Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Октября 2011 в 13:02, курсовая работа
К настоящему времени, прежде всего, зарубежными фирмами, но также и российскими предприятиями накоплен значительный опыт в разработке систем мотивации. Но, несмотря на наличие значитель¬ного количества различных мотивационных систем, выбрать из них единственную и механически внедрить ее принципы на конкретном российском предприятии практически невозможно. Это объясняется тем, что нельзя переносить зарубежный опыт на российскую действительность не учитывая социально-экономические и культурные особенности развития страны.
Содержание 2
Введение 3
1. Мотивация, её сущность, значение и особенности 4
1.1. Понятие и сущность мотивации 4
1.2. Мотивационный процесс 8
1.3. Методы мотивации персонала 10
1.4. Теории мотивации 14
2. Особенности мотивации таможенных органов 17
2.1. Структура и функции таможенных органов 17
2.2. Содержание мотивации труда таможенника 20
Заключение 24
Список литературы 25
Приложение 26-29
Негосударственное
образовательное учреждение
высшего профессионального
образования
ИРКУТСКИЙ
ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО
ТУРИЗМА
Кафедра Экономики и менеджмента
Дисциплина Основы
менеджмента
КУРСОВАЯ
РАБОТА НА ТЕМУ:
Мотивация
в деятельности организации
Выполнил студент: Алексеева Л.А.
1 курс, группа ТДз-10-1
Руководитель: Удольская
Е.А.
Иркутск
2010
Содержание:
Содержание 2
Введение 3
1. Мотивация, её сущность, значение и особенности 4
1.1. Понятие и сущность мотивации 4
1.2. Мотивационный процесс 8
1.3. Методы мотивации персонала 10
1.4. Теории мотивации 14
2. Особенности мотивации таможенных органов 17
2.1. Структура и функции таможенных органов 17
2.2. Содержание мотивации труда таможенника 20
Заключение 24
Список литературы 25
Приложение 26-29
Введение
Я выбрала данную тему, так как она является актуальной в настоящее время. Цель моей курсовой работы-показкть значение мотивации, её сущность, её основные модели, также показать особенности мотивации в таможенных органах. Предметом данного работы является процесс формирования мотивационной сферы персонала организации, определяющий внутренние аспекты регулирования трудового поведения.
К настоящему времени, прежде всего, зарубежными фирмами, но также и российскими предприятиями накоплен значительный опыт в разработке систем мотивации. Но, несмотря на наличие значительного количества различных мотивационных систем, выбрать из них единственную и механически внедрить ее принципы на конкретном российском предприятии практически невозможно. Это объясняется тем, что нельзя переносить зарубежный опыт на российскую действительность не учитывая социально-экономические и культурные особенности развития страны.
Понятия мотива и личности неразрывно связаны друг с другом. Так отечественный психолог С.А. Рубинштейн по этому поводу говорил: "Мотивы составляют ядро личности человека". Таким образом, зная особенности личности, можно в значительной мере судить о мотивационной сфере человека, изучая мотивационную сферу, мы тем самым изучаем и личность.
Основополагающим фактором успеха любой организаций, работающих на современном рынке товаров и услуг, являются люди. В первую очередь таких квалифицированных работников необходимо найти, а это, как известно, не так просто. После того как такой персонал подобран, начинаются другие проблемы, в основном это проблемы, связанные с отсутствием мотивации человека к трудовой деятельности. Это очень опасно, потому что отсутствие мотивации порождает нежелание работать, а впоследствии и желание вообще поменять работу. Менеджерам важно и необходимо знать ключевые аспекты мотивации персонала организации для создания оптимальных условий для реализации потенциала работников предприятия.
В
самом общем виде
мотивация человека
к деятельности понимается
как
совокупность движущих
сил, побуждающих человека
к осуществлению
определенных действий.
Эти силы находятся
вне и внутри человека
и
заставляют его осознанно
или же не осознанно
совершать некоторые
поступки. При этом связь
между отдельными силами
и действиями человека
опосредована очень
сложной системой взаимодействий,
в результате чего
различные люди могут
совершенно по разному
реагировать на одинаковые
воздействия со стороны
одинаковых сил. Более
того, поведение человека,
осуществляемые им действия
в свою очередь также
могут влиять на его
реакцию на воздействия,
в результате чего может
меняться как степень
влияния воздействия,
так и направленность
поведения, вызываемая
этим
воздействием. Принимая
во внимание сказанное,
можно попытаться дать
более
детализированное определение
мотивации. Мотивация -
это совокупность
внутренних и внешних
движущих сил, которые
побуждают человека
к
деятельности, задают
границы и формы деятельности
и придают этой
деятельности направленность,
ориентированную на
достижение определенных
целей. Влияние мотивации
на поведение человека
зависит от множества
факторов, во многом
индивидуально и может
меняться под воздействием
обратной связи со стороны
деятельности человека.
Потребности - это то,
что возникает и находится
внутри человека, что
достаточно общее для
разных людей, но в то
же время имеет
определенное индивидуальное
проявление у каждого
человека.
