Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:28, реферат
Мотивация является одним из тех терминов, которые обозначают массу самых разных вещей в зависимости от того, кем мы сами являемся. Способность к мотивации можно понимать как способность дать другому повод к совершению какого-либо действия или, с несколько отрицательным оттенком, способность склонить какого-нибудь человека к чему-либо. Если я в этом смысле мотивирую его, то считаю,
3. Самоактуализация должна существовать как самость, которая актуализируется. Человек - это, как минимум, его темперамент, его биохимические балансы. Существует самость, и прислушаться к голосу внутренних импульсов - значит дать ей проявиться.
4. Человек принимает на
себя ответственность, он
Выбор роста, о том, как важно прислушиваться к внутреннему голосу, о том, чтобы быть честным и брать на себя ответственность. Все эти шаги к самоактуализации, и каждый из них обеспечивает жизненный выбор. Осуществляя их человек каждый раз, когда он попадает в точку выбора, обнаруживает, что это выбор оказывается для него все более органичным.
Креативное поведение подобно любому другому поведению, определяемому множеством детерминант. Можно заметить, удовлетворен или нет, счастлив или несчастлив по натуре человек. Также понятно, что творческая деятельность может носить компенсаторный или улучшающий характер или иметь исключительные экономические цели. На этом уровне очень высока степень индивидуальных различий. Однако общим свойством потребностей самоактуализации является то, что их появление обычно опирается на некоторую предварительную удовлетворенность физиологических потребностей, а также потребностей в безопасности, любви и уважении.
6) Желание знать и понимать
Приобретение знаний и систематизация вселенной рассматривались частично как прием достижения состояния базовой безопасности в мире или как проявление самоактуализации для мыслящего человека. Свобода получения информации и свобода выражения, необходимые предпосылки удовлетворения базовых потребностей. Потребности знать и понимать проявляются уже в конце младенческого периода и в детстве, возможно даже сильнее, чем во взрослом состоянии. Более того, они возникают стихийно, скорее в результате развития, неужели научения.
Удовлетворение когнитивных
импульсов доставляет субъективное
удовольствие и его результатом
становится конечный опыт. Преодоление
препятствий, повсеместный характер возникновения
(охватывающий весь человеческий род
и различные культуры), постоянное
(хотя и неустойчивое) ощутимое напряжение,
необходимость удовлетворения этой
потребности как обязательное предварительное
условие наиболее полного раскрытия
потенциальных возможностей человека,
спонтанное появление в начале человеческой
жизни - все это характерно для
базовой когнитивной
7) Эстетические потребности
Потребности в порядке, гармонии,
завершенности, доведении действия
до конца, в системе и структуре.
Попытки исследовать эти
Данная иерархия на первый взгляд устанавливает жесткий порядок вещей, однако в действительности это не совеем так. Есть люди, обладающих выраженной одаренностью от природы, для которых влечение к творчеству представляется более значимым, чем любой контрдетерминант. Их креативность может проявляться не только как самоактуализация, возможная на основе базового удовлетворения, но и как самоактуализация, возможная, несмотря на отсутствие базового удовлетворения.
Еще один случай перестановки
в иерархии имеет место, когда
потребность, долгое время находившаяся
в удовлетворенном состоянии, начинает
недооцениваться. Люди, которые никогда
не испытывали продолжительный голод,
склонны недооценивать его
Заключение
Термин «мотивация» имеет два взаимосвязанных, но несколько различных значения: общее (широкое) и специальное (узкое). В общем, широком значении мотивация обозначает самостоятельную, сравнительно новую (возникла в 30-годы XX в.) область научных, психологических исследований, имеющих дело с психологическим объяснением поведения человека и животных, с выявлением его истоков, факторов, определяющих целенаправленность и активность поведения. Специальное, узкое значение термина «мотивация» относится к причинам и факторам, управляющим поведением отдельно взятого человека, то есть к тому, что инициирует, направляет и поддерживает поведение данного человека в данной ситуации на определенном уровне активности. Строго говоря, широкая трактовка этого термина предполагает включение в число мотивационных факторов всех без исключения психологических особенностей человека, так как они в той или иной степени участвуют в регуляции и управлении его поведением.
Существует деление мотивации на внутреннюю и внешнюю. При внутренней мотивации человек получает чувство собственной компетенции и уверенность в себе. Внешняя мотивация зависит от отношений человека со средой, например, это может быть желание получить вознаграждение, избежать наказания.
Несмотря на обилие теорий мотивации, принято выделять три основных: теория биологических побуждений, теория оптимальной активации и когнитивные теории. Так, согласно теории биологических побуждений нарушение в балансе организма автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает индивидуума к его удовлетворению. В теории оптимальной активации упор делается на стремлении организма поддерживать оптимальный уровень активации, позволяющий ему функционировать наиболее эффективно. А когнитивные теории рассматривают мотивацию как механизм выбора определенной формы поведения, когда для того, чтобы сделать выбор, надо обратиться к процессу мышления.
Наконец, нами была подробно изучена и проанализирована теория иерархии потребностей А. Маслоу. Известно, что данная теория всё чаще становится объектом критики многих авторов. Так, например, пирамида потребностей человека не отражает культурный надиндивидуальный уровень развития потребностей (т.е. духовных устремлений).
Список используемой литературы
Маслоу А. "Мотивация и Личность", СПб., Издательство Питер, 2006 г., 352 с.
Маслоу А. "Новые рубежи человеческой природы", М., Смысл, 1999, 425. с
Маклаков А.Г. "Общая психология", СПб., Издательство Питер, 2001, 59 с.
"Психология и педагогика".
Учебное пособие под ред.
Психологический сайт Лучникова В. М. http://www.psixo.ru/psychos/68
Сайт для студентов
психологических вузов http://