Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:28, курсовая работа
Соответственно задачей данной работы является рассмотрение, анализ известных теорий мотиваций, методов и способов стимулирования работников, а также нахождения наиболее эффективного и действенного.
Введение 2
Глава I. Понятие и сущность мотивации и стимулирования. Основные теории. 3
Глава II. Анализ способов мотивации и стимулирования работников. Принципы создания системы стимулирования на предприятии. 18
Глава III. Действующие системы стимулирования и мотивации персонала. Опыт в России и за рубежом. 29
Заключение 38
Список использованной литературы 40
Таким
образом, содержательные теории мотивации
базируются на исследовании потребностей
и выявлении факторов, определяющих поведение
людей.
Второй
подход к мотивации базируется на
процессуальных теориях. Здесь говорится
о распределении усилий работников
и выборе определенного вида поведения
для достижения конкретных целей. К
таким теориям относятся теория ожиданий,
или модель мотивации по В. Вруму, теория
справедливости и теория или модель Портера-Лоулера.
Согласно теории ожиданий В. Врума не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.
Процессуальные
теории ожидания устанавливают, что
поведение сотрудников
Сказанное
означает, что в теории ожидания
подчеркивается необходимость в
преобладании повышения качества труда
и уверенности в том, что это
будет отмечено руководителем, что
позволяет ему реально
ожидание того, что усилия дадут желаемые результаты | х |
ожидание того, что результаты повлекут за собой ожидаемое вознаграждение | х |
ожидаемая ценность вознаграждения |
= |
Мотивация |
Рис. 2. Модель мотивации Врума
Исходя из теории ожиданий, можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.
Согласно
теории справедливости эффективность
мотивации оценивается
Сотрудник
оценивает свой размер поощрения
по сравнению с поощрениями других
сотрудников. При этом он учитывает
условия, в которых работают он и другие
сотрудники. Например, один работает на
новом оборудовании, а другой – на старом,
у одного было одно качество заготовок,
а у другого - другое. Или, например, руководитель
не обеспечивает сотрудника той работой,
которая соответствует его квалификации;
отсутствовал доступ к информации, необходимой
для выполнения работы и.т.д.
Теория мотивации Л. Портера и Э. Лоулера построена на сочетании элементов теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.
Рис. 3. Модель Портера-Лоулера
Модель работает следующим образом. Человек соединяет ценность ожидаемого вознаграждения (1) со своим восприятием того, какие усилия должны быть приложены, чтобы добиться этого вознаграждения (2). В результате комбинации этих факторов получаются реально приложенные усилия (3). Они, в свою очередь, комбинируются со способностями и навыками человека (4) и восприятием роли, которую он должен сыграть (5) при выполнении данного ему задания (6). Эта работа связана с получением как внутреннего, так и внешнего вознаграждения. Внутреннее вознаграждение - это то, что заключено в самом выполнении задания, например, чувство гордости или чувство выполненного долга. Внешнее вознаграждение предполагается руководством и является прямым следствием выполнения служащими поставленной перед ними задачи.
После этого, если комбинация этих двух типов вознаграждения (8) воспринимается человеком адекватной затраченным им усилиям, она переходит в чувство удовлетворения (9). Пунктирная линия между результативностью и внешним вознаграждением означает, что может существовать связь между результативностью какого-либо сотрудника и выдаваемыми ему вознаграждениями. Пунктирная линия между результативностью и вознаграждением как справедливое показывает, что люди, в соответствии с теорией справедливости, имеют собственную оценку степени справедливости вознаграждения, выдаваемого за те или иные результаты.
Позже, используя приобретённый опыт, человек оценивает ценность награды, которую он ожидает получить в будущем за свою хорошую работу.
Элементы
теории справедливости проявляются
в том, что люди имеют собственное
суждение по поводу правильности или
неправильности вознаграждения по сравнению
с другими сотрудниками и соответственно
и степень удовлетворения. Отсюда важный
вывод о том, что именно результаты труда
являются причиной удовлетворения сотрудника,
а не наоборот. Согласно такой теории результативность
должна неукоснительно повышаться.
