Мотивация в западных теориях и отечественной практике

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Января 2012 в 15:28, курсовая работа

Описание работы

Соответственно задачей данной работы является рассмотрение, анализ известных теорий мотиваций, методов и способов стимулирования работников, а также нахождения наиболее эффективного и действенного.

Содержание

Введение 2
Глава I. Понятие и сущность мотивации и стимулирования. Основные теории. 3
Глава II. Анализ способов мотивации и стимулирования работников. Принципы создания системы стимулирования на предприятии. 18
Глава III. Действующие системы стимулирования и мотивации персонала. Опыт в России и за рубежом. 29
Заключение 38
Список использованной литературы 40

Работа содержит 1 файл

Doc2.doc

— 263.00 Кб (Скачать)

       Таким образом, содержательные теории мотивации  базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей. 

       Второй  подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится  о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения  для достижения конкретных целей. К  таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель Портера-Лоулера. 

       Согласно  теории ожиданий В. Врума не только потребность является необходимым  условием мотивации человека для  достижения цели, но и выбранный тип поведения.

       Процессуальные  теории ожидания устанавливают, что  поведение сотрудников определяется поведением:

  • руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника;
  • сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;
  • сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение;
  • сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности.

       Сказанное означает, что в теории ожидания подчеркивается необходимость в  преобладании повышения качества труда  и уверенности в том, что это  будет отмечено руководителем, что  позволяет ему реально удовлетворить свою потребность. 

ожидание  того, что усилия дадут желаемые результаты  
 
х
ожидание того, что результаты повлекут за собой  ожидаемое вознаграждение  
 
х
 
ожидаемая ценность вознаграждения
 
 
=
 
 
Мотивация

Рис. 2. Модель мотивации  Врума

       Исходя  из теории ожиданий, можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. Например, в ряде коммерческих структур вознаграждение выделяют в виде определенных товаров, заведомо зная, что работник в них нуждается.

       Согласно  теории справедливости эффективность  мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении.

       Сотрудник оценивает свой размер поощрения  по сравнению с поощрениями других сотрудников. При этом он учитывает условия, в которых работают он и другие сотрудники. Например, один работает на новом оборудовании, а другой – на старом, у одного было одно качество заготовок, а у другого - другое. Или, например, руководитель не обеспечивает сотрудника той работой, которая соответствует его квалификации; отсутствовал доступ к информации, необходимой для выполнения работы и.т.д. 

       Теория  мотивации Л. Портера и Э. Лоулера  построена на сочетании элементов  теории ожиданий и теории справедливости. Суть ее в том, что введены соотношения между вознаграждением и достигнутыми результатами.

Рис. 3. Модель Портера-Лоулера

        Модель  работает следующим образом. Человек  соединяет ценность ожидаемого вознаграждения (1) со своим восприятием того, какие  усилия должны быть приложены, чтобы добиться этого вознаграждения (2). В результате комбинации этих факторов получаются реально приложенные усилия (3). Они, в свою очередь, комбинируются со способностями и навыками человека (4) и восприятием роли, которую он должен сыграть (5) при выполнении данного ему задания (6). Эта работа связана с получением как внутреннего, так и внешнего вознаграждения. Внутреннее вознаграждение - это то, что заключено в самом выполнении задания, например, чувство гордости или чувство выполненного долга. Внешнее вознаграждение предполагается руководством и является прямым следствием выполнения служащими поставленной перед ними задачи.

        После этого, если комбинация этих двух типов  вознаграждения (8) воспринимается человеком  адекватной затраченным им усилиям, она переходит в чувство удовлетворения (9). Пунктирная линия между результативностью и внешним вознаграждением означает, что может существовать связь между результативностью какого-либо сотрудника и выдаваемыми ему вознаграждениями. Пунктирная линия между результативностью и вознаграждением как справедливое показывает, что люди, в соответствии с теорией справедливости, имеют собственную оценку степени справедливости вознаграждения, выдаваемого за те или иные результаты.

        Позже, используя приобретённый опыт, человек оценивает ценность награды, которую он ожидает получить в будущем за свою хорошую работу.

       Элементы  теории справедливости проявляются  в том, что люди имеют собственное  суждение по поводу правильности или  неправильности вознаграждения по сравнению с другими сотрудниками и соответственно и степень удовлетворения. Отсюда важный вывод о том, что именно результаты труда являются причиной удовлетворения сотрудника, а не наоборот. Согласно такой теории результативность должна неукоснительно повышаться.  

    В теории справедливости Дж. Стэйси Адамса говорится, что люди субъективно  определяют отношение полученного  вознаграждения к затраченным усилиям  и затем соотносят его с  вознаграждением других людей, выполняющих  аналогичную работу. Эта теория базируется на утверждении, что при определении фокуса своего целенаправленного поведения служащие учитывают две фундаментальные оценки:

          1. «Что я даю организации?» этот вклад включает в себя усилия, опыт, образование, навыки и подготовку.
          2. «Какое вознаграждение я получу, особенно по сравнению с вознаграждением других служащих, выполняющих такую же работу?» вознаграждение в данном случае может иметь разнообразную форму: заработная плата, дополнительные льготы, премии, условия работы и показатели статуса.

    При проведении этих двух оценок, человек в уме выводит определённое соотношение, характеризующее справедливость руководства по отношению к нему. Человек чувствует, что к нему относятся справедливо, если отношения вознаграждений к затратам равны между собой. 

