Мотивация сотрудников

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 16:42, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является повышение эффективности системы управления мотивацией труда работников (на примере ОСАО «Якорь»).
Для реализации этой цели в работе были решены следующие задачи:
изучены теоретические аспекты мотивации как функции управления организацией;
рассмотрена сущность мотивации в системе управления;
исследованы теории мотивации: содержательные и процессуальные теории мотивации;
дана общая характеристика исследуемого предприятия, ОСАО «Якорь»;
проведен анализ практики трудового поведения работников ОСАО «Якорь»;
предложен комплекс мероприятий по улучшению системы мотивации

Содержание

Введение 2
1.Теоретические и методические основы управления мотивацией работников…………………6
1.1 Сущность мотивации в системе управления………………………………………………..6
1.2 Теории мотивации персонала, используемые в организации…………………………….12
2. Анализ мотивационных процессов на предприятии 16
2.1. Краткая характеристика предприятия 16
2.2. Анализ мотивационных процессов на предприятии 16
3. Выводы и предложения 19
3.1. Выводы по анализу мотивационных процессов на предприятии 19
3.2. Предложения по стимулированию и мотивации труда на предприятии 20
Заключение 25
Список литературы 27

Работа содержит 1 файл

псих ур курсовик.doc

— 251.50 Кб (Скачать)

Мотивирование – это процесс воздействия на человека для побуждения его к конкретным действиям посредством побуждения в нем определенных мотивов. В зависимости от того, какие цели преследует мотивация можно выделить два вида мотивирования: внешнее и внутреннее.

 

Таблица 1.2 Виды мотивирования

Виды мотивирования

Характеристика

1. Внешнее мотивирование

Процесс административного воздействия или управления: руководитель поручает работу исполнителю. При таком виде мотивирования работодателю нужно знать, какие мотивы могут побуждать конкретного работника выполнить работу качественно и в срок. Это может быть как нормальная оплата работы или премия, так и простая похвала.

2.Внутреннее мотивирование

Сложный процесс и предполагает формирование определенной мотивационной структуры человека. В этом случае нужно найти психологический способ для усиления желательных качеств личности работника и ослабления отрицательных факторов, к примеру, снижения монотонности труда и др. Второй тип мотивации требует от самого менеджера, гораздо, больших усилий, знаний и способностей.


 

Наиболее часто встречающаяся модель мотивации имеет три элемента:

1.                  Потребности, т.е. желания, стремления к определенным результатам. Люди испытывают потребность в таких вещах как одежда, дом, личная машина и т.д., но также и в “неосязаемых” вещах как чувство уважения, возможность профессионального роста и т.д[4].

2.                  Целенаправленное поведение – стремясь удовлетворить свои потребности, люди выбирают свою линию целенаправленного поведения. Попытки продвинуться на руководящую должность – еще один тип целенаправленного поведения, устремленного на удовлетворение потребностей в признании.

3.                  Удовлетворение потребностей – отражает позитивное чувство облегчения и комфортного состояния, которое ощущает человек, когда его желание реализуется.

В менеджменте значение уделяется также учету уровней мотивации. На уровне удовлетворительного поведения сотрудники достигают того минимума, который оказывается приемлемым для руководства. Для тех работников, чей уровень мотивации характеризуется отличным поведением, работа является желанной частью, что приносит награды и удовлетворение.

Мотивацию, анализируемую как процесс, можно представить в виде ряда последовательных этапов (таблица 1.3).

 

Таблица 1.3 Последовательные этапы процесса мотивации

Этапы

Характеристика

1

2

1 этап

Возникновение потребностей – человек ощущает, что ему чего-то не хватает, он решает предпринять какие-то действия

2 этап

Поиск путей устранения потребностей, определение направлений действий, как именно и какими средствами можно удовлетворить потребность

3 этап

Определение целей действия. В соответствии с направленностью и силой проявления мотивов человек фиксирует, что и какими средствами он должен сделать, чего добиться, что получить, для того чтобы удовлетворить потребность

4 этап

Осуществление действия, т.е. затрата усилий для осуществления действия, позволяющего осуществить потребность. При этом может происходить корректировка целей, поскольку цели и потребности могут претерпеть изменение

5 этап

Получение вознаграждения за осуществление действия. Проделав необходимую работу, человек получает то, что он может использовать для удовлетворения потребности, либо то, что он может обменять на желаемое для него. Здесь выявляется, насколько выполнение действий обеспечило желаемый результат. В зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо же усиление мотивации к деятельности.

6 этап

Устранение потребности -человек или прекращает деятельность до возникновения новой потребности, или продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.


 


Заметим, что даже знание логики процесса мотивации сполна не обеспечивает решающих преимуществ в управлении данным процессом.

Значительным фактором является то, что мотивационный процесс изменчив, а его характер зависит от того, какие потребности его инициируют. При всем том, сами потребности находятся между собой в сложном динамическом взаимодействии, нередко противореча друг другу либо, напротив, усиливая действия отдельных потребностей.

