Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 14:40, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение сущности муниципального управления в социальной сфере.
Для достижения поставленной цели намечено решение следующих задач:
- рассмотреть социальную политику в современной России;
- определить роль муниципального образования в реализации социальной политики;
- определить основные направления муниципальной социальной политики;
- рассмотреть особенности муниципального управления в сфере образования, в сфере здравоохранения, в сфере регулирования занятости населения и трудовых отношений, в сфере культуры и досуга.
Введение 3
1 Муниципальная социальная политика 6
1.1 Социальная политика в современной России 6
1.2 Роль муниципального образования в реализации социальной политики 7
1.3 Механизмы реализации муниципальной социальной политики 9
1.4 Взаимодействия органов государственного управления и органов местного самоуправления в социальной сфере 13
2 Муниципальное управление основными отраслями социальной сферы 18
2.1 Муниципальное управление в сфере социальной поддержки отдельных групп населения 18
2.1.1 Анализ реализации Федерального закона «122» «О замене льгот денежными выплатами» в МО Щербиновский район Краснодарского края 22
2.2 Муниципальное управление регулированием занятости населения и трудовых отношений 23
2.2.1 Анализ рынка труда в МО Щербиновский район Краснодарского края 28
2.3 Муниципальное управление в сфере образования 34
2.3.1 Анализ реализации национального проекта образования в МО Щербиновский район Краснодарского края 38
2.4 Муниципальное управление в сфере здравоохранения 42
2.4.1 Анализ реализации национального проекта здравоохранения в МО Щербиновский район Краснодарского края 51
Заключение 58
Список использованной литературы 61
В службе занятости Щербиновского района существует несколько программ активной политики занятости. Одной из самых доступных не только для безработных граждан, но и для любого жителя района, который ищет работу или хочет сменить ее на лучшую, являются ярмарки вакансий. Цель ярмарок - расширение для граждан возможности получения необходимой информации, что повышает для них вероятность трудоустройства. Для работодателей ярмарки представляют собой хорошую возможность подбора квалифицированного персонала или молодых специалистов. При этом обе стороны - те, кто ищет работу, и те, кто ее готов предоставить, - общаются напрямую, без посредников. За 2006 год Центром занятости было проведено восемь ярмарок, которые посетили 764 человека. Кроме того, ярмарки решают и другую важную задачу - по информированию и профессиональной ориентации молодежи на востребованные профессии. В сентябре 2006 года в селе Шабельском работал мобильный центр занятости населения, специалисты которого оказали профориентационные услуги по выбору профессии учащимся средней школы № 11 и учащимся школы-интерната. Следующие направления активной политики занятости - это трудоустройство несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время. Всего было трудоустроено в течение 2006 года 411 человек. При помощи службы занятости организовали собственное дело пять человек. Пять выпускников учебных заведений в рамках программы «Первое рабочее место» были трудоустроены и получили первый опыт работы. Это важно, потому что многие работодатели отказывают соискателям из-за отсутствия опыта работы по специальности.
Те безработные, которые не смогли трудоустроиться из-за потери профессиональных навыков, из числа длительно неработающих или из-за несоответствия спросу имеющегося образования, были направлены за счет федерального бюджета на профессиональное обучение. Таких безработных в 2006 году было 88 человек.
Многие граждане чувствуют себя на рынке труда неуверенно. Для них действует программа «Клуб ищущих работу». В этой программе приняли участие 75 человек, при этом 13 человек после завершения занятий были трудоустроены. Кроме того, существует программа трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, одинокие и многодетные родители, лица предпенсионного возраста). Всего было трудоустроено безработных данных категорий 13 человек.
Услуги следующих видов службы занятости предоставляются бесплатно:
- содействие гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников;
- информирование о положении на рынке труда;
- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора в сфере деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
- психологическая
поддержка, профессиональная
- осуществление
социальных выплат гражданам,
признанным в установленном
- организация
проведения оплачиваемых
- организация временного
- социальная адаптация
Центр занятости оказывает услуги и работодателям. Получателями государственной услуги являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица. Для получения государственной услуги содействия в подборе необходимых работников работодатели, впервые обратившиеся в государственное учреждение службы занятости (Центр занятости населения), представляют следующие документы:
- заявление-анкету о предоставлении государственной услуги содействия в подборе необходимых работников (бланки предоставляются в Центре занятости);
- заявление-анкета заверяется
- заполненный бланк «Сведения
о потребности в работниках, наличии
свободных рабочих мест (вакантных
должностей)» (бланки
- копию свидетельства о
- паспорт гражданина РФ или документ, его заменяющий, -работодатели - физические лица, имеющие гражданство РФ;
- документы, удостоверяющие личность и гражданство иностранного гражданина, - работодатели - физические лица, имеющие иностранное гражданство;
- документы, удостоверяющие
Для получения государственной услуги содействия в подборе необходимых работников при последующих обращениях работодатели представляют заполненный бланк «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)».
