Наука и её роль в жизни общества

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Ноября 2012 в 18:33, контрольная работа

Описание работы

Наука и ее роль в жизни общества
Сегодня, в век научно-технического прогресса, человечество особенно ясно осознает место и значимость науки в своей жизни. В современном обществе все большее внимание уделяется проведению научных исследований в самых различных областях познания, получению новых данных об окружающем мире, созданию новых технологий производства материальных благ.
Наукой принято называть теоретические систематизированные взгляды на окружающий мир, воспроизводящие его существенные стороны в абстрактно-логической форме и основанные на данных научных исследований. Европейской родиной науки считается Древняя Греция, жители которой первыми поняли, что окружающий человека мир вовсе не таков, каким он представляется людям, изучающим его только при помощи методов чувственного познания. Греки первыми совершили переход от ступени чувственного познания к абстрактному, от познания основных фактов окружающего мира к познанию его законов.

Работа содержит 1 файл

наука и её роль в жизни общ..docx

— 27.71 Кб (Скачать)

Одной из первых форм религии был тотемизм — поклонение какого-либо рода, племени животному или растению как своему мифическому предку и защитнику (само слово «тотем» на языке североамериканских индейцев означает «род его»). Тотемизм своими корнями уходит еще в праобщество и первоначально выражал веру в глубокое внутреннее тождество всех членов того или иного первобытного объединения с особями одного определенного вида животных. Постепенно он оброс значительным количеством ритуалов, магией (колдовством), под кот рой понимаются действия и обряды, совершаемые целью повлиять сверхъестественным путем на окружающий мир. От магии неотделим и фетишизм (от слова «фетиш» — магическая вещь) — вера в магические свойства различных предметов (амулетов, фигурок и т. п.). Магия и фетишизм не являются особыми формами религии, их пережитки сохраняются в рамках многих современных верований (даже мировых религий), хотя и осуждаются официальной церковью.

Тотемизм сменился анимизмом (от лат. anima — душа), т. е. верой в духов и душу или всеобщую одухотворенность природы. Первобытный человек населил духами весь окружающий мир: душой обладают животные, растения, явления природы. Постепенно сложилось и представление об особом мире сверхъестественных существ, отличном от реального мира.

В анимизме многие ученые видят не только самостоятельную  форму религиозных представлений, но и основу для возникновения  современных религий. Среди сверхъестественных существ выделяются несколько особенно могущественных — богов. Постепенно они приобретают антропоморфный характер (на богов переносятся свойственные человеку качества и даже его внешний  вид, хотя и утверждается, что это  именно Бог создал человека по своему образу и подобию), складываются первые политеистические (от «поли» — много  и греч. theos — бог) религии. Позже, на более высокой стадии, появляются и монотеистические религии (от «моно» — один и греч. theos — бог). В  русском языке для них есть более привычные аналоги —  многобожие и единобожие. Классическим примером политеизма являются древнегреческая  и древнеримская религии, славянское язычество. К монотеизму относят  христианство ислам и другие современные  религии, хотя в каждой из них сохраняются  следы политеизма.

Все ныне существующие религии можно условно разделить  на три большие группы:

1) родоплеменные  примитивные верования, сохранившиеся  по сей день;

2) национально-государственные  религии, составляющие основу  религиозной жизни отдельных  наций (например, индуизм, иудаизм  и др.);

3) мировые религии.  Их всего три: христианство, буддизм  и ислам.

К признакам мировых  религий относят:

а) огромное число  последователей во всем мире;

б) космополитизм: они  носят меж— и надэтнический характер, выходя за пределы наций и государств;

в) они эгалитарны (проповедуют равенство всех людей, обращены к представителям всех социальных групп);

г) их отличает необычайная  пропагандистская активность и прозелитизм (стремление обратить в свою веру лиц  другого исповедания). Все эти  свойства и обусловили широкое распространение  мировых религий: христиан в мире насчитывается более 1,4 млрд человек, мусульман (приверженцы ислама) — 0,8 млрд, буддистов — 0,3 млрд.

