Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2011 в 16:39, курсовая работа
Целью курсовой работы является изучение неформальных отношений в организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Дать характеристику неформальным отношениям в организации;
2) Рассмотреть роль неформальных групп, в процессе деятельности организации;
3) Определить проблемы и выгоды, связанные с неформальными организациями.
Введение……………………………………………………………...…………3
Глава I. Неформальные отношения в организации
1.1. Характеристики неформальных отношений в организации…..…..5
1.2. Причины возникновения неформальных отношений ……….……9
Глава II. Управление неформальной организацией
2.1 Проблемы и выгоды, связанные с неформальными организациями…………………………………………………………………13
Глава Ш. Развитие неформальных отношений в организации на примере ООО «Строитель»
3.1 Функционирующие неформальные группы в ООО «Строитель»
Заключение………………………………………………………………….....27
Список использованной литературы………………………………………...28
В организации его правой рукой является исполнительный директор. Эти два человека составляют первую неформальную группу на предприятии.
Главными их «соперниками» являются главный инженер и коммерческий директор, которые составляют вторую неформальную группу в организации. В этой группе явно выраженного неформального лидера нет. Группа организовалась так как:
Коммерческий
директор. Хорошо себя проявляет в
управленческой сфере, где необходимо
руководить другими людьми, координировать
их деятельность. Напористый и работоспособный
человек, способен работать столько
часов, сколько требует дело, которым
занимается. Борется за качество, надежность
и продуктивность труда. Обладает исключительно
практическим складом ума. Имеет
склонность к рационализаторской деятельности.
Всё оценивает с точки зрения
целесообразности и полезности. Ко
всему готовится
Главный инженер - Хорошо распределяет обязанности и следит за их выполнением, может эффективно осуществлять конкретное руководство подразделений. Его сильно стороной является конкретная логика, т.е. тщательная проработка любого вопроса и мероприятия. Человек ответственный, не бросающий слов на ветер. Характерно стремление к порядку, дисциплине, соблюдению чётких норм и правил, нетерпелив к безответственности. Настойчивый, целеустремлённый. Склонен уважать авторитеты, при этом бескомпромиссен в выполнении своего дела, дисциплинирован, исполнителен, собран, следит за порядком в быту и на производстве. Члены коллектива считают его одним из наиболее компетентных работников организации.
Чувствует
уверенность в ситуациях, требующих
ломки устоявшихся взглядов без
ясных перспектив, недоверчивость к
неожиданным идеям и
В
случае возникновения конфликтных
ситуаций в данном коллективе для
преодоления разногласий
Третьей неформальной группой в ООО «Строитель» является сотрудники бухгалтерского отдела. Группа состоит из трех женщин: главный бухгалтер и два бухгалтера. Неформальным лидером в этой группе является главный бухгалтер, так как она:
Главный бухгалтер - Хорошо себя проявляет в управленческой сфере, где необходимо руководить другими людьми, координировать их деятельность. В целом проявляет стремление объединить в своих руках весь цикл производства.
Требовательная, прямолинейная, очень работоспособная. Иногда способна работать «на износ». Может быть резкой в суждениях. Обычно формулирует задачу очень чётко. Характеризуется повышенным чувством справедливости, сочетающимся с убеждением в собственной правоте.
В сфере производства способна добиваться высокой качественности результатов труда, любит полюбоваться сделанным, подчёркивая преимущества именно своей работы. Главное для него – чистота, порядок, функциональность. Склонна считать, что большинство важных событий в её жизни являются результатом собственных действий, что он может ими управлять. Чувствует свою собственную ответственность за свои действия и жизнь в целом. Проявляет упорство в достижении целей.
Но
при этом обнаруживает выраженную близость
к таким личностным характеристикам,
как излишняя прямолинейность в
высказываниях и поступках; отсутствие
мягкости и дипломатичности в
отношениях с людьми. Однако в случае
возникновения конфликтной
Может быть характерна повышенная обидчивость, легко угасающая в ситуации комфортной, не ущемляющей престиж её личности.
