Неформальные отношения в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение неформальных отношений в организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Дать характеристику неформальным отношениям в организации;
2) Рассмотреть роль неформальных групп, в процессе деятельности организации;
3) Определить проблемы и выгоды, связанные с неформальными организациями.

Содержание

Введение……………………………………………………………...…………3
Глава I. Неформальные отношения в организации
1.1. Характеристики неформальных отношений в организации…..…..5
1.2. Причины возникновения неформальных отношений ……….……9
Глава II. Управление неформальной организацией
2.1 Проблемы и выгоды, связанные с неформальными организациями…………………………………………………………………13
Глава Ш. Развитие неформальных отношений в организации на примере ООО «Строитель»
3.1 Функционирующие неформальные группы в ООО «Строитель»
Заключение………………………………………………………………….....27
Список использованной литературы………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 57.98 Кб (Скачать)

          Стихийно образовавшаяся группа людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей, признается неформальной группой (организацией).

Отношения между членами такой группы формируются  на основе личных симпатий. Члены группы связаны общностью взглядов, склонностей  и интересов. Здесь нет списка членов коллектива, указаний на обязанности, согласованные роли.

          Неформальные, или теневые, группы существуют в каждой организации. Они неизменно "вырастают" из дружеских отношений и отношений, не определяемых организационной схемой. Для организации важно, чтобы неформальные группы не доминировали.

          Цена дружбы не имеет ничего общего с формальными отношениями и компетентностью, но их влияние на дело формальной организации может быть весьма существенным. И, когда задействовано большое количество людей, власть неофициальной группы заметно усиливается. Наиболее распространенное использование и злоупотребление этой властью выражается в форме неофициального общения (так называемый "тайный" телеграф). Ни одни новости не передаются так быстро, как по неформальным каналам.      Это один из способов, с помощью которого неформальная группа осуществляет свою власть (неформальная коммуникация).

          Другой способ, которым пользуется неформальная группа для того, чтобы проявить свою власть, - это ее способность действовать или бездействовать. В практике управления имеется немало примеров, когда организации были поставлены "на колени" несанкционированным менеджментом (сюда не включаются забастовки, так как они санкционированы профсоюзом и носят законный характер).

          Несанкционированное установление производственных норм - это один из путей, благодаря которому неформальные группы оказывают негативное влияние на людей. Вместе с тем некоторые организации могут быть спасены, так как неформальные группы могут работать более усердно, чем установлено нормами. Суть состоит в том, что неформальная группа может - работать на то, чтобы продвигать вперед ил и тормозить развитие организации. Задача менеджера состоит в том, чтобы минимизировать влияние этих групп и направлять в нужное русло их власть.

          Влияние неформальных отношений может контролироваться, но, чтобы этого добиться, менеджер должен иметь четкое представление о том, как и почему функционирует неформальная организация. Когда у менеджера возникает базовая мотивация функционирования неформальной группы, тогда у него появляется возможность разработки соответствующей стратегии поведения.

          Для начала менеджер должен понять, что неформальные организации порождаются основным принципом человеческой психики: они образуются и развиваются тогда, когда люди взаимодействуют между собой. В основе их деятельности лежит концепция малых трупп. Взаимодействие порождает чувства, а из чувства рождается консенсус. Взаимодействие людей и составляет базис неформальной организации.

          Таким образом, неформальная организация людей может работать на вас или против вас. Как заставить ее работать на вас? Во-первых, менеджер должен согласиться и принять тот факт, что неформальная организация существует. Во-вторых, нужно попытаться понять, насколько неформальная организация может быть ценной, чтобы помочь менеджеру достичь его целей. В-третьих, выявить неформальных лидеров и управлять ими. В-четвертых, необходимо попытаться объединит цели неформальной и формальной организации. В-пятых, менеджер должен понять и согласиться с тем, что вне зависимости от того, что он делает, неформальные организации продолжают существовать.

          Причины, побуждающие людей вступать в неформальные отношения, можно сгруппировать следующим образом:

1) чувство  принадлежности. Удовлетворение потребности  в чувстве принадлежности - одна  из самых сильных наших эмоциональных  потребностей. Поскольку большинство  формальных организаций сознательно  лишает людей возможностей социальных  контактов, рабочие вынуждены  обращаться к неформальным организациям, чтобы эти контакты обрести;

2) взаимопомощь. Естественно, можно обратиться  за помощью к своему формальному  начальнику. Однако одни считают,  что начальник может плохо  о них подумать (здесь срабатывает  принцип "не создавай проблемы  начальству"), другие боятся критики  и т.п. В этих и других  случаях люди часто предпочитают  прибегать к помощи своих коллег;

3) защита. Люди всегда знали, что сила - в единстве. В силу этого важной  причиной вступления в неформальную  организацию является осознанная  потребность в защите;

4) общение.  Люди хотят знать, что происходит  вокруг них. Поскольку во многих  формальных организациях система  внутренних контактов довольно  слабая, а иногда руководство  намеренно скрывает от своих  подчиненных определенную информацию, доступ к неформальному получению  информации (слухам) возможен только  в неформальной организации;

5) симпатия. Люди часто присоединяются к  неформальным группам просто  для того, чтобы быть ближе  к тому, кто им симпатичен. Характеристики  неформальных организаций. Неформальные  организации одновременно могут  быть похожими и непохожими  на формальные организации.

          Поэтому можно выделить признаки, характеризующие неформальные организации:

1) социальный  контроль. Неформальные организации  осуществляют социальный контроль  за своими членами. Речь идет  об установлении и укреплении  норм - групповых эталонов приемлемого  и неприемлемого поведения. Естественно,  тех, кто нарушает эти нормы,  ждет отчуждение.

