Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 13:02, курсовая работа
К настоящему времени, прежде всего, зарубежными фирмами, но также и российскими предприятиями накоплен значительный опыт в разработке систем мотивации. Но, несмотря на наличие значитель¬ного количества различных мотивационных систем, выбрать из них единственную и механически внедрить ее принципы на конкретном российском предприятии практически невозможно. Это объясняется тем, что нельзя переносить зарубежный опыт на российскую действительность не учитывая социально-экономические и культурные особенности развития страны.
Содержание 2
Введение 3
1. Мотивация, её сущность, значение и особенности 4
1.1. Понятие и сущность мотивации 4
1.2. Мотивационный процесс 8
1.3. Методы мотивации персонала 10
1.4. Теории мотивации 14
2. Особенности мотивации таможенных органов 17
2.1. Структура и функции таможенных органов 17
2.2. Содержание мотивации труда таможенника 20
Заключение 24
Список литературы 25
Приложение 26-29
2. Управление по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.
3.
Обогащение труда
- эта система в
большей степени
относится к неэкономическим
методам и означает
предоставление людям
более содержательной,
перспективной работы,
значительной
4. Система участия в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях .
В рамках этих групп методов сегодня разрабатываются отдельные методики и системы стимулирования персонала.
Рисунок
2. Схема материальной
мотивации персонала
Существуют несколько основных теорий мотивации:
1) Теория мотивации по А. Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп:
1.физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;
2.потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира;
3.социальные потребности - необходимость в социальном окружении. В общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;
4.потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;
5.потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.
Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней. В этой теории долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
Рисунок
3. Иерархия потребностей (пирамида
Маслоу).
2)Теория мотивации Дэвида Мак Клелланда. Согласно этой теории структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег. Согласно теории Мак Клелланда люди, стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации. 3) Теория ожиданий В. Врума. Согласно теории ожиданий не только потребность является необходимым условием мотивации человека для достижения цели, но и выбранный тип поведения. Процессуальные теории ожидания устанавливают, что поведение сотрудников определяется поведением: 1. руководителя, который при определенных условиях стимулирует работу сотрудника;
2.сотрудника, который уверен, что при определенных условиях ему будет выдано вознаграждение;
3.сотрудника и руководителя, допускающих, что при определенном улучшении качества работы ему будет выдано определенное вознаграждение;
4.сотрудника, который сопоставляет размер вознаграждения с суммой, которая необходима ему для удовлетворения определенной потребности. Исходя из теории ожиданий, можно сделать вывод, что работник должен иметь такие потребности, которые могут быть в значительной степени удовлетворены в результате предполагаемых вознаграждений. А руководитель должен давать такие поощрения, которые могут удовлетворить ожидаемую потребность работника. 4)Теория справедливости. Согласно этой теории эффективность мотивации оценивается работником не по определенной группе факторов, а системно с учетом оценки вознаграждений, выданных другим работникам, работающим в аналогичном системном окружении. Сотрудник оценивает свой размер поощрения по сравнению с поощрениями других сотрудников. При этом он учитывает условия, в которых работают он и другие сотрудники.
5)Теория
мотивации Л. Портера -
Э. Лоулера. Эта теория
построена на сочетании
элементов теории ожиданий
и теории справедливости.
Суть ее в том, что введены
соотношения между вознаграждением
и достигнутыми результатами. Существуют
три переменные, которые
влияют на размер вознаграждения:
затраченные усилия,
личностные качества
человека и его способности
и осознание своей роли
в процессе труда. Элементы
теории ожидания здесь
проявляются в том, что
работник оценивает
вознаграждение адекватно
с затраченными усилиями.
Элементы теории справедливости
проявляются в том, что
люди имеют собственное
суждение по поводу
правильности или неправильности
вознаграждения по сравнению
с другими сотрудниками
и соответственно и
степень удовлетворения.
Отсюда важный вывод
о том, что именно результаты
труда являются причиной
удовлетворения сотрудника,
а не наоборот.
2.1 Структура и функции таможенных органов
Таможенные
органы России - это
государственные органы,
регулирующие правоотношения,
возникающие, изменяющиеся
и прекращающиеся в
сфере таможенного дела.Правовой
статус таможенных органов
определяется их местом
и ролью в общей системе
органов государственной
власти Российской Федерации.
Таможенные органы являются
составной частью системы
органов федеральной
исполнительной власти
Российской Федерации.
