Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 14:43, дипломная работа
Цель исследования: определить место нефтегазового комплекса в экономике России.
Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:
- описать нефтегазовый комплекс, историю развития, реформы, производившиеся в этом секторе, их влияние на развитие комплекса;
- определить состав нефтегазового комплекса;
- проанализировать тенденции размещения нефтяной и газовой промышленности;
Введение 3
Глава 1. История развития нефтегазового комплекса. 5
1.1. Нефтегазовый комплекс в период СССР. 5
1.2. Реформы 1987-1998 годов в нефтегазовом секторе 6
1.3. Особенности деятельности нефтяной и газовой промышленности, основные проблемы отрасли. 11
Глава 2. Нефтяная и газовая промышленность – место в экономике России. 16
2.1. Определение и состав. 16
2.2. Размещение нефтяной и газовой промышленности 19
2.2.1. Размещение нефтяной промышленности 19
2.2.2. Размещение газовой промышленности 26
2.3. Нефтяная экономика РФ 27
Глава 3. Нефтегазовая промышленность и международное сообщество. 29
3.1. Россия-Опек: проблема ценовой войны 29
3.2. Современное состояние мировой добычи нефти и газа 31
3.3. Предложение России на мировом рынке 36
Заключение 40
На втором этапе, в 60-е годы, стали вводиться в разработку крупные газоносные районы - прежде всего, резко увеличилось использование ресурсов Средней Азии, затем Республики Коми. Однако из-за значительной удаленности этих источников от основной части потенциальных потребителей, расположенных на Урале, в центральном и западных районах Европейской части страны, потребовалось сооружение первых сверхдальних газопроводов Бухара-Урал, Средняя Азия-Центр, Вуктыл-Торжок. В них уже использовались трубы большего диаметра (1020-1220 мм) и соответственно большей производительности (10-15 млрд. куб. м в год, а в газопроводе Средняя Азия-Центр - до 25 млрд. куб. м в год). Для обеспечения надежности функционирования газопроводов потребовалось строительство многониточных систем, а возросшие объемы передачи газа создали для этого объективные предпосылки. Главным последствием усложнения схемы газопроводов стало взаимопересечение систем в районе Москвы и на Украине. Таким образом, появилась возможность для взаимодействия газопроводных систем и перераспределения потоков по ним, то есть для формирования Единой системы газоснабжения страны. Концентрация мощностей как в добыче, так и при транспортировке газа, прогресс строительной индустрии, насущные потребности народного хозяйства способствовали ускорению развития газовой промышленности - среднегодовая добыча газа в 60-е годы возросла с 45 млрд. до 200 млрд. куб. м, а его доля в топливном балансе страны - до 18-19%.
Россия занимает промежуточное положение между полюсами «сверх потребителя» - США и «сверх добытчика» - Саудовской Аравии. Страна с мощной многоотраслевой экономикой, емким внутренним рынком издавна и в больших количествах успешно переваривает собственную нефть. Основной смысл добычи нефти - не в получении за нее валюты, как в Саудовской Аравии, а в питании своей энергетики, своей промышленности, своей армии, своего транспорта, своего коммунального хозяйства. Вместе с тем при меньшем, чем в США, потреблении и при больших запасах, страна имеет значительные излишки нефти для поставки их на мировой рынок. Впрочем, теперь не такие уж большие.