    Согласно теории В.Ф.Скиннера, поведение людей обусловлено результатом их действий в подобной ситуации в прошлом. То есть служащие извлекают уроки из опыта предыдущей работы, и стараются выполнять те задания, которые ведут к желаемому результату.

      Данная  теория базируется на простой модели, состоящей из четырёх шагов:

 

Рис. 4. Теория усиления Скиннера 

      Для того, чтобы успешно применять  теорию усиления, нужно понять необходимость  управления последствиями поведения  служащих.

  1. При положительном подкреплении менеджер поощряет определённое поведение, обеспечивая ожидаемые служащими последствия.
  2. При негативном подкреплении  тоже поощряет определённое поведение, но на этот раз это делается иным способом. При нежелательном поведении наступают и нежелательные последствия. Это делается для того, чтобы в следующий раз человек избегал вести себя подобным образом.
  3. Используя эффект тушения, менеджер пытается ослабить нежелательное поведение тем, что не обеспечивает желаемого вознаграждения.
  4. Наказание - это попытка устранить нежелательное поведение, обеспечивая нежелательные последствия.
 

       Среди отечественных ученых наибольших успехов  в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики  А. Н. Леонтьев и  Б. Ф. Ломов. Они исследовали  проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы они не рассматривали. Именно по этой  причине их работы не получили дальнейшего развития.

       Теория  Выгодского утверждает, что в психике  человека имеются два параллельных уровня развития – высший и низший, которые и определяют высокие и низкие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого невозможно.

     Например, если в определенный момент времени  человеку требуется удовлетворение в первую очередь низших потребностей, срабатывает материальное стимулирование. В таком случае реализовать высшие потребности человека можно только нематериальным путем. Л.С.Выгодский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью.

       Процесс мотивации очень сложен и неоднозначен. Существует большое количество различных  теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению.

       Самым первым и наиболее распространенным методом был метод наказания и поощрения, так называемая политика “кнута и пряника”. Этот метод использовался для достижения желаемых результатов и просуществовал довольно долго в условиях административно-командной системы. Постепенно он трансформировался в систему административных и экономических санкций и стимулов.

       Такой метод был эффективен при повторяющихся  рутинных операциях, незначительной содержательной части работы, невозможности поменять место работы (по разным причинам), а  также в условиях бригадных и коллективных подрядов, где действовали регламентированные надбавки и удержания.

       У людей есть масса потребностей, лишь немногие из которых можно удовлетворить  непосредственно при помощи денег. Другие потребности, например, потребность в успехе, в причастности, власти или самореализации, также мотивируют поведение, но их можно удовлетворить при помощи денег лишь косвенно (если вообще можно).

       Существует  несколько правил использования  денег в качестве мотиватора:

  • желанием получить деньги можно мотивировать (в определённое время) почти любого человека;
  • деньги не являются конечной целью, они лишь индикатор положения человека;
  • людей интересует не столько абсолютное количество полученных ими денег, а денежное вознаграждение по сравнению с другими людьми;
  • существует множество потребностей, которые нельзя удовлетворить с помощью денег.
 

      Исходя  из перечисленных теорий, на мой  взгляд, наиболее универсальной в исследовании потребностей работников является пирамида А. Маслоу. Любой человек начинает работать, так как присутствуют физиологические потребности, затем, удовлетворив их, он нуждается в уверенности в завтрашнем дне, и так далее по пирамиде Маслоу.

      Что касается процессуального подхода, то вывод можно сделать следующий: каждый работник имеет такие потребности, которые могут быть удовлетворены  в результате вознаграждений. Причем, согласно теории справедливости, работник оценивает свой размер поощрений и вознаграждений с поощрениями других сотрудников. Поэтому менеджерам не следует вознаграждать всех одинаково. Большие вознаграждения за продуктивную работу должны стимулировать остальных и заставлять  их обнаруживать в себе те потребности, которые могут быть удовлетворены именно поощрениями. 
 
 

 

       Глава II. Способы мотивации и стимулирования работников. Принципы создания системы стимулирования на предприятии.

      Современный этап экономических реформ в России характеризуется тем, что предприятия работают в обстановке растущих требований различных общественных групп. В этой связи особую актуальность приобретает создание эффективной системы стимулирования наемных работников.

      При создании системы стимулирования следует  исходить из разработанных в теории управления и применяемых в рыночной экономике принципов:

    • комплексность;
    • системность;
    • регламентация;
    • специализация;
    • стабильность;
    • целенаправленное творчество.

      Первый  принцип – комплексность. Комплексность  предполагает, что необходим всесторонний подход с учетом всех возможных факторов: организационных, правовых, технических, материальных, социальных, моральных и социологических.

      Организационные факторы – это установление определенного  порядка проведения работ, разграничение  полномочий, формулирование целей и задач. Как уже было сказано, правильная организация производственного процесса закладывает фундамент под дальнейшую эффективную и качественную работу.

      С организационными факторами тесно  взаимодействуют правовые факторы, которые служат цели обеспечения соответствия прав и обязанностей работника в процессе труда с учетом возложенных на него функций. Это необходимо для правильной организации производства и дальнейшего справедливого стимулирования.

Информация о работе Мотивация в западных теориях и отечественной практике