Неформальное лидерство

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:57, реферат

Описание работы

Людей, имеющих власть в организации, можно разделить, как правило, на две категории: неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех. Но неформальный лидер в свою очередь имеет массу преимуществ в таком положении. И главное из них, что он в любой момент может стать лидером формальным, так как у него есть негласная поддержка коллектива, который он не явно возглавляет.

Содержание

Введение……………………………………………………………2 стр.
Глава 1. Неформальное лидерство: содержание понятия
§ 1. Понятие и типология лидерства…………………………………………….…………...5 стр.
§ 2. Сущность неформального лидерства……………………………………………………….10 стр.
Глава 2 . Неформальный лидер в современной организации и его влияние на управление персоналом
§ 1. Выявление неформального лидера в организации ……………………………………………………………………..14 стр.
§ 2. Работа с неформальным лидером………………………………….……………………….20 стр.
Заключение…………………………………………………….27 стр.
Список литературы…..………………..……………………………….28 стр.

Работа содержит 1 файл

целиком курсовая.doc

— 259.00 Кб (Скачать)

Содержание: 
 
 

Введение……………………………………………………………2 стр. 

Глава 1. Неформальное лидерство: содержание понятия 

§ 1. Понятие и типология лидерства…………………………………………….…………...5 стр. 

§ 2. Сущность неформального лидерства……………………………………………………….10 стр. 

Глава 2 . Неформальный лидер в современной организации и его влияние на управление персоналом 

§ 1. Выявление неформального лидера в организации ……………………………………………………………………..14 стр. 

 § 2. Работа с неформальным лидером………………………………….……………………….20 стр. 

Заключение…………………………………………………….27 стр. 

Список литературы…..………………..……………………………….28 стр. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение. 
 
 

Лидерство – важнейший компонент эффективного руководства. Оно встречается везде, где есть устойчивое объединение  людей. Само слово «лидер» означает «вождь», «ведущий».

Людей, имеющих власть в организации, можно  разделить, как правило, на две категории: неформальный лидер и формальный лидер. Формальный лидер имеет полный набор инструментов влияния, следовательно, имеет больший шанс на успех. Но неформальный лидер в свою очередь имеет массу преимуществ в таком положении. И главное из них, что он в любой момент может стать лидером формальным, так как у него есть негласная поддержка коллектива, который он не явно возглавляет.

Важная  роль отводится лидеру в создании и управлении организационной культурой. В зависимости от типа организационной культуры лидер выполняет различные функции. Эффективность лидерства непосредственно связана с его способностью руководить организационной и межличностной коммуникацией, воздействуя на ее характер.

Актуальность  неформального лидерства в современных  организациях очевидна. Роль лидера в  управлении персоналом определяется его  усилиями по отбору достойных претендентов на членство в рабочей группе, он должен направлять групповую энергию на решение организационных целей. Лидерство также находит выражение в воздействии на членов группы, побуждает их проявлять свои сильные личностные качества и сдерживать проявление слабых черт характера. Результативность работы лидера проявляется в его способностях управлять социальными конфликтами. Управление социальным конфликтом складывается из последовательной деятельности лидера, стремящегося конструктивно повлиять на ситуацию, вызвавшую конфликт, на участников конфликта и характер взаимодействия всех заинтересованных субъектов. В зависимости от характера конфликта и особенностей его участников лидер, старающийся управлять конфликтом,  может выбирать роль посредника или судьи.

Стратегия развития организации и эффективность  лидерства связаны с объективными и субъективными возможностями лидера, его способностью, во-первых, управлять коалициями, во-вторых, создавать и укреплять отношения сотрудничества и партнерства с организациями, взаимодействие с которыми становится существенным фактором эффективной деятельности организации.

Незаменимая роль лидера в осуществлении изменений  состоит в определении идеи нововведений, формировании на ее основе целей, общности видения и стратегии изменений.

Значимость  лидерства для руководства организацией поднимает вопрос и о влиянии на данное явление. Лидерством необходимо управлять (насколько это возможно), т. е. выделять лидеров, развивать конструктивных и устранять деструктивных лидеров.

