Мотивация Маслоу

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2013 в 17:05, контрольная работа

Описание работы

Современный уровень производства не может развиваться без эффективных мотивационных систем персонала, которые должны постоянно совершенствоваться под влиянием экономических и политических условий. Сегодня на рынке можно купить конкурентный товар, но купить на рынке конкурентоспособность и стимулы к ней невозможно. Поэтому отечественным предприятиям приходится самостоятельно искать наиболее подходящие и действенные методы организации и поощрения труда.

Работа содержит 1 файл

Теория Абрахама Маслоу.docx

— 41.98 Кб (Скачать)

Введение

Современный уровень производства не может развиваться без эффективных  мотивационных систем персонала, которые  должны постоянно совершенствоваться под влиянием экономических и  политических условий. Сегодня на рынке  можно купить конкурентный товар, но купить на рынке конкурентоспособность  и стимулы к ней невозможно. Поэтому отечественным предприятиям приходится самостоятельно искать наиболее подходящие и действенные методы организации и поощрения труда.

Как известно, работники  могут активно способствовать росту  эффективности деятельности организации, а могут безразлично относиться к результатам деятельности, противодействовать нововведениям, нарушающим привычный  для них ритм работы. Только заинтересованный в своей работе человек и удовлетворённый  ею может по настоящему эффективно работать и приносить пользу организации  и обществу. В этом - главная задача продуманной системы мотивации  труда.

В общем случае под мотивацией понимается процесс воздействия  на человека совокупности внутренних и внешних факторов, которые побуждают  его к деятельности, определяют границы  и формы этой деятельности, задают цели, на достижение которых должна быть направлена эта деятельность.

Основной целью разработки и практического применения систем мотивации труда непосредственно  в организациях является возможность  внедрения новых принципов управления персоналом. В качестве частных целей  внедрения системы мотивации  можно назвать следующие:

- привлечение персонала  в организацию;

- сохранение работников  в организации;

- стимулирование производственного  поведения работников, его стремления  к достижению наилучших результатов  на своем рабочем месте как  средства достижения целей, стоящих  перед организацией в целом.

При этом способы мотивации  можно разделить на несколько  групп:

- нормативная мотивация  - совокупность мер идейно - психологического  воздействия, убеждения, внушения, целенаправленного информирования  и т.п.;

- принудительная мотивация  - использование власти и угроза  наказания в случае невыполнения  требований, предъявленных к работнику;

- стимулирование - опосредованное  воздействие на поведение работника  с помощью стимулов. Под стимулами  понимаются любые предметы, действия  других людей, обещания, предоставляемые  возможности и т.д., которые могут  быть предложены работнику в  качестве компенсации за его  действия.

К настоящему времени прежде всего зарубежными фирмами, но также  и российскими предприятиями  накоплен значительный опыт в разработке систем мотивации. Но несмотря на наличие  значительного количества различных  мотивационных систем, выбрать из них единственную и механически  внедрить ее принципы на конкретном российском предприятии практически невозможно. Во-первых, ни одна из существующих систем не может считаться идеальной и лишенной недостатков. Во-вторых, зарубежные системы мотивации труда предусматривают только материальные, социально - материальные и карьерные стимулы. Для российских же работников (как это сложилось исторически) в ряде случаев немаловажную роль играют моральные стимулы. И даже в условиях рыночной экономики работники российских предприятий (прежде всего, научные, инженерно - технические работники, представители творческих профессий) придают моральным стимулам значение не меньшее, чем материальным.

Таким образом, проблема разработки эффективных систем мотивации труда, учитывающих особенности российского  менталитета, является на сегодняшний  день весьма актуальной.

Для того чтобы заинтересовать персонал в решении той или  иной задачи, необходимо найти ту мотивацию, которая побудила бы к действию.

Несмотря на обилие советов, и рекомендаций, универсальной схемы  не существует. У каждого сотрудника свои потребности и желания, которые  меняются под влиянием различных  факторов. Понять их, а тем более  изменить, непросто. Ведь мотивы не только не проявляются напрямую в поведении, но часто даже не осознаются самим  человеком.

Тем не менее, существуют модели мотивации, позволяющие определить содержание потребностей человека и  прогнозировать его поведение. Овладев  ими, руководитель сможет значительно  расширить свои возможности в  привлечении работника к выполнению задач, направленных на достижение целей  организации.

Тема исследования является актуальной, поскольку одним из условий, обеспечивающих конкурентоспособность  современной организации, является эффективная мотивация. Огромное разнообразие литературы по проблемам мотивации  персонала сопровождается столь  же большим многообразием точек  зрения на их природу.

