НАФТА как проявление интеграционных процессов в североамериканском регионе во внешней политике Канады

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 17:34, реферат

Описание работы

Данная работа ставит перед собой целью рассмотрение тенденций к глобализации и интернационализации в Североамериканском регионе на примере Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) , анализ механизма его действия и рассмотрение результатов, достигнутых экономиками стран участниц в результате действия данного соглашения в период с 1994 года по сегодняшний день. Значительное место в работе уделяется изменениям в экономиках стран- участниц НАФТА, так как это является неотъемлемой частью анализа результатов НАФТА, как соглашения имеющего в первую очередь экономический характер.

Содержание

Введение
Глава 1. НАФТА в действии
Глава 2. НАФТА и Канада: результаты деятельности
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

НАФТА.docx

— 39.27 Кб (Скачать)

НАФТА как проявление интеграционных процессов в североамериканском регионе во внешней политике Канады

ОГЛАВЛЕНИЕ 

Введение 

Глава 1. НАФТА в действии

Глава 2. НАФТА и Канада: результаты деятельности

Заключение 

Список литературы

ВВЕДЕНИЕ 

В последнее десятилетие  уходящего двадцатого века развитие экономических и политических процессов  в различных регионах современного мира происходило под влиянием многочисленных факторов и событий, и все же анализ изменений в экономической и  политической картинах мира к настоящему времени, позволяет выделить две  превалирующие тенденции: сепаратизм и к интернационализация. Примерами могут служить, в первом случае, сепаратистские движения в Квебеке, Шотландии, Уэльсе и Испании, а во втором тенденции к интернационализации и транснационализации экономических процессов, объединительный процесс в Европе. Эти две на первый взгляд противоречивые тенденции значительным образом влияют на формирование внешней и внутренней политики стран мира, высвечивают новые аспекты исторически сложившихся конфликтов, но одновременно с этим во многом помогают найти новые решения и новый взгляд на существующие проблемы, как это происходит в Шотландии или в Канаде, где во время обострения квебекского сепаратизма наряду с рассмотрением варианта как выделения провинции в суверенное государственное образование как националисты, так и сторонники федерального правительства не могли сбросить со счетов роль, играемую объединенной Канадой в интеграционных процессах на континенте и проблемы, такие как усложнение и ослабление экономических связей с другими провинциями, с которыми Квебеку неминуемо пришлось бы столкнуться при выделении его в самостоятельное государственное образование.

В связи с вышеизложенным представляется важным рассмотрение проявления тенденции к интернационализации  на региональном уровне для получения  более четкого представления  о ее движущих силах, побудительных  мотивах стран, втянутых в эти  процессы, и выявления возможных  перспектив развития данных процессов.

Данная работа ставит перед  собой целью рассмотрение тенденций  к глобализации и интернационализации  в Североамериканском регионе на примере Североамериканского соглашения о свободной торговле (НАФТА) , анализ механизма его действия и рассмотрение результатов, достигнутых экономиками стран участниц в результате действия данного соглашения в период с 1994 года по сегодняшний день. Значительное место в работе уделяется изменениям в экономиках стран- участниц НАФТА, так как это является неотъемлемой частью анализа результатов НАФТА, как соглашения имеющего в первую очередь экономический характер.

Несмотря на то что процесс развития Соглашения сложно рассматривать разрезе лишь одной из стран-участниц, акцент в данной работе сделан на анализ процессов происходивших в Канаде, так как эта страна, уступая в экономическом потенциале Соединенным Штатам, значительно опережает в этом отношении Мексику. Это дает возможность оценить результаты, которые принесла деятельность НАФТА в данном регионе, не делая значительных скидок на показатели экономического развития страны и являясь, в следствие этого, своего рода стандартом.

Работа в основном основана на материалах, предоставляемые глобальной сетью Интернет в сайтах “НАФТА” , “Организации американских государств” , “Канада” , среди которых можно выделить “Сборник отчетов изданных офисом Торгового представительства Соединенных Штатов Америки и связанных с ним организаций” за 1997 год, обзор Североамериканского соглашения о свободной торговле, изданный Организацией Американских Государств и содержащий детальное и постатейное изложение Соглашения, обзор деятельности НАФТА, изданный канадским Департаментом Иностранных дел и международной торговли, а также ряд публикаций в таких американских и канадских периодических изданиях, как “Washington Times” , “Washington Post” и “Mntreal Gazette”

ГЛАВА 1. НАФТА в действии

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) между  Канадой, Соединенными Штатами Америки  и Мексикой вступило в силу 1 января 1994 года. Созданное для поощрения  увеличения торговли и инвестиций между  партнерами по НАФТА, Соглашение содержит грандиозный план уничтожения тарифов  и сокращения нетарифных барьеров наряду с обстоятельными положениями по ведению бизнеса в зоне свободной  торговли. Это включает в себя правила, касающиеся инвестиций, услуг, интеллектуальной собственности, конкуренции и передвижения деловых людей через границы.

