Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 12:36, курсовая работа
Мотивация выступает важнейшим элементом в системе управления персоналом. В современном менеджменте все большее значение приобретает гуманистическая концепция, в соответствии с которой человек рассматривается как главный субъект управления, а всестороннее развитие личности человека – как глобальная цель предприятия.
Среди
комплекса проблем менеджмента
особую роль играет проблема совершенствования
управления персоналом фирмы. Задачей
этой области менеджмента является
повышение эффективности
Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления. Ключевое же место занимает определение способов повышения производительности, путей роста творческой инициативы, а так же стимулирование и мотивация работников.
Вопрос о стимулировании персонала был затронут еще до понимания менеджмента как науки, и на сегодняшний день он остается не менее актуальным. Сложность этого вопроса заключается в том, что потребности человека постоянно меняются. Если когда-то ему достаточно было получить еду в качестве вознаграждения, то сегодня помимо удовлетворения каких-либо физических потребностей, человеку необходимо удовлетворять моральные и психологические потребности.
Актуальность данной темы заключается в том, что на сегодняшний день существует множество методов стимулирования и мотивации персонала и очень сложно найти наиболее эффективный, а для этого требуется тщательный анализ и изучение потребностей и факторов, стимулирующих наемных работников на эффективность труда. Именно нахождение эффективного способа управлять людьми для любой организации станет залогом успеха.
Цель
данной курсовой работы: предложить
методы решения проблемы текучести кадров
на предприятие «Михайловский гастроном».
Для
предпринимателя люди являются наиболее
ценным ресурсом, так как именно
люди могут постоянно
Соответственно задачей данной работы является:
Структура работы состоит из двух частей. В первой части содержаться теоретические аспекты мотивации. Рассматриваются такие вопросы как: мотивирование, теории мотивации, виды мотивов к труду, материальное и нематериальное стимулирование персонала.
Во
второй части рассматривается
Одна из главных задач для предприятий различных форм собственности - поиск эффективных способов управления трудом, обеспечивающих активизации человеческого фактора. Решающим причинным фактором результативности деятельности людей является их мотивация.
Четкого и общепризнанного определения понятия мотивации не существует. Разные авторы, дают определение мотивации, исходя из своей точки зрения.
Мотивация - это процесс стимулирования отдельного сотрудника или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации. Другие рассматривают мотивацию как степень желания и выбор, который необходим данной личности, что обуславливает проявление того или иного поведения. Стартовая точка мотивационного процесса - наличие неудовлетворения, что ориентирует человека на достижение своих целей, в результате наступает завершающий момент- удовлетворение потребности.
Процесс
мотивации начинается с какой-либо
(осознанной или бессознательной) ощущаемой
неудовлетворённости
Сила мотивации зависит от опыта и ожиданий, опыт достижения при предпринимаемых действий по удовлетворению потребности показывает людям, что некоторые действия помогают в достижении цели, другие же малоуспешны. Некоторые приносят награду, а некоторые приводят к провалу и наказаниям. Действия, которые привели к успешному поведению и награде, повторяются, когда подобная потребность, появится вновь. Провал или наказание предполагают, что необходимо искать другие, альтернативные средства достижения цели. Это закон эффекта, открытый в психологических исследованиях в рамках концепции бихевиоризма (поведенческой психологии). Степень, в которой опыт определяет будущее поведение, зависит от того, насколько человек способен распознать сходство между предыдущей ситуацией и настоящей.