Ныне Россия добывает примерно 300 млн. т нефти в год. Потребляет же 130 млн., что очень мало. Сравнительно маленькая и теплая Германия потребляет немного больше нас, Китай - в полтора раза больше, Япония - вдвое больше. Уровень потребления нефти в РФ - кризисный. В годы Советской власти, при функционирующей экономике РСФСР потребляла 250 млн. т нефти в год. Если мы вернемся (а рано или поздно это произойдет) к настоящей, развитой, многоотраслевой, энергонасыщенной экономике, к боеспособной армии и флоту, к нормально обогреваемым городам и посёлкам, а уровень добычи нефти при этом останется таким же, как сегодня, то РФ практически не будет иметь излишков нефти для экспорта. Лишние наши 50 млн. т не сделают погоды на мировом рынке, да и нашей стране - при ее масштабах - не дадут сколько-нибудь чувствительных доходов. Для нашей страны валютно-ощутимые размеры экспорта начинаются с сотен миллионов тонн в год. Страна должна выбрать - либо форсированно гнать нефть, газ и прочее сырье на экспорт и из поступающей валюты строить в столице псевдопроцветающую экономику на манер арабских шейханатов (но уж тогда точно знать свой шесток), либо закачивать живую нефть (а не нефтедоллары) в собственную энергетику и химию и реанимировать свою индустриальную и военную мощь (но тогда сознательно идти на сокращение валютных доходов и самоограничение в потребительском импорте. И тот и другой путь чреват многими проблемами и неожиданностями. Попытавшись сделать ставку на первый путь, РФ уже столкнулась с ощутимыми ударами по носу: падение мировых цен на нефть, нежелание нефтяного рынка потесниться, чтобы пустить конкурента, будь он хоть трижды демократический. Возможно, конечно и лавирование между двумя путями; так в общем-то делало советское руководство в так называемый период застоя. Но опыт мирового развития учит: на продаже минеральных ресурсов устойчивого развития не построишь[10].
Осенью 2001 г. Россия неожиданно оказалась на авансцене всемирной нефтяной жизни. В течение нескольких месяцев мировое сообщество внимательно наблюдало за тем, как наша страна реагировала на инициативы ОПЕК по укреплению нефтяных цен, начавших с осени 2000 г. свое устойчивое снижение (роковое совпадение - своего пика в 35,5 доллара за баррель цена на нефть Urals достигла 11 сентября 2001 г.).
У любого участника нефтяного рынка во второй половине 2001 г. было два основных варианта поведения: способствовать неконтролируемому снижению или даже обвалу цен, чтобы потом устранять последствия, внося поправки в бюджет, изыскивая источники покрытия образовавшихся дефицитов, кассовых разрывов, или же стремиться предвосхищать негативное развитие событий, противодействовать движению цен в неблагоприятном направлении, то есть удерживать рынок в равновесном состоянии и, таким образом, предотвращать потери доходов компаний и бюджетные потери государства.
Также негативно на нефтяной рынок влияло и отсутствие единой позиции на предложение ОПЕК среди российских нефтяных компаний. Все они разбились на три группы, две из которых заняли взаимоисключающие позиции. Одни компании («ЮКОС» и «Сибнефть»), активно наращивающие добычу и экспорт (доля экспорта компании "ЮКОС" по итогам трех кварталов 2001 г. достигла 40% - наивысшая среди остальных ВИНК при средней - 35%, призывали продолжать увеличивать добычу даже в условиях сжимающегося спроса на мировом рынке, видимо, с целью агрессивного расширения своего присутствия на нем - пусть даже ценой обвала цен. Другие («ЛУКОЙЛ» и ТНК), напротив, преследовали более долгосрочные интересы и поэтому выражали готовность к некоторому снижению экспорта в целях удержания цен на более высоком уровне. Компании третьей группы предпочитали свою позицию публично не обнародовать.
Таким образом, в стране сложились две группы мнений - сторонников и противников кооперации усилий с ОПЕК по удержанию цен, причем, каждая из групп в той или иной степени апеллирует к интересам России на нефтяном рынке.