НАФТА увеличила доступ Канады на американский и мексиканский рынки, а также повысила привлекательность  канадской экономики для иностранных  инвесторов. С момента вступления НАФТА в силу, канадский экспорт на эти рынки впечатляюще вырос, а прямые заграничные инвестиции в Канаду изо всех источников устойчиво росли.

Однако что более  важно, НАФТА и его предшественник, Канадско-американское Соглашение о  свободной торговле (FTA) стимулировали  значительный прогресс в производительности и специализации в канадской экономике и способствовали повышению масштаба экономики, качества продуктов, конкурентноспособности цены. Результатом стало повышение общей конкурентноспособности канадского экспорта как товаров, так и услуг.

Широкая сфера торговли является основной движущей силой экономического роста и создания новых рабочих  мест в открытой экономике, примером которой является Канада. Отношение  экспорта товаров и услуг к  валовому национальному продукту (ВНП) в 1996 составило 38.4 процента и сделало  Канаду самой глобально интегрированной  изо всех стран большой семерки.

В результате четырех лет  претворения в жизнь, НАФТА развило  существующие тенденции к конвергенции рынков в Северной Америке. Это демонстрируют  показатели 1997 года, которые отражают 388.3 миллиарда долларов США в общей  двусторонней торговле Канады с партнерами по НАФТА, более 200 миллиардов долларов США исходящих и входящих иностранных прямых инвестиций и более 50 миллиардов долларов США в торговле и услугах между Канадой и США. Эти цифры показывают, что важные рынки для широкого спектра товаров, услуг, финансовых ресурсов и технологий уже существуют и процветают во в значительной мере интегрированной коммерческой среде.

НАФТА обладает четкой организационной  структурой. Центральным институтом НАФТА является Комиссия по свободной  торговле, в которую входят представители  на уровне министров торговли от трех стран-участниц. Комиссия наблюдает  за осуществлением и дальнейшей разработкой  Соглашения и помогает разрешать  споры, возникающие при интерпретации  Соглашения. Она также наблюдает  за работой более чем 30 комитетов  и рабочих групп НАФТА. Последние  собрания Комиссии проходили в Вашингтоне, США в 1997 году и в Мексико в начале 1998 года.

Министры согласились  о том, что Комиссия в ее работе будет оказывать содействие Координирующий секретариат НАФТА (NCS) , создание которого планировалось на конец 1997 года в Мексико Сити. Секретариат призван служить официальным архивом работы НАФТА и выполнять роль рабочего секретариата при Комиссии.

НАФТА предусматривает  дальнейшую работу по оказанию помощи в достижении создания зоны свободной  торговли. В соответствии с Соглашением, с целью способствования торговле и инвестициям, обеспечения эффективного претворения в жизнь норм НАФТА  и их администрирования были созданы  более 30 рабочих групп и комитетов. Основные области, в которых ведется  работа по созданию норм, включают в  себя происхождение товаров, таможни, торговлю сельскохозяйственными товарами и субсидии в эту область экономики, стандартизацию товаров, госпоставки и передвижение деловых людей через границы. Эти рабочие группы и комитеты ежегодно предоставляют отчет Комиссии НАФТА.

Рабочие группы и комитеты НАФТА также помогают сделать  процесс претворения НАФТА в  жизнь более гладким, обеспечить создание форума для изучения способов дальнейшей либерализации торговли между странами-участницами. Примером может служить последовательная политика Канады, направленная на ускоренное снижение тарифов на некоторые виды товаров. Кроме того, рабочие группы и комитеты НАФТА создают арену для обсуждения спорных вопросов, свободную от политики, и, используя обсуждение проблем на ранней стадии их развития, помогают избежать процедур разрешения споров.

В настоящее время большая  часть торговли, осуществляемой в  Северной Америке, происходит в соответствии с ясными, четкими и прочно установившимися  нормами НАФТА и Всемирной  организации торговли (ВТО) . Однако, несмотря на это, в сфере торговли подобного масштаба неизменно возникают спорные вопросы. При возникновении подобных ситуаций НАФТА выступает за дружеское разрешение спора государствами, чьи интересы затронуты, с помощью комитетов и рабочих групп НАФТА или других консультативных органов. В случае если взаимоприемлемое решение не будет найдено, НАФТА предусматривает скорое и эффективное рассмотрение проблемы группой экспертов.