Любая религия включает в себя несколько важнейших элементов. Среди них: вера (религиозные чувства, настроения, эмоции), учение (систематизированная, специально разработанная для данной религии совокупность принципов, идей, понятии), религиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие с целью поклонения богам, т. е. обряды, молитвы, проповеди и т. п.). Достаточно развитые религии имеют и свою организацию — церковь, упорядочивающую  жизнь религиозной общины.

Наиболее кратко и афористично функции рели-гии  определил 3. Фрейд, писавший: «Боги  сохрани ют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим  прежде всего в образе смерти, и  вознаграждают за страдания и  лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе». Для многих людей религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и  определяя место человека в нем. Религиозные нормы — один из мощных социальных регуляторов. Через целую  систему ценностей они регулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие миллионы. Религия  позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обещая «Царство Божие», примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки  объяснить множество природных  явлений религия предлагает свои варианты ответа на мучительные вопросы. Часто религия способствует объединению  наций, образованию единых государств.

Но идеализировать роль религии не следует. Исторический опыт показывает, что виной многих конфликтов, войн являются религиозные  различия и нетерпимость. Далеко не всегда даже глубокая вера удерживала человека и общество от совершения преступлений и проступков. Часто  религия и церковь накладывали  запреты на определенные виды деятельности, науку, искусство, сковывая творческую силу людей. Откровенная социальная несправедливость, деспотические режимы освящались авторитетом церкви, обещавшей  подлинное освобождение только в  ином мире. Земную же жизнь религия  призывала провести в покое и  смирении, не противясь злу. Хлесткая и упрощенная формула атеистов «религия — опиум для народа» не является совсем уж безосновательной. ковь, упорядочивающую  жизнь религиозной об-щины.

Наиболее кратко и афористично функции рели-гии  определил 3. Фрейд, писавший: «Боги  сохрани ют свою троякую задачу: нейтрализуют ужас перед природой, примиряют с грозным роком, выступающим  прежде всего в образе смерти, и  вознаграждают за страдания и  лишения, возлагаемые на человека жизнью в культурном сообществе». Для многих людей религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняя устройство мира и  определяя место человека в нем. Религиозные нормы — один из мощных социальных регуляторов. Через целую  систему ценностей они регулируют общественную и личную жизнь человека. В вере находят утешение, успокоение, надежду многие миллионы. Религия  позволяет компенсировать недостатки несовершенной действительности, обещая «Царство Божие», примиряет с земным злом. В условиях неспособности науки  объяснить множество природных  явлений религия предлагает свои варианты ответа на мучительные вопросы. Часто религия способствует объединению  наций, образованию единых государств.

Но идеализировать роль религии не следует. Исторический опыт показывает, что виной многих конфликтов, войн являются религиозные  различия и нетерпимость. Далеко не всегда даже глубокая вера удерживала человека и общество от совершения преступлений и проступков. Часто  религия и церковь накладывали  запреты на определенные виды деятельности, науку, искусство, сковывая творческую силу людей. Откровенная социальная несправедливость, деспотические режимы освящались авторитетом церкви, обещавшей  подлинное освобождение только в  ином мире. Земную же жизнь религия  призывала провести в покое и  смирении, не противясь злу. Хлесткая и упрощенная формула атеистов «религия — опиум для народа» не является совсем уж безосновательной.

Прогнозировать  будущее религии чрезвычайно  сложно. В обществе происходят разнонаправленные  процессы: с одной стороны, все  большее число сфер человеческой деятельности секуляризируется, высвобождается из-под влияния религии, с другой — во многих странах (особенно в  бывших социалистических) роль и авторитет  церкви растут. Очевидно, однако, что  обещанное вытеснение религии научным  мышлением произойдет весьма нескоро.


Информация о работе Наука и её роль в жизни общества