Неформальные отношения в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Декабря 2011 в 16:39, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является изучение неформальных отношений в организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Дать характеристику неформальным отношениям в организации;
2) Рассмотреть роль неформальных групп, в процессе деятельности организации;
3) Определить проблемы и выгоды, связанные с неформальными организациями.

Содержание

Введение……………………………………………………………...…………3
Глава I. Неформальные отношения в организации
1.1. Характеристики неформальных отношений в организации…..…..5
1.2. Причины возникновения неформальных отношений ……….……9
Глава II. Управление неформальной организацией
2.1 Проблемы и выгоды, связанные с неформальными организациями…………………………………………………………………13
Глава Ш. Развитие неформальных отношений в организации на примере ООО «Строитель»
3.1 Функционирующие неформальные группы в ООО «Строитель»
Заключение………………………………………………………………….....27
Список использованной литературы………………………………………...28

Работа содержит 1 файл

kursovaya.docx

— 57.98 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки рФ

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный педагогический  универститет им. И.Я.ЯкОвлева» 
 

Кафедра менеджмента 

Курсовая  работа

по дисциплине 

«организационное  поведение» 

на тему:

«Неформальные отношения в организации» 

                                                                                   Студентки 3 курса

                                                                                   факультета управления

                                                                                   группы УП-3-09

                                                                                   Комарова А.А 

                                                                                  Научный руководитель –

                                                                                    Антипова Е.А 
 

Чебоксары 2011

Содержание

Введение……………………………………………………………...…………3

Глава I. Неформальные отношения в организации

          1.1. Характеристики неформальных  отношений в организации…..…..5

          1.2. Причины возникновения неформальных  отношений ……….……9

Глава II. Управление неформальной организацией

         2.1 Проблемы и выгоды, связанные  с неформальными организациями…………………………………………………………………13

Глава Ш. Развитие неформальных отношений в организации на примере ООО «Строитель»

        3.1 Функционирующие неформальные группы в ООО «Строитель»

Заключение………………………………………………………………….....27

Список  использованной литературы………………………………………...28 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ

       Организация – это социальная категория и одновременно – средство достижения целей. Это – место, где люди строят отношения и взаимодействуют. Поэтому в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп и организаций, которые образовались без вмешательства руководства. Эти неформальные объединения часто оказывают сильное влияние на качество деятельности и организационную эффективность.

       Несмотря на то, что неформальные организации созданы не по воле руководства, они представляют собой фактор, с которым должен считаться каждый руководитель, потому что такие организации, и другие группы могут оказывать сильное влияние на поведение отдельных личностей и на рабочее поведение сотрудников. Кроме того, как бы хорошо руководитель ни выполнял свои функции, невозможно определить, какие действия и отношения потребуются для достижения целей в организации, стремящейся вперед. Руководителю и подчиненному часто приходится взаимодействовать с людьми, находящимися за пределами данной организации и с подразделениями вне их субординации. Люди не смогут успешно выполнять свои задачи, если они не добьются должного взаимодействия отдельных лиц и групп, от которых зависит их деятельность. Чтобы справляться с такими ситуациями, менеджер обязан понимать, какую роль в конкретной ситуации играет та или иная группа, и какое место в ней занимает процесс руководства.

     Одним из необходимых условий  эффективности управления также  является умение работать в  малых группах, таких как различные  комитеты или комиссии, созданные  самими руководителями, и умение строить взаимоотношения со своими непосредственными подчиненными.

      Человек для достижения определённых  целей старается формализовать  межличностные отношения, заключив  их в определённые правовые  и организационные рамки, то  есть, придать им форму. Таким  образом, в коллективе возникают  формальные отношения, которые  помогают достижению поставленной  перед организацией цели. Но по  ряду причин нельзя формализовать  все межличностные отношения,  что в свою очередь ведёт  к формированию в организации  неформальных групп. Это неизбежные  процессы, именно поэтому руководство  должно научиться управлять ими  и разумно сочетать формальное  и не формальное. В этом и  заключается актуальность темы  курсовой работы.

      Целью курсовой работы является изучение неформальных отношений в организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) Дать  характеристику неформальным отношениям  в организации; 

2) Рассмотреть  роль  неформальных групп, в  процессе деятельности организации;

3) Определить  проблемы и выгоды, связанные с неформальными организациями.

      Объекты исследования - неформальные отношения в организации.     Предмет исследования - межличностные отношения в группах, межгрупповые взаимодействия и методы управления, неформальных группах в организации.

      При написании курсовой работы применялись следующие методы исследования: изучение специальной литературы по проблеме исследования; систематизация полученных данных. Методологической основой послужили труды специалистов в сфере менеджмента и организационного поведения. Полный перечень источников приведён в конце работы. 
 
 
 
 

      Глава I. НЕФОРМАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ

1.1 Характеристики неформальных отношений в организации

        Формальная организация создается  менеджментом намеренно, но после  этого становится также социальной  средой, в которой люди взаимодействуют  не по указке начальства. Люди  из разных подгрупп общаются  за чашкой кофе, во время собраний, за обедом и после работы, в  результате чего возникает множество  групп, основанных на дружбе, - неформальных групп, вместе представляющих  неформальную организацию.

