Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:05, контрольная работа
Современный уровень производства не может развиваться без эффективных мотивационных систем персонала, которые должны постоянно совершенствоваться под влиянием экономических и политических условий. Сегодня на рынке можно купить конкурентный товар, но купить на рынке конкурентоспособность и стимулы к ней невозможно. Поэтому отечественным предприятиям приходится самостоятельно искать наиболее подходящие и действенные методы организации и поощрения труда.
Потребности безопасности. Потребности этой группы связаны со стремлением и желанием людей находиться в стабильном и без опасном состоянии, защищающем от страха, боли, болезней и других страданий, которые может принести жизнь человеку. Люди, испыты-вающие потребности этого рода, стремятся избегать волнительных ситуаций, любят порядок, четкие правила, ясные структуры. Они оценивают свою работу, в первую очередь, с точки зрения обеспече-ния им стабильного существования в будущем. Для человека, находящегося под влиянием этих потребностей, важны гарантии работы, пенсионное обеспечение, гарантия медицинского обслуживания. Люди, испытывающие данные потребности, стремятся застраховать-ся в прямом и переносном смысле от возможности неблагоприятных событий и изменений, создавая страховой потенциал, в частности, за счет обучения и образования. Люди с обостренной потребностью безопасности стремятся избегать риска, внутренне противятся изме-нениям и преобразованиям. Для управления такого рода людьми следует создавать ясную и надежную систему социального страхова-ния, применять ясные и справедливые правила регулирования их деятельности, оплачивать труд выше прожиточного уровня, не при-влекать их к принятию рискованных решений и осуществлению дей-ствий, связанных с риском и изменениями.
Потребности принадлежности и причастности. Человек стре-мится к участию в совместных действиях, он хочет дружбы, любви, быть членом каких-то объединений людей, участвовать в общественных мероприятиях и т.п. Все эти стремления составляют группу потребностей принадлежности и причастности. Если для человека дан-ная потребность является ведущей, он смотрит на свою работу, во-первых, как на принадлежность к коллективу и, во-вторых, как на возможность установить хорошие и дружеские отношения со своими коллегами. По отношению к таким работникам руководство должно носить форму дружеского партнерства, для таких людей надо созда-вать условия для общения на работе. Хороший результат дают груп-повая форма организации труда, групповые мероприятия, выходя-щие за рамки работы, а также напоминание работникам о том, что их ценят коллеги по работе.
Потребности признания и самоутверждения. Данная группа по-требностей отражает желание людей быть компетентными, сильны-ми, способными, уверенными в себе, а также желание людей, чтобы окружающие признавали их таковыми и уважали их за это. Люди с сильно влияющей на них данной потребностью стремятся к лидер-скому положению либо к положению признанного авторитета при решении задач. При управлении данными людьми надо использо-вать различные формы выражения признания их заслуг. Для этого полезными могут быть присвоение титулов и званий, освещение в прессе их действий, упоминание руководством в публичных выступ-лениях их заслуг, вручение различного рода почетных наград и т.п.
Потребности самовыражения. Данная группа объединяет по-требности, выражающиеся в стремлении человека к наиболее полно-му использованию своих знаний, способностей, умений и навыков. Данные потребности в гораздо большей степени, чем потребности других групп, носят индивидуальный характер. Это потребности че-ловека в творчестве в широком смысле этого слова. Люди с данной потребностью открыты к восприятию себя и окружения, созидатель-ны и независимы. При управлении людьми данного рода надо стре-миться давать им оригинальные задания, позволяющие претворять в жизнь способности, предоставлять большую свободу в выборе средств решения задач и привлекать к работе, требующей изобрета-тельности и созидательности.
Согласно теории Маслоу,
все эти потребности можно
расположить в строгой
Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся стимулирующим фактором и потребности более высоких уровней.
Рис. 2. Теория потребностей Маслоу
Самая высокая потребность
- потребность самовыражения и
роста человека как личности - никогда
не может быть удовлетворена полностью,
поэтому процесс мотивации
Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников.
Концепция Маслоу оказала большое влияние на развитие теории и практики современного управления. Однако жизнь показала, что в концепции есть ряд очень уязвимых моментов.
Во-первых, потребности по-разному проявляются в зависимости от многих ситуационных факторов (содержание работы, положение в организации, возраст, пол и т.д.).
Во-вторых, не обязательно наблюдается жесткое следование одной группы потребностей за другой, как это представлено в «пира-миде» Маслоу.
В-третьих, удовлетворение верхней
группы потребностей не обя-зательно приводит
к ослаблению их воздействия на мотивацию.
Мас-лоу считал, что исключением
из этого правила является потребность
самовыражения, которая может не
ослабевать, а даже усиливать свое
действие на мотивацию по мере ее удовлетворения.
Практика пока-зывает, что и потребность
признания и самовыражения
Теории мотивации Дугласа Макгрегора и Уильяма Оучи
Дуглас Макгрегор
задания, которые получает подчиненный;
качество выполнения задания;
время получения задания;
ожидаемое время выполнения задачи;
средства, имеющиеся для выполнения задачи;
коллектив, в котором работает подчиненный;
инструкции, полученные подчиненным;
убеждение подчиненного в посильности задачи;
убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;
размер вознаграждения за проведенную работу;
уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.
