Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:43, дипломная работа
Цель исследования: определить место нефтегазового комплекса в экономике России.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- описать нефтегазовый комплекс, историю развития, реформы, производившиеся в этом секторе, их влияние на развитие комплекса;
- определить состав нефтегазового комплекса;
- проанализировать тенденции размещения нефтяной и газовой промышленности;
Введение 3
Глава 1. История развития нефтегазового комплекса. 5
1.1. Нефтегазовый комплекс в период СССР. 5
1.2. Реформы 1987-1998 годов в нефтегазовом секторе 6
1.3. Особенности деятельности нефтяной и газовой промышленности, основные проблемы отрасли. 11
Глава 2. Нефтяная и газовая промышленность – место в экономике России. 16
2.1. Определение и состав. 16
2.2. Размещение нефтяной и газовой промышленности 19
2.2.1. Размещение нефтяной промышленности 19
2.2.2. Размещение газовой промышленности 26
2.3. Нефтяная экономика РФ 27
Глава 3. Нефтегазовая промышленность и международное сообщество. 29
3.1. Россия-Опек: проблема ценовой войны 29
3.2. Современное состояние мировой добычи нефти и газа 31
3.3. Предложение России на мировом рынке 36
Заключение 40
Для третьего этапа реформирования структуры нефтегазового комплекса России более всего характерно перераспределение прав собственности на активы предприятий и компаний, которое усиливалось политическими факторами. С 1995г. начался второй этап приватизации предприятий, ключевым моментом которого было проведение залоговых аукционов. Государство предоставляло возможность коммерческим банкам участвовать в кредитовании федеральных программ, предоставляя находящиеся в государственной собственности пакеты акций в качестве залога. По своей сути залоговый аукцион представлял собой переход контрольных пакетов акций компаний в управление банкам с перспективой их выкупа. Уже в конце 1996 г. банки получили право выкупа находившихся в их управлении акций. Это создало перспективу превращения всех нефтяных компаний в частные структуры[3].
Интересно также отметить сегодняшнее противостояние двух различных направлений по поводу дальнейших организационных форм развития нефтегазовой промышленности. Представители одного из них отстаивают монополизм в российской энергетике, обосновывая его относительно стабильным развитием газовой промышленности даже в сегодняшних неблагоприятных условиях. Сторонники другого направления отдают предпочтены дробности, в том числе, Газпрома, подобно той, какая существует в нефтяной промышленности, ссыпаясь на то, что без подобной дифференциации не сможет работать как рыночная экономика, так и конкуренция, являющаяся ее мотором; по их мнению, дробление газовой промышленности ослабит ее позиции на мировом рынке перед лицом конкуренции крупнейших нефтегазовых концернов.
Важнейшей проблемой ТЭК России является устранение кризисного положения в добыче и воспроизводстве сырьевой базы в нефтегазовой промышленности. Из-за дефицита капиталовложений в последние годы нарушились нормальные воспроизводственные процессы — от подготовки сырьевой 6азы и строительства новых мощностей до ремонта и реконструкции действующих объектов. Регулирование инвестиционных процессов в нефтегазовой отрасли ТЭК — нелегкая задача, особенно в условиях практического отсутствия централизованного финансирования и наличия большого числа субъектов предпринимательской деятельности.
Одной из главных причин возможного кризиса в ТЭК России явилась проводимая в течение длительного времени правительственная политика, игнорирующая непосредственные нужды ТЭК. Она была направлена на поддержание высокого курса рубля, что объективно способствовало ухудшению финансового положения экспортеров энергетических ресурсов. К этому нужно добавить, что увлеченность правительства пирамидами внутренних и внешних займов лишала предприятия, оперирующие в реальном секторе экономики, возможности получения каких-либо инвестиционных кредитов. Инвестиционная политика в этих условиях в значительной степени сводилась к финансовым спекуляциям[4].
Другая причина быстрого нарастания кризиса в ТЭК также была связана с ошибочной политикой правительства России, направленной на поддержание и увеличение масштабов налогового бремени в отношении предприятий ТЭК, в первую очередь нефтяных компании. Размеры налоговых платежей нефтяных компаний, в зависимости от их задолженности, составляли 47– 55% выручки, что даже в период высоких цен на нефть в 1997 г. было в 1,25 – 1,5 раза выше, чем в западных странах. Положение усугублялось широким развитием практики неплатежей и бартерных зачетов при доле реальных денег в выручке на внутреннем рынке, не превышающей 30%. Вследствие этого сумма налоговых платежей по отношению к реальной выручке нефтяных компаний при операциях на внутреннем рынке достигала 93–108 % .
Для уплаты платежей в бюджет и хотя бы минимального поддержания инвестиций компании были вынуждены закладывать значительную часть будущего экспорта нефти.
И, наконец, третьей причиной столь бедственного положения нефтяной промышленности явилось почти двукратное снижение в 1998 г. экспортных цен на нефть на внешних рынках. Значительным было сокращение цен и на природный газ.