Краткосрочные интересы России на рынке определяют горизонт прогнозирования в рамках текущего бюджетного цикла и отражают логику «временщика во власти», заключающуюся в том, чтобы не идти навстречу ОПЕК, чья позиция заключается в удержании или повышении цен путем временного сокращения своего присутствия на рынке. Россия при этом может сохранять экспорт на достигнутом уровне либо даже расширять его, занимая высвобождающуюся ОПЕК рыночную нишу в целях краткосрочного увеличения доходов (в расчете на то, что эффект расширения поставок компенсирует эффект снижения цен). Правда, в итоге провоцируются «ценовая война» и обвал цен. Но эффект от их падения проявится с лагом запаздывания, может быть, уже в следующем, а не в текущем бюджетном цикле. К тому же такая логика поведения не соответствует реалиям сегодняшнего устройства мирового нефтяного рынка.
России и нефтяным компаниям в долгосрочном плане нужны стабильные предсказуемые цены, пусть даже более низкие. Они предпочтительнее непредсказуемых ценовых колебаний, спровоцированных стремлением добиться сиюминутной выгоды за счет расширения поставок и замещения чьих-то сегментов сжимающегося рынка. Для того чтобы выработать правильную линию поведения, необходимо учитывать фундаментальные характеристики развития нефтяного рынка[11].
Сегодня в мире работает система трех международных бирж - в Нью-Йорке, Сингапуре и Лондоне, - функционирующих в режиме реального времени 24 часа в сутки и трансформирующих локальные сигналы в глобальное изменение цен, то есть в изменение мировой цены.
Сегодня мировой рынок нефти по всем фундаментальных признакам является, пользуясь биржевой терминологией, рынком "медвежьим". Если вы не являетесь биржевым спекулянтом и не собираетесь зарабатывать деньги на дестабилизации рынка, а работаете с физической нефтью (являетесь производителем и продавцом) и проводите политику хеджирования (страхования ценовых рисков путем использования биржевых инструментов), то закономерностью вашего поведения на таком "медвежьем" рынке должны быть действия, способствующие его стабилизации. Иначе говоря, не надо раскачивать «медвежий» рынок. Это чревато «ценовой войной».
В 1988-1998 гг. наблюдался рост мировых запасов топлива. Так, мировые запасы нефти за этот период возросли на 14,7 % и составили 143,4 млрд. т. (1052 млрд. баррелей), природного газа - соответственно на 30,7 % и 146,4 трлн. м3, угля - 984 млрд т. При современном уровне их добычи и использования нефти хватит на 40, газа на 60, угля более чем на 200 лет.
Мировая добыча нефти за эти годы возросла на 14,5 % и составила в 1998 г. 3,5 млрд. т, газа соответственно - на 20,5 % и 2,3 трлн. м3.
Свыше 80 % запасов нефти сосредоточено на Ближнем Востоке (64 %) и в Америке (16,5 %). При этом три четверти мировых запасов (108,8 млрд. т.) приходится на страны ОПЕК, из них треть, или четвертая часть мировых запасов, - на Саудовскую Аравию. Доля стран бывшего СССР в общемировых запасах нефти на конец 1998 г. оставалась на уровне 1988 г. и составила 6,3 %. Запасы нефти за этот период возросли на 11,8 % и составили 9,1 млрд. т. (65,4 млрд. баррелей).
Имеющихся запасов нефти (при условии сохранения уровня производства и потребления 1998 г.) хватит Саудовской Аравии на 80 лет, Ирану на 65, странам бывшего СССР более чем на 20, Казахстану на 115 лет. При этом следует отметить, что если странам ОПЕК имеющихся ресурсов хватит почти на 75 лет, то странам ОЭСР - лишь на 15 лет.
В 2006 г. добыча нефти во всем мире составила 3518,9 млн. т. Около двух третей добычи сосредоточено в 10 крупнейших странах мира, причем половина ее приходится на Саудовскую Аравию, США и Россию. Рост спроса в 1998 г. обусловленный обвалом мировых цен на нефть (в 1998 г. они достигли самого низкого уровня за последние 10 лет), позволил увеличить мировое производство на 1.4 %. В странах ОПЕК, на долю которых приходится 42.1 % общемировой добычи, производство возросло на 3,2 %, что произошло за счет значительного роста производства в Ираке (более чем на 80 %). Без Ирака, чья доля составляет 3 % общемировой добычи нефти, производство в странах ОПЕК сократилось на 0,1 % (табл. 3.2.1.).
