Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:43, дипломная работа
Цель исследования: определить место нефтегазового комплекса в экономике России.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- описать нефтегазовый комплекс, историю развития, реформы, производившиеся в этом секторе, их влияние на развитие комплекса;
- определить состав нефтегазового комплекса;
- проанализировать тенденции размещения нефтяной и газовой промышленности;
Введение 3
Глава 1. История развития нефтегазового комплекса. 5
1.1. Нефтегазовый комплекс в период СССР. 5
1.2. Реформы 1987-1998 годов в нефтегазовом секторе 6
1.3. Особенности деятельности нефтяной и газовой промышленности, основные проблемы отрасли. 11
Глава 2. Нефтяная и газовая промышленность – место в экономике России. 16
2.1. Определение и состав. 16
2.2. Размещение нефтяной и газовой промышленности 19
2.2.1. Размещение нефтяной промышленности 19
2.2.2. Размещение газовой промышленности 26
2.3. Нефтяная экономика РФ 27
Глава 3. Нефтегазовая промышленность и международное сообщество. 29
3.1. Россия-Опек: проблема ценовой войны 29
3.2. Современное состояние мировой добычи нефти и газа 31
3.3. Предложение России на мировом рынке 36
Заключение 40
В табл. 3.2.3 и 3.2.4. приведены данные о прогнозируемых изменениях баланса энергоносителей на 1996-2015 гг. и мировых запасах природного газа.
Таблица 3.2.3.
Прогнозируемое изменение запаса энергоносителей в 1996-2015
Вид энергоресурса | 1996 год | 2015 год | ||
Квадр. BTU* | % | Квадр. BTU | % | |
Всего | 385 | 100 | 554 | 100 |
Природный газ | 77 | 21,5 | 147 | 26,1 |
Нефть | 140 | 39,1 | 208 | 26,9 |
Уголь | 90 | 25,2 | 131 | 23,2 |
Ядерная энергия | 22 | 6,1 | 21 | 3,7 |
Возобновленные источники | 29 | 8,1 | 57 | 10,1 |
*ВТU - британская тепловая единица; 1 тыс. BTU = теплота сгорания 1 ф3 метана (0,252 килокалории).
Эксперты прогнозируют снижение доли ядерной энергии, связанное с возрастающим негативным отношением общества к этому источнику из-за серьезных и практически необратимых экологических последствий аварий на АЭС, а также сложности переработки и захоронения ядерных отходов.
В то же время основной предпосылкой растущей роли газа являются его огромные запасы, основная часть которых подготовлена к добыче в последнюю четверть XX пока. В течение 1975-2005 гг. разведанные запасы природного углеводородного газа в мире выросли в 2,3 раза, что явилось результатом открытия гигантских месторождений в Алжире. Западной Сибири, Узбекистане, Туркменистане, Иране, о Северном море. За последнее десятилетие мировые запасы газа выросли на 22 %. Приведенные цифры показывают полярность размещения запасов - две трети их примерно поровну распределены между Россией и регионом Среднего Востока (Персидский залив). В России из 48 трлн. м3 газа 80 % находится на тюменском Севере. Половина запасов региона Персидского залива сконцентрирована в Иране.
Добыча газа за последнее десятилетие выросла с 2005 до 2350 трлн. м3 т.е. на 18 %. Однако полярность добычи коренным образом отличается от полярности запасов.
Таблица 3.2.4.
Запасы природного газа
Регион | На 01.01.1999 г. | На 01.01.2000 г. | ||
| Трлн. м3 | % | Трлн. м3 | % |
Весь мир | 119.4 | 100,0 | 145,8 | 100,0 |
Россия | 46,9 | 39,3 | 48,2 | 33,1 |
Средний Восток | 37,5 | 31,4 | 49,6 | 34,0 |
Северная Америка | 9,8 | 8,2 | 7,3 | 5,0 |
Южная Америка | 4,6 | 3,8 | 6,3 | 4,3 |
Юго-Восточная Азия | 8,6 | 7,2 | 10,3 | 7,1 |
Африка | 8,2 | 6,9 | 11,2 | 9,4 |
Западная Европа | 5,0 | 4,2 | 4,4 | 3,0 |
Треть добычи приходится на Северную Америку - США, Канаду и Мексику, образующие, по существу, единый газодобывающий комплекс, работающий в основном на США. Четверть добычи дает Россия, являющаяся крупнейшим экспортером газа, большая часть которого идет в зарубежную Европу.
