Научная школа управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2012 в 20:06, реферат

Описание работы

Управление как исторический процесс развивалось с того момента, когда возникла необходимость регулировать совместную деятельность коллективов людей. История знает много примеров оптимального управления не лишь отдельными коллективами, но и целыми государствами и империями.

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Word.docx

— 37.63 Кб (Скачать)

• постоянное стремление к повышению эффективности производства, к получению оптимальных результатов  с меньшими затратами;

• хозяйственную  самостоятельность, обеспечивающую свободу  принятия решений тем, кто несет  ответственность за конечные результаты деятельности фирмы или ее подразделений;

• постоянную корректировку  целей и программ в зависимости  от состояния рынка;

• выявление конечного  результата деятельности фирмы или  ее хозяйственно самостоятельных подразделений  на рынке в процессе обмена;

• необходимость  использования современной информационной базы с компьютерной техникой для  многовариантных расчетов при принятии обоснованных и оптимальных решений.

Термины "менеджмент", "менеджер" прочно вошли в наш  словарный обиход, заменив прежние "управление", "управленческая деятельность", "руководитель", "директор".

Менеджмент как  наука.

Под научными основами менеджмента понимается система  научных знаний, которая составляет теоретическую базу практики управления, обеспечивающую практический менеджмент научными рекомендациями.

Менеджмент - это  социально-гуманитарная наука.

Кроме того, менеджмент наука прикладная, т.к. вооружает  реальною практику приемами и навыками.

На формирование менеджмента как науки повлияли достижения таких дисциплин как: психология, психофизиология, социология, органомика, общественные науки.

Основоположником  менеджмента как науки является американский ученый Фредерик Тейлор.

Менеджмент, как аппарат  управления или категория людей.

Людей профессионально  занимающихся управлением называют менеджерами, поэтому под термином "менеджмент" подразумевается  определенная категория людей и  аппарат управления конкретной фирмой.

Менеджер - это наемный  работник, управляющий, специалист по менеджменту.

Цели и задачи менеджмента:

Хозяйственные цели формулируются и устанавливаются  в рамках миссии и в ее развитии. При этом цели будут значительной, задающей частью процесса стратегического  планирования лишь в том случае, если они четко сформулированы и  организация информирована о  них. Цель – это конечное состояние, желаемый результат, которого стремиться добиться любая организация. Поставленные менеджментом цели фирмы используют для установления стандартов, для  оценки эффективности организации, дают общий ориентир для деятельности. Целью может быть либо приобретение, либо сохранение определенных факторов. Цели всегда основаны на гипотезах  развития в будущем, поэтому их обоснованность зависит от точности этих гипотез. Чем  более отдаленный период рассматривается, тем выше неопределенность будущего, тем в более общей форме  должны ставиться цели.

Различаются цели общие  и глобальные, разрабатываемые для  фирмы в целом, и цели специфические, разрабатываемые по основным видам  и направлениям деятельности производственно-хозяйственных  подразделений на основе общих целей  или ориентиров.

Цели обладают рядом  характеристик:

конкретные и измеримые  цели. Выражая цели в конкретных измеримых формах, руководство создает  четкую базу отсчета для последующих  решений и оценки хода работы. Также  будет легче определить, насколько  хорошо работает организация в направлении  осуществления целей;

ориентация целей  во времени. В первую очередь формулируют  долгосрочные цели, затем вырабатываются средне- и краткосрочные цели для  обеспечения долгосрочных;

достижимые цели. Цели устанавливают так, чтобы они  не превышали возможности организации;

взаимно поддерживающие цели. Действия и решения, необходимые  для достижения одной цели, не должны мешать достижению других.

Установленные цели должны иметь статус закона для организации, для всех ее подразделений и для  всех членов. Однако из требования обязательности целей никак не следует их вечность и неизменность. В силу динамизма  среды цели могут меняться.

Установление целей  анализ тенденций, наблюдаемых в  окружении; установление предполагает прохождение трех обязательных фаз: 1) выявление и общих для организации  целей; 2) построение иерархии целей; 3) установление индивидуальных целей.

Конечная цель менеджмента  состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, а деятельности фирмы  путем рациональной организации  производственного процесса, включая  управление производством и развитие технико-технологической базы, а  также эффективное использование  кадрового потенциала при одновременном  повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого  работника.

