Нефтегазовый комплекс России

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:43, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: определить место нефтегазового комплекса в экономике России.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- описать нефтегазовый комплекс, историю развития, реформы, производившиеся в этом секторе, их влияние на развитие комплекса;
- определить состав нефтегазового комплекса;
- проанализировать тенденции размещения нефтяной и газовой промышленности;

Содержание

Введение 3
Глава 1. История развития нефтегазового комплекса. 5
1.1. Нефтегазовый комплекс в период СССР. 5
1.2. Реформы 1987-1998 годов в нефтегазовом секторе 6
1.3. Особенности деятельности нефтяной и газовой промышленности, основные проблемы отрасли. 11
Глава 2. Нефтяная и газовая промышленность – место в экономике России. 16
2.1. Определение и состав. 16
2.2. Размещение нефтяной и газовой промышленности 19
2.2.1. Размещение нефтяной промышленности 19
2.2.2. Размещение газовой промышленности 26
2.3. Нефтяная экономика РФ 27
Глава 3. Нефтегазовая промышленность и международное сообщество. 29
3.1. Россия-Опек: проблема ценовой войны 29
3.2. Современное состояние мировой добычи нефти и газа 31
3.3. Предложение России на мировом рынке 36
Заключение 40

Работа содержит 1 файл

Глава 1.doc

— 251.00 Кб (Скачать)

В табл. 3.2.3 и 3.2.4. приведены данные о прогнозируемых изменениях баланса энергоносителей на 1996-2015 гг. и мировых запасах природного газа.

Таблица 3.2.3.

Прогнозируемое изменение запаса энергоносителей в 1996-2015

Вид энергоресурса

1996 год

2015 год

Квадр. BTU*

%

Квадр. BTU

%

Всего

385

100

554

100

Природный газ

77

21,5

147

26,1

Нефть

140

39,1

208

26,9

Уголь

90

25,2

131

23,2

Ядерная энергия

22

6,1

21

3,7

Возобновленные источники

29

8,1

57

10,1

*ВТU - британская тепловая единица; 1 тыс. BTU = теплота сгорания 1 ф3 метана (0,252 килокалории).

Эксперты прогнозируют снижение доли ядерной энергии, связанное с возрастающим негативным отношением общества к этому источнику из-за серьезных и практически необратимых экологических последствий аварий на АЭС, а также сложности переработки и захоронения ядерных отходов.

В то же время основной предпосылкой растущей роли газа являются его огромные запасы, основная часть которых подготовлена к добыче в последнюю четверть XX пока. В течение 1975-2005 гг. разведанные запасы природного углеводородного газа в мире выросли в 2,3 раза, что явилось результатом открытия гигантских месторождений в Алжире. Западной Сибири, Узбекистане, Туркменистане, Иране, о Северном море. За последнее десятилетие мировые запасы газа выросли на 22 %. Приведенные цифры показывают полярность размещения запасов - две трети их примерно поровну распределены между Россией и регионом Среднего Востока (Персидский залив). В России из 48 трлн. м3 газа 80 % находится на тюменском Севере. Половина запасов региона Персидского залива сконцентрирована в Иране.

Добыча газа за последнее десятилетие выросла с 2005 до 2350 трлн. м3 т.е. на 18 %. Однако полярность добычи коренным образом отличается от полярности запасов.

Таблица 3.2.4.

Запасы природного газа

Регион

На 01.01.1999 г.

На 01.01.2000 г.

 

Трлн. м3

%

Трлн. м3

%

Весь мир

119.4

100,0

145,8

100,0

Россия

46,9

39,3

48,2

33,1

Средний Восток

37,5

31,4

49,6

34,0

Северная Америка

9,8

8,2

7,3

5,0

Южная Америка

4,6

3,8

6,3

4,3

Юго-Восточная Азия

8,6

7,2

10,3

7,1

Африка

8,2

6,9

11,2

9,4

Западная Европа

5,0

4,2

4,4

3,0

Треть добычи приходится на Северную Америку - США, Канаду и Мексику, образующие, по существу, единый газодобывающий комплекс, работающий в основном на США. Четверть добычи дает Россия, являющаяся крупнейшим экспортером газа, большая часть которого идет в зарубежную Европу.