В данной работе речь пойдет именно о неформальном лидерстве, так как это явление  также реализует все выше перечисленное, но является более опасным в своем практическом проявлении. Неформальные лидеры достаточно сильно влияют на управление организацией в целом и управление персоналом в частности. Если в организации такая ситуация, что кроме официального руководителя существует еще и «неофициальный», то это может серьезно сказаться на общей эффективности работы коллектива. И это понятно, ведь неформальные лидеры чаще авторитетнее, профессиональнее своих «формальных» коллег (иначе бы они попросту не возникали). Очень важно распознавать неформальных лидеров в своем коллективе, работать с ними, правильно использовать во благо организации. Для руководителя такой лидер, несомненно, может стать угрозой и необходимо сделать все возможное, чтобы ее ликвидировать. Но лучше, если этот человек станет опорой и «страховкой» руководства в управленческом деле.

Целью данной работы является выявление степени влияния неформального лидерства на управление персоналом организации.

Задачи работы:

  • изучить сущность неформального лидерства;
  • изучить способы выявления неформального лидера в организации;
  • выявить возможности использования неформального лидерства в управлении персоналом.

Объект работы – влияние неформального лидерства  на управление персоналом организации.

Предмет – способы и методы выявления неформального лидера в организации и работы с ним. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1. Неформальное лидерство: содержание понятия.

§ 1. Понятие и типология лидерства. 

Слово «лидер» многозначно, переводится с английского языка на русский как: 1) Ведущий, руководитель; 2) Корабль, возглавляющий группу, караван судов; 3) Спортсмен или спортивная команда, идущие первыми в соревновании; 4) Едущий впереди велосипедиста мотоциклист (гонка за лидером). В менеджменте лидерство является ключевой  ситуационной переменной, определяется  качествами руководителя, и подчиненных, ситуацией.1

Лидерство (англ. Leader) - управленческие взаимоотношения между руководителем и последователями, основанные на эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленные на побуждение людей к достижению общих целей. 

Богатство сторон, аспектов лидерства определяет многообразие его типологии. Наиболее простой и широко распространенной классификацией лидерства в организации является выделение его трех типов (иногда их называют ролями лидера):

1. Деловое  лидерство. Оно характерно для  групп, возникающих на основе  производственных целей. В его  основе лежат такие качества, как высокая компетентность, умение  лучше других решать организационные задачи, деловой авторитет, опыт и т.п. Деловое лидерство наиболее сильно влияет на эффективность руководства.

2. Эмоциональное  лидерство (или харизматическое). Оно возникает в социально-психологических  группах на основе человеческих симпатий, притягательности межличностного общения. Эмоциональный лидер вызывает у людей доверие, излучает теплоту, вселяет уверенность, снимает психологическую напряженность, создает атмосферу психологического комфорта. “Харизмой” следует называть качество личности, признаваемое необычайным, благодаря которому она оценивается как одаренная сверхчеловеческими, или специфическими особыми силами, недоступными другим людям. Первоначально это качество обусловлено магически и присуще как прорицателям, так и мудрецам. Как бы “объективно” правильно не было оценено соответствующее качество с этической точки зрения, абстрактно совершенно неважно. Важно одно, как оно фактически оценивается подчиненными харизме, “приверженцами”.2

3. Ситуативное  лидерство. Строго говоря, по своей природе оно может быть и деловым, и эмоциональным. Однако его отличительной чертой является неустойчивость, временная ограниченность, связь лишь с определенной ситуацией. Ситуационный лидер может повести за собой группу лишь в определенной ситуации, например при всеобщей растерянности во время пожара.

Имеются и другие классификации лидерства  в зависимости от типов лидера. Так, Л.И. Уманский выделяет шесть типов (ролей) лидера:

- лидер-организатор  (выполняет функцию групповой  интеграции);

- лидер-инициатор  (главенствует при решении новых  проблем, выдвигает идеи); лидер-генератор  эмоционального настроя (доминирует  в формировании настроения группы);

- лидер-эрудит (отличается обширностью знаний);

-лидер-эталон (является центром эмоционального притяжения, соответствует роли «звезды», служит образцом, идеалом);

-лидер-мастер, умелец (специалист в каком-то  виде деятельности).

Интересной  представляется типология лидерства, предложенная проф. Б. Д. Прыгиным. В  ее основу положены три различных  критерия: во-первых, по содержанию; во-вторых, по стилю; в-третьих, по характеру деятельности лидера.

По содержанию различают:

  • лидеров-вдохновителей, разрабатывающих и предлагающих программу поведения;
  • лидеров-исполнителей, организаторов выполнения уже заданной программы;
  • лидеров, являющихся одновременно и вдохновителями и организаторами.

