Национальные и этические нормы делового общения в Финляндии

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:09, реферат

Описание работы

Ни один человек из сферы бизнеса и предпринимательства в настоящее время не может избегнуть процесса общения с собственным персоналом и торговыми партнёрами, представителями властей и работниками правовых или судебных органов, а это всё требует определённых навыков.
Во всём мире существуют нормы делового этикета. Небольшая северная страна Финляндия – не исключение. Это одна из скандинавских стран с относительно небольшим населением, однако успешность её экономического и геополитического развития заслуживает внимания. Благодаря существенному и стабильному росту экономики Финляндии и эффективности используемых стратегий финские компании занимают лидирующие позиции на международном рынке и заметны в глобальном масштабе. Самый яркий пример – широкоизвестная и популярная компания Nokia.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1.О ФИНЛЯНДИИ 4
1.1. Краткая история Финляндии 4
1.2. География и климат 5
1.3. Немного о культуре 6
2. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ В ФИНЛЯНДИИ 7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 13

Работа содержит 1 файл

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.docx

— 33.34 Кб (Скачать)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Факультет социальных наук

Кафедра экономики  менеджмента и туризма

 

 

 

Реферат по дисциплине

«Коммуникационный менеджмент»

НАЦИОНАЛЬНЫЕ  И ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ  В ФИНЛЯНДИИ

 

 

Выполнил студент ________  группы МО1-09-01, Касаткина И.О.

 подпись                  группа, Ф.И.О.

 

 

Руководитель  ________  Кардонова И.А.

 подпись          Ф.И.О.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иркутск 2010

 

СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

ВВЕДЕНИЕ            3

1.О ФИНЛЯНДИИ            4

1.1. Краткая  история Финляндии        4

1.2. География  и климат         5

1.3. Немного  о культуре         6

2. ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ В ФИНЛЯНДИИ        7

ЗАКЛЮЧЕНИЕ            11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ      13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Что такое  деловое общение? Многие задаются этим вопросом, но не каждый сможет на него ответить. Деловое общение – это  сложный многоплановый процесс развития контактов между людьми в служебной сфере. Его участники выступают в официальных статусах и ориентированы на достижение цели, конкретных задач. Специфической особенностью названного процесса является регламентированность, то есть подчинение установленным ограничениям, которые определяются национальными и культурными традициями, профессиональными этическими принципами.

Умение  вести себя с людьми во время беседы является одним из главнейших факторов, определяющих ваши шансы добиться успеха в бизнесе, служебной или предпринимательской  деятельности. Успехи человека в его  делах, даже в технической или научной сферах, только процентов на пятнадцать зависят от его профессиональных знаний и процентов на восемьдесят пять - от его умения общаться с людьми, с которыми он работает.

Ни один человек из сферы бизнеса и  предпринимательства в настоящее  время не может избегнуть процесса общения с собственным персоналом и торговыми партнёрами, представителями властей и работниками правовых или судебных органов, а это всё требует определённых навыков.

И не только в нашей стране. Во всём мире существуют нормы делового этикета. Небольшая  северная страна Финляндия – не исключение. Это одна из скандинавских  стран с относительно небольшим  населением, однако успешность её экономического и геополитического развития заслуживает  внимания. Благодаря существенному и стабильному росту экономики Финляндии и эффективности используемых стратегий финские компании занимают лидирующие позиции на международном рынке и заметны в глобальном масштабе. Самый яркий пример – широкоизвестная и популярная компания Nokia.

Хельсинки, столица Финляндии, демонстрирует  обширную инфраструктуру, необходимую  для ведения бизнеса и обеспечения  достойной жизни сотрудников  компаний, что для финнов немаловажно. В Финляндии расположены офисы  нескольких тысяч иностранных компаний, большая часть из которых находится  в Хельсинки. Но вряд ли такое было бы возможно, без знания партнёрами некоторых особенностей менталитета жителей Финляндии, а, следовательно, и знания делового этикета этой страны.

В этом реферате я представлю некоторые особенности  делового общения финнов.

 

О ФИНЛЯНДИИ

Краткая история Финляндии

Причины любого поведения часто сокрыты  в историко-географической сфере. Поэтому  небольшой экскурс в историю и географию поможет лучше понять менталитет народа этой северной страны.

Нередко Финляндию объединяют в одну группу со Скандинавскими странами – Швецией, Норвегией, Данией и Исландией, с  которыми она поддерживает тесные экономические  и культурные связи. Издавна Финляндия  занимала промежуточное положение  между двумя крупными державами  – Швецией и Россией. Шведы  ещё в XII веке под предлогом распространения христианства совершали набеги на Финляндию и постепенно захватили её территорию. Шведское господство продолжалось около 600 лет и оставило глубокий след в жизни страны. До сих пор есть районы, в которых преобладает шведское население, сохранившее свой язык и традиции. И хотя доля шведов не превышает 6,5% от общей численности населения, шведский язык признан государственным наряду с финским.

