Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 09:50, контрольная работа
Задание 2. Раскройте преимущества и недостатки материального стимулирования в Вашей организации Задание 1. Опишите одну из методик диагностики мотивационно -потребностной сферы личности:
Задание 1. Опишите одну из методик диагностики мотивационно -потребностной сферы личности:
Текст
экспериментально-
Теория фрустрации С. Розенцвейга, как
и многие научные теории вообще, разумеется,
не свободна от расширительного понимания
ее значения в диагнозе и прогнозе личностного
развития и роста. Но в целом опыт применения
данной методики свидетельствует о ее
ценности в дифференциальной диагностике
акцентуаций характера, нарушений поведения
(в том числе и социально опасных), невротических
состояний, а также и в положительном плане
установления оптимального состояния
психического здоровья детей и взрослых.
Экспериментально-
Настоящая методика впервые описана в
1944 г. С. Розенцвейгом под названием «Методика
рисуночной фрустрации». Стимулирующая
ситуация этого метода заключается в схематическом
контурном рисунке, на котором изображены
два человека или более, занятые еще не
оконченным разговором. Изображенные
персонажи могут различаться по полу,
возрасту и прочим характеристикам. Общим
же для всех рисунков является нахождение
персонажа во фрустрационной ситуации.
Методика состоит из 24 рисунков, на которых
изображены лица находящиеся во фрустрационной
ситуации.
Ситуации, представленные в тексте, можно
разделить на две основные группы.
1. Ситуации «препятствия». В этих случаях
какое-либо препятствие, персонаж или
предмет обескураживает, сбивает человека
с толку словом или еще каким-либо способом.
Сюда относятся 16 ситуаций - рисунки 1,
3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.
2. Ситуации «обвинения». Субъект при этом
служит объектом обвинения. Их восемь:
рисунки 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19, 21.
Между этими типами имеется связь, так
как ситуация «обвинения» предполагает,
что ей предшествовала ситуация «препятствия»,
где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован.
Иногда испытуемый может интерпретировать
ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия»
или наоборот.
Процедура эксперимента организуется
согласно приложенной к набору рисунков
инструкции.
Оценка теста. Каждый ответ оценивается
с точки зрения двух критериев: направления
реакции и типа реакции.
1. Экстрапунитивные реакции (реакция направлена
на живое или неживое окружение — подчеркивается
степень фрустрирующей ситуации, осуждается
внешняя причина фрустрации или разрешение
данной ситуации вменяется в обязанность
другому лицу).
2. Интропунитивные реакции (реакция направлена
субъектом на самого себя: испытуемый
принимает фрустрирующую ситуацию как
благоприятную для себя, принимает вину
на себя или берет на себя ответственность
за исправление данной ситуации).
3. Импунитивные реакции (фрустрирующая
ситуация рассматривается испытуемым
как малозначащая, как отсутствие чьей-либо
вины или как нечто такое, что может быть
исправлено само собой, стоит только подождать
и подумать).
Реакции различаются также с точки зрения
их типов:
1. Тип реакции «с фиксацией на препятствии»
(в ответе испытуемого препятствие, вызвавшее
фрустрацию, всячески подчеркивается
или интерпретируется как своего рода
благо или описывается как препятствие,
не имеющее серьезного значения).
2. Тип реакции «с фиксацией на самозащите»
(главную роль в ответе испытуемого играет
защита себя, своего «Я», субъект или порицает
кого-то, или признает свою вину, или же
отмечает, что ответственность за фрустрацию
никому не может быть приписана).
3. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворение
потребности» (ответ направлен на разрешение
проблемы; реакция принимает форму требования
помощи от других лиц для решения ситуации;
субъект сам берется за разрешение ситуации
или же считает, что время и ход событий
приведут к ее исправлению).
Р1з сочетаний этих шести категорий получают
девять возможных факторов и два дополнительных
варианта. Для обозначения направления
реакции пользуются буквами Е, I, М:
Е — экстрапунитивные реакции; I — интропунитивные;
М —импунитивные.
Типы реакций обозначаются следующими
символами: ОD — «с фиксацией на препятствии»,
ЕD — «с фиксацией на самозащите», и NP —
«с фиксацией на удовлетворении потребности».
