Неформальные группы в организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2012 в 01:41, курсовая работа

Описание работы

Цель работы:
- Обосновать методы более эффективного управления неформальными группами в процессе функционирования организации.
Задачами работы являются:
- Сделать анализ неформальной группы. Для этого необходимо: дать общее понятие группы, рассмотреть отличия неформальных групп от формальных, а также характеристику неформальной группы, ее возникновение и роль в процессе функционирования организации;
- Провести исследование процесса управления неформальными группами: исследовать механизм и рассмотреть методы эффективного управления данными группами , а именно: консультации с группами , обучение и внушение , обеспечение лояльности руководящих работников , замена руководителя “среднего звена” , перевод сотрудников на другое место работы, признание естественных лидеров, обмен информацией в организации.

Работа содержит 1 файл

курсачменеджмент.doc

— 140.00 Кб (Скачать)
  1. Признание естественных лидеров.

     Решающий административный  механизм контроля за групповым  поведением – это выявление  естественных лидеров и управление  ими. Один из современных теоретиков Девис , развивая эту мысль , пишет: “Каждому руководителю надлежит знать , кто является лидером в каждой неформальной группе и работать с ним , поощряя тех , кто не мешает , а способствует достижению целей организации. Когда неформальный лидер противостоит своему работодателю , его широкое влияние может подорвать мотивацию и удовлетворенность выполняемой работой у сотрудников формальной организации”.

     Если естественный  лидер находится вне формальной  организационной схемы , он зачастую  рассматривается как “возмутитель спокойствия”. Он может стать центром коллективного сопротивления влиянию организации , и если в нем сильно развита склонность к доминированию , т.е. если он активно проявляет властолюбие , то он , возможно , начнет сознательно или неосознанно совершать поступки , которые позволят ему возглавить неформальную группу в ее сопротивлении организации. Способный человек на должности много ниже своих возможностей может просто от отчаяния направить свою энергию на то , чтобы стимулировать недовольство в своем трудовом коллективе. Такие личности часто становятся организаторами группировок , которые они вовлекают в заговор с целью добиться официального лидерства в организации , на их взгляд , принадлежащего им по праву. Бдительному руководству нередко удается контролировать и использовать эти разрушительные тенденции путем “поглощения” естественных лидеров и предоставления им официального признания. Часто после того , как лидеры “захвачены” , начавшаяся революция терпит поражение.

     Поскольку количество руководящих постов в организационной иерархии ограничено , проблему естественного лидера не всегда можно решить повышением. Порой альтернативное решение дает горизонтальное перемещение. Человека , виновного в горизонтальном проступке (нарушителя с точки зрения организации в целом) , можно перевести на такую должность , где он способен принести меньше вреда , или же его можно переводить достаточно часто , чтобы у него не было времени нанести вред.  

  1. Обмен информацией в организации.

     Процесс обмена информацией в организациях условно можно разделить на две категории: формальная и неформальная передача информации.

     В каждой организации  существует некая официальная  структура , с помощью которой  сведения передаются по назначению. Но эта формальная их передача дополняется большим количеством информации , передача которой происходит от желания и даже нетерпения работников поделиться ею друг с другом даже тогда , когда это официально не разрешено или даже запрещено.

     Система неформальной  передачи информации является одновременно необходимой , неизбежной и иногда раздражающей. В то время как она часто дает возможность организации быстрее , чем по формальной процедуре , получать информацию и приспособиться к меняющимся условиям , она же вносит разлад в официальные соотношения полномочий и затрудняет координацию. Довольно часто неофициально переданная информация бывает искаженной и неверной , поскольку она не подлежит официальному контролю.

     Гибкое использование  развитой системы формальной  и , что особенно важно , неформальной передачи информации дает возможность организации выполнять свои задачи быстро и оперативно. При этом сотрудники могут достичь полноты понимания , а руководству организации добиться большего влияния на неформальные группы , что было бы невозможно при наличии лишь формальной системы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

    В ходе проделанной работы проведен анализ неформальной группы. Даны общее понятие группы , рассмотрены отличия неформальных групп от формальных  , а также характеристика неформальной группы , ее возникновение и роль в процессе функционирования организации.

     Группа – это относительно  обособленное объединение двух  или более лиц , находящихся  в достаточно устойчивом взаимодействии  и осуществляющих совместные  действия в течение достаточно долгого промежутка времени.

     Как мы выяснили , существуют два типа групп:  формальные и неформальные. Оба  эти типа групп имеют значение  для организации и оказывают  большое влияние на членов  организации.

     Формальные группы  выделяются как структурные подразделения в организации. Они имеют формально назначенного руководителя ¸ формально определенную структуру ролей , должностей и позиций внутри группы , а также формально закрепленные за ними функции и задачи.

     Неформальные группы  создаются не распоряжениями руководства и формальными постановлениями , а членами организации в соответствии с их взаимными симпатиями , общими интересами , одинаковыми увлечениями привычками и т.п. Они представляют собой спонтанно сложившуюся систему социальных связей , норм , действий , являющихся продуктом более или менее длительного межличностного общения.

     Изученные нами особенности  характеристик неформальных групп  , а именно: социальный контроль , осуществляемый неформальной организацией; тенденция к cопротивлению переменам; наличие своих неформальных лидеров , помогли нам глубже изучить данную проблематику и в дальнейшем найти необходимые рычаги управления данными группами.   

     Мы выяснили , что  причиной возникновения неформальной  группы в формальной организации является неизбежная ограниченность формальной организации , которая не может охватить и регулировать все процессы функционирования социальной организации , а также является следствием естественного стремления человека к объединению с другими людьми , к формированию устойчивых форм взаимодействия с ними.

     Неформальные группы  несут в себе как отрицательное  , так и положительное влияние  на деятельность формальной организации. 

     К отрицательным сторонам  относятся: распространение ложных слухов , преданность людей группе , тенденция к сопротивлению всяким переменам и тенденция к сохранению укоренившихся стереотипов задерживают необходимую модернизацию производства и др. Положительные стороны деятельности неформальной организации - преданность группе может перейти в преданность организации, цели группы могут совпадать с целями формальной организации ¸ а нормы эффективности неформальной организации могут превышать нормы формальной организации , неформальные каналы связи могут помогать формальной организации , дополняя формальную систему коммуникаций т.д..

     Нами изучены механизм  управления неформальными группами  и методы , применяемые в управлении. К методам управления относятся:  консультации с группами , обучение  и внушение , обеспечение лояльности руководящих работников , замена руководителя “среднего звена” , перевод сотрудников на другое место работы , размещение кабинетов , признание естественных лидеров , обмен информацией в организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованных источников

1. Володько,В.Ф. Основы менеджмента. Учебное пособие. 2-е изд. / В.Ф. Володько. – Минск: АiВ, 2008. – 304 с.

2. Володько, В.Ф. Методика выполнения курсовой работы по теоретическим основам менеджмента. 2-е изд. / В.Ф. Володько, О.М. Володько. – Минск: БНТУ, 2010. – 22 с.

3. Бабосов, Е.М. Социология управления / Е.М. Бабосов. – Минск.: ТетраСистемс, 2001. – 288 с.

4. Вершигора, Е.Е. Менеджмент: Учеб. пособие. – 2-е изд., перераб. и доп. / Е.Е. Вершигора. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 283 с.

5. Володько, В.Ф. Психология управления: Курс лекций / В.Ф. Володько. –   Минск: АУ, 2003. – 187 с.

6. www. s0ci0.ru

 


Информация о работе Неформальные группы в организации