Наконец, это то, от чего
человек стремится освободиться,
так как, пока
потребность существует,
она дает о себе знать
и “требует” своего
устранения.
Большинство потребностей
периодически возобновляются,
хотя при
этом они могут менять
форму своего конкретного
проявления, а также
степень настойчивости
и влияния на человека.
Мотив - это то, что вызывает
определенные действия
человека. Мотив
находится “внутри”
человека, имеет “персональный”
характер, зависит
от множества внешних
и внутренних по отношению
к человеку факторов,
а
также от действия других,
возникающих параллельно
с ним мотивов.
Мотив не только побуждает
человека к действию,
но и определяет, что
надо сделать и как будет
осуществлено это действие.
в частности
если мотив вызывает
действия по устранению
потребности то у
различных людей эти
действия могут быть
совершенно отличны,
даже если
они испытывают одинаковую
потребность. Мотивы
поддаются осознанию-
человек может воздействовать
на свои мотивы, приглушая
их действие
или даже устраняя их
из своей мотивационной
совокупности.
Мотивирование - это
процесс воздействия
на человека с целью
побуждения
его к определенным
действиям путем пробуждения
в нем определенных
мотивов. Мотивирование
составляет сердцевину
и основу управления
человеком. Эффективность
управления в очень
большой степени зависит
от того, насколько успешно
осуществляется процесс
мотивирования.
В зависимости от того
что преследует мотивирование,
какие,задачи оно
решает можно выделить
два основных типа мотивирования.
Первый тип
состоит в том. что путем
внешних воздействий
на человека вызываются
к действию определенные
мотивы, которые побуждают
человека
осуществлять определенные
действия, приводящие
к желательному для
мотивирующего субъекта
результату. При данном
типе мотивирования
надо
хорошо Знать то какие
мотивы могут побуждать
человека к желательным
действиям и то, как
вызывать эти мотивы.
Этот тип мотивирования
во
многом напоминает вариант
торговой сделки: “Я
даю тебе что ты хочешь,
а
ты даешь мне что я хочу”.
Если у двух сторон не
оказывается точек
взаимодействия то и
процесс мотивирования
не сможет состояться.
Второй
тип мотивирования своей
основной задачей имеет
формирование
определенной мотивационной
структуры человека.
В этом случае
основное внимание обращается
на то, чтобы развить
и усилить
желательные для субъекта
мотивирования мотивы
действии человека,
и
наоборот, ослабить
те мотивы, которые мешают
эффективном управлению
человеком. Этот тип
мотивирования носит
характер воспитательной
и
образовательной работы
и часто не связан с
какими-то конкретными
действиями или результатами,
которые ожидается получить
от человека
в виде итога его деятельности.
Второй тип мотивирования
требует
гораздо больших усилий,
знаний и способностей
для его
осуществления. Однако
и его результаты в целом
существенно
превосходят результаты
первого типа мотивирования.
Организации,
освоившие его и использующие
в своей практике, могут
гораздо успешнее
и результативнее управлять
своими членами.
Процесс использования
различных стимулов
для мотивирования людей
называется процессом
стимулирования. Стимулирование
имеет
различные формы. В практике
управления одной из
самых
распространенных его
форм является материальное
стимулирование.
Роль данного процесса
стимулирования исключительно
велика.
Однако очень важно
учитывать ситуацию,
в которой материальное
стимулирование осуществляется,
и стараться избрать
преувеличения его
возможностей, так как
человек имеет очень
сложную и не однозначную
систему потребностей,
интересов, приоритетов
и целей. Стимулирование
принципиально отличается
от мотивирования. Суть
этого
отличия состоит в том,
что стимулирование -
это одно из средств,
с
помощью которого может
осуществляется мотивирование.
При этом чем
выше уровень развития
отношений в организации,
тем реже в качестве
средств управления
людьми применяется
стимулирование. Это
связано с
тем что воспитание
и обучение как один
из методов мотивирования
людей приводят к тому
что члены организации
сами проявляют
заинтересованное участие
в делах организации,
Осуществляя необходимые
действия не дожидаясь
или же вообще не получая
соответствующего
стимулирующего воздействия.
Если посмотреть, на
что в деятельности
человека оказывает
воздействие мотивация
то выяснится что это
следующие характеристики
деятельности:
1)усилие;
2)старание;
3)настойчивость;
4)добросовестность;
5)направленность.
Человек может выполнять
свою работу потому
что она приносит ему
определенное удовлетворение (моральное
или материальное) ,
а может
делать ее потому, что
он стремиться помочь
своей организации добиться
ее
целей. Для управления
очень важно знать направленность
действий
человека, однако не
менее важно также уметь,
если надо, с помощью
мотивирования ориентировать
эти действия в направлении
определенных
целей. Мотивация делает
поведение человека
целенаправленным.
Основными
функциями мотивации
являются: 1.побуждение
к действию, 2.
Рисунок 1.
Графическое отображение
задач мотивации
Мотивация,
рассматриваемая
как процесс, теоретически
может быть
представлена в виде
шести следующих одна
за другой стадии.
