Неформальные отношения в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение неформальных отношений в организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Дать характеристику неформальным отношениям в организации;
2) Рассмотреть роль неформальных групп, в процессе деятельности организации;
3) Определить проблемы и выгоды, связанные с неформальными организациями.

Содержание

Введение……………………………………………………………...…………3
Глава I. Неформальные отношения в организации
1.1. Характеристики неформальных отношений в организации…..…..5
1.2. Причины возникновения неформальных отношений ……….……9
Глава II. Управление неформальной организацией
2.1 Проблемы и выгоды, связанные с неформальными организациями…………………………………………………………………13
Глава Ш. Развитие неформальных отношений в организации на примере ООО «Строитель»
3.1 Функционирующие неформальные группы в ООО «Строитель»
Заключение………………………………………………………………….....27
Список использованной литературы………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 57.98 Кб (Скачать)

     В организации его правой рукой  является исполнительный директор. Эти  два человека составляют первую неформальную группу на предприятии.

     Главными  их «соперниками» являются главный  инженер и коммерческий директор, которые составляют вторую неформальную группу в организации. В этой группе явно выраженного неформального  лидера нет. Группа организовалась так  как:

  1. Оба работника находятся в одном офисе
  2. И главный инженер, и коммерческий директор в большинстве случаев не согласны с мнением генерального директора, из – за чего происходят постоянные споры и мелкие конфликты. Коммерческий директор пытается часто предложить генеральному директору более выгодное по деньгам и эффективное предложение.
  3. Цель у обоих работников: эффективно и выгодно выполнить задание более дешевым и правильным способом.
  4. Главный инженер и коммерческий директор являются родственниками.

     Коммерческий  директор. Хорошо себя проявляет в  управленческой сфере, где необходимо руководить другими людьми, координировать их деятельность. Напористый и работоспособный  человек, способен работать столько  часов, сколько требует дело, которым  занимается. Борется за качество, надежность и продуктивность труда. Обладает исключительно  практическим складом ума. Имеет  склонность к рационализаторской деятельности. Всё оценивает с точки зрения целесообразности и полезности. Ко всему готовится заблаговременно. Для его движения вперёд необходима ясная перспектива и стабильность. Выступает против недисциплинированности, нарушения норм и правил. Сам отличается собранностью и организованностью. Критичен в оценках своей и  чужой работы. Умеет заставить  людей работать. Не потерпит возле  себя лентяев и халтурщиков. Его  творческие способности повышаются в хорошем настроении. В сфере  межличностных отношений проявляет  себя как человек вспыльчивый, но отходчивый. Очень горячится в  споре, когда его охватывают эмоции. Приоритетные тактики поведения  в конфликте: сотрудничество и приспособление, что, возможно, наиболее ярко проявляется  в общении с вышестоящим руководством.

     Главный инженер - Хорошо распределяет обязанности  и следит за их выполнением, может  эффективно осуществлять конкретное руководство  подразделений. Его сильно стороной является конкретная логика, т.е. тщательная проработка любого вопроса и мероприятия. Человек ответственный, не бросающий  слов на ветер. Характерно стремление к порядку, дисциплине, соблюдению чётких норм и правил, нетерпелив к безответственности. Настойчивый, целеустремлённый. Склонен  уважать авторитеты, при этом бескомпромиссен  в выполнении своего дела, дисциплинирован, исполнителен, собран, следит за порядком в быту и на производстве. Члены  коллектива считают его одним  из наиболее компетентных работников организации.

     Чувствует уверенность в ситуациях, требующих  ломки устоявшихся взглядов без  ясных перспектив, недоверчивость к  неожиданным идеям и предложениям, требующим отказа от ценностей прошлого, альтернативности. Сторонник применения мер дисциплинарного воздействия  к людям, не выполняющим свои обязанности.

     В случае возникновения конфликтных  ситуаций в данном коллективе для  преодоления разногласий стремится  искать компромиссное решение.

     Третьей неформальной группой в ООО «Строитель»  является сотрудники бухгалтерского отдела. Группа состоит из трех женщин: главный  бухгалтер и два бухгалтера. Неформальным лидером в этой группе является главный  бухгалтер, так как она:

  1. дольше всех троих работает в организации,
  2. знает устои и правила организации,
  3. имеет большой стаж работы,
  4. опытный работник.

     Главный бухгалтер - Хорошо себя проявляет в  управленческой сфере, где необходимо руководить другими людьми, координировать их деятельность. В целом проявляет  стремление объединить в своих руках  весь цикл производства.

     Требовательная, прямолинейная, очень работоспособная. Иногда способна работать «на износ». Может быть резкой в суждениях. Обычно формулирует задачу очень чётко. Характеризуется повышенным чувством справедливости, сочетающимся с убеждением в собственной правоте.

     В сфере производства способна добиваться высокой качественности результатов  труда, любит полюбоваться сделанным, подчёркивая преимущества именно своей  работы. Главное для него – чистота, порядок, функциональность. Склонна  считать, что большинство важных событий в её жизни являются результатом  собственных действий, что он может  ими управлять. Чувствует свою собственную  ответственность за свои действия и  жизнь в целом. Проявляет упорство в достижении целей.

     Но  при этом обнаруживает выраженную близость к таким личностным характеристикам, как излишняя прямолинейность в  высказываниях и поступках; отсутствие мягкости и дипломатичности в  отношениях с людьми. Однако в случае возникновения конфликтной ситуации с вышестоящим руководством способна пойти на компромиссное урегулирование разногласий.