Следует отметить, что по континентам наибольший удельный вес мировой добычи нефти приходится на страны Ближнего Востока (31,1 %) и Америки (28,7 %). На страны бывшего СССР. Африки и Азиатско-тихоокеанского региона (АТР) приходится по десятой части от общемировой добычи нефти.
Таблица 3.2.1.
Доля крупнейших стран в производстве нефти
Мировое производство | ОЭСР | ОПНК | Страны бывшего СССР |
3518,9 млн.т (100%) | 1012,8 млн.т (28,8%) | 1480,0 млн.т (42,1%) | 361,3 млн.т (10,3%) |
Ближний Восток 31,1 | США 36,3 | Саудовская Аравия 29,9 | Россия 84,2 |
Америка 28,7 | Мексика 17,2 | Иран 12,7 | Казахстан 7,2 |
АТР 10,4 | Норвегия 14,8 | Венесуэла 11,6 | Азербайджан 3,2 |
Страны бывшего СССР 10,3 | Англия 13,1 | ОАЭ 8,2 | Узбекистан 2,2 |
Африка 10,2 | Канада 12,3 | Кувейт 7,3 | Туркменистан 1,5 |
Европа 9,3 | Остальные 6,3 | Нигерия 7,2 | Остальные 1,7 |
|
| Ирак 7,1 |
|
|
| Остальные 16,0 |
|
В последние 15 лет в мире существенно изменилась география добычи газа. При общем росте с 1,67 трлн. м3 до 2,35 трлн. м3 в 2006 г. (1,4 раза), на Среднем Востоке и в Юго-Восточной Азии она выросла примерно в 2,4 раза. В общемировой добыче эти регионы имеют сравнительно небольшую долю - соответственно 11 и 6 %. Однако с развитием производства сжиженного природного газа они стали важными поставщиками не только для Японии и Кореи, но и, наряду с Россией, Норвегией, Нидерландами, Алжиром, - для Европы и США.
В 2007 г. в мире добыто 2271.8 млрд. м3 газа, что на 2,2 % больше чем в 2006 г. Три четверти мировой добычи газа сосредоточено в 10 крупнейших странах мира. Лидирующее положение занимают Россия и США, на долю которых приходится почти половина всего добываемого в мире газа. Наибольший удельный вес добычи газа приходится на страны Америки (36,6 %) и бывшего СССР (28,3 %), а на государства Европы и АТР - соответственно 12,1 и 10,8 %.
Среди стран мира по запасам газа лидирующее положение занимают страны бывшего СССР (38,8 %) и Ближнего Востока (33,8 %). Почти треть мировых запасов газа сосредоточена в России, десятая часть - в Америке, шестая - в Иране (табл. 3.2.2).
Таблица 3.2.2.
Доля крупнейших стран в производстве газа
Мировое производство | ОЭСР | Европейский союз | Страны бывшего СССР |
2271,8 млрд.м3 (100%) | 1033 млрд.м3 (45,5%) | 202,2 млрд.м3 (8,9%) | 643,9 млрд.м3 (28,3%) |
Америка 36,6 | США 52,6 | Англия 44,7 | Россия 85,6 |
Страны бывшего СССР 28,3 | Англия 8,7 | Нидерланды 31,5 | Узбекистан 7,9 |
Европа 12,1 | Нидерланды 6,2 | Италия 9,2 | Украина 2,6 |
АТР 10,8 | Канада 15,5 | Германия 8,3 | Туркменистан 1,8 |
Ближний Восток 8,0 | Остальные 12,4 | Дания 3,8 | Казахстан 1,2 |
Африка 4,5 |
| Остальные 2,5 | Азербайджан 0,8 |
|
|
| Кыргызстан 0,1 |
|
|
| Беларусь 0,1 |