Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 21:32, контрольная работа
Людей следует побуждать к действиям для достижения некоторого желательного результа¬та. Это было отлично известно руководителям с глубокой древности. Не задумываясь о теоретической стороне вопроса, они весьма успешно направляли деятельность своих подчиненных или подданных на достижение поставленных или естественным путем возникших целей, тех целей, которые руково¬дители, как бы они ни назывались, считали своими. Для этого они использовали разнообразные приемы и методы формирования у членов организации мотивов соответствующего поведения. Но такие – стихийные подходы к мотивации ограничены и не могут использоваться в современных условиях.
Введение…………………………………………………………………………………………………………………………………………….3
1. Теоретические основы мотивации…………………………………………………………………………………..5
1.1 Потребности………………………………………………………………………………………………………..…………………..5
1.2 Мотивы и мотивация трудовой деятельности………………………………………………….……6
1.3 Мотивация и современные ее теории……………………………………………………….…………………8
2. Система мотивационных влияний на ООО "Альтернатива+ Сеть Семейных Поликлиник"…………………………………………………………………………………………………………………………………19
2.1 Основные сведения о предприятии…………………………………………………………………………..19
2.2 Организационная структура ООО "Альтернатива+ Сеть Семейных Поликлиник"………………………………………………………………………………………………………………………………..19
2.3 Проект системы мотивационных влияний на персонал предприятия……..21
2.4 Совершенствование оплаты труда………………………………………………………………….………..23
Заключение……………………………………………………………………………………………………………………………..……25
Литература……………………………………………………………………………………………………………………………………27
Самая высокая потребность
- потребность самовыражения и
роста человека как личности - никогда
не может быть удовлетворена полностью,
поэтому процесс мотивации
Долг руководителя заключается
в том, чтобы тщательно наблюдать
за своими подчиненными, своевременно
выяснять, какие активные потребности
движут каждым из них, и принимать решения
по их реализации с целью повышения эффективности
работы сотрудников.
Теория мотивации Дэвида Мак
Клелланда. С развитием экономических
отношений и совершенствованием управления
значительная роль в теории мотивации
отводится потребностям более высоких
уровней. Представителем этой теории является
Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению
структура потребностей высшего уровня
сводится к трем факторам: стремлению
к успеху, стремлению к власти, к признанию.11 При таком утверждении успех
расценивается не как похвала или признание
со стороны коллег, а как личные достижения
в результате активной деятельности, как
готовность участвовать в принятии
сложных решений и нести за них персональную
ответственность. Стремление к власти
должно не только говорить о честолюбии,
но и показывать умение человека
успешно работать на разных уровнях управления
в организациях, а стремление к признанию
- его способность быть неформальным
лидером, иметь свое собственное мнение
и уметь убеждать окружающих в его
правильности.
Согласно теории Мак Клелланда люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.
Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и т.д. Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся его расширить. Их руководители должны способствовать этому.
Теория мотивации Фредерика Герцберга. Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.
Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.
Таблица 1. Факторы, влияющие на удовлетворённость в работе12
Гигиенические факторы |
Мотивация |
Политика фирмы и администрации |
Успех |
Условия работы |
Продвижение по службе |
Заработок |
Признание и одобрение результата |
Межличностные отношения |
Высокая степень ответственности |
Степень непосредственного контроля за работой |
Возможность творческого и делового роста |
Первая группа факторов (гигиенические факторы) связана с самовыражением личности, ее внутренними потребностями, а также с окружающей средой, в которой осуществляется сама работа. Вторая группа факторов мотивации связана с характером и сущностью самой работы. Руководитель здесь должен помнить о необходимости обобщения содержательной части работы.
Гигиенические факторы Ф. Герцберга, как видно, соответствуют физиологическим потребностям, потребности в безопасности и уверенности в будущем.
Разница в рассмотренных теориях следующая: по мнению А. Маслоу, после мотивации рабочий обязательно начинает лучше работать, по мнению Ф. Герцберга, рабочий начнет лучше работать только после того, как решит, что мотивация неадекватна.
Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.
Таблица 2. Оценка характеристик своей работы самими рабочими13
Факторы повышения производительности |
Заставляют работать интенсивнее |
Делают более привлекательной |
И то и другое |
Хорошие шансы продвижения по службе |
48 |
22 |
19 |
Хороший заработок |
45 |
27 |
22 |
Оплата, связанная с результатами труда |
43 |
31 |
16 |
Признание и одобрение хорошо выполненной работы |
41 |
34 |
17 |
Работа, которая заставляет развивать свои способности |
40 |
27 |
20 |
Сложная и трудная работа |
38 |
30 |
15 |
Работа, позволяющая думать самостоятельно |
37 |
33 |
17 |
Высокая степень ответственности |
36 |
35 |
18 |
Работа, требующая творческого подхода |
35 |
31 |
20 |
Работа без больших напряжений и стрессов |
15 |
61 |
13 |
Удобное расположение |
12 |
56 |
12 |
На рабочем месте нет шума и чистая окружающая среда |
12 |
56 |
12 |
Хорошие отношения в коллективе |
17 |
54 |
13 |
Хорошие отношения с непосредственным начальником |
19 |
52 |
12 |
Достаточная информированность о ходе дел в фирме |
20 |
49 |
16 |
Гибкий график работы |
20 |
49 |
12 |
Значительные дополнительные льготы |
27 |
45 |
18 |
Теория СВР К. Алдерфера. К. Алдерфер, как и Маслоу, объединяет потребности человека в группы, которых насчитывает три:14
1. Потребности существования («С» в аббревиатуре СВР) – физиологические и потребности в безопасности.