Для указания, что в ответе доминирует
идея препятствия, добавляется значок
«прим» (Е', I' , М'). Тип реакции «с фиксацией
на самозащите» обозначается прописными
буквами без значка. Тип реакции «с фиксацией
на удовлетворении потребности» обозначается
строчными буквами е, i, m.
В соответствующей таблице содержатся
способы оценок ответов испытуемых. Оценки
заносятся в регистрационный лист для
дальнейшей обработки. Она предполагает
вычисление показателя GCR, который может
быть обозначен как «степень социальной
адаптации». Данный показатель вычисляется
путем сопоставления ответов конкретного
испытуемого со «стандартными», среднестатистическими.
Описание
смыслового содержания факторов
|
Ситуаций,
которые используются для сравнения, всего
14. Их значения представлены на таблице
(см. ниже). Слева на листке протокола испытуемого
ставится знак «+», если ответ субъекта
идентичен стандартному ответу. Когда
в качестве стандартного ответа даются
два типа ответов на ситуацию, то достаточно
хотя бы одного ответа, совпадающего по
смыслу со стандартным. В этом случае ответ
также отмечается знаком «+». Если ответ
субъекта дает двойную оценку и одна из
них соответствует стандартному, он оценивается
в 0,5 балла. Если же ответ не соответствует
стандартному, его обозначают знаком «-».
Оценки суммируются, считая каждый плюс
за единицу, а минус за ноль. Затем, исходя
из 14 ситуаций (которые принимаются за
100 %), вычисляется процентная величина
GCR испытуемого. Количественная величина
GCR может рассматриваться в качестве
меры индивидуальной адаптации субъекта
к своему социальному окружению.
Профили. Частоты появления каждого
из 9 счетных факторов заносятся в квадратики
профилей. При этом каждый счетный фактор,
которым был оценен ответ, принимается
за один балл. Если же ответ оценен при
помощи нескольких счетных факторов, то
при этом исчислении любое разделение
между счетными факторами вычисляется
на пропорциональной основе, причем каждому
из факторов придается равное значение.
Когда 9 квадратов профилей заполнены
(см. лист ответов испытуемого), цифры суммируются
в колонки и строчки. Так как число ситуаций
равно 24, то возможный максимум для каждого
случая — 24, и, исходя из этого, вычисляется
процентное содержание каждой полученной
суммы. Вычисленное таким образом процентное
отношение Е, I, М, ОD, ЕD, МР представляет
выраженные в количественной форме особенности
фрустрационных реакций испытуемого.
Образцы. На основании профиля числовых
данных составляются три основных и один
дополнительный образец.
1. Первый образец выражает относительную
частоту разных направлений ответа, независимо
от его типа. Экстрапунитивиые, интропунитивные
и импунитивные ответы располагаются
в порядке их убывающей частоты. Например,
частоты Е — 14, I — 6, М — 4 записываются:
Е > I > М.
2. Второй образец выражает относительную
частоту типов ответов независимо от их
направлений. Знаковые символы записываются
также, как и в предыдущем примере. Например,
мы получили ОD—10, ЕD - 6, NP - 8. Записывается:
ОD > NP > ЕD.
3. Третий образец выражает относительную
частоту трех наиболее часто встречающихся
факторов независимо от типа и направления
ответа. Записывается, например: Е > Е'
> М.
4. Четвертый дополнительный образец включает
сравнение ответов Е и I в ситуациях «препятствия»
и «обвинения». Сумма Е и I рассчитывается
в процентах, исходя также из 24, но поскольку
только 8 (или 1/3) тестовых ситуаций позволяют
подсчет Е и I, то максимальный процент
таких ответов будет составлять 33. Для
целей интерпретации полученные проценты
могут быть сравнены с этим числом.
Анализ тенденций. Во время опыта испытуемый
может заметно изменить свое поведение,
переходя от одного типа или направления
реакций к другому. Подобное изменение
имеет большое значение для пониманий
реакций фрустрации, так как показывает
отношение испытуемого к своим собственным
реакциям. Например, испытуемый может
в начале опыта давать экстрапунитивные
реакции, а затем, после девяти или десяти
ситуаций, которые вызывают у него чувство
вины, начинает давать ответы интропунитивного
типа. Анализ предполагает выявление существования
таких тенденций и выяснение их природы.
