Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:52, курсовая работа
Готовность и желание человека работать являются одними из ключевых факторов успеха функционирования организации. Работающий человек не машина, его невозможно «включить», когда требуется его работа, и «выключить», когда необходимость в его труде отпадает. Даже если человек выполняет рутинную работу, легко поддающуюся контролю и учету, не требующую творческого подхода, ¾ даже и в этом случае механическое принуждение к труду не дает желаемого результата.
Введение……………………………………………………………………………3
1 Роль и сущность мотивации в поведении человека …………………………..5
1.1 Общая характеристика мотивации …………………………………………..5
1.2 Понятие активной деятельности , общие принципы активизации деятельности , наличие взаимосвязей с эффективностью и мотивацией ……. 7
1.3 Мотивационный процесс ……………………………………………………..10
2 Виды мотивации …………………………………………………………………14
3 Мотивация как функция менеджмента …………………………………………21
Заключение …………………………………………………………………………28
Список использованной литературы ……………………………………………. 30
Основным же результатом функционирования механизма мотивации на организационно-управленческом уровне в отличие от субъективно-личностного уровня является не формирование мотивов, а регулирование мотивационной структуры в зависимости от тех целей, которые ставит руководство организации перед персоналом .
Основными принципами формирования механизма мотивации на организационно-управленческом уровне являются следующие использование комплекса необходимых и достаточных, одновременно воздействующих на человека в процессе труда стимулов, соответствие применяемых стимулов особенностям мотивационной структуры работников организации, устойчивость, как мотивов, так и стимулов, способность мотивов и стимулов к изменениям, способность гибко и оперативно снимать накапливающиеся противоречия между мотивами, а также между мотивами и стимулами, взаимоувязка целей организации и целей работников.
Деятельность, направленную на усиление мотивации организационного поведения индивидов и групп называют внутренним маркетингом.
При
этом подходе, с точки зрения управленческого
воздействия, важной является проблема
классификации стимулов, от которой
нередко зависит глубина
Следует
отметить, что классификация стимулов
сформировалась достаточно давно и
практически не претерпела сколько-нибудь
существенных изменений в управленческой
науке за последние десятилетия
.
Таблица 2
Классификация стимулов трудовой деятельности
|
Классификация стимулов по способу воздействия на мотивационную структуру личности
Важнейшим является деление стимулов по способу воздействия на мотивационную структуру личности на три формы: принуждение, побуждение и вознаграждение, что можно объяснить следующими обстоятельствами. Во-первых, рассмотрение только косвенных воздействий (вознаграждений), исключая прямые воздействия (принуждение), делает систему стимулирования неполной и, тем самым, значительно сужает возможности ее эффективного использования, поскольку из сферы стимулирования выпадает серьезный пласт отрицательных мотивов труда. Во-вторых, мотивация включает в себя огромный спектр ценностных мотивов, поэтому целесообразно и обоснованно выделение в качестве специфического стимула такой формы, как побуждение, ориентированного именно на эту группу мотивов.
Под принуждением , в работе понимается особая форма стимулов трудовой деятельности, характерными чертами которой являются использование, прежде всего, отрицательных стимулов и, соответственно, обращение к принудительной мотивации.
Под побуждением понимается апелляция к ценностной мотивации, применение стимулов, способствующих формированию интереса к содержанию труда, проявлению творческих способностей, получению удовлетворения от процесса труда и его общественной значимости, позволило выделить следующие виды побуждения убеждение, внушение, заражение, личностное влияние, участие, метафорическое влияние и др.
При этом следует иметь в виду, что отдельные виды мотивации трудовой деятельности редко встречаются изолированно друг от друга и предстают в виде различных комбинаций, соответственно и стимулирование труда, как правило, включает все формы стимулов в различном сочетании.
Вознаграждение
- это комплекс материальных и нематериальных,
прямых и косвенных благ - стимулов,
получаемых персоналом за индивидуальный
или групповой вклад в
При
всем разнообразии форм стимулирования
трудовой деятельности вознаграждение
занимает в этом комплексе особое место.
Это связано с тем, что вознаграждение,
более чем другие формы стимулирования,
подвержено влиянию как объективных факторов
(положение организации на рынке, жесткость
конкуренции, влияние государства и профсоюзов,
технологический уровень производства
и др.), так и субъективных факторов (потребности,
ценности, интересы работников, и реальное
экономическое положение). Серьезные,
подчас непредсказуемые изменения как
одной, так и другой группы факторов в
целом и по отдельности требуют постоянного
внимания к этой форме стимулирования.
Кроме того, уникальность каждой организации,
специфика работающего там персонала
предопределяют необходимость формирования
системы вознаграждения, в наибольшей
степени учитывающей специфические черты,
как самой организации так и ее внешнего
окружения, так и работающего в ней персонала.
3
МОТИВАЦИЯ КАК
ФУНКЦИЯ МЕНЕДЖМЕНТА
При выполнении той или иной деятельности человеком движут мотивы, которые имеют экономическое выражение или неэкономическое.
Экономические стимулы связаны с дополнительными выгодами, которые люди получают в результате выполнения предъявляемых им требований. Выгоды эти могут быть прямыми (денежный доход) или косвенными, облегчающими получение прямых (свободное время, позволяющее заработать в другом месте).
Но чисто экономический подход к стимулированию несостоятелен, ибо принцип максимизации собственной выгоды нельзя абсолютизировать. Против него направлены:
- Стремление к благотворительности.
- Эффект насыщения потребностей (даже престижность потребления стимулирует лишь до определенных пределов).