По стилю  различают:

  • Авторитарный. Это лидер, требующий монопольной власти. Он единолично определяет и формулирует цели и способы их достижения. Связи между членами группы сведены до минимума и проходят через лидера или под его контролем. Авторитарный лидер пытается повысить активность подчиненных административными методами. Его главное оружие – «железная требовательность», угроза наказания, чувство страха. Отнюдь не все авторитарные лидеры грубые, импульсивные люди, по их роднит холодность, властность. Психологический климат в группе, где практикуется этот стиль лидерства, характеризуется недостатком доброжелательности и взаимного уважения между лидером и его последователями. Авторитарный стиль экономит время и дает возможность предсказать результат, но при его использовании подавляется инициатива последователей, и они превращаются в пассивных исполнителей.
  • Демократический. Этот стиль, по мнению большинства исследователей. Оказывается более предпочтительным. Подобные лидеры обычно тактичны, уважительны, объективны в общении с членами группы. Социально-пространственное положение лидера – внутри группы. Такие лидеры инициируют максимальное участие каждого в деятельности группы, не концентрируют ответственность, а стараются распределить ее среди всех членов группы, создают атмосферу сотрудничества. Информация не монополизируется лидером и доступна членам коллектива. При данном стиле усиливаются личные обязательства последователей по выполнению работы через участие в управлении, однако, для принятия решений требуется намного больше времени, чем при авторитарном стиле.
  • Пассивный. Такого лидера характеризует отсутствие похвалы, порицаний, предложений. Он старается уйти от ответственности, перекладывая ее на подчиненных. Установка подобного лидера – по возможности незаметное пребывание в стороне. Лидер избегает конфликтов с людьми и устраняется от разбора конфликтных дел, передавая их своим заместителям и другим людям, старается не вмешиваться в ход деятельности группы. Этот стиль позволяет начать дело, так как видится, возможно, более компетентным подчиненным без вмешательства лидера. Однако группа может потерять скорость и направление движения без лидерского вмешательства.

Многие  исследователи не выделяют этот стиль как особый, ограничиваясь противопоставлением авторитарного и демократического стилей, так как пассивного лидера трудно назвать лидером.

По характеру  деятельности различают:

  • универсальный тип (постоянно проявляющий качества лидера);
  • ситуативный (проявляющий качества лидера лишь в определенной ситуации).

Помимо  названных, нередко используется классификация  лидеров в зависимости от их восприятия группой. Согласно такому критерию выделяются следующие типы лидеров:

1) «один  из нас». Лидер этого типа особо не выделяется среди членов группы. Он воспринимается как «первый среди равных» в определенной сфере, наиболее удачливый или волею случая, оказавшийся на руководящей должности. В целом же он, по мнению группы, живет, радуется, страдает, принимает правильные решения, делает ошибки и т.п., как и все другие члены коллектива;

2) «лучший  из нас». Лидер, принадлежащий  к данному типу, выделяется из  группы по многим (деловым, нравственным, коммуникационным и иным) параметрам  и в целом воспринимается как образец для подражания;

3) «хороший  человек». Лидер такого типа воспринимается  и ценится как реальное воплощение  лучших нравственных качеств:  порядочности, доброжелательности, внимательности  к другим, готовности прийти на  помощь и т.п.;

4) «служитель». Такой лидер всегда стремится выступать в роли выразителя интересов своих приверженцев и группы в целом, ориентируется на их мнение и действует от их имени.

Типы  восприятия лидера отдельными членами  группы часто не совпадают или  накладываются друг на друга. Так, один сотрудник может оценивать лидера как «одного из нас», другие же воспринимают его одновременно и как «лучшего из нас», и как «служителя» и т.п.

Лидерство различается по силе влияния на членов группы (организации). Одного лидера люди слушаются беспрекословно, советам же или указаниям другого следуют лишь до тех пор, пока они не вступают в противоречие с их собственными интересами и установками.

В социально - психологической литературе можно  встретить такую типологию лидеров. Существует два психологических  типа лидеров: “игроки” и “открытые”.

      Первые  внешне выглядят эффектными, надежными, гибкими. Они умеют “пускать пыль в глаза”, а поэтому быстро меняют позиции, следуя исключительно своим  интересам. На деле они не умеют работать с полной отдачей, плохо справляются с проблемами. Это - политиканы, стремящиеся правдами, а больше неправдами захватить власть и как можно дольше при ней удержаться. В итоге они оказываются “калифами на час”.

Информация о работе Неформальное лидерство