Муниципальное управление в социальной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2012 в 14:40, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение сущности муниципального управления в социальной сфере.

Для достижения поставленной цели намечено решение следующих задач:

- рассмотреть социальную политику в современной России;

- определить роль муниципального образования в реализации социальной политики;

- определить основные направления муниципальной социальной политики;

- рассмотреть особенности муниципального управления в сфере образования, в сфере здравоохранения, в сфере регулирования занятости населения и трудовых отношений, в сфере культуры и досуга.

Содержание

Введение 3

1 Муниципальная социальная политика 6

1.1 Социальная политика в современной России 6

1.2 Роль муниципального образования в реализации социальной политики 7

1.3 Механизмы реализации муниципальной социальной политики 9

1.4 Взаимодействия органов государственного управления и органов местного самоуправления в социальной сфере 13

2 Муниципальное управление основными отраслями социальной сферы 18

2.1 Муниципальное управление в сфере социальной поддержки отдельных групп населения 18

2.1.1 Анализ реализации Федерального закона «122» «О замене льгот денежными выплатами» в МО Щербиновский район Краснодарского края 22

2.2 Муниципальное управление регулированием занятости населения и трудовых отношений 23

2.2.1 Анализ рынка труда в МО Щербиновский район Краснодарского края 28

2.3 Муниципальное управление в сфере образования 34

2.3.1 Анализ реализации национального проекта образования в МО Щербиновский район Краснодарского края 38

2.4 Муниципальное управление в сфере здравоохранения 42

2.4.1 Анализ реализации национального проекта здравоохранения в МО Щербиновский район Краснодарского края 51

Заключение 58

Список использованной литературы 61

Работа содержит 1 файл

курсовая 3 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ.doc

— 237.50 Кб (Скачать)

 

В службе занятости Щербиновского района существует несколько программ активной политики занятости. Одной из самых доступных не только для безработных граждан, но и для любого жителя района, который ищет работу или хочет сменить ее на лучшую, являются ярмарки вакансий. Цель ярмарок - расширение для граждан возможности получения необходимой информации, что повышает для них вероятность трудоустройства. Для работодателей ярмарки представляют собой хорошую возможность подбора квалифицированного персонала или молодых специалистов. При этом обе стороны - те, кто ищет работу, и те, кто ее готов предоставить, - общаются напрямую, без посредников. За 2006 год Центром занятости было проведено восемь ярмарок, которые посетили 764 человека. Кроме того, ярмарки решают и другую важную задачу - по информированию и профессиональной ориентации молодежи на востребованные профессии. В сентябре 2006 года в селе Шабельском работал мобильный центр занятости населения, специалисты которого оказали профориентационные услуги по выбору профессии учащимся средней школы № 11 и учащимся школы-интерната. Следующие направления активной политики занятости - это трудоустройство несовершеннолетних граждан в свободное от учебы время. Всего было трудоустроено в течение 2006 года 411 человек. При помощи службы занятости организовали собственное дело пять человек. Пять выпускников учебных заведений в рамках программы «Первое рабочее место» были трудоустроены и получили первый опыт работы. Это важно, потому что многие работодатели отказывают соискателям из-за отсутствия опыта работы по специальности.

 

Те безработные, которые не смогли трудоустроиться  из-за потери профессиональных навыков, из числа длительно неработающих или из-за несоответствия спросу имеющегося образования, были направлены за счет федерального бюджета на профессиональное обучение. Таких безработных в 2006 году было 88 человек.

 

Многие  граждане чувствуют себя на рынке  труда неуверенно. Для них действует  программа «Клуб ищущих работу». В этой программе приняли участие 75 человек, при этом 13 человек после завершения занятий были трудоустроены. Кроме того, существует программа трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы (инвалиды, одинокие и многодетные родители, лица предпенсионного возраста). Всего было трудоустроено безработных данных категорий 13 человек.