         Менеджеру в этой связи следует знать, что социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказать положительное влияние на достижение целей формальной организации;

2) сопротивление  переменам. В неформальных организациях  всегда наблюдается тенденция  к сопротивлению переменам. Частично  это объясняется тем, что перемены  могут нести в себе угрозу  дальнейшему существованию неформальной  организации;

3) неформальные  лидеры. Неформальные организации  также имеют своих лидеров.  Их отличие от формальных состоит  в том, что лидер формальной  организации имеет поддержку  в виде делегированных ему  официальных полномочий и действует  в отведенной ему конкретной  функциональной области.

          Опора неформального лидера - признание его группой. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации.

          Неформальный лидер выполняет две первостепенные функции: помогает группе в достижении ее целей, поддерживает и укрепляет ее существование.

          Существование неформальных групп в организации - вполне нормальное явление. Такие группы чаще всего укрепляют трудовой коллектив,  формальный руководитель организации должен их поддерживать. К примеру, фирма "Корганг'гласс" (США) установила в здании эскалаторы (вместо лифтов), чтобы увеличить возможность неформальных контактов между сотрудниками; фирма "МММ" (США) организует клубы с целью повышения вероятности случайных бесед, способствующих решению проблем во время приема пищи или в других ситуациях. Все это усиливает чувство причастности к коллективу. Здесь на лицо единство и солидарность, которые проявляются не только в труде, но и в часы досуга. Товарищеские контакты во время работы и по ее окончании, сотрудничество и взаимопомощь формируют здоровый психологический климат в организации.  [10, с.607] 
 
 
 
 

  Глава III. Развитие неформальных организаций на примере ООО «Строитель»

3.1 Функционирующие неформальные группы в ООО «Строитель»

         ООО «Строитель» - это общество, основными видами лицензированной  деятельности, которой являются:

  • Промышленное и гражданское строительство,
  • Дорожные и земляные работы и работы покрытия,
  • Производство и торговля строительными материалами.

     ООО «Строитель» является головной организацией, включающей в себя такие структуры  как:

  • ЗАО «Сантехмонтаж» - сантехнические и вентиляционные работы.
  • ОАО «Спецстрой» - наружные сети коммуникаций и дорожные работы.
  • ООО «Бизнес-Вектор» - производство нерудных материалов и асфальтобетонной смеси.

Цель  организации – строительство  современного комфортного жилья.

          Совместное строительство ведется  на коммерческой основе, но для  руководства ООО «Строитель»  одно из первых мест занимают  интересы потребителей – жителей  нашего города, его благоустройство. 

     ООО «Строитель» имеет благоустроенную производственную территорию, на которой располагаются оборудованные складские помещения с авто - и железнодорожными подъездными путями. Наряду со стабильным развитием производства строительных материалов это позволяет обеспечить бесперебойную поставку материалов не только на собственные объекты, но и, используя уже имеющийся опыт по снабжению, расширить торгово-закупочную деятельность предприятия.

     Одной из главных проблем организации  является наличие у ООО «Строитель», как и у большинства компаний, неформальных групп. Приведем слабые, сильные стороны организации.

     Сильные стороны – 

    1. большой штат сотрудников
    2. у каждого сотрудника есть своя цель
    3. цели работников совпадают с целями организации
    4. чётко сформулированная стратегия
    5. высококвалифицированные работники

     Слабые  стороны – 

  1. разделение всего персонала на группы
  2. непонимания между руководителем и подчиненным
  3. общение работников только в пределах организации
  4. нежелание руководителя бороться с неформальными группами
  5. попытки увольнения работников из-за несогласия с мнением руководителя
  6. персонал не воспринимает директора как лидера коллектива
  7. конфликты между руководителями и подчиненными
  8. конфликты между неформальными лидерами групп
  9. нежелание коллектива объединеняться

     Как видно, слабых сторон значительно больше в организации, чем сильных.

     Опишем  существующие неформальные группы в  ООО «Строитель».

     Формальным  лидером в организации является ее генеральный директор.

     Генеральный директор – 

     Преимущества: Хорошо себя проявляет в управленческой сфере, где необходимо руководить другими  людьми, координировать их деятельность. В целом проявляет стремление объединить в своих руках весь цикл производства. Хороший работник, не терпит некомпетентности, сам хорошо эрудирован в своей области. Очень  работоспособен, иногда работает «на  износ», считая, что только в этом случае может требовать того же и  от других. В сфере производства добивается качественности выполняемой  работы. Главное для него – чистота, порядок, функциональность. Имеет большой  лидерский потенциал, способен контролировать ход событий и адекватно принимать  на себя ответственность за свою профессиональную деятельность.

     Недостатки: От него нельзя ожидать гибкого изменения  своего поведения соответственно ситуации. Когда его охватывают эмоции, к  чужому мнению не прислушивается, упрямо настаивает на своём. Ему сложно признать, что он был не прав. Иногда не хватает, выдержи и хладнокровия в экстремальных  ситуациях. В сфере межличностных взаимодействий ведущий фактор – доминирование. Умеет заставить людей трудиться. Критичен в оценке результатов чужой работы. Способен своё мнение высказывать прямо. В некоторых случаях от него нельзя ожидать мягкости и дипломатичности в отношениях с людьми. В случае возникновения конфликтных ситуаций считает, что использует тактики «сотрудничество» и «приспособление».

Информация о работе Неформальные отношения в организации