Неформальное лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:57, реферат

Описание работы

Людей, имеющих власть в организации, можно разделить, как правило, на две категории: неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех. Но неформальный лидер в свою очередь имеет массу преимуществ в таком положении. И главное из них, что он в любой момент может стать лидером формальным, так как у него есть негласная поддержка коллектива, который он не явно возглавляет.

Содержание

Введение……………………………………………………………2 стр.
Глава 1. Неформальное лидерство: содержание понятия
§ 1. Понятие и типология лидерства…………………………………………….…………...5 стр.
§ 2. Сущность неформального лидерства……………………………………………………….10 стр.
Глава 2 . Неформальный лидер в современной организации и его влияние на управление персоналом
§ 1. Выявление неформального лидера в организации ……………………………………………………………………..14 стр.
§ 2. Работа с неформальным лидером………………………………….……………………….20 стр.
Заключение…………………………………………………….27 стр.
Список литературы…..………………..……………………………….28 стр.

Работа содержит 1 файл

целиком курсовая.doc

— 259.00 Кб (Скачать)
 
  • с другими. Лидеры знают, как ладить с людьми, не забывая об интересах организации (решение проблем по стратегии «выигрыш/выигрыш» - в результате творческого разрешения конфликта выигрывают обе его стороны), в полной мере сохраняют независимость, общаясь по поводу принятия решений, никогда не уступают и умеют не соглашаться, не считаясь при этом несговорчивыми, уважают других, и окружающие понимают и чувствуют это уважение. Им не свойственны неконтролируемые вспышки ярости, они редко навязывают свои идеи другим, а вместо этого пытаются добиться успеха путем рекомендаций, предложений или просят других обдумать их перспективы. Уважение окружающих дает им силу стимулировать других людей для достижения часто больших и трудных целей. Они не жертвуют семьей ради собственного успеха, умеют найти баланс в отношениях между работой и семьей;
 
  • с организацией. Лидеры идут вровень с развитием организации или группы. Они позволяют подчиненным быть честными, не боясь потерять работу, знают, что не могут руководить сидя за столом, поэтому все исследуют по принципу «пойди и посмотри сам», нанимают лучших профессионалов и дают им максимум свободы для выполнения обязанностей, устанавливают высокоэффективную систему вознаграждений, чтобы побуждать людей делать все возможное для организации. Они помогают подчиненным достигать их личных целей, одновременно способствуя успеху организации; 
  • с делом. Лидеры много знают о своем деле и конкуренции, их методы всегда этичны, они серьезно относятся к обязанностям руководить изменениями и являются их инициаторами;
 
  •  с сообществом. Лидеры отдают важным делам и проектам свои таланты, идеи, способности и энергию, они обычно больше дают, чем берут, часто становятся наставниками для более молодых коллег.8
 
 

    Не  стоит забывать, что неформальные лидеры в большинстве своем —  первые претенденты на карьерный  рост, поэтому одним из элементов  их лидерской «профпригодности»  можно считать наличие выраженных черт, свойственных успешным руководителям  высшего звена:

     способности к экстраполяции (распространению выводов, полученных от наблюдения за одной частью явления, на другую его часть), к разработке нескольких проблем одновременно, устойчивости в ситуации неопределенности, быстрого схватывания сути дела;

    умения  справляться с агрессией, способности брать управление на себя, настойчивости, способности к сотрудничеству, инициативности, энергичности;

    умения  управлять эмоциями; способности  делать ставку на других, сензитивности (восприимчивости к чувствам других), идентификации себя с делом, способности к сочувствию, заинтересованности в росте организации, а не в собственной карьере, независимости.

    Личностный  идеал: гибкость, устойчивость к стрессу, наличие цели, руководство сообществом, чувство юмора, цельность.

    Сегодня ни психология, ни социология не дают единой классификации неформальных лидеров. Для выявления неформального лидера в организации можно использовать следующую типологию по мотивационно-поведенческому признаку.

«Дирижер»:

    идеален для взаимодействия с руководством, ориентированным на результат, но не желающим излишне демократизировать взаимоотношения с коллективом. Лидер-дирижер охотно управляет тенденциями в своем коллективе, ни на шаг, не отходя от заданной руководством «партитуры». Его мотивация — чувство собственной значимости, ведь на него полагается руководство. Такие люди любят говорить: «Если бы не я — страшно и подумать, что бы могло произойти…» Обычно бывает исполнительным и дружелюбным. Умеет организовать работу людей, заражая их собственной жаждой достижения цели. «Дирижеры» склонны к медленному, но уверенному карьерному росту до менеджера среднего звена — там для них идеальное место. Топ-менеджмент — не их стихия, т. к. там надо самому принимать принципиальные решения, а не организовывать работу в рамках поставленной задачи.