Ведущие потребности в раскрытии своего потенциала, в самореализации находятся в зоне неудовлетворённости.
Группа организовалась по нескольким причинам:
Таким образом, мы выявили три ярко выраженные неформальные группы в ООО «Строитель»:
Первая группа – генеральный директор и исполнительный директор.
Вторая группа – главный инженер и коммерческий директор.
Третья группа – главный бухгалтер и два бухгалтера.
По нашему мнению генеральному директору не стоит избавляться от неформальных групп. Уволив одного из этих работников генеральный директор потеряет квалифицированных и опытных работников, из- за чего деятельность компании пойдет на спад.
Предложим другие способы борьбы с неформальными группами в ООО «Строитель»:
Нам
кажется, что если генеральный директор
будет использовать некоторые способы,
предложенные нами, то проблема организации
может быть решена.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Неформальные отношения в
Изученные нами особенности характеристик неформальных групп, а именно: социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией; тенденция к сопротивлению переменам; наличие своих неформальных лидеров, помогли нам глубже изучить данную проблематику и в дальнейшем найти необходимые рычаги управления данными группами.
Неформальные группы несут в себе как отрицательное, так и положительное влияние на деятельность формальной организации.
К отрицательным
сторонам относятся: распространение
ложных слухов, преданность людей
группе, тенденция к сопротивлению
всяким переменам и тенденция
к сохранению укоренившихся стереотипов
задерживают необходимую
Положительные стороны деятельности неформальной организации - преданность группе может перейти в преданность организации, цели группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации, неформальные каналы связи могут помогать формальной организации, дополняя формальную систему коммуникаций т.д.
Нами было выявлено три неформальные группы в ООО «Строитель». Были предложены способы борьбы с неформальными группами.
Чтобы
справиться с потенциальными проблемами
и овладеть потенциальными выгодами
неформальной организации, руководство
должно признать неформальную организацию
и работать с ней, прислушиваться
к мнению неформальных лидеров и
членов группы, учитывать эффективность
решений неформальных организаций,
разрешать неформальным группам
участвовать в принятии решений
и гасить слухи путем оперативного
предоставления официальной информации.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Афоничкина, А. И. Основы менеджмента / А. И. Афоничкина. – СПб.: 2007. – 528 с.
2. Арсеньев, Ю. Н. Организационное поведение / Ю. Н. Арсеньев, С. И. Шелобаев, Т. Ю Давыдова. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 575 с.
3. Аширов, Д. А. Организационное поведение / Д. А. Аширов. - СПб.: Проспект, 2006. – 232 c.
4. Бейрон Р. Г. Организационное поведение: от теории к практике / Р. Г. Бейрон. - М.: Вершина, 2004. – 234 c.
5. Беляцкий, Н. П. Управление персоналом. / Н. П. Беляцкий, С. Е. Велесько, Питер Ройш. - Интерпрессервис.: Экоперспектива, 2002. – 307 с.
6. Джоунс, Г. Р. Организационное поведение: основы управления / Г. Р. Джоунс. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 134 с.
7. Карташова, Л. В. Организационное поведение: учеб. пособие для вузов / Л. В. Карташова. – М.: 2005. – 452 с.
8.Кочеткова, А. И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование / А.И. Кочеткова. – М.: Дело, 2004. – 568 с.
9. Котлер, Ф. И. Маркетинг менеджмент. Экспресс - курс / Ф. И. Котлер. – СПб.: 2004. – 496 с.
10. Карпов, А. В. Психология менеджмента: учеб. пособие / А. В. Карпов. - М.: 2007. – 607 c.
11. Мескон,
М. Х, Основы менеджмента / М. Х. Мескон,
М. А. Альберт, Ф. А. Хедоури. – М.: Дело, 2008.
– 710 с.