 

Услуги  следующих видов службы занятости  предоставляются бесплатно:

 

 

- содействие  гражданам в поиске подходящей  работы, а работодателям в подборе  необходимых работников;

 

- информирование  о положении на рынке труда; 

 

- организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора в сфере деятельности (профессии), трудоустройства, профессионального обучения;

 

- психологическая  поддержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации  безработных граждан;

 

- осуществление  социальных выплат гражданам,  признанным в установленном порядке  безработными;

 

- организация  проведения оплачиваемых общественных  работ; 

 

- организация временного трудоустройства  несовершеннолетних граждан в  возрасте от 14 до 18 лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые;

 

- социальная адаптация безработных  граждан на рынке труда; содействие  самозанятости населения.

 

Центр занятости оказывает услуги и работодателям. Получателями государственной  услуги являются юридические лица, индивидуальные предприниматели, физические лица. Для получения государственной услуги содействия в подборе необходимых работников работодатели, впервые обратившиеся в государственное учреждение службы занятости (Центр занятости населения), представляют следующие документы:

 

- заявление-анкету о предоставлении государственной услуги содействия в подборе необходимых работников (бланки предоставляются в Центре занятости);

 

- заявление-анкета заверяется подписью  работодателя или его представителя,  уполномоченного им на совершение  соответствующих действий;

 

- заполненный бланк «Сведения  о потребности в работниках, наличии  свободных рабочих мест (вакантных  должностей)» (бланки предоставляются  в Центре занятости);

 

- копию свидетельства о государственной  регистрации юридического лица  или индивидуального предпринимателя, заверенную печатью юридического лица (индивидуального предпринимателя) и содержащую запись «копия верна», дату, фамилию, инициалы, должность и подпись уполномоченного представителя работодателя, осуществившего ее заверение, или засвидетельствованную в нотариальном порядке, - работодатели-юридические лица и индивидуальные предприниматели;

 

- паспорт гражданина РФ или  документ, его заменяющий, -работодатели - физические лица, имеющие гражданство  РФ;

 

- документы, удостоверяющие личность и гражданство иностранного гражданина, - работодатели - физические лица, имеющие иностранное гражданство;

 

- документы, удостоверяющие личность, - работодатели - физические лица, не  имеющие гражданства.

 

Для получения государственной  услуги содействия в подборе необходимых работников при последующих обращениях работодатели представляют заполненный бланк «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест (вакантных должностей)».

2.3 Муниципальное управления в  сфере образования

 

 

Образовательный уровень населения - одна из важнейших характеристик  муниципального образования, определяющих его конкурентоспособность и  инвестиционную привлекательность. Повышение  образовательного уровня населения  требует длительного времени  и значительных финансовых вложений. Расходы на образование являются в большинстве муниципальных образований самой крупной статьей расходов местных бюджетов.

 

Муниципальная политика в сфере  образования строится на основе государственной  политики, базирующейся на следующих принципах:

 

 

- гуманистический характер образования, 

 

- приоритет общечеловеческих ценностей,  жизни и здоровья человека,

 

- свободного развития личности;

 

- общедоступность образования, 

 

- адаптивность системы образования  к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;

 

- светский характер образования  в государственных и муниципальных  образовательных учреждениях; 

 

- свобода и плюрализм в образовании.

 

В России проводится политика реформирования сферы образования. Предусматривается  переход к 12- летнему образованию, введение единого стандартизированного выпускного экзамена, позволяющего без вступительных экзаменов поступить в любой вуз в случае набора нужного числа баллов. Эти изменения неоднозначно воспринимаются в обществе, но продолжают тенденцию к вхождению России в мировую практику образования. Расширяются возможности выбора вариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы и т.д.). Параллельно с системой бесплатного образования развивается платное образование во всех звеньях - от детских садов до университетов. Этот процесс имеет ряд негативных сторон: бесплатное образование становится менее доступным, снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливается неравенство граждан при его получении. Однако интерес населения к образованию растет, что проявляется в первую очередь в увеличении конкурса в вузы.

 

Реформа в сфере образования  ведет к разрушению прежней единообразной  системы учебных заведений, поэтому  содержание образования с его  разноуровневым обучением дифференцируется. Старые формы управления образованием утрачивают эффективность, а новые только создаются. В результате возникают проблемы бюрократизма управления: отсутствие четких требований, предъявляемая к управленцам; неопределенность специфического содержания управления образованием; негативные последствия распада ранее существующей системы управления (нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля и прогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг). Все это негативно влияет на муниципальную систему образования.