Классификация целей  может осуществляться :

- по охватываемой  сфере (общая, частная цели);

- значению (главная, промежуточная, второстепенная);

- количеству переменных (одно- и многоальтернативная);

- предмету цели (рассчитан  на общий или частный результат).

Типичные результативно-хозяйственные  цели:

- стремление к  доходу;

- стремление к  имущественному состоянию (например, доведение фирмы до состояния,  обеспечивающего возможность ее  выгодной продажи);

- стремление к  увеличению оборота;

- стремление к  снижению расходов.

Кроме того, могут  иметь место общественные, социальные цели.

Понятие «задача» отличается от понятия «цель» следующим образом: задачи – это цели, достижение которых  желательно к определенному моменту  времени в пределах периода, на которых  рассчитано управленческое решение. Задача указывает на непосредственные цели организации, поддающиеся количественной характеристике.

Задачу часто определяют как предписанную работу, серию работ, которая должна быть выполнена в  оговоренные сроки. С технической  точки зрения, задачи предписываются не работнику, а его должности. Каждая должность включает ряд задач, которые  рассматриваются как необходимый  вклад в достижение целей организации.

Задачи организации  делятся на три категории. Это работа с людьми (например, задача мастера), предметами (например, задача рабочего в цехе), информацией (например, задача казначея).

Важнейшей задачей  менеджмента является организация  производства товаров и услуг  с учетом потребителей на основе имеющихся  материальных и людских ресурсов и обеспечение рентабельности деятельности предприятия и его стабильного  положения на рынке.

Цели и ограничения  выполняют следующие задачи:

- функция инициативы (сопоставление существующего состояния  с желаемым);

- инструмент управления (руководящие требования);

- критерий принятия  решения (критерии оценки информации  и выбор альтернатив);

- инструмент координации;

- инструмент контроля; 
 
 
 
 

Выделяют следующие  принципы менеджмента: 

сочетание научности  и творчества: заключается в том, что деятельность руководителя основывается на профессиональных знаниях и навыках, но в некоторых случаях в связи  с невозможностью их использовать принятие управленческого решения основывается на интуиции или импровизации;

целенаправленность  предполагает, что управленческая деятельность должна быть направлена на достижение определенной цели, разрешение создавшихся  проблем;

сочетание специализации  и универсальности предусматривает  необходимость индивидуального  подхода к решению проблемы с  одной стороны, а с другой - разрешение проблем является составляющей деятельности организации и строится на общих  принципах ее функционирования;

последовательность  базируется на строго определенной последовательности выполняемых действий во времени  и пространстве, нарушение которой  может привести к неразберихе  в работе и, как следствие, затягиванию  выполнения задач (например, сначала  следует определить необходимый  штат сотрудников, а после этого  заполнять вакансии, а не наоборот). Некоторые работы имеют циклический  характер - повторяются периодически, (например, периодически или непрерывно должны проводиться маркетинговые  исследования покупательского спроса или составляться планы работы предприятия  на будущий год);

непрерывность предполагает, что каждый вид деятельности является основой для следующего вида (например, инженерный проект, на который затрачиваются  значительные средства, должен быть реализован на практике, т.к. иначе работа данного  сотрудника будет ненужной, а затраты  напрасными);

сочетание централизованного  руководства и самоуправления выражается в принятии решений на местах в  соответствии с распоряжениями и  указаниями менеджера;

концентрация внимания на индивидуальных особенностях работников, а также способностях их взаимодействия в коллективе ориентируется на создание благоприятной психологической  атмосферы, определенной организационной культуры, с помощью которых облегчается процесс принятия решений, а, следовательно, увеличивается эффективность работы;

обеспечение целостности  прав и ответственности на каждом уровне работы выражается в недопустимости превышения прав над ответственностью, т.к. подобная ситуация сопряжена с  произволом руководящих лиц, но диспропорция в обратную сторону подавляет  рабочую инициативу и активность сотрудников, т.к.инициатива оказывается наказуема;

состязательность  участников управления позволяет лично  заинтересовать работников на основе материального, морального и организационного поощрения работника, достигшего наиболее высоких результатов;

предельно широкое  привлечение сотрудников в процесс  принятия управленческих решений основывается на том, что при участии в данном процессе руководителей (работников) разных уровней принятое решение более  охотно и легко выполняется, чем  то, которое в приказном порядке  спускается от руководства.

Информация о работе Научная школа управления