Важным источником энергообеспечения Европы является добыча газа в Нидерландах и акватории Северного моря в его британском и норвежском секторах. Здесь проложены подводные газопроводы, построены терминалы, крупные верфи, создана обширная инфраструктура.

Наименьшая часть мировых запасов нефти и газа, доля которых по итогам 2007 г. составляет соответственно 2 и 3,6 %, сосредоточена в странах Европы.

Запасов газа для стран бывшего СССР хватит более чем на 80 лет (ими производится около 30 % объема мирового производства), по сравнению с Северной Америкой - самым крупным производителем (32,5 %) и потребителем (32 %) в мире, запасов которого хватит лишь на 11 лет.

3.3. Предложение России на мировом рынке

Пока "ЛУКОЙЛ" не вывел нефть Тимано-Печоры через Варандей или каспийскую нефть через Джейхан на американский рынок, а "ЮКОС" не построил трубопровод в Китай из Восточной Сибири, для России мировой рынок сжимается до пределов западноевропейского[12]. На этом рынке у нас есть возможность объединить интересы основных игроков: и производителей, и экспортеров, ОПЕК и свои - для того, чтобы выработать позицию, отражающую общий баланс интересов всех основных конъюнктурообразующих субъектов, действующих на этом рынке.
Более того, именно в рамках европейского рынка (в широком его понимании) в течение последнего десятилетия происходят поиски модели эффективного взаимодействия (сначала - в энергетике, затем - и в экономике в целом) между расположенными на этом континенте государствами, входившими ранее в противостоящие политические системы. Так, начиная с 1990 г. происходит формирование единого энергетического пространства в Европе (идея которого была выдвинута тогдашним премьер-министром Нидерландов Руудом Любберсом и трансформировалась со временем в Европейскую Энергетическую хартию и юридически обязательный Договор к ней). В 2000 г. председатель Комиссии ЕС Романо Проди выдвинул идею формирования в Европе единого экономического пространства, которое/безусловно, будет иметь тенденцию к расширению и за пределы региона. Таким образом, современная история интеграционных процессов в Европе, более чем в других регионах, подготовила этот континент к поиску многостороннего баланса интересов государств и рыночных игроков.
Итак, сегодня назрел "тройственный" диалог ЕС - Россия - ОПЕК, направленный на нормализацию нефтяного рынка за счет согласованных действий вовлеченных в этот диалог государств. Несмотря на глобализацию мирового рынка нефти, на ключевую роль биржевых процессов ценообразования на мировом рынке именно государства могли бы сыграть системо-образующую роль в нормализации рынка, поскольку именно от государства на нем многое зависит. Причем именно Россия, ЕС и ОПЕК заинтересованы в умеренно высоких ценах:

ЕС - поскольку именно государство получает основную выгоду от высоких цен и теряет от низких (в Европе на долю налогов в цене бензина приходится от 63% в Греции до 82% в Соединенном Королевстве против 28% в США);

ОПЕК - потому что именно государственные (национальные) нефтяные компании осуществляют в этих странах добычу и экспорт нефти;

Россия - поскольку именно государству принадлежит регулирующая роль в экспорте (установление экспортных пошлин, регулирование доступа к трубе).

В этом "тройственном диалоге" Россия могла бы претендовать на роль, как минимум, полноправного партнера, если не модератора. Эффект от согласованной политики может оказаться более действенным и дать более быстрые результаты. Ведь биржа реагирует в первую очередь на ожидания субъектов рынка и одновременно формирует их. Поэтому политика не конфронтации, но конструктивного сотрудничества, безусловно, окажет на биржевые котировки стабилизирующее воздействие.
Такой "тройственный диалог" может проводиться, например, за счет расширения рамок энергодиалога Россия - ЕС (с включением в него ОПЕК) либо за счет расширенных консультаций России с ОПЕК (с включением в них ЕС). Энергодиалог носит более формализованный характер, консультации - менее формальны. Оба процесса могут идти, в принципе,параллельно. Важно, что у всех трех игроков есть общие интересы: и Западная Европа, и Россия, и ОПЕК стремятся к поддержанию умеренно высоких цен. ЕС необходимы умеренно высокие цены на нефть, чтобы страны Европы могли продолжать проводить социальную политику, которая в значительной степени осуществляется за счет высоких налогов (акцизов) на нефтепродукты. В этом же заинтересованы Россия и ОПЕК, так как им нужны инвестиции. Это создает общий экономический фундамент для того, чтобы можно было выработать соответствующие механизмы нахождения сбалансированных решений в рамках конкурентного рынка, наиболее эффективными из которых будут отнюдь не политические. Политические механизмы окажутся лишь предварительным (промежуточным) шагом на пути к созданию международно-правовых инструментов, которые позволяли бы в рамках единого мира не только формировать систему двусторонних или многосторонних политических договоренностей, но и выработать экономико-правовые нормы - "правила игры", чтобы можно было эффективно предвосхищать негативные явления и реагировать на различные изменения на рынке.