В теории справедливости Дж. Стэйси Адамса говорится, что люди субъективно определяют отношение полученного вознаграждения к затраченным усилиям и затем соотносят его с вознаграждением других людей, выполняющих аналогичную работу. Эта теория базируется на утверждении, что при определении фокуса своего целенаправленного поведения служащие учитывают две фундаментальные оценки:
При
проведении этих двух оценок, человек
в уме выводит определённое соотношение,
характеризующее справедливость руководства
по отношению к нему. Человек чувствует,
что к нему относятся справедливо, если
отношения вознаграждений к затратам
равны между собой.
Согласно теории В.Ф.Скиннера, поведение людей обусловлено результатом их действий в подобной ситуации в прошлом. То есть служащие извлекают уроки из опыта предыдущей работы, и стараются выполнять те задания, которые ведут к желаемому результату.
Данная теория базируется на простой модели, состоящей из четырёх шагов:
Рис. 4. Теория усиления
Скиннера
Для того, чтобы успешно применять теорию усиления, нужно понять необходимость управления последствиями поведения служащих.
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы они не рассматривали. Именно по этой причине их работы не получили дальнейшего развития.
Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития – высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно.
Например, если в определенный момент времени человеку требуется удовлетворение в первую очередь низших потребностей, срабатывает материальное стимулирование. В таком случае реализовать высшие потребности человека можно только нематериальным путем. Л.С.Выгодский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью.
Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует большое количество различных теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению.
Самым первым и наиболее распространенным методом был метод наказания и поощрения, так называемая политика “кнута и пряника”. Этот метод использовался для достижения желаемых результатов и просуществовал довольно долго в условиях административно-командной системы. Постепенно он трансформировался в систему административных и экономических санкций и стимулов.
Такой метод был эффективен при повторяющихся рутинных операциях, незначительной содержательной части работы, невозможности поменять место работы (по разным причинам), а также в условиях бригадных и коллективных подрядов, где действовали регламентированные надбавки и удержания.
У людей есть масса потребностей, лишь немногие из которых можно удовлетворить непосредственно при помощи денег. Другие потребности, например, потребность в успехе, в причастности, власти или самореализации, также мотивируют поведение, но их можно удовлетворить при помощи денег лишь косвенно (если вообще можно).
Существует несколько правил использования денег в качестве мотиватора:
Исходя из перечисленных теорий, на мой взгляд, наиболее универсальной в исследовании потребностей работников является пирамида А. Маслоу. Любой человек начинает работать, так как присутствуют физиологические потребности, затем, удовлетворив их, он нуждается в уверенности в завтрашнем дне, и так далее по пирамиде Маслоу.
Что
касается процессуального подхода,
то вывод можно сделать следующий:
каждый работник имеет такие потребности,
которые могут быть удовлетворены
в результате вознаграждений. Причем,
согласно теории справедливости, работник
оценивает свой размер поощрений и
вознаграждений с поощрениями других
сотрудников. Поэтому менеджерам не следует
вознаграждать всех одинаково. Большие
вознаграждения за продуктивную работу
должны стимулировать остальных и заставлять
их обнаруживать в себе те потребности,
которые могут быть удовлетворены именно
поощрениями.
Глава II. Способы мотивации и стимулирования работников. Принципы создания системы стимулирования на предприятии.
Современный этап экономических реформ в России характеризуется тем, что предприятия работают в обстановке растущих требований различных общественных групп. В этой связи особую актуальность приобретает создание эффективной системы стимулирования наемных работников.
При создании системы стимулирования следует исходить из разработанных в теории управления и применяемых в рыночной экономике принципов:
Первый принцип – комплексность. Комплексность предполагает, что необходим всесторонний подход с учетом всех возможных факторов: организационных, правовых, технических, материальных, социальных, моральных и социологических.
Организационные факторы – это установление определенного порядка проведения работ, разграничение полномочий, формулирование целей и задач. Как уже было сказано, правильная организация производственного процесса закладывает фундамент под дальнейшую эффективную и качественную работу.
С организационными факторами тесно взаимодействуют правовые факторы, которые служат цели обеспечения соответствия прав и обязанностей работника в процессе труда с учетом возложенных на него функций. Это необходимо для правильной организации производства и дальнейшего справедливого стимулирования.
Информация о работе Мотивация в западных теориях и отечественной практике