Таким образом, положение в российском ТЭК, особенно в его нефтяной отрасли, на определенном этапе достигло критического состояния и требовало проведения чрезвычайных мер. По этой причине устранение кризиса в российском ТЭК, учитывая его ключевое значение для судеб страны, рассматривалось как первоочередная общенациональная задача, как условие поддержания национальной безопасности и обеспечения будущего развития России.
Успех в решении этой стратегической задачи всегда зависит от решения многочисленных проблем общеэкономического порядка, проблем, накопившихся за последние годы в ТЭК и в смежных отраслях промышленности, транспорта, о также в финансовой, валютной, налоговой, таможенной, внешнеторговой и других сферах.
Важнейшей проблемой ТЭК является проблема устранения кризисного положения с добычей и с воспроизводством сырьевой базы в нефтегазовой промышленности. Из-за дефицита капиталовложений в последние годы нарушились нормальные воспроизводственные процессы – от подготовки сырьевой базы и строительства новых мощностей до ремонта и реконструкции действующих объектов. В связи с этим технический уровень и физическое состояние большинства предприятий ТЭК все больше перестает отвечать современному уровню и требованиям техники безопасности.
Из года в год сохраняется большое количество бездействующих скважин. На 1 января 2007 г. их число превысило 45 тыс. скважин, или 36,3% от эксплуатационного фонда. Значительная их часть не имеет перспектив быть восстановленными, поскольку это представляется нерентабельным. Более того, сохранение такого большого количества простаивающих скважин приводит (согласно технологическим нормам) к безвозвратным потерям части извлекаемых запасов, что снижает конечную нефтедобычу на 5-7%[5].
Резко ухудшилось за последние годы техническое состояние оборудования, используемого в ТЭК. Так в 2007 г. степень износа основных фондов в топливной промышленности, по данным Госкомстата, составляло 54% против 44% в 2001 г. Коэффициент обновлений фондов в нефтедобывающей промышленности за 2000-2007 снизился с 9°/о до 1,5%, а в газовой промышленности с 7% до 5%.
Не лучше обстоят дела в нефтепереработке, где износ основных фондов составляет 80%. Загрузка нефтеперерабатывающих мощностей не превышает 55%, тогда как «порогом устойчивости» в отрасли считается 65%. С 2001 по 2007 г, мало изменилась глубина переработки нефтяного сырья в российской нефтеперерабатывающей промышленности, которая остается по- прежнему на уровне 65%, что считается крайне низким по международным стандартам.
Большие проблемы с износом основного фонда стоят перед трубопроводным транспортом. В России свыше 10% трубопроводов были проложены 35 лет тому назад, а 70% имеют более чем десятилетний стаж. Только в одной газовой отрасли подлежат реконструкции и замене около 35 тыс. км из 160 тыс. км эксплуатируемых газопроводов. В структуре газопроводов по возрасту — 85% находятся в эксплуатации от 10 до 30 пет, 14% – эксплуатируются более 30 лет.
С не менее важными проблемами сталкивается Россия и в области поддержания экспортного потенциала ТЭК. Территориальная и функциональная разобщенность отдельных частей ТЭК в результате распада Советского Союза создали для России значительные трудности, особенно с транспортировкой экспортных грузов. Контроль над магистральными экспортными трубопроводами и терминалами начали осуществлять, помимо России, Украина, Белоруссия, Литва, Латвия, Эстония, Грузия. В России остались только три из восьми морских комплексов для экспорта нефти. Спустя много лет после распада СССР Россия все еще остро ощущает недостаток экспортных портов, складского хозяйства, танкерного флота, оборудованных пограничных переходов и т.д. Сохраняется непредсказуемость транзитных поставок российской нефти и газа через территорию Украины, Прибалтики, а также Чечни. Все это серьезно осложняет обеспечение экономической безопасности Российской Федерации и функционирование ее экспортного потенциала.
Разведанные запасы нефти в России на начало 2005 г. составляли 16,3 млрд т, предварительно оцененные (категории С2) – 7,8 млрд т, что обеспечивает поддержание текущего уровня добычи в течение 36 лет.
Структура начальных суммарных ресурсов (НСР) нефти свидетельствует о том, что Россия обладает достаточным потенциалом сырьевой базы: невысокая степень разведанности НСР нефти по России в целом, которая составляет лишь 32%, позволяет надеяться на открытие новых, значительных запасов, в том числе в крупных скоплениях.
ШЕЛЬФЫ
Доля шельфа в НСР нефти России составляет 12%, в разведанных запасах – около 4%. Недра Баренцева, Печорского и Карского морей содержат около 67% НСР, оцененных на шельфах всех морей РФ. На втором месте по величине НСР находятся недра шельфа Охотского и Берингова морей, на третьем – Каспийского моря.
Из трёх российских южных морей месторождения нефти открыты только на Каспии. По состоянию на 1.01.2005 г. на российской акватории Каспийского моря известно шесть нефтегазовых и нефтегазоконденсатных месторождений.
В Чёрном море ресурсы нефти локализованы на части Керченско-Таманского шельфа.
Однако суша, с которой связано около 80% неразведанных ресурсов нефти России, остаётся пока главным источником новых запасов. В первую очередь это Западно-Сибирский НГБ, вторым по значимости и рентабельности освоения является Сибирский ФО.