Естественно, такое
рассмотрение процесса
носит достаточно условный
характер, так как в
реальной жизни нет
столь четкого разграничения
стадий и нет обособленных
процессов мотивации.
Однако для уяснения
того,как разворачивается
процесс мотивации,
какова его логика и
составные части, может
быть приемлема и полезна
ниже приводимая
модель.
Первая стадия-возникновение
не хватает. Проявляется
она в конкретное время
и начинает “требовать”
от человека,чтобы он
нашел возможность и
предпринял какие- то
шаги
для ее устранения. Потребности
могут быть самыми различными.
Условно
можно разбить на три группы:
1)Физиологические
2)Психологические
3)Социальные
Вторая стадия -
поиск путей устранения потребности.
Раз потребность возникла
и создает проблемы
для человека, то он
начинает
искать возможности
устранить ее: удовлетворить,
подавить, не замечать.
Возникает необходимость
что-то сделать, что-то
предпринять.
Третья стадия - определение
целей (направления)
действия- Человек
фиксирует, что и какими
средствами он должен
делать, чего добиться
что
получить для того, чтобы
устранить потребность.
На данной стадии
происходит увязка четырех
1)что
я должен получить, чтобы устранить потребность;
2)что я должен сделать,
чтобы получить то, что
желаю;
3)в какой мере я могу
добиться того, чего
желаю;
4)насколько то, что я
могу получить,может
устранить потребность.
Четвертая стадия-
действия, которые в
конечном счете должны
предоставить ему
возможность получения
чего-то, чтобы устранить
потребность. Так
как процесс работы
оказывает обратное
влияние на мотивацию,
то
на этой стадии может
происходить корректировка
целей.
Пятая стадия-получение
устранения потребности,
либо то, что он может
обменять на
желаемый для него объект.
На данной стадии выясняется
то, насколько
выполнение действий
дало желаемый результат.
В зависимости от этого
происходит либо ослабление,
либо сохранение, либо
же усиление мотивации
к действию.
Шестая стадия - устранение
потребности. В зависимости
от степени
снятия напряжения,
вызываемого потребностью,
а также от того,
называет устранение
потребности ослабление
или усиление мотивации
деятельности, человек
либо прекращает деятельность
до возникновения
новой потребности,
либо продолжает искать
возможности и
осуществлять действия
по устранению потребности.
Знание логики процесса
мотивации не дает существенных
преимуществ в управлении
этим процессом. Можно
указать на несколько
факторов, которые усложняют
и делают неясным процесс
практического
развертывания мотивации.
Важным факторы является
не очевидность
мотивов. Можно предполагать,догадываться
по поводу того, какие
мотивы действуют, но
в явном виде их “вычленить”
невозможно.
Следующим важным фактором
является изменчивость
мотивационного
процесса. Характер
мотивационного процесса
зависит от того, какие
потребности инициируют
его. Однако сами потребности
находятся между
собой в сложном динамическом
взаимодействии,зачастую
противореча друг
другу либо же, наоборот,
усиливая действия отдельных
потребностей - при
этом составляющие этого
взаимодействия могут
меняться во времени,
изменяя направленность
и характер действия
мотивов поэтому даже
при
самом глубоком знании
мотивационной структуры
человека, мотивов его
действия могут возникать
непредвиденные изменения
в поведении
человека и непредвиденная
реакция с его стороны
на мотивирующие
воздействия.
Еще одним фактором
делающим мотивационный
процесс каждого конкретного
человека уникальным
и не на сто процентов
предсказуемым, является
различие инновационных
структур отдельных
людей, разная степень
влияния одинаковых
мотивов на различных
людей,различная степень
зависимости действия
одних мотивов от других.У одних людей
стремление к достижению
результата может быть очень
сильным,у других же
оно может быть относительно слабым.В этом
будет добиваться результата
любыми способами. У
другого же этот мотив
соизмерим по силе действия
с мотивом на соучастие
в совместных
действиях.В этом случае
данный человек будет
вести себя по-другому.
Процесс мотивации очень
сложен и неоднозначен.
Существует большое
количество различных
теорий мотивации, пытающихся
дать объяснение этому
явлению.
1.3. Методы мотивации персонала
Методы мотивации персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. Классификация методов мотивации может быть разделена на организационно распорядительные (организационно- административные), экономические и социально-психологические является одной из наиболее широко распространенных. Данная классификация основана, на мотивационной ориентации методов управления. В зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности методы управления делятся на:
1)
Экономические методы
управления, обусловленные
экономическими стимулами.
Они предполагают материальную
мотивацию, то есть ориентацию
на выполнение определенных
показателей или заданий,
и осуществление после
их выполнения экономического
вознаграждения за результаты
работы. Использование
экономических методов
связано с формированием
плана работы, контролем
за его осуществлением,
а также экономическим
стимулированием труда,
то есть с рациональной
системой оплаты труда,
предусматривающей
поощрение за определенное
количество и качество
труда и применение
санкций за несоответствующее
его количество и недостаточное
качество. 2)Организационно-