Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 16:40, курсовая работа
Цель данной работы – анализ управления сферы физической культуры и спорта на муниципальном уровне и разработка мероприятий, направленных на развитие массовой физической культуры и спорта на муниципальном уровне в Одинцовском муниципальном районе Московской области.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- определить сущность муниципального управления в сфере физической культуры и спорта.
- рассмотреть основы организации физкультурно-массовой работы с населением, в том числе законодательные основы управления, а также роль местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта на территориях муниципальных образований;
- исследовать организацию работы органов местного самоуправления по развитию массовой физической культуры и спорта в г. Одинцово Московской области;
- предложить мероприятия по развития массовой физической культуры и спорта на территории г.Одинцово.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ 5
1.1 Роль местного самоуправления в развитии физической культуры и спорта на территориях муниципальных образований 5
1.2 Законодательные основы управления физической культурой и спортом в муниципальных образованиях Московской области 7
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СПОРТОМ В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ «ОДИНЦОВСКИЙ РАЙОН» МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ. 11
2.1 Анализ деятельности органов власти Одинцовского района по организации массовой физической культуры и спорта 11
2.2 Проблемы и пути их решения. 21
СПИСОК ИСПОЛЬЗРВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
Физическая культура и спорт являются наиболее универсальным способом физического и духовного оздоровления нации, но их возможности не используются в полной мере.
В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному Собранию "О положении в стране и основных направлениях внутренней и внешней политики государства" на 2001 год отмечается, что "… здоровье народа сегодня напрямую связано не только с состоянием общественного здравоохранения, но и с самим образом жизни людей…".
В настоящее время в нашей стране продолжают оставаться очень сложными социально-демографическая ситуация и положение состояния здоровья населения.
По данным различных исследований, лишь около 10% молодежи имеют уровень физического состояния и здоровья, близкий к норме, около 40% детей страдают хроническими заболеваниями. Резко прогрессируют болезни сердечно-сосудистой и костно-мышечной систем, которые во многом обусловлены недостаточной двигательной активностью.
Около 50% юношей и девушек выходят из школы уже имея 2-3 диагноза болезней, а в целом лишь 15% выпускников можно считать практически здоровыми.
Всемирно признано, что занятия физической культурой и спортом являются превентивным средством поддержания и укрепления здоровья и профилактики различных неинфекционных заболеваний (сердечно-сосудистых, ишемической болезни сердца, диабета, остеопороза, ожирения и т.д.) и вредных привычек (пьянства, табакокурения, токсикомании и т.д.).
Забота о развитии физической культуры и спорта - важнейшая составляющая социальной политики государства, обеспечивающая воплощение в жизнь гуманистических идеалов, ценностей и норм, открывающих широкий простор для выявления способностей людей, удовлетворения их интересов и потребностей, активизации человеческого фактора. В этом и заключается актуальность темы исследования.
Объект исследования – муниципальное управлении в сфере физической культуры и спорта.
Предмет исследования - муниципальное управление в сфере физической культуры и спорта в Одинцовском районе Московской области.
Цель данной работы – анализ управления сферы физической культуры и спорта на муниципальном уровне и разработка мероприятий, направленных на развитие массовой физической культуры и спорта на муниципальном уровне в Одинцовском муниципальном районе Московской области.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-
определить сущность
-
рассмотреть основы
-
исследовать организацию
- предложить мероприятия по развития массовой физической культуры и спорта на территории г.Одинцово.
Под муниципальной спортивной политикой следует понимать деятельность, которая направлена на осуществление активного отдыха населения путем занятий физкультурой и спортом на местном уровне.1 Испанские специалисты считают, что «муниципальная спортивная политика - это процесс постоянного взаимодействия, во время которого местная администрация проводит соответствующую деятельность, направленную на реализацию в жизнь тех решений политической власти, которые ведут к достижению определенных результатов и, как следствие, к определенному социальному эффекту». В этом смысле у муниципальных властей, пожалуй, нет более действенных рычагов влияния на общество и личность, ибо именно эти личности и участвуют в осуществлении этой политики и пользуются ее результатами.