Целью данной курсовой работы является изучить мотивацию персонала  на предприятии.

Для достижения поставленной цели требуется решить задачи:

1. Изучить теоретические  аспекты мотивации.

2. Проанализировать наиболее  известные теории мотивации.

3. Ознакомиться с существующими  методами построения систем мотивации.

4. Проанализировать действующую  систему мотивации в ООО «Омега»

5. Проанализировать результаты  исследования и сделать выводы.

Объект исследования: мотивация  персонала ООО «Омега».

1. Теоретические  основы управления процессами  мотивации 

1.1. Сущность и  значение мотивации персонала

В самом общем виде мотивация  человека к деятельности понима-ется как совокупность движущих сил, побуждающих  человека к осу-ществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внут-ри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совер-шать некоторые поступки. При этом связь между отдельными сила-ми и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершен-но по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воз-действием.

Вся деятельность человека обусловлена реально существующими  потребностями. Люди стремятся либо чего-то достичь, либо чего-то избежать. В узком смысле слова «мотивированная  деятельность» - это свободные, обусловленные  внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение целей, реализацию интересов. В мотивированной деятельности работник сам определяет меру действий в зависимости от внутренних побуждении и условий внешней  среды.

Существует много определений  мотивации:

Мотивация - процесс стимулирования отдельного сотрудника или груп-пы к действиям, приводящим к осуществлению целей орга-низации.

Мотивация - процесс побуждения себя и дру-гих к достижению личных целей или целей организации.

Мотивация труда - это стремление работника удовлетворить потребности (получить определенные блага) посредством трудо-вой деятельности.

В структуру мотива труда входят:

· потребность, которую хочет  удовлетворить работник;

· благо, способное удовле-творить  эту потребность;

· трудовое действие, необходимое  для получения блага;

· цена - издержки материального  и морального характера, связанные  с осуществлением трудового действия.

Мотивы труда формируются, если:

· в распоряжении общества (или субъекта управления) име-ется необходимый набор благ, соответствующий  социально обусловленным потребностям человека;

· для получения этих благ необходимы личные трудовые уси-лия  работника;

· трудовая деятельность позволяет  работнику получить эти блага  с меньшими материальными и моральными издержками, чем любые другие виды деятельности.

На рис.1. изображен процесс мотивации:

Рис. 1. Процесс мотивации

Как видно из рисунка, процесс  мотивации начинается с какой-либо ощущаемой неудовлетворенной потребности, нужды. Затем определяется цель, кото-рая  предполагает, что для удовлетворения потребности требуется некое  направление действий, посредством  ко-торых может быть достигнута цель и начаться удовлетворение потребности.

Основой мотивации является стимулирование труда. Стимулирование труда - это, прежде всего, внеш-нее побуждение, элемент трудовой ситуации, влияющий на поведение человека в сфере  труда, материальная оболочка мо-тивации  персонала. Вместе с тем оно несет  в себе и нематери-альную нагрузку, позволяющую работнику реализовать  себя как личность и работника  одновременно. Она выполняет эко-номическую, социальную, нравственную функции.

Мотивация представляет собой  процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личностных целей и целей организации.2

Поведение человека всегда мотивировано. Традиционный подход к  мотивации основывается на понимании  того, что сотрудники - это ресурсы  организации, которые необходимо рачительно и эффективно использовать. Задача менеджера - заставить сотрудников  эффективно работать. Помимо методов  формальной организации работы в  рамках реализации функций планирования, организации и контроля менеджер должен проводить специфическое  управление, направленное на развитие осознанного эффективного труда  сотрудников для достижения целей  организации. В этом состоит главная  задача функции мотивации. Современный  менеджер ежедневно сталкивается с  проблемой мотивации деятельности своих сотрудников. Важно направить  их энергию на выполнение имеющейся  и необходимой работы для достижения целей организации, успеха. Личное удовлетворение от хорошо выполненной работы и гордость за плоды своего труда прививает  сотрудникам чувство цели. И это  имеет не менее важное значение для  мотивации их туда, чем материальное вознаграждение.

Науку управления всегда занимало, в каких условиях и при каких  обстоятельствах человек мотивирован  к работе по чужому заданию.

