Мотивация персонала как конкурентное преимущество организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 14:39, реферат

Описание работы

Цель работы заключается в характеристике и мотивации и конкретизации форм мотивации персонала предприятия как конкурентного преимущества организации.

Содержание

Введение.
1. Понятие мотивации
2. Трудовая мотивация, как фактор конкурентного преимущества организации.
3. Функция мотивации в управлении.
4. Формы стимулирования персонала.
Заключение.
Список использованной литературы.

Работа содержит 1 файл

Мотивация персонала как конкурентное преимущество организации.docx

— 110.39 Кб (Скачать)

    Удовлетворение, которое работник получает, - это  результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Удовлетворение является измерением того, насколько ценно вознаграждение на самом деле. Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций.

    Схематически  в наиболее общем виде процесс  формирования трудового поведения с позиций содержательной и процессуальной теорий мотивации представлен на рисунке 2 [6, с. 18].

    Исследования  в рамках приведенных выше направлений  научных разработок взаимодополняют друг друга. Каждое направление сыграло существенную роль в решении практических вопросов в области управления поведением персонала. 

Рис. 2. Схема  формирования трудового поведения  работника с позиций содержательных и процессуальных теорий мотивации 

                            3. Функция мотивации в управлении 

Как уже говорилось, мотивация - это деятельность, имеющая  целью активизировать трудовой коллектив  и каждого работающего в организации  и побудить их эффективно трудиться  для выполнения целей, сформулированных в планах.

       Опыт  лидеров современного бизнеса показывает, что они добиваются успеха, если признают людей главным источником эффективного развития организации. В  то же время неудачи в реализации их замыслов чаще всего связаны с  отсутствием поддержки со стороны  персонала. Нередко руководство  детально разрабатывает стратегию  и доводит до сведения всех работающих причины, но не детализирует для каждого  работника. Корпоративные планы  и заявления высших руководителей  о целях нередко остаются пустой риторикой, Исполнители получают заработную плату за достижение краткосрочных  целей и выполнение оперативных  планов.

Недооценка потенциала и интеллектуальных ресурсов людей, работающих в организациях - существенный недостаток руководства российских предприятий. Человеческий потенциал  для большинства российских предприятий  представляет главное и единственное на сегодняшний день конкурентное преимущество. Характерной иллюстрацией недооценки значения мотивации персонала организации в достижении ее целей являются результаты опроса руководителей отечественных предприятий о приоритетности их целей (в процентах от числа опрошенных) (рис. 3):

Рис. 3. Приоритетные цели мотивации работников

    Таким образом, трудовой коллектив и отдельный  работник не расцениваются как ключевой элемент в функционировании предприятия.

    Процесс мотивации включает:

  • установление или оценку неудовлетворенных потребностей;
  • формулировку целей, направленных на удовлетворение потребностей;
  • определение действий, необходимых для удовлетворения потребностей.

    В основе процесса мотивации лежит  индивидуальная человеческая потребность (физиологическая или психологическая), удовлетворение которой достигается  путем определенного поведения  или действий. Поэтому мотивацию  определяют еще и как «процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или  целей организации». Этот процесс включает несколько этапов между осознанием человеком неудовлетворенных потребностей и их удовлетворением.

    Действия  по мотивации включают экономическое  и моральное стимулирование, обогащение самого содержания труда и создание условий для проявления творческого  потенциала работников и их саморазвития. Осуществляя эту функцию, менеджеры  должны постоянно воздействовать на факторы результативной работы членов трудового коллектива. Современные  менеджеры внимательно относятся  к таким факторам, как:

  • разнообразие работы по содержанию;
  • рост и расширение профессиональной квалификации работающих;
  • удовлетворение от работы и ее результатов;
  • повышение ответственности;
  • условия для проявления инициативы;
  • осуществление самоконтроля.

    Существуют  различные теории мотивации, базирующиеся на удовлетворении потребностей и побуждении людей к действиям. Далее рассмотрим их подробное содержание, достоинства  и недостатки и дадим их обобщенную характеристику.

                            4. Формы стимулирования персонала  

    Реальная  заработная плата сотрудников обычно состоит из двух частей:

  • постоянная (основная) часть заработной платы, включающая в себя оклад по занимаемой должности (или сдельную, или повременную оплату). При этом каждый принятый на работу сотрудник имеет гарантированный минимум ежемесячной заработной платы, выраженный размером этой «постоянной» части;
  • переменная (премиальная) часть заработной платы, включающая в себя различные виды премий, различные фиксированные надбавки к должностному окладу и некоторые социальные выплаты. Скажем, доплаты за вредные условия труда, за работу в ночное время и выходные, праздничные дни, сверхурочную работу и т.п. Эта часть должна быть достаточно весомой в общем объеме заработной платы, так как именно она используется для стимулирования трудовой деятельности сотрудников.

    Должностной оклад (система базовых выплат). Под  базовой заработной платой или базовыми выплатами понимается месячная или  полумесячная, а в США и Западной Европе еще и недельная, выплата  должностного оклада или часовой  тарифной ставки сотрудникам компании за выполнение своей работы. По сути, базовая заработная плата выражает саму ценность работы, выполняемой  сотрудником, и трансформирует эту  ценность в денежный эквивалент, который  одновременно должен быть справедливым и конкурентоспособным [37].

    Построение  системы базовых выплат состоит  из трех этапов:

  • анализ работ (должностей);
  • написание должностных инструкций;
  • оценка (ранжирование) работ (должностей).