Структурa федеральных
органов исполнительной
власти определена Указом
Президента РФ от 14 августа
1996 г. и утверждена в
новой редакции Указом
Президента РФ от 9 июля 1997
г. Исходя из понимания
федеральной исполнительной
власти как деятельности,
состоящей в практической
реализации норм и положений
Конституции РФ, федеральных
законов и иных правовых
актов, можно сказать,
что таможенные органы
осуществляют исполнительную
и распорядительную
деятельность в сфере
таможенного дела. Эта
деятельность состоит
в повседневной практической
организации и осуществлении
таможенного дела в
стране. Важной отличительной
чертой таможенных органов,
определяющей их место
в общей системе органов
исполнительной власти,
является то, что действующим
законодательством
они отнесены к числу
правоохранительных
органов. Однако, это
отдельная тема курса
и она будет рассмотрена
нами позднее. Таможенные
органы действуют под
общим руководством
Президента РФ и Правительства
РФ и обладают строго
определенной компетенцией
в сфере таможенного
дела.
Рисунок
4. Структура таможенных
органов
Таможенные орган выполняют следующие функции: 1. Фискальные функции. В процессе осуществления своей деятельности ГТК России вносит в установленном порядке предложения о ставках и механизме применения таможенных и иных пошлин и налогов в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу; участвует в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу, включая лицензирование, регулирование цен и другие нетарифные меры, осуществляет их реализацию; организует взимание таможенных пошлин и налогов и иных таможенных платежей в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу; обеспечивает своевременное и полное внесение в федеральный бюджет таможенных пошлин и налогов; выдает или обеспечивает выдачу лицензий и квалификационных аттестатов, аннулирует или отзывает их, обеспечивает ведение реестров, утверждает размеры сборов и других платежей
2. Правоохранительные функции. К ним относятся: обеспечение участия российских таможенных органов в осуществлении мер по защите государственной безопасности, охране общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, животных и растений, окружающей природной среды, защите интересов российских потребителей ввозимых товаров; организация борьбы с контрабандой и иными преступлениями в сфере таможенного дела; обеспечение выполнения российскими таможенными органами в соответствии с действующим законодательством функций органов дознания по таким преступлениям и органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность; организация ведения борьбы с нарушениями таможенных правил и административными правонарушениями, посягающими на нормальную деятельность российских таможенных органов; обеспечение оказания содействия российскими таможенными органами борьбе с международным терроризмом и пресечению незаконного вмешательства в аэропортах России в деятельность международной гражданской авиации; осуществление контроля за соблюдением должностными лицами российских таможенных органов законности при производстве по делам о контрабанде и об иных преступлениях в сфере таможенного дела, осуществлении оперативно-розыскной деятельности, производстве по делам о нарушении таможенных правил и их рассмотрении, производстве по делам об административных правонарушениях, посягающих на нормальную деятельность таможенных органов России. 3. Функции по международному сотрудничеству в сфере таможенного дела. Здесь можно выделить следующие функции ГТК: разработка проектов международных договоров России по вопросам таможенного дела, проведение в установленном порядке переговоров по их заключению, представление предложений о заключении таких договоров; участие в разработке проектов других международных договоров России в части, касающейся таможенного дела; внесение в Правительство РФ предложений о присоединении России к международным договорам по вопросам таможенного дела; участие в деятельности международных организаций, занимающихся вопросами таможенного дела; организация участия России в деятельности Совета таможенного сотрудничества; обеспечение выполнения международных обязательств России в части, касающейся таможенного дела; обеспечение сотрудничества и взаимодействия с таможенными и другими компетентными органами иностранных государств; обеспечение изучения и анализа таможенной политики иностранных государств и состояния таможенного дела в этих государствах.
