Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2011 в 16:52, курсовая работа
Готовность и желание человека работать являются одними из ключевых факторов успеха функционирования организации. Работающий человек не машина, его невозможно «включить», когда требуется его работа, и «выключить», когда необходимость в его труде отпадает. Даже если человек выполняет рутинную работу, легко поддающуюся контролю и учету, не требующую творческого подхода, ¾ даже и в этом случае механическое принуждение к труду не дает желаемого результата.
Введение……………………………………………………………………………3
1 Роль и сущность мотивации в поведении человека …………………………..5
1.1 Общая характеристика мотивации …………………………………………..5
1.2 Понятие активной деятельности , общие принципы активизации деятельности , наличие взаимосвязей с эффективностью и мотивацией ……. 7
1.3 Мотивационный процесс ……………………………………………………..10
2 Виды мотивации …………………………………………………………………14
3 Мотивация как функция менеджмента …………………………………………21
Заключение …………………………………………………………………………28
Список использованной литературы ……………………………………………. 30
Но эффективность труда не определяется только через уровень активности. Из определения мотивации можно выделить два составных элемента: деятельность и направленность. Деятельность представляется здесь как совокупность трудовых действий, на осуществление которых был побужден работник внешними и внутренними мотивационными силами. Степень активности является характеристикой этих действий.
Человек может трудиться достаточно активно, но положительного результата, необходимой эффективности не последует, если он будет осуществлять свою деятельность в неверном направлении, если мотивационные факторы, вызвав деятельность, не задают направленности, другого важного элемента мотивации. Это случается, например, если подчиненный не имеет конкретного представления о целях своей работы. Причиной может быть и неудовлетворительное руководство, недостаточный (или неправильно организованный) контроль за его деятельностью.
Из-за неверной направленности труда реально возникновение конфликта между собственными потребностями человека и целями коллектива, организации в целом, что создает существенный барьер для роста эффективности труда.
Поэтому столь важно применение менеджером обеих составных мотивации (деятельности (ее активизации) и направленности) во взаимосвязи. Менеджер должен использовать для активизации деятельности персонала приемы, методы и стимулы, обоснованные с точки зрения мотивационной теории.
В этом сущность мотивационного подхода в управлении персоналом: воздействие на характеристики деятельности персонала может быть эффективно осуществлено только через управление мотивацией работающих людей.
Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть представлена в виде ряда последовательно сменяющихся этапов. Естественно, что такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер (является научной абстракцией), так как в реальности нет столь явного разграничения этапов и некорректно предполагать, что относительно каждого отдельно взятого работника по поводу каждого из одновременно совершаемых им действий существует обособленный процесс мотивации. Но если необходимо показать то, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна приводимая модель (см приложение 2)4.
Знание логики протекания процесса мотивации не обеспечивает менеджеру решающих преимуществ, когда он попытается сознательно управлять этим процессом у своих подчиненных (для повышения активности их деятельности и в иных целях).
Можно указать на несколько факторов, которые усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации. Один из них ¾ не очевидность мотивов: можно лишь догадываться, какие мотивы движут деятельностью каждого конкретного человека при нейтрализации сходных потребностей, но в явном виде определить эти мотивы по поведению человека нельзя. Очень непросто выявить, какие мотивы являются основными, доминируют в осуществлении человеком действий в конкретных условиях.
Другой фактор ¾ трансформируемость мотивационного процесса, его характер каждый раз зависит от того, какие потребности его инициировали. Сами потребности при этом зачастую находятся в сложном взаимодействии между собой, а нередко прямо противоречат одна другой. Даже при самом тщательном изучении мотивационной структуры человека невозможно предсказать непредвиденные изменения в его деятельности и его реакцию на воздействия внешнего мотивирования5.
Охарактеризуем этапы мотивационного процесса согласно рис. 1.2.
Первый этап ¾ возникновение потребностей. Потребность, как указывалось выше, лежит в основе возникновения мотива к осуществлению действия. Однажды возникнув, она требует от человека определенной реакции для своего устранения, и может возобновляться после устранения многократно.
Второй этап ¾ поиск путей устранения потребностей. Поскольку потребность возникла и создает для человека состояние неудовлетворенности, он начинает искать возможности устранить ее: это может быть удовлетворение (действием), сознательно-волевое подавление и др.
Третий этап ¾ определение набора и направления необходимых действий. Определяется, что и какими средствами необходимо сделать, чтобы в конечном итоге иметь возможность нейтрализовать возникшую потребность. На данной стадии у человека возникают мотивы к конкретному набору действий, и происходит сопоставление четырех вопросов:
а) что необходимо получить, чтобы устранить потребность,
б) что необходимо сделать, чтобы получить это,
в) насколько это реально сделать, каковы средства, в какой мере можно достичь результата,
г) в какой мере возможный результат способен устранить потребность.