«Рубаха-парень»:

    Душа  компании, общительный и обаятельный, он отлично подходит для организации  отдельных людей в коллективе на выполнение задач, которых они  предпочли бы избежать — он так  обаятелен и сеет вокруг положительные  эмоции, что даже самая нудная задача становится радужной, отказать ему практически невозможно. Его личная мотивация — чувствовать, что ему позволено общаться с руководством «на равных».

«Серый  кардинал»:

    Крайне  полезная для честолюбивого руководителя фигура. Охотно создает продуманные, эффективные стратегии решения поставленной задачи с учетом личностных особенностей каждого члена коллектива. Обычно несколько зануден, зато помнит все обо всех в мелочах — ведь на этих мелочах так легко сыграть, манипулируя человеком. При этом «серый кардинал» не претендует на лавры разработчика или организатора, предпочитая всю жизнь оставаться на вторых ролях в глазах окружающих, но знать, что на самом деле первая скрипка — он.

«Бунтарь»:

    Очень сложный тип. Чувствует врожденную потребность бунтовать против существующей несправедливости и обладает талантом эту несправедливость найти где угодно и в чем угодно. Обожает ставить условия, организовывать забастовки и т. д. Бунтарь постоянно борется за права всех и каждого, но при логическом обосновании ущемляемых прав руководства — так же рьяно отстаивает эти права перед коллективом. 

    Руководители  и кадровики, как правило, не видят  необходимости конструктивно работать с ярко выраженным неформальным лидером  в коллективе. Но это опасное заблуждение. Неконтролируемый руководителем неформальный лидер может стать причиной снижения эффективности работы коллектива, а иногда — привести к возникновению серьезных конфликтов.

    Наименее  опасны с этой позиции «дирижер»  и «рубаха-парень». Хотя и они  могут стать причиной проблем. «Дирижер» будет стремиться помочь в организации рабочего процесса так, как он это видит правильным, что зачастую приводит к обратному результату из-за незнания им подводных камней и далеко идущих планов. 
     
     

    § 2. Работа с неформальным лидером. 

 
 
Сформулировать общую стратегию  работы с неформальным лидером практически  невозможно. Каждый случай имеет свою специфику, которую необходимо учитывать. Однако можно предложить общие принципы привлечения неформального лидера на свою сторону.  
 
Независимо от типа неформального лидерства, руководителю рекомендуется придерживаться следующих правил: 
 
1. Политика "кнута и пряника" в случае неформального лидера неприменима – увольнение такого человека будет принято коллективом резко негативно. Повышать же его в должности можно лишь тогда, когда есть уверенность в его лояльности компании. В противном случае велик риск потери, как минимум, части доверенной ему команды. Основной задачей руководителя является привлечение лидера на свою сторону и использование его качеств во благо компании. 
 
2. Как правило, неформальный лидер озвучивает проблемы коллектива. Необходимо выяснить причину напряжённости в команде. Общаться нужно с ним не как с конкурентом, а как с экспертом – тем самым вы повышаете свой имидж в его глазах и демонстрируете общность ваших целей. Постоянно советуйтесь с ним, мотивируйте свои решения, но, ни в коем случае не объясняйте ему, что эти действия не направлены против него лично! Любой неформальный лидер воспринимает (порой неосознанно) руководителя как конкурента в борьбе за коллектив, и подобные аргументы зачастую оказывают действие, противоположное желаемому. Наоборот, прибегайте к позитивной мотивации. 
 
3. В любом случае у неформального лидера никогда не должно складываться впечатление, что инициатором идей является он. Если такое произойдет, то он поставит под сомнение авторитет формального руководителя и упрочит свои позиции в коллективе. Уместно использовать деловые игры, в которых действия каждого сотрудника обсуждаются всем коллективом. Таким образом, неформальный лидер приравнивается к рядовому члену команды. Сыграйте на присущем ему чувстве удовлетворения от успешно выполненной социальной роли руководителя. Поручите неформальному лидеру управление заведомо успешным проектом, авторство которого принадлежит вам. 
 
4. Последнее слово в любом совещании должно оставаться за руководителем. Необходимо давать высказаться всем, в том числе и сопернику, и лишь после этого сообщать решение. Так решается сразу несколько задач:

  •   Каждый сотрудник убеждается в том, что его мнение ценно для руководителя
  •   Начальник получает возможность оценить позицию неформального лидера и понять степень его поддержки со стороны команды

  Точка  зрения руководителя будет воспринята  командой как совпадающая с  точкой зрения лидера, но при этом учитывающая интересы всего коллектива. Это способствует закреплению имиджа руководителя 
 
5. Даже в самых оптимальных ситуациях необходимо постоянно поддерживать лояльность неформального лидера. В противном случае он может счесть, что им пренебрегают и начать действовать в соответствии с этим убеждением. 
 