       Неформальная организация - это спонтанно сформировавшаяся группа людей, регулярно взаимодействующих с какой-то определенной целью. Как и в случае с формальными организациями, именно эти цели являются причиной существования неформальных организаций.

       Важно понять, что в рамках большой организации существует множество неформальных групп, большинство которых произвольно объединяется в некую сеть. Рабочая среда очень способствует созданию неформальных групп. Формальная структура и задачи организации объединяют ежедневно людей, которые проводят вместе много времени, порой не один год. Люди, которые при других обстоятельствах вряд ли встречались бы так часто, проводят в обществе коллег больше времени, чем в кругу семьи. Более того, зачастую характер задач, которые они решают, заставляет их постоянно общаться и взаимодействовать друг с другом. Члены организации зависят друг от друга во многих аспектах, и естественным следствием этого интенсивного социального взаимодействия является спонтанное возникновение неформальных организаций.

        Описывая процесс развития неформальной организации, Л. Сэйлес и Дж. Стросс утверждают: что сотрудники на основе контактов и общих интересов формируют дружеские группы, которые произрастают из самой организации. Но сформировавшись, они начинают жить своей жизнью, практически не связанной с трудовым процессом, на основе которого они возникли. Это динамичный, самогенерируемый процесс. Сотрудники, объединенные рамками формальной организации, взаимодействуют друг с другом, что способствует возникновению благосклонных и приятельских отношений между людьми. Эти отношения, в свою очередь, становятся базой для самых разных видов деятельности, многие из которых не связаны с должностными обязанностями: совместные обеды, помощь в работе, борьба с аутсайдерами и т.д. Расширенные возможности для взаимодействия способствуют более крепким связям между членами группы, и она становится чем-то большим, чем простое объединение людей. В ней формируются свои правила действий - комплекс устойчивых характеристик, которые с трудом поддаются изменениям. Группа становится организацией. [4; 234]

       Процесс развития неформальных организаций и причины, по которым люди в них вступают, способствуют образованию у этих организаций свойств, которые делают их одновременно и похожими, и непохожими на формальные организации. Ниже приводится краткое описание основных характеристик неформальных организаций, которые имеют прямое отношение к управлению, так как оказывают сильное влияние на эффективность формальной организации.

        - Социальный контроль. Как выявили ученые при проведении Хоторнского эксперимента, неформальные организации осуществляют социальный контроль над своими членами. Первым шагом к этому является установление и укрепление норм - групповых эталонов приемлемого и неприемлемого поведения. Чтобы быть принятым группой и сохранить в ней свое положение, личность должна соблюдать эти нормы. Вполне естественно, например, что у неформальной организации имеются свои четко сформулированные правила относительно характера одежды, поведения и приемлемых видов работы.        Чтобы укрепить соблюдение этих норм, группа может применять довольно жесткие санкции, а тех, кто их нарушает, может ждать отчуждение. Это - сильное и эффективное наказание, когда человек зависит от неформальной организации в удовлетворении своих социальных потребностей (а это случается довольно часто).

       Социальный контроль, осуществляемый неформальной организацией, может оказать влияние и направить к достижению целей формальной организации. Он также может повлиять на мнение о руководителях и справедливости их решений.

       -  Сопротивление переменам. Люди могут также использовать неформальную организацию для обсуждения предполагающихся или фактических перемен, которые могут произойти в их отделе организации. В неформальных организациях наблюдается тенденция к сопротивлению переменам. Частично это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу дальнейшему существованию неформальной организации. Реорганизация, внедрение новой технологии, расширение производства и, следовательно, появление большой группы новых сотрудников и т.п. может привести к распаду неформальной группы или организации, либо к сокращению возможностей взаимодействия и удовлетворения социальных нужд. Подчас такие изменения могут дать возможность конкретным группам добиться положения и власти.

       Поскольку люди реагируют не на то, что происходит объективно, а на то, что происходит по их представлению, предлагаемое изменение может показаться группе гораздо более опасным, чем оно есть на самом деле. Например, группа управляющих среднего уровня может сопротивляться внедрению вычислительной техники из опасения, что эта техника отнимет у них работу как раз в тот момент, когда руководство собирается расширить сферу их компетенции.

     Сопротивление будет возникать всякий раз, когда члены группы будут усматривать в переменах угрозу дальнейшему существованию своей группы как таковой, их общему опыту, удовлетворению социальных нужд, общим интересам или положительным эмоциям. Руководство может ослабить это сопротивление, разрешая и поощряя подчиненных участвовать в принятии решений.

       -  Неформальные лидеры. Так же, как и формальные организации, неформальные имеют своих лидеров. Неформальный лидер приобретает свое положение, добиваясь власти и применяя ее по отношению к членам группы, аналогично тому, как это делает лидер формальной организации. По существу нет никаких серьезных различий в средствах, применяемых лидерами формальных и неформальных организаций, для оказания воздействия. Их существенно отличает только то, что лидер формальной организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и обычно действует в отведенной ему конкретной функциональной области. Опора неформального лидера – признание его группой. В своих действиях он делает ставку на людей и их взаимоотношения. Сфера влияния неформального лидера может выходить за административные рамки формальной организации. Несмотря на то, что неформальный лидер одновременно является одним из членов управленческого персонала формальной организации, очень часто он занимает там сравнительно невысокую ступень в организационной иерархии.

Информация о работе Неформальные отношения в организации