Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 16:53, реферат
В настоящее время ни у кого не вызывает сомнения, что самым важным ресурсом любой компании являются её сотрудники. Однако далеко не все руководители понимают, как трудно управлять этим ресурсом. От того, сколь эффективным окажется труд сотрудников, зависит успех любой компании. Задача менеджеров состоит в том, чтобы максимально эффективно использовать возможности персонала. Какими бы сильными не были решения руководителей, эффект от них может быть получен только тогда, когда они удачно воплощены в дела сотрудниками компании. А это может произойти только в случае, если работники заинтересованы в результатах своего труда.
мотивирующий фактор. Выход можно найти, предоставив сотрудникам возможность
выбора льгот. Так, в компании Mirantis придумали систему под условным
названием «Кафетерий». Идея кафетерия – свободный выбор блюд из
ассортимента. Если у тебя 4 балла – вот корзинка бенефитов, выбирай, что
тебе надо, на эти 4 балла: страховка, сотовый, пенсионное страхование.
Выбирать «призы» можно раз в год. Раз в полгода балл растет, за «выслугу
лет». Если не хватает баллов, существует кредит. «Бенефит «отпуск» появился
благодаря обратной связи с персоналом, - рассказывает Марина Симонова,
руководитель службы персонала. – А что у нас там по бенефитам? –
интересовался народ. Я: а что вы хотите? Ну что-нибудь там с отпуском бы.
Появился отложенный денежный бенефит, его можно взять к отпуску и сделать
его для себя более приятным».
У такой системы есть два риска, считает Сергей Ряковский. Во-первых,
иногда ее довольно администрировать. Во-вторых, есть риск усложнить
процедуру получения «приза».
Кажется, что хорошо, когда ситуация в фирме благополучна и стабильна.
Но для компании это стабильность со знаком минус: о продвижении на рынке,
не говоря уж о захвате лидирующих позиций, речи уже не идет. В компанию
«Катрис-комплект» обратилась фирма с проблемой застоя, но с помощью
консультантов они справились с подобной проблемой.
«Мы провели исследование производительности труда менеджеров, -
рассказывает Виктория Пиримова, - и увидели, что у них далеко не ровность
загружено рабочее время». Изменять план каждому менеджеру смысла не было:
если человек и так работает хорошо, зачем менять его стиль работы, получать
конфликт непонимания с его стороны и ждать, пока он перепривыкнет? Тогда в
«Катрис-комплекте» придумали морковки – наподобие тех, которые вешают перед
осликом, чтобы он бежал в нужном направлении, только в данном случае их
сделали вполне достижимыми.
За каждую дополнительную единицу к плану менеджер по продажам стал
получать определенный балл. А за определенное количество баллов – морковку.
Список морковок составили из тех пожеланий и предпочтений, которые
высказали сами менеджеры, и разбили его по баллам, от самой мелкой до самой
крупной. Морковки выдаются по итогам квартала. Опыт удался, и также стоит
отметить, что усилилась сплоченность коллектива. Есть общая цель –
морковки. Они получают морковку и делятся своими положительными эмоциями. И
элемента зависти практически нет, поскольку это не деньги, что снижает
конфликтность и тревожность в коллективе. После этого можно говорить о
команде, единомышленниках, о людях, у которых есть общая цель, помимо того
что они продают товар.
Свобода: совсем не про деньги.
«Когда сотрудники заработали столько, что смогли купить квартиру,
машине и какое-то количество денег отложить, денежная мотивация вообще
перестает действовать, - утверждает Ирина Дресвянникова. – Они для того,
чтобы этого достичь, не по-детски выложились на работе. И тогда люди ищут
свободы. Свободы распоряжаться своей жизнью и реализовать себя – уже не
только как профессионала, а как личности вообще. Работодатель может им в
этом помочь.
Единственное необходимое условие здесь – совпадение базовых ценностей
компании и сотрудника. Вот почему при приеме на работу не так важно, что
человек умеет делать, как важно, зачем он сюда пришел. «Задача на этапе
подбора – как можно быстрее выяснить базовые ценности того, кто пришел, и
как можно быстрее транслировать ему ценности компании, - говорит Ирина
Дресянникова. – И если ценности совпадают, но человеку не хватает
квалификации, все равно можно брать. Квалификация приобретается. А вот если
есть принципиальные расхождения в структуре ценностей, то бесполезно
растить квалификацию. Мы нанимаем на работу жизненные позиции, а не диплом
об окончании чего-то».
Любой
человек испытывает
профессиональном. Есть компании и люди, которые в этом вопросе счастливо
совпадают: постоянный профессиональный рост и для тех, и для других
является одной из главных ценностей. Чаще прочих этим могут похвастаться IT-
компании. Но так бывает не всегда. Задача службы HR – сделать все, чтобы
обучение мотивировало. Консультанты должны объяснить сотрудникам, что они
обучаются для того, чтобы их профессиональный уровень и стоимость на рынке
повысились. Повышение стоимости на рынке – это мотивирующий фактор почти
для всех.