Влияние ожидания: люди активно действуют тогда, когда уверены, что выбранная тактика приведёт к желаемой цели. Сила ожидания может базироваться как на субъективной оценке вероятности достижения цели с помощью конкретной тактики действий, так и на прошлом опыте, но человек сталкивается с совершенно новыми ситуациями - в таких условиях мотивация будет наименьшей.1
Мотивация имеет две формы:
Следует иметь в виду, что в жизни нет четких различий между “внешней” и “внутренней” мотивацией. Некоторые мотивы в одних случаях порождены “внутренней” мотивацией, а в других - “внешней”. Иногда мотив одновременно порожден разными системами мотивации. Общеизвестно, что мотивация оказывает большое значение на выполнение человеком работы, вместе с тем между мотивацией и конечным результатом трудовой деятельности не имеется прямой зависимости. Иногда человек, ориентированный на качественное выполнение порученной ему работы, имеет худшие результаты, чем не мотивированный работник. Отсутствие непосредственной связи между мотивацией и конечным результатом труда обусловлено тем, что на последнее оказывает влияние множество других факторов, в частности квалификация и способности человека, правильное понимание выполняемой задачи и многое другое. 2
Одну и ту же работу человек может делать, затрачивая различные усилия. Он может работать в полную силу, а может и в полсилы. Также он может стремиться брать работу полегче, а может браться за сложную и тяжелую работу, может выбирать решение попроще, а может искать и браться за сложное решение. Все это отражает, какие усилия готов затрачивать человек.
Человек может по-разному стараться, выполняя свою роль в организации. Одному может быть безразлично качество его труда, другой может стремиться сделать все наилучшим образом, работать с полной отдачей, не отлынивать от работы, стремиться к повышению квалификации, совершенствованию своих способностей в работе.
Направленность как характеристика деятельности человека указывает на то, к чему он стремиться, осуществляя определенные действия. Человек может выполнять свою работу потому, что она приносит ему определенное удовлетворение (моральное или материальное), а может, потому что он стремиться помочь своей организации добиться ее целей. Для управления очень важно знать направленность действий человека, однако не менее важно уметь, если надо, с помощью мотивирования ориентировать эти действия в направлении достижения определенных целей.
Мотив (от франц. mоtif – побуждение) выступает как, причина, объективная необходимость что-то сделать, побуждение к какому-либо действию. Мотивы к труду формируются до начала профессиональной трудовой деятельности. Человек усваивает ценности и нормы трудовой морали и этики, закладывающие основы его отношения к труду. Создание, поддержание и формирование условий для побуждения людей является достаточно сложным делом. Так как мотивы трансформируются в зависимости от особенностей работников, поставленных задач и времени. Однако имеют место общие принципы формирования и сохранения мотивации, и менеджер призван, по возможности, искать мотивацию персонала и в привлекательности труда, ее творческом характере, в высокой оплате труда, и в служебном росте.
Поведение человека, как правило, определяется не одним мотивом, а их суммой, в рамках которой они находятся в конкретном отношении друг к другу по уровню взаимодействия на человека. Отсюда мотивационная структура индивида является основой претворения им в жизнь определенных действий. Эта структура характеризуется определенной стабильностью, но в то же время способна изменятся, в том числе сознательно, в зависимости от воспитания человека, образования и других факторов.3
Виды мотивов к труду:
1.
Мотив социальности (потребность
быть в коллективе). Данный мотив
особенно характерен для
2.
Мотив самоутверждения
3.
Мотив самостоятельности
4. Мотив надежности (стабильности) присутствует тогда, когда предпочтение отдается стабильности бытия и деятельности. В силу различных причин (исторических, этнических и д.т.) доля россиян, ориентирующихся на надежность и стабильность, существенно выше доли тех, кто предпочитает риск и предпринимательство.
5.
Мотив приобретения нового (знаний,
вещей и д.т.) лежит в основе
многих элементов воздействия.
Особенно он важен в среде
высококвалифицированных
6. Мотив справедливости. В каждом обществе устанавливается свое понимание справедливости. Однако несоблюдение справедливости с точки зрения работников ведет к де6мотивации.
7.
Мотив состязательности как
Мотивирование
- это процесс воздействия на человека
для побуждения его к конкретным действиям
посредством побуждения в нем определенных
мотивов.
Для эффективного мотивирования требуется:
Наиболее часто встречающаяся модель мотивации имеет три элемента:
1.
Потребности, которые