принужденном характере кандидата,  тогда как субстантивный (с  преобладанием существительных)  стиль чаще присутствует у  людей неповоротливых, жеманных, вычурных.

    6. Словарный запас, сочетание предложений  – характеризует уровень культуры  человека.

    Качественный  анализ почерка (по методике проф. Зазыкина В. Г)

Информация о работе Нематериальная мотивация