Тенденции записываются в виде стрелы,
выше древка которой указывают численную
оценку тенденции, определяемую знаком
«+» (положительная тенденция) или «-» (отрицательная
тенденция).
Формула вычисления численной оценки
тенденции: (а - b)/(а + b), где а — количественная
оценка в первой половине протокола, b
— количественная оценка во второй его
половине. Для того чтобы тенденция могла
быть рассмотрена как показательная, она
должна вмещаться, по крайней мере, в четыре
ответа и иметь минимальную оценку 0,33.
Анализируется пять типов тенденций.
Тип 1-й. Рассматривается направление
реакции в графе ОD. Например, фактор Е'
появляется шесть раз: три раза в первой
половине протокола с оценкой, равной
2,5 и три раза во второй половине с оценкой
в 2 балла. Соотношение равно +0,11. Фактор
I' появляется в целом только один раз,
фактор М' появляется три раза. Тенденция
1-го Типа отсутствует.
Тип 2-й. Аналогично рассматриваются
факторы Е, I, М.
Тип 3-й. Аналогично рассматриваются
факторы е, i, m.
Тип 4-й. Рассматриваются направления
реакций без учета граф.
Тип 5-й. Поперечная тенденция рассматривает
распределение факторов в трех графах,
не учитывая направления; например, рассмотрение
графы ОD указывает на наличие 4 факторов
в первой половине (оценка, обозначенная
3) и 6 — во второй половине (оценка 4). Аналогично
рассматриваются графы ЕD и NP.
Интерпретация
Испытуемый
сознательно или подсознательно идентифицирует
себя с фрустрированным персонажем каждой
рисуночной ситуации. Техника интерпретации
включает несколько этапов.
Первый этап состоит в изучении GCR,
который является важным показателем
методики. Так, если испытуемый имеет низкий
процент GCR, то можно предполагать,
что у него часто бывают конфликты (разного
типа) с окружающими его лицами, что он
недостаточно адаптирован к своему социальному
окружению. Второй этап состоит в изучении
оценок шести факторов в таблице профилей.
Оценки, касающиеся направления реакций
(Е, I, М), имеют значения, вытекающие из
теоретических представлений о фрустрации.
Так, например, если мы получаем у испытуемого
оценку М — нормальную, Е — очень высокую,
I — очень низкую, то на основании этого
можно сказать, что субъект во фрустрационной
ситуации будет с повышенной частотой
отвечать в экстрапунитивной манере и
очень редко в интропунитивной. Можно
предполагать, что он предъявляет повышенные
требования к окружающим, и это может служить
признаком неадекватной самооценки.
Оценки, касающиеся типов реакций, имеют
разный смысл.
Оценка ОD (тип реакции «с фиксацией на
препятствие») показывает, в какой степени
препятствие фрустрирует субъекта. Так,
если мы получили повышенную оценку ОD,
то это говорит о том, что во фрустрационных
ситуациях у субъекта преобладает, более
чем нормально, идея препятствия.
Оценка ЕD (тип реакции «с фиксацией на
самозащите») означает слабую, уязвимую
личность. Реакции субъекта сосредоточены
на защите своего «Я».
Оценка NP — признак адекватного реагирования,
показатель той степени, в которой субъект
может разрешить фрустрациоиные ситуации.
Третий этап интерпретации — изучение
тенденций. Оно может иметь большое значение
для понимания отношения испытуемого
к своим собственным реакциям. Длительность
обследования 20-30 минут.
В целом можно добавить, что на основании
протокола обследования можно сделать
выводы относительно некоторых аспектов
адаптации испытуемого к своему социальному
окружению.
Методика ни в коем случае не дает материала
для заключений о структуре личности.
Можно лишь с большей долей вероятности
прогнозировать эмоциональные реакции
испытуемого на различные трудности или
помехи, которые встают на пути к удовлетворению
его потребностей, к достижению цели.
|
БЛАНК
ДЛЯ ОБРАБОТКИ
РЕЗУЛЬТАТОВ
Оценка ответов испытуемого
Таблица профилей
|