Если все методы уже испробованы и не принесли желаемого результата, или вы имеете дело с ярко выраженным деструктивным лидером, нужно постараться свести до минимума его влияние на сотрудников. Неформальный лидер столь же зависим от коллектива, как и коллектив – от него. Для этого руководитель должен заставить своего конкурента лично озвучивать свои пожелания и брать ответственность за проведение их в жизнь. Нельзя повышать имидж неформального лидера – а значит, нельзя делать его успехи достоянием гласности. Напротив, нужно отмечать его неудачи. Руководителю необходимо демонстрировать свою компетентность. Резко деструктивные лидеры склонны представлять информацию в искажённом виде – это также можно использовать. Нужно выяснить на чем именно основывается его авторитет в коллективе, и перехватить инициативу, применяя принцип ситуативного лидерства, то есть способности сотрудников брать на себя распорядительные функции на том этапе работы и в той сфере, в которой они наиболее компетентны. Тем самым руководитель повышает эффективность работы и одновременно удовлетворяет лидерские амбиции сотрудников. Это также способствует повышению лояльности к работодателю и снижается риск появления деструктивного лидера.
 

Интересный, спокойный, уверенный, доброжелательный, хорошо образованный, профессионал своего дела — в целом идеальный подчиненный. Но вдруг оказывается, что он косвенно вовлечен в закулисные игры, при случае он обращается к вышестоящему начальству, игнорируя непосредственного руководителя. Это признаки одного  из сложных типов неформального лидерства - «Серый кардинал».9

Вычислить подобного сотрудника довольно сложно. Знание собственных достоинств дает ему уверенность в своих действиях. И, правда, коллеги и руководители характеризуют его с положительной стороны. «Серому кардиналу» присуще играть втемную, не вовлекая в свои планы посторонних людей. Он хорошо чувствует ситуацию, окружающих: что нужно сделать в тот или иной момент, кому что сказать. Обладая развитыми коммуникативными и эмпатическими способностями, умеет настроить человека в нужном русле, или оказать поддержку, которую от него ожидают, конечно, если ему это выгодно. Хорошо ориентируясь в перипетиях взаимоотношений, люди подобного типа способны лавировать между враждующими лагерями. Усидеть сразу на двух стульях им удается, потому что каждую возможность они используют «на все сто» себе во благо. Героя отличает умение заранее планировать, и в то же время выполняет функции «команды быстрого реагирования». Таким образом, положительные внешние черты сочетаются с внутренними задатками, но направленность способностей не дает ему право называться лучшим сотрудником.

Как правило, «серый кардинал» занят  административной работой или руководит небольшим проектом. Но он не намерен останавливаться на достигнутом. Главным мотивом профессионального движения является потребность во власти. Поэтому он ведет собственную политику, подчас в ущерб интересам руководителя. Какими методами пользуется и какова стратегия поведения? Работники подобного типа стараются наладить связи, контакты с вышестоящими и влиятельными людьми. При необходимости они вполне могут воспользоваться профессиональным положением. С целью установления отношений могут вступить в разговор с «высоким по рангу» собеседником от имени компании, в которой работает наш герой, или выступая от имени руководителя. Они стремятся заручиться поддержкой людей высшего света. В глазах «серого кардинала» приближенность к влиятельным людям обеспечивает реальную силу, что дает основание для расширения границ своей власти.

Особого внимания заслуживает техника поведения  героя с руководством. Он может использовать политический прием: «обмен услугами» с вышестоящим лицом. Смысл данного приема заключается в следующем. Если у руководителя возникнут проблемы личного характера, то вполне возможно окажется рядом «серый кардинал». Именно он поможет «справиться» со сложной ситуацией, точнее не развивать данную тему среди сотрудников. За небольшую услугу в будущем он будет рассчитывать на ваше особое расположение. Зная психологическую особенность, он умело использует ее: в привычной рабочей обстановке человека можно застать врасплох, если проблемы его личной жизни подвергаются всеобщему обозрению. Здесь нет проявления лести, заигрывания с начальством, обеими сторонами принимаются правила игры. Например, сотрудница (принадлежность к данному типу не зависит от гендерных особенностей) стала свидетелем неприятного разговора руководителя со своими домашними. На что начальник попросил не рассказывать о происходящем персоналу, боясь распространения слухов и сплетен. Позже при прочих равных условиях сотрудницы с другими работниками приоритет получила именно она.

Не только умалчивание определенных обстоятельств, но и преподнесение информации особым образом — заслуга кардинала. Подача материала, проекта дается в выгодном свете. Причем авторство делового предложения приписывается себе, даже если были приложены коллективные усилия.

Если  кардиналом является секретарь или  помощник, то они тщательным образом контролируют доступ к руководителю. Остальные сотрудники ведут себя по отношения к ним особенно вежливо, потому что подчас от них зависит: как скоро состоится встреча с начальником. То есть, пользуясь своим профессиональным положением, распространяют власть и на коллег.

Информация о работе Неформальное лидерство