     Может быть характерна повышенная обидчивость, легко угасающая в ситуации комфортной, не ущемляющей престиж её личности.

     Ведущие потребности в раскрытии своего потенциала, в самореализации находятся  в зоне неудовлетворённости.

     Группа  организовалась по нескольким причинам:

  1. Единственный женский коллектив в организации,
  2. Попытки доказать, что женское мнение – правильное мнение,
  3. Присутствие личных антипатий к генеральному директору,
  4. Все работницы находятся в одном кабинете,
  5. Обеденные перерывы проводят вместе,
  6. Общие интересы.

     Таким образом, мы выявили три ярко выраженные неформальные группы в ООО «Строитель»:

     Первая  группа – генеральный директор и  исполнительный директор.

     Вторая  группа – главный инженер и  коммерческий директор.

     Третья  группа – главный бухгалтер и  два бухгалтера.

     По  нашему мнению генеральному директору  не стоит избавляться от неформальных групп. Уволив одного из этих работников генеральный директор потеряет квалифицированных  и опытных работников, из-  за чего деятельность компании пойдет на спад.

     Предложим другие способы борьбы с неформальными  группами в ООО «Строитель»:

  1. Одним из лучших методов, как нам кажется, можно предложить общение работников вне стен организации. Например, празднование праздников в кафе коллективом организации. Таким образом, коллектив будет сплочен. Отношения в коллективе, таким образом, наладятся.
  2. Главному директору мы бы посоветовали прислушиваться к мнению его коллег, так как не только его мнение может быть верным. Иногда нужно смиряться с тем, что у подчиненных идеи могут быть правильными, эффективными и выгодными.
  3. Признать существование неформальной организации и осознать, что ее уничтожение повлечет за собой уничтожение и формальной организации.
  4. Разрешить коллективу участвовать в принятии решений.
  5. Быстро выдавать точную информацию, тем самым, препятствуя распространению слухов.
  6. Повысить заработную плату работникам, тем самым, попытаться улучшить мнение о директоре.
  7. Попытаться наладить отношения с подчиненными.

     Нам кажется, что если генеральный директор будет использовать некоторые способы, предложенные нами, то проблема организации  может быть решена. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

            Неформальные отношения в организации создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями, а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями, общими интересами, одинаковыми увлечениями, привычками и т.п. Они представляют собой спонтанно сложившуюся систему социальных связей, норм, действий, являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения.

     Изученные нами особенности характеристик  неформальных групп, а именно: социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией; тенденция к сопротивлению  переменам; наличие своих неформальных лидеров, помогли нам глубже изучить  данную проблематику и в дальнейшем найти необходимые рычаги управления данными группами.

     Неформальные  группы несут в себе как отрицательное, так и положительное влияние  на деятельность формальной организации.

К отрицательным  сторонам относятся: распространение  ложных слухов, преданность людей  группе, тенденция к сопротивлению  всяким переменам и тенденция  к сохранению укоренившихся стереотипов  задерживают необходимую модернизацию производства и др.          

        Положительные стороны деятельности неформальной организации - преданность группе может перейти в преданность организации, цели группы могут совпадать с целями формальной организации, а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации, неформальные каналы связи могут помогать формальной организации, дополняя формальную систему коммуникаций т.д.

     Нами  было выявлено три неформальные группы в ООО «Строитель». Были предложены способы борьбы с неформальными  группами.

     Чтобы справиться с потенциальными проблемами и овладеть потенциальными выгодами неформальной организации, руководство  должно признать неформальную организацию  и работать с ней, прислушиваться к мнению неформальных лидеров и  членов группы, учитывать эффективность  решений неформальных организаций, разрешать неформальным группам  участвовать в принятии решений  и гасить слухи путем оперативного предоставления официальной информации. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Афоничкина, А. И. Основы менеджмента / А. И. Афоничкина. – СПб.:  2007. – 528 с.

2. Арсеньев, Ю. Н. Организационное поведение / Ю. Н. Арсеньев, С. И. Шелобаев, Т. Ю Давыдова. – М.: ЮНИТИ, 2005. – 575 с.

3. Аширов, Д. А. Организационное поведение / Д. А. Аширов. - СПб.: Проспект, 2006. – 232 c.

4. Бейрон  Р. Г. Организационное поведение: от теории к практике / Р. Г. Бейрон. - М.: Вершина, 2004. – 234 c.

5. Беляцкий, Н. П. Управление персоналом. / Н. П. Беляцкий, С. Е. Велесько, Питер Ройш. - Интерпрессервис.: Экоперспектива, 2002. – 307 с.

6. Джоунс, Г. Р. Организационное поведение: основы управления / Г. Р. Джоунс. – М.: ЮНИТИ, 2003. – 134 с.

7.  Карташова, Л. В. Организационное поведение:  учеб. пособие для вузов / Л. В. Карташова. – М.: 2005. – 452 с.

8.Кочеткова, А. И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование / А.И.  Кочеткова.  – М.: Дело, 2004. – 568 с.

9. Котлер, Ф. И. Маркетинг менеджмент. Экспресс - курс / Ф. И. Котлер. – СПб.: 2004. – 496 с.

10. Карпов, А. В. Психология менеджмента: учеб. пособие / А. В. Карпов. - М.: 2007. – 607 c.

11. Мескон, М.  Х, Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. А. Альберт, Ф. А. Хедоури. – М.: Дело, 2008. – 710 с. 
 
 

Информация о работе Неформальные отношения в организации