- Субъективное восприятие полезности материальных благ, и в частности денег.
- Психология коллективных действий.
- Невозможность достичь с помощью денег многих важных целей (например, в личной жизни и пр.) Наоборот, зачастую ради этого приходится жертвовать материальной выгодой.
- Иррациональность поведения человека, находящегося, по мимо разума, под воздействием привычек и подсознательных механизмов, например, внутреннего неприятия риска.
- Нелинейность зависимости величины вознаграждения, уровня производительности и притязаний индивида.
К формам экономического стимулирования наемных работников относится заработная плата, различные выплаты и льготы. Их функциями являются привлечение и закрепление сотрудников, повышение эффективности их работы.
Нужно иметь в виду, что заработная плата как таковая мотивирует, если работник вообще заинтересован в деньгах, вознаграждение ощутимо повышает доход и выплачивается "по горячим следам".
Сам факт вступления человека в трудовые отношения говорит о том, что он обязуется за оговоренное вознаграждение выполнять определенный круг обязанностей. Здесь еще нет места ддя стимулирования. Последнее обеспечивается способами выплаты вознаграждения.
Важную роль в деле стимулирования производительного труда играет дополнительная заработная плата в форме различного рода доплат, надбавок и единовременного вознаграждения, носящих в основном компенсационный характер и позволяющих обеспечивать большую индивидуализацию вознаграждения.
Надбавки выплачиваются за профессиональное мастерство, длительный и непрерывный стаж, высокую индивидуальную квалификацию и производительность, выполнение особо важных работ, классность, знание иностранного языка и пр. Они не связаны с какими-то дополнительными затратами труда в данный момент.
Последние возникают либо вследствие совмещения профессий и должностей (например, руководства бригадой), либо под влиянием неблагоприятных условий (разделенный день, многосменный режим, ночная работа и пр.). Если эти условия нельзя улучшить, такие затраты труда компенсируются помощью доплат.
Часть надбавок и доплат предусмотрены законодательством (за классность, звание, стаж, работу в ночное время и т.п.), другая вводится самой организацией (за профессиональное мастерство, интенсивность труда и пр).
Формами компенсации могут быть также бесплатное питание, лечебные и профилактические мероприятия; премии за непосещение врача (за здоровый образ жизни), оплата медицинской страховки;
предоставление возможности купить товары со скидкой, пользоваться автомобилем организации, оплачивать за ее счет проезд, получать ссуды,
финансовую помощь; специальные пенсионные программы;
оплата образования, повышения квалификации, получения юридических консультаций и пр. Иногда используется "компенсация по принципу кафетерия", когда работники могут выбирать в допустимых пределах пакет дополнительных вознаграждений по своему усмотрению.
Заработная плата более эффективно выполняет стимулирующую функцию при дополнении системой премирования (из прибыли или за счет экономии затрат).
Премия считается неординарным вознаграждением (исследования показали, что они мотивируют сильнее, чем ежегодное повышение заработной платы), поскольку выплачиваются лишь в определенных случаях.
Процент премии по итогам года обычно определяется заранее и корректируется в соответствии с достижениями сотрудника. Рабочие обычно премируются за достижение 1-2 показателей; служащие и специалисты - 2-3.
Премии, в зависимости от конкретной ситуации, бывают пропорциональными и непропорциональными достигнутым результатам - акцентирующими или нивелирующими. При акцентировании выплаты растут быстрее результата, а при нивелировании - медленнее. На практике существуют самые различные их комбинации.
Так, в рамках системы отрицательного стимулирования нивелируются передовики, а акцентируются отстающие. Это позволяет подтянуть последних до необходимого уровня. При положительном стимулировании, наоборот, - акцентируются передовики, что выводит организацию на наивысшие стандарты деятельности.
Для лиц, имеющих большой стаж работы в организации, применяются бонусы - разовые выплаты из прибыли, связанные со стажем и уровнем заработной платы.
Современной формой стимулирования являются: участие в предпринимательстве, включающее участие в управлении, участие в прибыли, участие в собственности.
Участие в прибыли, применяется с конца XIX века по отношению к лицам, обеспечивающим ее дополнительный прирост, до 75% которого распределяется среди них ежемесячно (чтобы люди могли наглядно видеть конкретные результаты своих усилий).
Участие в собственности может обеспечиваться путем продажи работникам акций или опционов на их покупку по твердым ценам на сумму до 15% полной заработной платы. Для фирмы это ничего не стоит, зато привязывает к ней работников, поскольку юридически их владельцами те становятся не сразу (а порой никогда).
В целом система денежных выплат призвана обеспечить большинству работников желательный уровень дохода при условии добросовестного отношения к работе и выполнению своих обязанностей (но, когда потребности удовлетворены, активность падает).
При создании системы материального стимулирования необходимо учитывать ряд обстоятельств.
Человек никогда не будет удовлетворен вознаграждением, так как невозможно точно определить его величину. Рост выплат на ограниченное время вызывает трудовой энтузиазм, затем происходит адаптация к их уровню и возникают ожидания его дальнейшего повышения. Причем разные люди не одинаково ценят вознаграждение и подвержены его стимулирующему влиянию.
Если в прошлом в определенной ситуации имело место вознаграждение, люди будут пытаться ее воссоздать искусственно любой ценой.
Вознаграждение (как и нематериальные стимулы) действенно лишь до определенных пределов.
Высокий уровень вознаграждения может привлечь неквалифицированную рабочую силу.
К неэкономическим относят организационные и морально-психологические способы стимулирования.