В компании Philips разработали ноу-хау – EDTDS (схема развития талантов
с ранних ступеней). Члены SE Team проводят встречу по «определению таланта»
среди местных менеджеров и посылают успешных кандидатов из разных городов
в международные центры развития компании, где их лидерские качества
развиваются дальше, они работают бок о бок с высшим руководством и
становятся «глобальными» сотрудниками Philips. «После того как это
программа была запущена, - рассказывает глава представительства Philips по
России и Белоруссии Тон Ван Молл, - мы провели исследование, чтобы выявить
эффективность этого подхода. Мы определили, что прибавка жалования
мотивирует на месяц, возможности обучения – на шесть месяцев, а возможности
неограниченного карьерного роста – на всем протяжении карьеры».
Иногда для слободы самореализации достаточно возможности располагать
своим временем. Поняв это, в компании Mirantis, например, где основная
масса сотрудников – это инженеры и программисты, отменили всякие «с девяти
до шести» и вместо этого ввели гибкий рабочий график. Надо отработать 40
часов в неделю, причем неделя закрывается с понедельника по воскресенье.
Если у вас днем дела или вдохновения с утра нет – работайте ночью, офис
открыт круглосуточно. Время определяется по карточке. У каждого сотрудника
есть возможность зайти на сайт фирмы и узнать сколько надо отработать. Для
оценки результатов и координации усилий в каждой рабочей группе есть свои
присутственные часы.
Ну и, наконец, у человека может возникнуть потребность быть оцененным
за свои достоинства, доже если они не связаны напрямую с бизнесом. И это
только на первый взгляд лежит вне рассматриваемой проблемы. «Есть очень
важный момент, который нельзя просмотреть, - предупреждает Марина Симонова.
– Демотивация сотрудника легко возникает, если какие-то его, как ему
кажется, важные способности, умения, знания – та, что он в себе очень
ценит, - почему-либо не задействованы. Если это долго остается
невостребованным, то человек теряет интерес и к своей основной работе.
Хорошо, если это можно заметить и что-то по этому поводу сделать». Пример
из практики Mirantis. Сотрудник – явный лидер, не нет для него войска, его
рабочая группа состоит из трех человек, все на равных, строить некого. В
приватной беседе выяснилось, что он фанат кофе. Ему и предложили: давай
организуем в компании кофейный клуб, а тебя назначим президентом. Человек
расцвел. Теперь он занимается маркетингом кофе, закупками, в клубе проходят
презентации, дегустации новых сортов. На таких мероприятиях идет
непринужденное, неформальное общение, что очень важно, поскольку
программисты по характеру обычно интроверты. А во время таких кофейных
встреч они разговорятся, профессиональные проблемы обсудят. Результат: то,
что требовалось для самореализации сотруднику, оказалось очень полезно и
для компании.
Свобода от иллюзий.
Типичные ошибки и заблуждения, которых не должно быть в вашей фирме:
- не ждите, что откликнутся все и сразу
-
не ждите немедленных
-
не ограничивайтесь одной-
- не останавливайтесь
Заключение.
В
современной науке мотивации
множество различных теорий и моделей мотивации, которые порой противоречат
друг другу. Среди них можно выделить Теорию потребностей Абрахама Маслоу,
Теорию ожиданий Виктора Врума, Теорию X и Y Дугласа Мак-Грегора, Теорию
двух факторов Фредерика Герцберга и другие. Однако руководителям
организаций не стоит искать в этих работах готовых рецептов по
мотивированию персонала, но, усвоив для себя их основные положения,
необходимо выработать для себя свою программу мотивации персонала. Следует
также понять, что на каждом конкретном предприятии должна быть своя
специфическая программа, в которой бы учитывались все особенности
деятельности компании.
Итак, в первую очередь, следует определить, что хочет получить от
работы тот или иной человек. Это может быть не только денежное
вознаграждение, но и социальная защищенность, принадлежность к известной
компании, хорошая рабочая обстановка, удовлетворение от интересной для него
работы, высокое качество жизни, возможность продвижения по карьерной
лестнице, принадлежность к определенной социальной группе, желание
приносить пользу людям.
Следующим
шагом мотивационной стратегии
форм стимулирования персонала, которые организация может использовать в
своей деятельности. Здесь важно понять, что фирма может позволить себе
применять только те меры мотивационного воздействия, использование которых
принесет ей реальную прибыль.
Другим фактором, безусловно оказывающим влияние на эффективность труда
работников, является обстановка внутри компании. Здесь руководителям
необходимо понять, что ни при каких условиях нельзя экономить на условиях
труда работников и создании благоприятного психологического климата внутри
компании. Однако если компания не заботится об этом, ее работники
испытывают
чувство физического или
снижает производительность труда.
В настоящее время добиться успеха, игнорируя проблему мотивации
персонала, нельзя. Каждый человек стремится к успеху. Успех - это
реализованные цели, для достижения которых работник приложил максимум
усилий. Успех без признания приводит к разочарованию, убивает инициативу.
Этого не случится, если подчиненным, добившийся успеха, делегировать
дополнительные права и полномочия.
Список литературы.
1. Виханский О.С., А.И. Наумов, «Менеджмент», М.: Гардарика, 1998г.