Говоря о муниципальной спортивной политике, следует иметь в виду и участие в спортивной деятельности играет важную роль и приносит большую социальную пользу обществу. Специалисты называют следующие преимущества организации спортивной деятельности на территориях:2
-
польза для здоровья от
- укрепление чувства общности от совместной деятельности;
-
улучшение качества жизни
- вклад в развитие и оживление экономики;
- лучшая интеграция поколений;
- средство уменьшения различных социальных пороков, особенно наркомании и преступности среди молодежи.
Развитие
спортивной деятельности на местах имеет
большое значение особенно для молодых,
которые заканчивают или
Анализ опыта многих регионов и городов, в том числе различных стран показывает, что муниципальная спортивная политика во многом зависит от принятия решений относительно форм собственности спортивных сооружений, условий их эксплуатации и предоставления спортивно-оздоровительных услуг. Есть много примеров в западных странах, которые можно считать чисто «социалистическими» (бесплатное или льготное пользование спортсооружениями, бесплатный вход на спортивные мероприятия, наличие большого количества добровольных помощников и т.д.).3
Как правило, средства, выделяемые правительством страны, расходуются на содержание государственных спортивных органов, большой спорт, проведение спортивных мероприятий и строительство спортсооружений национального масштаба, подготовку кадров, проведение научно-исследовательской и информационной деятельности.
Средства местных органов власти идут, главным образом, на развитие спорта для всех, частично на большой спорт, и, прежде всего, на содержание команд по игровым видам спорта, спортивных клубов, строительство и эксплуатации спортсооружений муниципального характера.4
В связи с тем что физическая культура и спорт являются универсальным средством укрепления здоровья, профилактики асоциального поведения населения, в работе органов местного самоуправления основное внимание следует уделить тем направлениям физкультурно -спортивной деятельности, которые обеспечат максимальное привлечение населения к регулярным занятиям физической культурой и спортом. Такими направлениями являются: 5
-
организация физкультурно-
-
развитие материально-
- развитие детского спорта;
-
организация и проведение
- пропаганда здорового образа жизни.
Настоящая система организации массовой физической культуры по месту жительства населения, сохранившаяся с советских времен, неэффективна в новых социально-экономических условиях.
Сегодня основная нагрузка в организации физкультурно-спортивной работы по месту жительства приходится на детско-подростковые клубы, которые в большинстве случаев ориентированы на организацию досуга детей и подростков, используя самые различные формы занятий, в которых физическая культура и спорт - далеко не на первом месте. При этом, организацией физкультурно-спортивной работы с населением зрелого и пожилого возраста практически никто не занимается.6
Федеральным законом от 4 декабря 2007 года N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» установлены правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта в Российской Федерации, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте.
Законодательство о физической культуре и спорте основывается на следующих принципах:7
1) обеспечение права каждого на свободный доступ к физической культуре и спорту как к необходимым условиям развития физических, интеллектуальных и нравственных способностей личности, права на занятия физической культурой и спортом для всех категорий граждан и групп населения;
2)
единство нормативной правовой
базы в области физической
культуры и спорта на всей
территории Российской
3) сочетание государственного регулирования отношений в области
физической культуры и спорта с саморегулированием таких отношений субъектами физической культуры и спорта;
4)
установление государственных
5) запрет на дискриминацию и насилие в области физической культуры и спорта;
6) обеспечение безопасности жизни и здоровья лиц, занимающихся физической культурой и спортом, а также участников и зрителей физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий;
7)
соблюдение международных
8)
содействие развитию
9) взаимодействие федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг (включая противодействие применению допинга) и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта (далее - Феде альный орган исполнительной власти в области физической культуры и спорта), органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления со спортивными федерациями;
10)
непрерывность и
11) содействие развитию всех видов и составных частей спорта с учетом уникальности спорта, его социальной и образовательной функций, а также специфики его структуры, основанной на добровольной деятельности его субъектов.8
В Московской области в декабре 2008 года принят Закон Московской области « О физической культуре и спорте в Московской области» № 226-2008-оз. Указанный закон регулирует отношения в области физической культуры и спорта в Московской области в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Московской области.
К полномочиям Московской областной Думы в области физической культуры и спорта относится принятие законов Московской области в области физической культуры и спорта, контроль за их соблюдением и исполнением.
Развитие массовой физической культуры проводится на основе целевых федеральных, региональных и муниципальных программ.
В настоящее время в РФ основной программой развития физической культуры и спорта в стране являются ФЦП «Развитие физической культуры и спорта в РФ на 2006-2015 гг.»