Основа для этого есть: вот уже семь лет существует Договор к Энергетической хартии (ДЭХ) - пока единственный многосторонний международно-правовой договор в сфере энергетики, объединяющий 51 страну (включая ЕС в качестве отдельного субъекта международно-правовых отношений), охватывающий вопросы инвестиций, торговли, транзита в энергетике. ДЭХ в основном имеет евразийское наполнение, но движение в сторону его расширения осуществляется в том числе и за счет стран Северной Африки и Ближнего и Среднего Востока - ряд стран ОПЕК из этих регионов уже стали наблюдателями в Энергетической хартии. В связи с этим ратификация ДЭХ Россией предоставила бы нашей стране дополнительные возможности по укреплению своего положения на мировом нефтяном рынке как потенциального модератора в нахождении баланса нефтяных интересов основных игроков на европейском экономическом пространстве в расширенном понимании этого слова.


Заключение

 

В данной работе был рассмотрен вопрос о положении нефтегазовой отрасли, взаимосвязь этой отрасли на макроэкономическом уровне с проблемами, возникшими в годы преобразований в России, Конечно, невозможно рассмотреть все вопросы функционирования этого сектора экономики. Однако, самое главное, что хотелось бы отметить – это то, что ни одна отдельно взятая отрасль промышленного или ресурсодобывающего производства не может существовать хорошо в стране, экономика которой переживает одно потрясение за другим. Но нефтегазодобыча - краеугольный камень в структуре российской экономики, ее стержень. Тем более, что нефтегазовый комплекс с момента своего зарождения  был опорой нашего государства. Есть все предпосылки для того, чтобы утверждать, что и на этот раз он станет основой возрождения всей промышленности России и оживления ее экономики, сможет поднять более технологически- и наукоемкие отрасли и, как это ни парадоксально, не позволит ей стать топливно-сырьевым придатком мировых капиталистических гигантов.

Таким образом, изучив теоретический и практический материал, можно прийти к следующим выводам:

1. Добыча нефти и газа значительно возросла по сравнению с периодом СССР;

2. Основные реформы в данном секторе проводились 1987-1998 г.г. и  характеризовались следующим образом (поэтапно):

- стратегическим просчетом первого этапа реформы стало то, что не учитывалась высокая степень естественной монополизации ТЭК. Дробление нефтяной промышленности на отдельные  предприятия, фактически произошедшее после ослабления государственного регулирования, усилило в отрасли предкризисные явления;

- на втором этапе: резкий рост экспорта нефти и газа при одновременном спаде внутреннего потреб­ления;

- на третьем этапе появилась перспектива превращения всех нефтяных компаний в частные структуры.

3. Важнейшей проблемой ТЭК России является устранение кризисного положения в добыче и воспроизводстве сырьевой базы в нефтегазовой промышленности.

4. Успех в решении проблемы кризиса в секторе всегда зависит от решения многочисленных проблем общеэкономического порядка, проблем, накопившихся за последние годы в ТЭК и в смежных отраслях промышленности, транспорта, о также в финансовой, валютной, налоговой, таможенной, внешнеторговой и других сферах.

5. Разведанные запасы нефти в России на начало 2005 г. составляли 16,3 млрд т, предварительно оцененные (категории С2) – 7,8 млрд т, что обеспечивает поддержание текущего уровня добычи в течение 36 лет.

6. Современная структура НГК является результатом преобразования государственных предприятий в акционерные общества

Информация о работе Нефтегазовый комплекс России