Еще один важный фактор, делающий мотивационный процесс каждого конкретного человека уникальным, – это различие мотивационных структур отдельных людей, разная степень воздействия на них одинаковых стимулов, разная степень зависимости действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению результата может быть очень сильным, у других оно может быть относительно слабым. Тогда данный мотив будет по-разному действовать на поведение людей.

Одной из основных задач управления является определение мотивов деятельности каждого сотрудника и согласование этих мотивов с целями предприятия.

Благоприятные оценки проделанной работы (положительное подкрепление) повышают самооценку, мотивируют трудовую деятельность, усиливают творческую инициативу. Поощрение вселяет веру у человека в себя, в свой потенциал, способности, дает надежду на успешное выполнение новых заданий, что усиливает стремление, трудится наилучшим образом. Позитивное подкрепление формирует установку, в рамках которой работник стремится к такой линии поведения, к выполнению таких задач, к такому качеству труда, посредством которых оправдывается его ожидание справедливого вознаграждения. Одновременно он, безусловно, избегает таких действий, которые могут завершиться неприятными последствиями. Потребности человека достаточно исследованы и представлены несколькими теориями мотивации, отражающими многогранность и неоднозначность этого процесса.

 

1.2 Теории мотивации персонала, используемые в организации

 

Теория мотивации подразделяют на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений, называемых потребностями, которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Этому посвящены работы: А. Маслоу, К. Альдерфера и др.

Процессуальные теории мотивации более современны, основываются на представлениях о том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории – это теории ожидания, теория справедливости и модель мотивации Портера[5].

Содержательные теории мотивации. Теории потребности Маслоу. Физиологические потребности, удовлетворение которых необходимо для выжидания. К ним относятся потребности в еде, воде, убежище, отдыхе. Потребности в безопасности и уверенности в будущем. К ним относятся потребности в защите от физических и психологических опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворены в будущем; социальные потребности. К ним относятся необходимость социальных связей, чувство, что тебя принимают другие, чувства привязанности и поддержки; потребности в уважении. К ним относятся самоуважение, личных достижений, компетентности, уважении со стороны окружающих, признании; потребности самовыражении. К ним относятся потребности в реализации своих потенциальных возможностей и росте как личности.

Согласно Маслоу ( рис. 1.), среди физиологических потребностей на первый план выходит потребность в безопасности, когда человек стремится защитить себя от возможных телесных повреждений, а также от неблагоприятных экономических условий или угрожающего поведения людей. Следующая потребность – потребность в духовной близости и любви. Удовлетворение ее требует от человека установления товарищеских взаимоотношений и определения своего места в группе. Удовлетворение этих потребностей выдвигает потребности в уважении и самоуважении. Часто важными для человека являются именно эти потребности, ему необходимо чувствовать собственную значимость, подтверждаемую признанием окружающих. Завершается иерархия потребностей Маслоу потребностями человека реализовать себя, претворить в деятельность запас своих сил, способностей, исполнить свое предназначение.

 

Рис. 1.1. Пирамида потребностей Маслоу

 

По мере того как частично удовлетворяются потребности на одном уровне, доминирующими становятся потребности следующего уровня. При этом важно иметь в виду, что мотивирующими являются только те стимулы, которые удовлетворяют доминирующую потребность. Например, очень распространенным является мнение, что основным фактором эффективной работы являются деньги: чем больше получает человек, тем лучше он работает. Такое убеждение не является истинным, потому что, если у человека доминирует, к примеру, потребность в близких отношениях или потребность в самореализации, то он предпочтет деньгам место, где сможет удовлетворить эту потребность.

Теория «У» Д.Мак-Грегора(управление по принципу сотрудничества).

Д. Мак-Грегор впервые усомнился в правоте господствующего взгляда на природу человека, теории «Х» которая имела глубокие исторические корни, исходила из утверждения, что человек в природе ленив, не любит и не умеет думать, требует обращения по типу манипулирования поощрением и наказанием.

Мак-Грегор дополнил идеи этой концепции идеей «У», которая доказывала, что люди стремятся к результатам труда.

Основные положения теории «У», которая наиболее распространена в трудовом поведении руководителей.

Детальное сопоставление теорий «Х» и «У» с позиций традиционного и современного взглядов на трудовое поведение индивида показано в приложении 1.

           Кроме того, проведено краткое сопоставление двух основополагающих теорий «Х» и «У» с позиций научного управления по 4 основным направлениям:

 

Таблица 1.5 Сопоставление теорий «Х» и «У» (общие выводы)

Теория «Х»

Теория»У»

1

2

1)Статическая стратегия управления

1)Динамическая стратегия управления

2)Дальнейшее самосовершенствование

человека невозможно

2)Дальнейшее совершенствование человека возможно

3)Единоличный полный контроль

3)Признается наличие у человека потребности в коллективной адаптации решений

4)Активность работника ограничена в

силу природы человека

4)Активность работника ограничена

способностями руководителя

управлять, плохим руководством

Информация о работе Мотивация сотрудников