2.2 Содержание мотивации труда таможенника
В сфере управления
персоналом таможенных
органов под понятием
трудовая мотивация
подразумеваются:
- потребности и ожидания работника; - меры, которые компания применяет по отношению к таможеннику для повышения эффективности его труда; - вознаграждение, оплата труда работника . Ни одна система управления не станет эффективно функционировать, если не будет разработана эффективная модель мотивации, так как мотивация побуждает конкретного индивида и коллектив в целом к достижению личных и коллективных (организационных) целей. Мотивация — совокупность мотивов, связанных и обусловленных смыслообразующим мотивом деятельности, внутренняя детерминанта поведения, определяющая его общую направленность. Трудовая мотивация - процесс побуждения работника к эффективному труду, в котором формируется трудовое поведение индивида, работника в соответствии с целями его работы, особенностями и условиями труда в организации. Выделим основные понятия теорий мотивации. Мотив - конкретный, осознанный вид внутреннего побуждения работника, актуальная потребность, которую он пытается удовлетворить, работая в данной компании. Стимул — фактор воздействия, инструмент, используемый менеджментом для корректировки трудового поведения персонала. Стимулирование — метод управления трудовым поведением работника или группы, состоящий в целенаправленном воздействии на поведение персонала посредством влияния на условия его жизнедеятельности и использования побуждающих его к деятельности мотивов. В более широком смысле стимулирование — совокупность требований и соответствующая им система поощрений и наказаний. Различают следующие виды мотивации: - Материальная — назначение, повышение оклада, доплаты и надбавки, переменная часть заработка — премии, комиссионные и пр. (на сегодняшний день, средняя заработная плата сотрудника таможни в России: 14 – 20 тыс.руб.) - Нематериальная — вознаграждение за заслуги, имеющее денежное выражение, но выдаваемое работнику в неденежной форме (путевки, подарочные сертификаты, продукция компании). - Моральная — вознаграждения, не имеющие денежного выражения: признание статуса и заслуг (встречи с руководством, грамоты, дипломы), предоставление отдельным сотрудникам особых условий работы (гибкий или свободный график, самоконтроль качества и т. п.) и дополнительных возможностей распоряжаться ресурсами организации. - Организационная — создание организационной культуры, поддерживающей мотивацию сотрудников на достижение целей компании. Существуют также и другие виды мотивации сотрудников таможенных органов, встречающиеся в мотивационных теориях: - Мотивация достижения — стремление работника получить определенные блага в качестве вознаграждения за труд. - Мотивация избегания — стремление избежать наказания или других негативных санкций за невыполнение поставленных задач, недостижение запланированных результатов или неудовлетворительное исполнение функций. - Мотивация успеха — стремление к достижению наилучших результатов в своей профессии или в порученном деле. - Мотивация на власть - стремление человека занимать лидерские (руководящие) позиции и влиять на работу и условия труда других людей. -
Мотивация на принадлежность/ - Социальная мотивация - стремление работника к достижению высокого личного или организационного социального статуса, повышению своей социальной ответственности перед обществом . Интересной представляется теория справедливости как теории трудовой мотивации основоположником которой является социальный психолог Дж. Стейси Адамс. Главным постулатом этой теории является то, что основную роль в выполнении работы и получении удовлетворения играет степень справедливости (или несправедливости), которую ощущают работники в конкретной ситуации на своей работе. Справедливость возникает в ситуации, когда оценка трудового вклада и полученной отдачи в отношении себя и других людей основана на субъективных представлениях человека. Возраст, пол, образование, социальный статус, положение в организации, квалификация и то, насколько усердно он трудится, — вот некоторые переменные, которые человек воспринимает как вклад в выполнение работы. Полученная отдача заключается, главным образом, в различных видах поощрений, таких, как денежные выплаты, статус, повышение по службе, степень внутренней заинтересованности самой работой. В сущности, это отношение основано на восприятии работником того, что он дает (вклад) и получает (отдача), по сравнению с тем, что соответственно отдает и получает другой человек . Вознаграждением является все, что человек считает ценным для себя. Разного рода поощрения подразделяются на внутренние и внешние. К первым можно отнести чувство самоуважения, удовлетворенность достигнутым результатом, ощущение содержательности и значимости своего труда, ответственности и неформальное общение, возникающее в процессе выполнения работы. Для обеспечения такого рода вознаграждений от руководителя требуется точная постановка задачи и создание необходимых условий труда. Внешним вознаграждением выступает то, что дается организацией за выполненную работу: заработная плата, премии, продвижение по службе, символы статуса и престижа, похвалы и признания, дополнительные льготы и вознаграждения. Современные исследования базовых понятий выделили также регуляторы мотивации и главные мотиваторы. К регуляторам мотивации относятся: рабочая среда, вознаграждение,. К главным мотиваторам относятся: личное развитие, чувство причастности (доступ к информации, консультации, совместное принятие решений, эффективные коммуникации, возможность представлять компанию), интерес и вызов (интересные проекты, развивающийся опыт, возрастающая ответственность, перспективные цели, продвижение к цели) . Факторы этих групп должны быть сбалансированы, тогда возникает удовлетворенность работой и преданность организации. |