Современная структура НГК является результатом преобразования государственных предприятий в акционерные общества в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14 августа 1992 года №922 «Об особенностях преобразования государственных предприятий, объединений, организаций топливно-энергетического комплекса в акционерные общества», установившим, что приватизация объектов топливно-энергетического комплекса должна проводиться с учетом их отраслевых особенностей[6].
В нефтяном комплексе были созданы, частично или полностью приватизированы и в настоящее время действуют следующие крупные ВИНК (вертикально интегрированные нефтяные компании) - «НК «ЛУКОЙЛ» с долей Российской Федерации 26,6%, «НК «ЮКОС» (доля Российской Федерации - менее 1%), «НК «ТНК-ВР» (доли Российской Федерации нет), «НК «Сургутнефтегаз» (доля Российской Федерации - менее 1%), «НК «Роснефть» (доля Российской Федерации - 100%), «Сибнефть» (доля Российской Федерации - менее 1%).
В 1994-1997 годах также создавались нефтяные компании регионального масштаба - «ОНАКО» (доля Российской Федерации - 85%), «НОРСИ-ойл» (доля Российской Федерации - 85%); были переданы в собственность г. Москвы ранее закрепленные в федеральной собственности 38% акций АО «Моснефтепродукт» и 38% акций АО «Московский НПЗ» для учреждения Правительством Москвы ОАО «Центральная топливная компания», 38% акций АО «Свердловскнефтепродукт» и 38% акций АО «Екатеринбургнефтепродукт» в государственную собственность Свердловской области для учреждения правительством Свердловской области ОАО «Уралнефтепродукт».
Созданы две акционерные компании по транспорту нефти - ОАО «АК «Транснефть» (доля Российской Федерации - 75%) и нефтепродуктов - ОАО «АК «Транснефтепродукт» (доля Российской Федерации - 100%).
На базе предприятий газовой промышленности созданы РАО «Газпром» (в настоящее время - ОАО «Газпром», в свою очередь контролирующее созданное в порядке акционирования и приватизации ОАО «Сибирско-Уральская НГХК») и ОАО «Росгазификация». При этом в федеральной собственности находится пока 38,4% акций ОАО «Газпром» (закреплено 35% акций) и 100% акций ОАО «Росгазификация» (закреплено 50% акций + 1 акция).
На базе предприятий нефтегазового строительства было создано ОАО «Роснефтегазстрой».
В нефтяном комплексе Российской Федерации вертикально интегрированными нефтяными компаниями, контрольные пакеты которых пока принадлежат государству («НК «Роснефть» и «ОНАКО»), контролируется примерно 7-8% рынка нефти и нефтепродуктов. Следует отметить, что над крупнейшими субъектами рынка нефти и нефтепродуктов прямой государственный контроль (через участие в капитале) фактически отсутствует («ЮКОС», «Сургутнефтегаз» и «ТНК-ВР»), либо будет утрачен в ближайшее время («НК «ЛУКОЙЛ»)[7].
Российская Федерация частично контролирует газодобычу, газопереработку и транспорт газа и полностью - газораспределение. В нефтегазовом строительстве доля собственности Российской Федерации составляет 10,6%.
В собственности нерезидентов находится 4,48% ОАО «Газпром» (в том числе Rhurgas - 2,5%), не менее 18% ОАО «НК «ЛУКОЙЛ», в том числе у The Bank of New York International Nominees (номинальный держатель) - 20% и у Pictet & Cie - 2,4%; в число акционеров ОАО «НК «Сибнефть» входит Республики Беларусь - 1,834%, Burlington Investment Ltd. - 2,477% и Excаlibur Capital Resourses Ltd. - 6,237%), менее 1,5% ОАО «НК «ТНК-ВР» (Taft Enterprises Ltd, Cougar Investments Ltd, Erem Systems Ltd. Определенная доля иностранного участия имеется в уставных капиталах ОАО «НК «ЮКОС» и ОАО «НК «Сургутнефтегаз».
В нефтяном комплексе работает 542 тыс. человек, из которых 416 тыс. заняты в нефтедобывающей промышленности, 118 тыс. -- в нефтеперерабатывающей. За последний год общая численность занятых в комплексе возросла на 3%. Основные объемные показатели работы комплекса характеризуются данными таблицы 2.1.1.
Таблица 2.1.1.
Основные показатели работы нефтяного комплекса[8]
Показатели | 1998г. | 1999г. | 2000г. | 2006 г. |
Добыча нефти с газовым конденсатом, млн. т. | 303,4 | 305,0 | 300-305 | 315-318 |
Экспорт нефти, млн. т. | 135,3 | 132,5 | 133 | 136-138 |
Переработка нефти, млн. т. | 161,1 | 170,5 | 165-172 | 176-178 |
Экспорт нефтепродуктов | 43,8 | 47,5 | 45 | 52,5-55,0 |
Чистое внутреннее потребление нефти, млн. т. | 125 | 125 | 122-127 | 125-126 |
Объем эксплуатационного бурения, тыс. м. | 4310,7 | 5000 | 4000-7300 | 6300 |