2.3 Муниципальное управления в сфере образования
Образовательный уровень населения - одна из важнейших характеристик муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность. Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени и значительных финансовых вложений. Расходы на образование являются в большинстве муниципальных образований самой крупной статьей расходов местных бюджетов.
Муниципальная политика в сфере образования строится на основе государственной политики, базирующейся на следующих принципах:
- гуманистический характер
- приоритет общечеловеческих
- свободного развития личности;
- общедоступность образования,
- адаптивность системы
- светский характер образования
в государственных и
- свобода и плюрализм в
В России проводится политика реформирования сферы образования. Предусматривается переход к 12- летнему образованию, введение единого стандартизированного выпускного экзамена, позволяющего без вступительных экзаменов поступить в любой вуз в случае набора нужного числа баллов. Эти изменения неоднозначно воспринимаются в обществе, но продолжают тенденцию к вхождению России в мировую практику образования. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования развивается платное образование во всех звеньях - от детских садов до университетов. Этот процесс имеет ряд негативных сторон: бесплатное образование становится менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливается неравенство граждан при его получении. Однако интерес населения к образованию растет, что проявляется в первую очередь в увеличении конкурса в вузы.
Реформа в сфере образования ведет к разрушению прежней единообразной системы учебных заведений, поэтому содержание образования с его разноуровневым обучением дифференцируется. Старые формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые только создаются. В результате возникают проблемы бюрократизма управления: отсутствие четких требований, предъявляемая к управленцам; неопределенность специфического содержания управления образованием; негативные последствия распада ранее существующей системы управления (нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг). Все это негативно влияет на муниципальную систему образования.
Базовыми нормативными актами, определяющими задачи органов местного самоуправления в области образования, является ст. 43 Конституции РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», Закон РФ «Об образовании», Федеральные законы «Об утверждении федеральной программы развития образования», «О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей оставшихся без попечительства родителей» и другие правовые акты. Данные законы детализируются в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах Минобразования России, региональном законодательстве.
Система управления образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупность взаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Деятельность муниципальных
При этом муниципальная собственность,
закрепленная за образовательным учреждением
может отчуждаться
Органам местного самоуправления в
целях осуществления
На территории муниципального образования может располагаться большое количество образовательных учреждений различного профиля и форм собственности. Органы муниципального управления образованием взаимодействуют с немуниципальными образовательными учреждениями в целях предоставления и защиты интересов жителей муниципального образования, обучающихся в этих учреждениях.
Изменения в системе образования
требует совершенствования
Таким образом, уровень населения является одной из важнейших характеристик муниципального образования. Муниципальная политика в сфере образования строится на основе государственной политики. Система управления образованием на муниципальном уровне состоит из взаимосвязанных элементов: образовательных стандартов различного управления и направленности, сети реализующих им образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
2.3.1 Анализ реализации
Реализация нацпроекта «Образование» началась с декабря 2005 года, когда были определены направления всей работы, в системе образования. Это коснулось прежде всего стимулирования труда педагогов, осуществляющие функции классного руководителя. И с января 2006 года всем им - а в районе это 238 человек - стала начисляться премия президента от 214 до1000 рублей за классное руководство в зависимости от количества учащихся в классе.
На следующем этапе работы, связанном с нацпроектом, провели конкуре на лучшее общеобразовательное учреждение района, успешно внедряющее ииновационные проекты, или, говоря проще, современные педагогические технологии. В результате, исходя из положений, установленных законодательством, в районе определились две такие школы - это СОШ №1 и 6 станицы Старощербиновской и села Екатериновка.
Образование сегодня, безусловно, является государственным приоритетом, и доказательство тому - национальный проект «Образование», ставший основой в работе отрасли в 2006 году. По итогам работы в 2006 году можно отметить, что все, что было намечено в рамках национального проекта на этот год, реализовано в полном объеме. Достаточно сказать, что это позволило привлечь в район около 10 миллионов рублей средств консолидированного бюджета. Однако нацпроект стал не только и не столько фактором, обеспечивающим финансирование сферы образования: можно в полной мере оценить стимулирующую роль национального проекта как для учителей, так и для образовательных учреждений.
Реализация национального
Основное направление - это вознаграждение педагогов, выполняющих функции классных руководителей, которое получают 238 учителей. На эти цели затрачено более 3,4 миллиона рублей, а сумма вознаграждения в зависимости от количества учащихся в классе составляет от одной тысячи до 240 рублей.
Информация о работе Муниципальное управление в социальной сфере