Четвертый этап ¾ осуществление действий. На этом этапе человек затрачивает усилия для того, чтобы осуществить те выбранные им действия, которые в конечном итоге дадут ему в качестве результата нечто, при помощи чего возможна нейтрализация потребности. Поскольку процесс работы сам по себе тоже оказывает влияние на мотивацию, на данном этапе может происходить корректировка набора и направления необходимых действий.
Пятый этап ¾ получение вознаграждения за осуществление действий. Это может быть как вознаграждение в прямом смысле, то есть материальное поощрение, которое в дальнейшем возможно обменять на необходимый для устранения потребности объект, либо другой желаемый результат, то есть сам этот объект. На данном этапе выясняется, насколько выполнение выбранных действий привело к желаемым результатам.
Шестой этап ¾ устранение потребностей.
В зависимости от того, насколько ликвидировано
состояние неудовлетворенности, вызывавшееся
потребностью, а так же от того, вызывает
или нет устранение данной потребности
появление новых потребностей, не является
ли данная потребность возрастающей по
мере удовлетворения, человек либо прекращает
деятельность до возникновения новой
потребности, либо продолжает поиск новых
возможностей и осуществление новых действий
по устранению оставшихся потребностей.
2
ВИДЫ МОТИВАЦИИ
Пониманию сущности механизма мотивации помогает разработка классификации. Как известно, классифицировать любое явление можно на основе любых системных признаков.
Выявление этих системных признаков – то есть признаков существенных, содействует, как мы уже сказали, понимание сущности изучаемого явления. Системный признак не обязательно должен быть один – чем более сложное явление, тем больше можно выделить этих системных признаков, тем больше классификаций можно разработать. Причем, при правильном подходе, эти классификации дополняют друг друга и не противоречат между собой. Кроме этого, отметим так называемую казуальную систему классификации – это такой подход, когда сам системный признак просматривается плохо, но перечисление групп классификации однозначно привязывает любое рассматриваемое явление к одной из этих групп.
Именно
к такой классификации и
Подчеркнем, что принципиально важным является рассмотрение мотива и мотивации труда как сложных системных образований, структурированных по различным характеристикам. На сегодняшний день в отечественной и зарубежной теории и практике сложилось достаточно единое представление о классификации мотивов, что нельзя сказать о классификации видов мотивации труда.
Мотивация включает все виды маркетинговой деятельности: разработка концепции маркетинга, информационное обеспечение, исследование рынка, стимулирование повышения конкурентоспособности товара, организация деятельности всех подразделений фирмы с позиций маркетинга, реклама, товародвижение, планирование и контроль маркетинга.
Таблица 1
Классификация видов мотивации трудовой деятельности
|
Итак, под понятием механизма мотивации труда, мы будем понимать сложный процесс взаимодействия внутренних побудительных сил (прежде всего, потребностей, интересов, ценностей) и внешних воздействий (благ - стимулов), определяющих формирование мотивов труда.
И
принципиально важным является то,
что процесс мотивации
С учетом вышесказанного механизм мотивации труда на уровне отдельного работника может быть представлен следующим образом: в структуре механизма мотивации трудовой деятельности на субъективно-личностном уровне можно выделить четыре этапа.
На первом этапе определяющее значение принадлежит потребностям, выступающим в качестве основы и источника трудовой активности человека. Потребности осознаются и преобразуются в интерес как источник побуждения к поисковой активности.
На втором этапе механизма мотивации трудовой деятельности - этапе поисковой активности - происходит поиск путей и средств удовлетворения потребностей, определение целей действий с учетом личных предпочтений, оценка своих возможностей, анализ ситуации, оценка на этой основе целесообразности действия и реальности достижения цели.
Следующий этап механизма мотивации - формирование мотива - является ключевым в предложенной модели, поскольку именно здесь человеком принимается решение действовать или не действовать в направлении достижения цели.
Заключительный этап механизма мотивации труда на субъективно-личностном уровне - этап функционирования мотивации - раскрывает процесс проявления мотивов непосредственно в процессе трудовой деятельности в организации и формирования на этой основе трудового поведения человека.
Показателем
эффективности механизма
В
механизме мотивации
Важным проявлением удовлетворенности трудом является формирование у работников чувства преданности, приверженности организации, включающей позитивную оценку работником своего пребывания в организации, намерение действовать на благо этой организации ради ее целей и сохранять свое членство в ней.
Выявленная последовательность этапов механизма мотивации отражает естественное направление развития мотивации на субъективно-личностном уровне, при этом следует отметить, что в этой последовательности возможны и возвратные движения, обусловленные внутренними сомнениями человека относительно правильности сделанного выбора.