___________________________________________________________

2 -Гончаров В. И.: «Основы  менеджмента», «Современная школа» 2006 - с. 142

 

Чем свободнее становится человек, тем важнее осознание мотивов, которые движут человеком в работе и заставляют его приносить больше пользы. По мере обучения, повышения  квалификации, приобретения навыков  и накопления опыта у человека пробуждается все большее желание  применить 

свое умение в труде  на благо себе и обществу. Чем  лучше это удается, тем большее  удовлетворение получает человек, а  соответственно, тем сильнее 

проявляется мотивация к  эффективному труду. Стремление выразить себя

в своем деле нуждается  в поддержке. Там, где управление и организация труда

предоставляют для этого  возможности сотрудникам, труд будет  высокоэффективным, а мотивы к труду  соответственно - высокими.

Суть мотивации сотрудников  в современном менеджменте состоит  в познании и реализации путей  их личных интересов, предоставлении им возможностей реализовать себя в  процессе достижения целей организации.3

Психологи выделяют два вида мотивации: внутреннюю и внешнюю. Внутренняя мотивация связана с интересом  к деятельности, со значимостью выполняемой  работы, со свободой действий, возможностью реализовать себя, и развить свои умения и способности.

Внешняя мотивация формируется  под воздействием внешних факторов, таких, как условие оплаты труда, социальные гарантии, возможность продвижения  по службе, похвала или наказание  руководителя и т.п. Они оказывают  сильное воздействие, но не обязательно  длительное. Более эффективное является такая система факторов, которая  будет оказывать влияние как  и на внешнюю так и на внутреннюю мотивацию.

_____________________________________________________________

3 - Гончаров В. И.: «Основы  менеджмента», «Современная школа», 2006 - с 142

 

Внешние вознаграждения непосредственно  связаны с системой стимулирования, которая включает три уровня: признание  заслуг сотрудника

руководством, материальные стимулы в зависимости от величины трудового вклада и возможность  повышения по службе.

Работник мотивирован - следовательно, он заинтересован, создана ситуация, при которой, решая общие цели предприятия, он тем самым удовлетворяет  свои личные потребности. К сожалению, во многих современных организациях люди могут реализовать себя лишь на 20-30%.

Итак, в самом общем  виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществления  определённых действий. Эти силы находятся  вне человека и заставляют его  совершать некоторые поступки. Связь  между этими силами и человеком  определяется рядом сложных взаимосвязей. В результате разные

1.2. Содержательные  и процессуальные теории мотивации

Существуют два подхода  к изучению теорий мотивации.

Первый подход основывается на исследовании содержательной стороны  теории мотивации. Такие теории базируются на изучении потребностей человека, которые  и являются основными мотивом  их проведения, а следовательно, и  деятельности. К сторонникам такого подхода можно отнести американских психологов Абрахама Маслоу, Фредерика  Герцберга и Дэвида Мак Клелланда.

Второй подход к мотивации  базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении  усилий работников и выборе определенного  вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся  теория ожиданий, или модель мотивации  по В. Вруму, теория справедливости, теория Макгрегора.

Теория мотивации  по А. Маслоу

Первая из рассматриваемых  теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более  ранняя теория. Ее сторонники, в том  числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека.

Широко известная и  широко признаваемая концепция иерархии потребностей, разработанная Маслоу, вклю-чает в себя следующие основные идеи и предпосылки:

· Люди постоянно ощущают  какие-то потребности.

· Люди испытывают определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в  отдельные группы.

· Группы потребностей находятся  в иерархическом расположе-нии  по отношению друг к другу.

· Потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям. Удовлетворенные потребности  не мотивируют людей.

· Если одна потребность  удовлетворяется, то на ее место выходит  другая неудовлетворенная потребность.

· Обычно человек ощущает  одновременно несколько различных  потребностей, находящихся между  собой в комплексном взаи-модействии.

· Потребности, находящиеся  ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения.

· Потребности более высокого уровня начинают активно дейст-вовать на человека после того, как в  общем удовлетворены потребности  более низкого уровня.

· Потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены  большим числом способов, нежели потребности  нижнего уров-ня.

В соответствии с теорией  Маслоу существует пять групп потреб-ностей:

Физиологические потребности. К данной группе потребностей относятся потребности в пище, воде, воздухе, убежище и т.п., т.е. те потребности, которые человек должен удовлетворять, чтобы выживать, чтобы поддерживать организм в жизнедеятельном состоянии. Данные потребности в значительной мере связаны с поддержанием физиологических процессов и порождены физиологией человека. Люди, которые работают в основном по причине необходимости удовлетворения потребностей этой группы, мало интересуются содержанием работы, они концентрируют свое внимание на оплате, а также на условиях труда, удобстве на рабочем месте, возможности избегать усталости и т.п. Для управления такими людьми необходимо, чтобы минимум зарплаты обеспечивал выживание и рабочие условия не слишком отягощали существование.

Информация о работе Мотивация Маслоу