Важным источником энергообеспечения Европы является добыча газа в Нидерландах и акватории Северного моря в его британском и норвежском секторах. Здесь проложены подводные газопроводы, построены терминалы, крупные верфи, создана обширная инфраструктура.
Наименьшая часть мировых запасов нефти и газа, доля которых по итогам 2007 г. составляет соответственно 2 и 3,6 %, сосредоточена в странах Европы.
Запасов газа для стран бывшего СССР хватит более чем на 80 лет (ими производится около 30 % объема мирового производства), по сравнению с Северной Америкой - самым крупным производителем (32,5 %) и потребителем (32 %) в мире, запасов которого хватит лишь на 11 лет.
Пока "ЛУКОЙЛ" не вывел нефть Тимано-Печоры через Варандей или каспийскую нефть через Джейхан на американский рынок, а "ЮКОС" не построил трубопровод в Китай из Восточной Сибири, для России мировой рынок сжимается до пределов западноевропейского[12]. На этом рынке у нас есть возможность объединить интересы основных игроков: и производителей, и экспортеров, ОПЕК и свои - для того, чтобы выработать позицию, отражающую общий баланс интересов всех основных конъюнктурообразующих субъектов, действующих на этом рынке.
Более того, именно в рамках европейского рынка (в широком его понимании) в течение последнего десятилетия происходят поиски модели эффективного взаимодействия (сначала - в энергетике, затем - и в экономике в целом) между расположенными на этом континенте государствами, входившими ранее в противостоящие политические системы. Так, начиная с 1990 г. происходит формирование единого энергетического пространства в Европе (идея которого была выдвинута тогдашним премьер-министром Нидерландов Руудом Любберсом и трансформировалась со временем в Европейскую Энергетическую хартию и юридически обязательный Договор к ней). В 2000 г. председатель Комиссии ЕС Романо Проди выдвинул идею формирования в Европе единого экономического пространства, которое/безусловно, будет иметь тенденцию к расширению и за пределы региона. Таким образом, современная история интеграционных процессов в Европе, более чем в других регионах, подготовила этот континент к поиску многостороннего баланса интересов государств и рыночных игроков.
Итак, сегодня назрел "тройственный" диалог ЕС - Россия - ОПЕК, направленный на нормализацию нефтяного рынка за счет согласованных действий вовлеченных в этот диалог государств. Несмотря на глобализацию мирового рынка нефти, на ключевую роль биржевых процессов ценообразования на мировом рынке именно государства могли бы сыграть системо-образующую роль в нормализации рынка, поскольку именно от государства на нем многое зависит. Причем именно Россия, ЕС и ОПЕК заинтересованы в умеренно высоких ценах:
ЕС - поскольку именно государство получает основную выгоду от высоких цен и теряет от низких (в Европе на долю налогов в цене бензина приходится от 63% в Греции до 82% в Соединенном Королевстве против 28% в США);
ОПЕК - потому что именно государственные (национальные) нефтяные компании осуществляют в этих странах добычу и экспорт нефти;
Россия - поскольку именно государству принадлежит регулирующая роль в экспорте (установление экспортных пошлин, регулирование доступа к трубе).
В этом "тройственном диалоге" Россия могла бы претендовать на роль, как минимум, полноправного партнера, если не модератора. Эффект от согласованной политики может оказаться более действенным и дать более быстрые результаты. Ведь биржа реагирует в первую очередь на ожидания субъектов рынка и одновременно формирует их. Поэтому политика не конфронтации, но конструктивного сотрудничества, безусловно, окажет на биржевые котировки стабилизирующее воздействие.