Администрирование положений  НАФТА, связанных с разрешением  споров, возложено на канадскую, американскую и мексиканскую национальные секции Секретариата НАФТА. В первые девять месяцев 1996-97 финансового года Секретариат  назначил 14 рассмотрений группами экспертов  в соответствии с Главой 19 Соглашения и одно арбитражное рассмотрение согласно Главе 20. В 1996 были приняты  восемь решений группой экспертов  согласно Главе 19 и один отчет группы экспертов согласно Главе 20.

Двадцатая глава Североамериканского  соглашения о свободной торговле устанавливает институциональный  механизм и процедуру разрешения споров. На конец 1996 года в соответствии с этой главой были затребованы 11 консультаций по 10 случаям, один из которых был передан для арбитражного рассмотрения. В четырнадцатой главе дополнительно оговариваются специальные процедуры для разрешения любых споров, касающихся финансовых услуг.

Основываясь на Канадско-американском соглашении о свободной торговле (FTA) , НАФТА включает в себя (в Главе 19) уникальную систему рассмотрения экспертами, представляющими две страны, национальных решений по вопросам антидемпинга и компенсационной пошлины, замещая тем самым юридическое рассмотрение и каждой из трех стран. Со времени принятия НАФТА поступило уже 73 запроса на рассмотрение вопроса группой экспертов, в соответствии с Главой 19 Соглашения.

Что же касается разрешения вопросов, связанных с инвестициями, НАФТА использует процедуры “смешанного  “арбитража между инвестором, чьим интересам наносится ущерб, и  заинтересованным правительством, основываясь  на общих процедурах установленных  канадскими соглашениями о защите иностранных  инвестиций и Мировым банковским центром урегулирования споров, связанных  с инвестициями. НАФТА также требует  от национальных агенств уважения к принципам справедливости и прозрачности.

На национальные секции НАФТА возложена ответственность  и за разрешение споров по другим соглашениям  о свободной торговле, заключенными этими странами не в рамках НАФТА. Так, еще в 1997 году на канадскую секция Секретариата НАФТА была возложена  ответственность за администрирование  процесса разрешения споров согласно Главе 8 канадско-израильского соглашение о свободной торговле, и такая  же ответственность по канадско-чилийскому соглашению о свободной торговле.

НАФТА создавалось как  соглашение, направленное вовне, потенциально рассчитанное на расширение за счет присоединения  к нему новых участников. Страны, уже состоящие в НАФТА, в общем, придерживаются той позиции, что  членство в НАФТА должно быть открытым для всех стран, изъявляющих желание присоединится к Соглашению и способных принять на себя обязательства, налагаемые им, включая параллельные соглашения по вопросам труда и окружающей среды.

Уже начиная с 1994 года начались разговоры о присоединении Чили к НАФТА, хотя официальные переговоры по этому вопросу начались только в июне 1995 года, и эти реальные шаги к расширению состава участников Соглашения сразу же получили как сторонников, так и противников. Представители первых, как в Канаде так и в США апеллировали к тому, что более прочные экономические связи с Чили создадут больше возможностей для торговли и инвестиций на этом рынке, характеризующемся высокими темпами роста. Любимым высказыванием партии сторонников присоединения Чили стали слова, произнесенные Фрэнком Хэрдом еще в 1884 году: “Каждый доллар, на который растет цена вследствие покровительственных тарифов, означает день рабского труда, а часы ненужной работы, которая требуется для этого, крадутся из бесценного времени, предназначенного на выполнение личных обязанностей каждого.” И на самом деле, правительство, ограничивающее мировую конкуренцию среди производителей с помощью тарифов или других торговых барьеров, увеличивает налоговое бремя всех потребителей, в том числе и в своей стране.

 

Сами Чили неоднократно доказывали свою готовность присоединиться к НАФТА. Еще за несколько лет  до заключения Соглашения они пошли  на существенное снижение тарифов, но к 1997 темпы этого снижения пошли  на убыль, так как в Чили возникли опасения, что дальнейшее снижение тарифов ухудшат позицию Чили при обсуждении возможностей их присоединения  к НАФТА. С связи с этим чилийские тарифы на некоторое время зависли на уровне 15 процентов, в ожидании того дня, когда они смогут быть снижены еще больше, в обмен на снижение торговых сборов и больший доступ на рынки будущих торговых партнеров.

Казалось бы, учитывая положительные  результаты начальной деятельности НАФТА, его влияния на развитие экономик стран-участниц, идея расширения не должна была встретить препятствий на пути к претворению в жизнь, но в  США у нее все же появился ряд  оппонентов. Часть консерваторов  высказывалась за сохранение торговых барьеров для защиты некоторых благоприятствуемых отраслей и занятых в них сотрудников, а часть либералов стояли за сохранение барьеров с целью защиты окружающей среды и своих сторонников, состоящих в профсоюзах.

Информация о работе НАФТА как проявление интеграционных процессов в североамериканском регионе во внешней политике Канады