    Смысл построения системы базовых выплат заключается в определении, анализе  и оценке вклада каждой работы, каждой должности в достижение целей  компании. Оценивается значимость работ, которые выполняют настоящие  или будут выполнять будущие  сотрудники компании. Например, можно  воспользоваться методом упорядочивания, а именно: основываясь на мнении руководителя подразделения, можно  проранжировать должности возглавляемого им подразделения и установить их иерархию. Или, например, воспользоваться методом рыночного ценообразования, когда рыночная цена конкретной должности становится серединой вилки должностного оклада (или часовой тарифной ставки) по данной должности.

    Целью оценки работ или должностей является объективное упорядочивание, т. е. ранжирование последних в связи со ставками оплаты труда с учетом рыночной ситуации.

    Основная  цель структуры должностных окладов - достижение баланса уровней оплаты с одновременным поддержанием конкурентной позиции на рынке труда.

    Традиционные  системы ранжирования окладов, о  которых мы только что говорили, конечно же, не лишены некоторых  недостатков. Вот как их формулирует  уже известный нам по комплексной процессуальной теории мотивации Эдварда Лоулера.

    Недостаток 1. Излишняя концентрация на весьма приблизительно описанных и часто меняющихся должностных обязанностях, причем таких, когда для определения ценности должности далеко не всегда видны различия в этих должностных обязанностях.

    Недостаток 2. Система подъема окладов и часовых тарифных ставок далеко не всегда адекватно отражает различия в компетенции, профессиональном росте и вкладе сотрудника.

    Недостаток 3. Для менеджеров среднего звена обычно предоставляются ограниченные полномочия в области управления заработком подчиненных.

    Недостаток 4. Существуют трудности в вознаграждении исключительных, уникальных работников.

    Недостаток 5. Невозможность быстрой реакции  на изменения на рынке труда.

    Для устранения этих недостатков в последнее  время развивается метод растяжек, базирующийся на следующих принципах:

  • вводятся широкие вилки окладов и достаточное большое число категорий (рангов);
  • повышается внимание к признанию и вознаграждению индивидуальных заслуг сотрудника, имеют место доплаты за его компетенцию (решения по установлению оклада принимаются уже не на основе должностной инструкции);
  • происходит увязка окладов с ценой рынка;
  • возрастает роль индивидуального и группового премирования.

    Таким образом, в основе метода растяжек, одним из основателей которого является именно Эдвард Лоулер, лежит не установление окладов по внутрифирменной системе ранжирования на основе внутренних соотношений в Компании, а гибкое сочетание цен рынка труда, индивидуальных и групповых результатов и, главное, уровня компетентности сотрудников.

    Можно выделить и подчеркнуть ограничения  существующих традиционных систем оплаты труда, т. е. систем, основанных на базовых  выплатах.

    Ограничение 1. Традиционные окладные системы жестко связаны с иерархической структурой компании. При этом процветает регулярное повышение зарплаты в связи с  ростом стоимости жизни. Такой подход привлекает сотрудников, предпочитающих минимум риска в оплате труда и выполнение своих должностных обязанностей в соответствии с прямыми указаниями руководителей.

    Ограничение 2. В традиционных окладных системах отсутствует реальная мотивация  персонала. Устанавливается бюджет на оплату труда, который равномерно съедается в течение финансового  года. Менеджеры, стремясь не обидеть  и удержать сотрудников, равномерно распределяют этот фонд, тем самым  стимулируя менталитет гарантированной  заработной платы, а не оплаты по количеству и качеству труда.

    Ограничение 3. Традиционные системы оплаты стимулируют нездоровый климат в компании, направленный против построения эффективных команд и рабочих групп.

    Ограничение 4. Традиционные системы оплаты направлены в прошлое, стимулируя оплату за производительность труда, достигнутую в прошлом. Фактически оплата идет за старшинство и стаж, а не за текущую, сиюминутную производительность труда.

    Дополнительные  выплаты. При разработке системы  стимулирования персонала (для устранения перечисленных выше ограничений) следует  учитывать и всемерно развивать  переменные системы оплаты труда. Такие  системы связаны с качеством  труда персонала компании, и их можно подразделить на три группы: бонусы, или усиливающие программы, индивидуальное стимулирование и групповое  стимулирование. Вот их сравнительная  характеристика, их плюсы и минусы (табл. 1).

    Идеология построения этих систем заключается  в том, что базовая оплата подчеркивает рыночную ценность сотрудника в части  его компетенции и сфокусирована  на индивидууме, а вот переменные выплаты уже направлены на команды  и рабочие группы, а также на вклад индивидуума в коллективное усилие по совершенствованию, развитию бизнеса.

Таблица 1

Сравнительная характеристика переменных систем оплаты труда 

Переменная  система оплаты труда Характеристика  системы
Бонусы (усиливающие программы) Субъективны Основаны на достижении целевых результатов Ориентированы на группу или отдельных сотрудников
Индивидуальное  стимулирование Основано на расчетных формулах Носит коммерческий характер Ориентировано на индивидуума и его конкуренцию с другими сотрудниками
Групповое стимулирование Объективно Оговаривается заранее Ориентировано на группу и коллективную работу
 

    Бонусы. Это система фиксированного премирования сотрудников Компании, система доплат, основанная, в первую очередь, на субъективном мнении руководства Компании, на его произвольном желании, по сути, на велении «левой» или, если хотите, «правой ноги» хозяина-владельца. При этом, конечно же, не существует ни объективной системы расчета величины такого вознаграждения, ни, естественно, гарантированности его получения.

Информация о работе Мотивация персонала как конкурентное преимущество организации