Такой "тройственный диалог" может проводиться, например, за счет расширения рамок энергодиалога Россия - ЕС (с включением в него ОПЕК) либо за счет расширенных консультаций России с ОПЕК (с включением в них ЕС). Энергодиалог носит более формализованный характер, консультации - менее формальны. Оба процесса могут идти, в принципе,параллельно. Важно, что у всех трех игроков есть общие интересы: и Западная Европа, и Россия, и ОПЕК стремятся к поддержанию умеренно высоких цен. ЕС необходимы умеренно высокие цены на нефть, чтобы страны Европы могли продолжать проводить социальную политику, которая в значительной степени осуществляется за счет высоких налогов (акцизов) на нефтепродукты. В этом же заинтересованы Россия и ОПЕК, так как им нужны инвестиции. Это создает общий экономический фундамент для того, чтобы можно было выработать соответствующие механизмы нахождения сбалансированных решений в рамках конкурентного рынка, наиболее эффективными из которых будут отнюдь не политические. Политические механизмы окажутся лишь предварительным (промежуточным) шагом на пути к созданию международно-правовых инструментов, которые позволяли бы в рамках единого мира не только формировать систему двусторонних или многосторонних политических договоренностей, но и выработать экономико-правовые нормы - "правила игры", чтобы можно было эффективно предвосхищать негативные явления и реагировать на различные изменения на рынке.
Основа для этого есть: вот уже семь лет существует Договор к Энергетической хартии (ДЭХ) - пока единственный многосторонний международно-правовой договор в сфере энергетики, объединяющий 51 страну (включая ЕС в качестве отдельного субъекта международно-правовых отношений), охватывающий вопросы инвестиций, торговли, транзита в энергетике. ДЭХ в основном имеет евразийское наполнение, но движение в сторону его расширения осуществляется в том числе и за счет стран Северной Африки и Ближнего и Среднего Востока - ряд стран ОПЕК из этих регионов уже стали наблюдателями в Энергетической хартии. В связи с этим ратификация ДЭХ Россией предоставила бы нашей стране дополнительные возможности по укреплению своего положения на мировом нефтяном рынке как потенциального модератора в нахождении баланса нефтяных интересов основных игроков на европейском экономическом пространстве в расширенном понимании этого слова.
В данной работе был рассмотрен вопрос о положении нефтегазовой отрасли, взаимосвязь этой отрасли на макроэкономическом уровне с проблемами, возникшими в годы преобразований в России, Конечно, невозможно рассмотреть все вопросы функционирования этого сектора экономики. Однако, самое главное, что хотелось бы отметить – это то, что ни одна отдельно взятая отрасль промышленного или ресурсодобывающего производства не может существовать хорошо в стране, экономика которой переживает одно потрясение за другим. Но нефтегазодобыча - краеугольный камень в структуре российской экономики, ее стержень. Тем более, что нефтегазовый комплекс с момента своего зарождения был опорой нашего государства. Есть все предпосылки для того, чтобы утверждать, что и на этот раз он станет основой возрождения всей промышленности России и оживления ее экономики, сможет поднять более технологически- и наукоемкие отрасли и, как это ни парадоксально, не позволит ей стать топливно-сырьевым придатком мировых капиталистических гигантов.
Таким образом, изучив теоретический и практический материал, можно прийти к следующим выводам:
1. Добыча нефти и газа значительно возросла по сравнению с периодом СССР;
2. Основные реформы в данном секторе проводились 1987-1998 г.г. и характеризовались следующим образом (поэтапно):
- стратегическим просчетом первого этапа реформы стало то, что не учитывалась высокая степень естественной монополизации ТЭК. Дробление нефтяной промышленности на отдельные предприятия, фактически произошедшее после ослабления государственного регулирования, усилило в отрасли предкризисные явления;
- на втором этапе: резкий рост экспорта нефти и газа при одновременном спаде внутреннего потребления;
- на третьем этапе появилась перспектива превращения всех нефтяных компаний в частные структуры.
3. Важнейшей проблемой ТЭК России является устранение кризисного положения в добыче и воспроизводстве сырьевой базы в нефтегазовой промышленности.
4. Успех в решении проблемы кризиса в секторе всегда зависит от решения многочисленных проблем общеэкономического порядка, проблем, накопившихся за последние годы в ТЭК и в смежных отраслях промышленности, транспорта, о также в финансовой, валютной, налоговой, таможенной, внешнеторговой и других сферах.
5. Разведанные запасы нефти в России на начало 2005 г. составляли 16,3 млрд т, предварительно оцененные (категории С2) – 7,8 млрд т, что обеспечивает поддержание текущего уровня добычи в течение 36 лет.
6. Современная структура НГК является результатом преобразования государственных предприятий в акционерные общества