 

Базовыми нормативными актами, определяющими  задачи органов местного самоуправления в области образования, является ст. 43 Конституции РФ, Федеральный  закон «Об общих принципах  организации местного самоуправления в РФ», Закон РФ «Об образовании», Федеральные законы «Об утверждении федеральной программы развития образования», «О компенсационных выплатах на питание обучающимся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей оставшихся без попечительства родителей» и другие правовые акты. Данные законы детализируются в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ, приказах Минобразования России, региональном законодательстве.

 

Система управления образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупность взаимосвязанных  элементов: образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

 

Деятельность муниципальных образовательных  учреждений регулируется типовыми положениями  об образовании, учреждениями соответствующих  типов и видов, утверждаемыми  Правительством РФ и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений. Учредителями муниципальных учреждений образования являются местные органы управления образованием. На основании их решения органы управления муниципальным имуществом закрепляют за учреждениями образования в оперативное управление объекты собственности и в бессрочное бесплатное пользование - участки земли.

 

При этом муниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением  может отчуждаться собственником  в порядке и на условиях, которые  установлены законодательством РФ и субъектом РФ, а также правовыми актами органов местного самоуправления, принятыми в пределах их полномочий.

 

Органам местного самоуправления в  целях осуществления государственной  политики в области образования  переданы полномочия по планированию, организации, регулированию деятельности местных (муниципальных) органов управления образованием, определению их структуры и полномочий, назначению и увольнению руководителей местных органов управления образованием.

 

На территории муниципального образования  может располагаться большое количество образовательных учреждений различного профиля и форм собственности. Органы муниципального управления образованием взаимодействуют с немуниципальными образовательными учреждениями в целях предоставления и защиты интересов жителей муниципального образования, обучающихся в этих учреждениях.

 

Изменения в системе образования  требует совершенствования управленческой деятельности органов местного самоуправления, нацеленной на развитие системы образования  с помощью специальных форм, методов и средств, дающих поднять эффективность образования на должный уровень.

 

Таким образом, уровень населения  является одной из важнейших характеристик  муниципального образования. Муниципальная  политика в сфере образования  строится на основе государственной политики. Система управления образованием на муниципальном уровне состоит из взаимосвязанных элементов: образовательных стандартов различного управления и направленности, сети реализующих им образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов, муниципальных органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.

2.3.1 Анализ реализации национального  проекта образования в МО Щербиновский  район Краснодарского края

 

Реализация нацпроекта «Образование» началась с декабря 2005 года, когда были определены направления всей работы, в системе образования. Это коснулось прежде всего стимулирования труда педагогов, осуществляющие функции классного руководителя. И с января 2006 года всем им - а в районе это 238 человек - стала начисляться премия президента от 214 до1000 рублей за классное руководство в зависимости от количества учащихся в классе.

 

На следующем этапе работы, связанном  с нацпроектом, провели конкуре  на лучшее общеобразовательное учреждение района, успешно внедряющее ииновационные проекты, или, говоря проще, современные педагогические технологии. В результате, исходя из положений, установленных законодательством, в районе определились две такие школы - это СОШ №1 и 6 станицы Старощербиновской и села Екатериновка.

 

Образование сегодня, безусловно, является государственным приоритетом, и  доказательство тому - национальный проект «Образование», ставший основой  в работе отрасли в 2006 году. По итогам работы в 2006 году можно отметить, что  все, что было намечено в рамках национального проекта на этот год, реализовано в полном объеме. Достаточно сказать, что это позволило привлечь в район около 10 миллионов рублей средств консолидированного бюджета. Однако нацпроект стал не только и не столько фактором, обеспечивающим финансирование сферы образования: можно в полной мере оценить стимулирующую роль национального проекта как для учителей, так и для образовательных учреждений.

 

Реализация национального проекта  «Образование» в Щербиновском районе шла по нескольким направлениям.

 

Основное направление - это вознаграждение педагогов, выполняющих функции  классных руководителей, которое получают 238 учителей. На эти цели затрачено  более 3,4 миллиона рублей, а сумма  вознаграждения в зависимости от количества учащихся в классе составляет от одной тысячи до 240 рублей.

Информация о работе Муниципальное управление в социальной сфере