2.Потребности взаимосвязей
(«В») включает в себя
3. Потребность роста («Р»)
побуждают человека к
Эти группы потребностей сопоставимы с выделенными Маслоу, но отличаются тем, это движение от потребностей к потребности происходит не только снизу вверх, но и в обе стороны. Наверх, если удовлетворена потребность низшего уровня, и вниз, если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом неудовлетворённая потребность более высокого уровня усиливает действие потребности более низкого уровня, и человек переключается на удовлетворение этих потребностей, даже если они были полностью удовлетворены.15 Движение с более высокого уровня на более низкий Алдерфер называет фрустрацией, то есть разочарованием, крушение надежды на удовлетворение. Пока проверить на практике теорию Алдерфера не удаётся, но полезность его концепции заключается в обогащении представлений о процессе мотивации и расширении перспектив поиска его эффективных форм.
Процессуальные теории мотивации.
Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория, или модель, Портера - Лоулера.
Теория ожиданий В. Врума. Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения.
Процессуальные теории
ожидания устанавливают, что
поведение сотрудников
Сказанное означает,
что в теории ожидания подчеркивается
необходимость в преобладании
повышения качества труда и
уверенности в том, что это
будет отмечено руководителем, что
позволяет ему реально
Исходя из теории
ожиданий, можно сделать вывод,
что работник должен иметь такие
потребности, которые могут быть
в значительной степени удовлетворены
в результате предполагаемых
вознаграждений. А руководитель
должен давать такие поощрения,
которые могут удовлетворить
ожидаемую потребность
Теория справедливости. Согласно этой теории
эффективность мотивации оценивается
работником не по определенной
группе факторов, а системно с учетом оценки
вознаграждений, выданных другим работникам,
работающим в аналогичном системном окружении.
Сотрудник оценивает
свой размер поощрения по сравнению
с поощрениями других сотрудников.
При этом он учитывает условия
в которых работают он и другие
сотрудники. Например, один работает на
новом оборудовании, а другой - на старом,
у одного было одно качества заготовок,
а другого - другое. Или, например руководитель
не обеспечивает сотрудника
той работой, которая соответствует его
квалификации. Или отсутствовал доступ
к информации, необходимой для выполнения
работы, и т.д.
Теория мотивации Л. Портера - Э.
Лоулера. Эта теория построена на сочетании
элементов теории ожиданий и теории справедливости.
Суть ее в том, что введены соотношения
между вознаграждением и достигнутыми
результатами.
Л. Портер и Э. Лоулер ввели
три переменные, которые влияют на
размер вознаграждения: затраченные
усилия, личностные качества человека
и его способности и осознание своей
роли в процессе труда. Элементы
теории ожидания здесь проявляются
в том, что работник оценивает вознаграждение
в соответствии с затраченными усилиями
и верит в то, что это вознаграждение
будет адекватно затраченным им усилиям. 17Элементы теории справедливости
проявляются в том, что люди
имеют собственное суждение по
поводу правильности или неправильности
вознаграждения по сравнению с другими
сотрудниками и соответственно
и степень удовлетворения. Отсюда
важный вывод о том, что именно
результаты труда являются причиной
удовлетворения сотрудника, а не
наоборот. Согласно такой теории результативность
должна неукоснительно повышаться.
Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы они не рассматривали. Именно по этой причине их работы не получили дальнейшего развития. По моему мнению, все основные положения теории Выгодского подходят и для производственной деятельности.
Теория Выгодского утверждает,
что в психике человека
имеются два параллельных
уровня развития - высший
и низший, которые и
определяют высокие и низкие
потребности человека и развиваются
параллельно.18 Это означает, что удовлетворение
потребностей одного уровня
с помощью средств другого невозможно.
Например, если в определенный
момент времени человеку требуется
удовлетворение в первую очередь
низших потребностей, срабатывает
материальное стимулирование. В
таком случае реализовать высшие
потребности человека можно
только нематериальным путем. Л.С.Выгодский
сделал вывод о том, что высшие
и низшие потребности развиваясь параллельно
и самостоятельно, совокупно управляют
поведением человека и его деятельностью.
По всему мнению, эта
теория более прогрессивна,
чем любая другая. Однако
она не учитывает высшие проблемные
потребности человека.
Исходя из системного представления человеческой деятельности, можно утверждать, что человек принимает решения на уровне регулирования, адаптации и самоорганизации. Соответвественно и потребности должны быть реализованы на каждом из указанных уровней одновременно. Можно утверждать, что низшие, высшие и самые высшие потребности развиваются параллельно и совокупно и управляются поведением человека на всех уровнях его организации, т. е. существует тройственный характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное стимулирование.19
Теория «X» и «Y» Д. МакГрегора. Эта теория несколько обособлена от других описанных процессуальных теорий мотивации. В связи с тем, что она описывает типы и поведение руководителей организаций, в менеджменте её часто относят к теориям власти и лидерства. Тем не менее, в связи с тем, что руководители – это также сотрудники коллектива, которым свойственны мотивация труда и определённое поведение в процессе труда, то её также относят к процессуальным теориям мотивации.