Все эти факторы зависят от руководителя и, в то же время, в той или иной мере влияют на работника, определяют качество и интенсивность его труда. Дуглас МакГрегор пришел к выводу, что на основе этих факторов возможно применить два различных подхода к управлению, которые он назвал “Теория X” и “Теория Y”.
«Теория X» - это авторитарный
тип управления, веду-щий к прямому
регулированию и жесткому контролю.
Теория «Y» основана на демократическом
стиле: делегирование полномочий, обогащение
содержания ра-боты, улучшение взаимоотношений,
партисипативное решение
Поведение личности, на котором базируется теория X, характеризуется следующими основными чертами: человек изначально не любит работать и будет избегать работы, поэтому его следует принуждать, контролиро-вать, направлять, угрожать наказанием, чтобы заставить работать для достижения целей организации. Средний человек предпочитает, чтобы им руководили, избегает ответственности.
Противоположное поведение
личности состоит в том, что работа
для человека - естественное состояние
и потребность, внешний контроль
- не главное и не единствен-ное
средство воздействия для достижения
целей организа-ции, человек может
осуществлять самоконтроль, самоуп-равление,
стремится к ответственности, склонен
к само-образованию и
Личности, психологический
тип поведения которой
Под «расширением работы» понимается увеличение «горизонтальной нагрузки» на работника, то есть увели-чение работы того же типа.
«Обогащение труда» предполагает выполнение более сложной работы, которая дает возможность раскрыть по-тенциал личности и усиливает содержательный аспект. Обогащение труда представляет наиболее распространен-ный подход менеджеров для повышения результативно-сти работы. Этот метод базируется на двуфакторной тео-рии Герцберга. Участие, или вовлечение, работников (партисипативность) рассматривается так же, как один из факторов роста результативности, мотивации труда и производительности.
Менеджеры в США и в других развитых странах прибегают к партисипативным стратегиям в следую-щих случаях:
1) когда возрастает зрелость работников, что делает целесообразным прибегать к децентрализации ответственности при принятии решений;
2) для того, что-бы обеспечить
лучшее понимание решений,
3) при создании меха-низма
профессионального роста
4) чтобы повысить активность
пред-ложений по «
Эти теории оказали сильное влияние на развитие управленческой теории в целом. Ссылки на них сегодня можно встретить во многих практических пособиях по управлению персоналом предприятия, мотивации подчиненных.
Теории МакГрегора были разработаны применительно к отдельно взятому человеку. Дальнейшее совершенствование подходов к управлению было связано с тем развитием организации как системы открытого типа, а также была рассмотрена работа человека в коллективе. Это привело к концепции целостного подхода к управлению, т.е. необходимости учета всей совокупности производственных и социальных проблем.
Так, Уильям Оучи предложил еще подход - теорию Z, которая использует особенности японского стиля управ-ления. Развитие систем мотивации и анализ опыта япон-ских предприятий привели к формированию двух основных типов управления А и Z (табл.2).
Таблица 2
Два абстрактных типа организационного управления
Тип А |
Тип Z |
|
· Найм на короткий срок · Индивидуальное принятие реше-ний · Индивидуальная ответственность · Частая оценка работы и продвиже-ние · Конкретная формализованная оценка · Специализированная карьера · Частичная забота о людях |
· Найм на длительный срок · Коллективное принятие решений · Индивидуальная ответственность · Нечастая оценка работы и продвижение · Неявная, неформализованная процедура оценки · Неспециализированная карьера · Всесторонняя забота о людях |
|
Тип А - американская типичная организация, кото-рая является бюрократической по структуре. Такая организация основана на индивидуализме и конкурен-ции, что часто сопровождается отчуждением и недоста-точной производительностью.
Организация типа Z является
американской разновид-ностью японской
организации. Она более органична,
адап-тивна, характеризуется более
высоким уровнем сотрудни-
Подход к управлению по
теории Z предполагает, что партисипативностъ
является основой роста произво-
2. МОТИВАЦИЯ ПОДЧИНЕННЫХ.
2.1 Причины безразличного
отношения подчиненных к
Любой сотрудник, приходя на новое место работы, хочет проявить себя и полон интереса к своей новой деятельности. Кроме того, руководство заинтересованно в том, чтобы сотрудники творчески и с воодушевлением относились к своим обязанностям. В силу некоторых факторов: таких как степень личной ответственности, отношения с начальником и сотрудниками и т. д. У работника может наступить разочарование в своей деятельности. Это бывает вызвано следующими причинами:
· чрезмерное вмешательство
непосредственного
· отсутствие психологической и организационной поддержки;
· недостаток необходимой информации;
· недостаток внимания руководителя к подчиненному и его запросам;
· отсутствие обратной связи;
· неэффективное решение
руководителем служебных
· некорректность оценки подчиненного руководителем
Эти факторы вызывают у
рядового работника чувство
Процесс потери интереса к труду состоит из шести стадий.
Первая стадия - рассеянность. На этой стадии появляются симптомы стрессового состояния, которое начинает испытывать новый работник. Они являются следствием растерянности. Работник перестает понимать, что ему нужно делать и почему работа у него не ладится. Он ставит перед собой вопрос связано ли это с ним самим, с начальником или непосредственно с работой, которую он выполняет.