С 1809 года Финляндия более ста лет входила  в состав России как Великое княжество  Финляндское и пользовалось автономией. 6 декабря 1917 года Финляндия провозгласила  независимость, и революционная  Россия сразу же признала её.

В конце 30 – 40-х годов XX столетия отношения между Северным соседом и СССР были омрачены войнами – так называемой зимней кампанией (1939 – 1940 года) и Второй мировой войной. В 1941 – 1942 годах Финляндия воевала на стороне гитлеровской Германии; она потеряла более 100 тысяч человек и должна была выплатить СССР репарации, то есть возместить причинённый ущерб, оцененный в 300 миллионов долларов. Советский Союз получил Карельский перешеек, Северное Приладожье, районы Петсамо и Алакуртти. Финское население, покинувшее эти районы, – свыше 400 тысяч человек – предстояло обеспечить работой и жильём. Между тем экономика страны находилась в состоянии упадка.

Современная Финляндия – государство с  развитыми промышленностью и  сферой услуг. В недавнем прошлом  ведущую роль в экономике играл  экспорт строевого леса и пиломатериалов. Теперь основные промышленные отрасли  – лесопереработка (особенно производство целлюлозы и бумаги), металлургия  и машиностроение. Большие доходы государству приносит туризм. По уровню жизни и качеству образования  страна занимает одно из первых мест в  мире.

География и климат

Ежегодно  под Рождество миллионы детей  отправляют письма в Лапландию Санта-Клаусу. Эта страна вечной зимы реально существует и находится она как раз  на территории Финляндии.

Страна  делится на три основных географических региона:

    • прибрежные низменности – они тянутся вдоль берегов Финского и Ботнического заливов;
    • внутренняя система озёр (район озёр) – внутреннее плато к югу от центра страны с густыми лесами и большим количеством озёр, болот и топей;
    • северные верховья, большая часть которых расположена за Северным полярным кругом. Для Лапландии так же характерны скалистые горы и небольшие возвышенности.

Климат  умеренный, переходный от морского к  континентальному, а на севере континентальный. Несмотря на северное положение, Финляндия  испытывает отепляющее воздействие  Атлантики. В течение года в стране преобладают западные ветры с  частыми циклонами. Средние температуры  всех сезонов гораздо выше, чем  в более восточных районах  на тех же широтах. Зимы холодные. Осадки на протяжении всего года. Средняя  температура февраля на юге страны −6 °C, в Лапландии −14 °C. В июле соответственно +17 на юге и до +14 на севере.

Немного о культуре

Финляндия славится богатыми традициями народного  художественного творчества. Национальную народную поэзию удалось сохранить  во многом благодаря финскому фольклористу Элиасу Лёнроту. Именно он составил в 1835 году карело-финский сборник «Калевала». Финны поют свои народные песни под  аккомпанемент старинных музыкальных  инструментов – кантеле, родственного гуслям и юхикка – смычкового струнного  инструмента.

Финская музыка ассоциируется, прежде всего, с  именем выдающегося композитора  Яна Сибелиуса. Его произведения навеяны величественными картинами  природы Финляндии.

Финны бережно  хранят и передают от отца к сыну старые традиции и обычаи. Например, финская традиция предусматривает довольно-таки щепетильно отношение к словам. "Быка берут за рога, а человека ловят на слове" – так гласит старинная финская пословица. "Светский разговор ни о чем" – явление относительно новое для финской культуры, и абстрактное предложение финн может воспринять всерьез. Прерывать другого – проявление невежливости, и если в России такое поведение уже стало обыденным, то в Финляндии оно по-прежнему не приветствуется.

Другой  интересной традицией Финляндии является особое отношение к походу в гости. Если у нас, в России, нет ничего предосудительного, заскочить к другу на чашку чая, только потому, что он живет по пути, то у финнов все иначе. Финская традиция включает долгий процесс подготовки к приему гостей. Иногда он может затянуться до двух неделей, в течение которых финны готовят стол, программу встречи и подарки. К слову о подарках, финны предпочитают финские же товары. Можете считать такой своеобразный патриотизм такой же финской традицией, как и медленный говор. Если Вы преподнесете финну пусть и очень дорогой, но иностранный товар в качестве подарка – он Вам шибко благодарен не будет.

Но и обычаи Финляндии претерпевают изменения по веяниям моды. Как и в большинстве европейских стран, в Финляндии ныне в моде индивидуализм, которого раньше финская культура не знала. Еще одной новомодной чертой для культуры Финляндии стали мобильные телефоны. С одной стороны – вещь крайне полезная и удобная, с другой – явно неприятная для окружающих. Поэтому в Финляндии уже сложилась своя собственная культура по обращению с "мобильниками" – в больницах и самолетах они запрещены, в ресторанах – неуместны, а в кино или церкви – грубы. Интернет так же изменил существующие способы коммуникации, став неотъемлемой чертой молодежной культуры Финляндии.

Это конечно  не все традиции финского народа, но ведь и реферат не об этом.

 

ДЕЛОВОЙ ЭТИКЕТ В ФИНЛЯНДИИ

Особенности делового стиля общения во многом зависят от менталитета финнов. Финны, подобно другим скандинавам, сдержанны  в проявлении эмоций и немногословны, им требуется обширное личное пространство – поэтому в разговоре с  финским партнером рекомендуется  соблюдать значительную дистанцию. Не стоит слишком уменьшать физическое расстояние, хлопать финна по плечу, долго и настойчиво пожимать руку, излишне громко разговаривать и  вести себя гиперактивно при первой официальной встрече. Финна это  скорее насторожит и утомит, так  как с незнакомыми людьми финны  держатся корректно, но суховато и без  проявления ярких эмоций.

Вместе  с тем финские бизнесмены достаточно открыто ведут себя по отношению  к своим иностранным деловым  партнерам, предпочитают без излишних предисловий переходить к теме встречи  и обсуждать все аспекты интересующего  их вопроса, причем с разных сторон и по нескольку раз, чтобы не оставлять  неясностей. Во время деловой встречи  после обсуждения всех вопросов финский  бизнесмен может пожелать еще  раз получить от собеседников подтверждение  принятого решения, примерно в такой  форме: «Правильно ли я понимаю, что  мы пришли к такому решению: …. ?»  и только после того, как для  него наступит полная ясность во всех интересующих его вопросах, встреча  будет завершена.

Представлять  свою компанию финн скорее всего будет  достаточно скромно и лаконично, с привлечением цифр и кратких  сравнений динамики ее развития, давая  возможность партнеру самому сделать  выводы, и чаще всего эти выводы будут впечатляющими. Финны не будут  оперировать яркими эпитетами и  открыто констатировать успешность своей компании, они предпочтут подвести партнера к такому выводу при помощи фактической информации.

Соответственно, начиная переговоры с финнами, логично  поступить подобным образом и  не навязывать слишком подробную  информацию о своей компании. Гораздо  лучшей стратегией на переговорах будет  предоставление партнеру возможность  самостоятельно и не торопясь составить  представление о профиле и  показателях вашей компании, а  также о степени перспективности  возможного сотрудничества.

При подготовке презентаций для финских партнеров  также желательно придерживаться делового и сдержанного стиля передачи информации. Представляемая информация должна отличаться четкой логикой, последовательностью, убедительной фактической аргументацией  и четкими схемами. Финны ко всему  подходят очень продуманно и всегда держат наготове карандаш, блокнот  и калькулятор. Многие успешные финские  бизнесмены получили образование в  сильных европейских бизнес-школах, которые научили их думать системно и схематично. Возможно, вам придется запастись терпением, потому что ваш финский партнер часто будет рисовать схемы по теме беседы или делать краткие расчеты, и даже попросит вас поучаствовать в этом процессе и дополнить нарисованную им схему вашего возможного сотрудничества. Ваше адекватное восприятие такого подхода и принятие вами таких правил игры сократит психологическое расстояние и поможет прояснить множество моментов в самом начале, предотвращая недопонимание в мелочах и экономя время на решение более крупных проблем, которые могут появиться позже из-за невнимания к мелким деталям на начальном этапе переговоров. В деловой беседе с финнами следует избегать громких заявлений, отдающих рекламой и маркетинговыми лозунгами. Чем более прозрачно и последовательно вы изложите свою позицию, тем больше доверия к вам как к деловому партнеру заслужите в глазах финна.

Процесс принятия решений происходит медленно, при этом финны не любят, когда  их торопят или оказывают на них  чрезмерное давление.

В деловых  отношениях финны очень ценят  пунктуальность и четкую структуру. Ведя переговоры, лучше быть реалистичным и придерживаться фактов. Ни в коем случае не рекомендуется начинать переговоры с выставления завышенных цен  и попытки торговаться. Правило  «Лучше меньше, да лучше» в Финляндии  применимо в большей степени, чем в других скандинавских странах. Закладывайте в свое начальное предложение  реалистические нормы прибыли и  будьте готовы подкорректировать цены и сроки в ответ на предложение  партнера. Финн скорее всего окажется открытым и вежливым партнером, проявит  гибкость и будет рад изложить свое видение вопроса. Кроме того, он всегда будет готов предоставить вам дополнительную полезную информацию.

Информация о работе Национальные и этические нормы делового общения в Финляндии