Мотивация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:28, реферат

Описание работы

Мотивация является одним из тех терминов, которые обозначают массу самых разных вещей в зависимости от того, кем мы сами являемся. Способность к мотивации можно понимать как способность дать другому повод к совершению какого-либо действия или, с несколько отрицательным оттенком, способность склонить какого-нибудь человека к чему-либо. Если я в этом смысле мотивирую его, то считаю,

Работа содержит 1 файл

Реферат Мотивация Личности.docx

— 41.33 Кб (Скачать)

 

 

  1. Теории мотивации

2.1. Основные концепции мотивации

Существует огромное количество концепций мотивации. Условно их можно свести к трем основным направлениям: теория биологических побуждений, теория оптимальной активации и когнитивные теории. Рассмотрим детально каждую по отдельности.

Теория биологических побуждений

Голод, жажда или потребность  в кислороде - первичные потребности, удовлетворение которых жизненно важно  для всех живых существ. Любое  нарушение в балансе сахара, воды, кислорода или какого-либо другого нужного организму компонента автоматически приводит к появлению соответствующей потребности и к возникновению биологического импульса, который как бы толкает индивидуума к его удовлетворению. Возникшее таким образом первичное побуждение вызывает серию координированных действий, направленных на восстановление равновесия.

Чем дольше баланс остается нарушенным, тем сильнее мотивация  и тем сильнее активируется организм. Равновесие же восстанавливается лишь после удовлетворения данной потребности; а вслед за этим исчезают вызванные  этой потребностью побуждение и активация.

Поддержание равновесия, при  котором организм не испытывает никаких  потребностей, называется гомеостазом. Отсюда гомеостатическое поведение - это  такое поведение, которое направлено на устранение мотивации путем удовлетворения вызвавшей ее потребности.

Чтобы лучше понять механизм гомеостатического процесса, можно  было бы сравнить его с термостатической системой, установленной в доме для  поддержания постоянной температуры  в его комнатах. Термостат включает отопление, если температура опускается ниже установленного порога, и отключает  его, когда температура снова  достигает нужного уровня. Психофизиологи полагают, что потребности выявляются внутренними «гомеостатами», которые помогают нам удовлетворять эти потребности, чтобы поддерживать организм в состоянии равновесия.

Итак, теория биологических побуждений – это теория простой и прямой мотивации, позволяющая объяснить, каким образом удовлетворяются биологические потребности. (Годфруа Ж. Что такое психология. в 2-х т.)

Теория оптимальной активации

Критические замечания относительно теории гомеостаза побуждали разрабатывать  концепцию, которая предоставила бы возможность объяснить, почему наш  организм иногда стремится снизить  уровень активации, а иногда, когда  он слишком слаб для того, чтобы  поддерживать достаточный психический  тонус, — усилить его.

Данная теория была предложена в 50-е годы психологами Даффи и Хеббом. Согласно ей, организм

стремится поддерживать оптимальный  уровень активации, который дает ему возможность функционировать  эффективно. Этот уровень не отвечает абсолютному нулю, как в теории гомеостаза, а зависит от физиологического и психологического состояния индивида в данный момент.

Таким образом, одни люди нуждаются  в более интенсивной стимуляции, чем другие, способные выдерживать  только ограниченное число стимулов.

 

 

Эта потребность в стимулах меняется также в зависимости  от психического состояния человека. Оптимальный уровень активации  во время сна или в состоянии  мечтательности, конечно же, отличается от уровня активации, оптимального для  человека, который находится в  состоянии творческого вдохновения. Поведение индивидуума будет эффективным тогда, когда уровень его активации будет оптимальным (ни слишком низким, ни слишком высоким).

Исследование феномена сенсорной  изоляции (отсутствия сенсорных стимулов, например, во время длительного пребывания в затемненном помещении) свидетельствует: отсутствие стимуляции повлекло за собой  серию кратковременных психических  расстройств. Понятно, что сторонники теории оптимальной активации видят  в этом пример такой ситуации, которую  организм стремится избегать.

Когнитивные теории

Для когнитивистов теории биологических побуждений или опти­мальной активации представляются слишком грубыми, чтобы объ­яснить все разнообразие поведения людей, поскольку, как отмечают эти ученые, человек активен всегда. Мы постоянно чем-то заняты, и в боль­шинстве случаев мы сами решаем, что будем делать. В любую минуту, чтобы сделать выбор, мы прибегаем к процессу мышления.

В этом смысле все наши действия чем-то мотивированы. Таким образом, вопреки утверждению двух других теорий, не существует никакой особой «силы», которая выступает на сцену  только в крити­ческие моменты, когда нарушено равновесие. Основным тезисом авторов когнитивных теорий (от англ. cognitive - познавательный) было убеждение, что поведение индивида направляют знания, представления, мнения о происходящем во внешнем мире, о причинах и следствиях. Знание не является простой совокупностью сведений. Знание - это не "холодная", бесстрастная информация. Представления человека о мире программируют, проектируют будущее поведение. И то, что человек делает и как он это делает, зависит в конечном итоге не только от его фиксированных потребностей, глубинных и извечных стремлений, но и от относительно изменчивых представлений о реальности.

     Когнитивные  теории мотивации, интенсивно  разрабатывающиеся в настоящее  время, берут свое начало от  широко известных работ Л.Фестингера . Ему принадлежит теория когнитивного диссонанса. Эта теория имеет два принципиальных достоинства, отличающих хорошую теорию от плохой, научную теорию от ненаучной.  Под когнитивным диссонансом Фестингер понимал некоторое противоречие между двумя или более когнициями. Когниция трактуется Фестингером достаточно широко: когниция - это любое знание, мнение или убеждение, касающееся среды, себя или собственного поведения. Диссонанс переживается личностью как состояние дискомфорта. Она стремится от него избавиться, восстановить внутреннюю когнитивную гармонию. И именно это стремление является мощным мотивирующим фактором человеческого поведения и отношения к миру.

 

    1. Теория иерархия фундаментальных потребностей по А. Маслоу

Иерархия мотивов Маслоу известна во многих областях знаний. Этот подход к мотивации основан на четырех предпосылках:

  • Все человеческие существа приобретают одинаковый набор мотивов в силу генетической наследственности и социального взаимодействия.
  • Некоторые мотивы более фундаментальны или критически значимы, чем другие.
  • Наиболее базовые мотивы должны быть удовлетворены до минимального уровня, перед тем как активируются другие мотивы.
  • После удовлетворения базовых мотивов начинают действовать более продвинутые мотивы. [1 с. 206]

Согласно данной концепции  у человека с рождения последовательно  появляются и сопровождают его взросление семь классов потребностей: физиологические (органические), потребности безопасности, потребности в принадлежности и  любви, потребности уважения, познавательные потребности, эстетические потребности, потребности самоактуализации.

1) Физиологические потребности

Потребности, которые принимаются  в качестве отправной точки для  теории мотивации, представляю собой  так называемые физиологические  влечения. Два направления исследований: первое - это развитие концепции  гомеостаза, а второе - обнаружение  того факта, что аппетит - достаточно адекватный показатель существующих потребностей. Гомеостаз объясняется автоматическими  попытками тела поддержать постоянное, нормальное состояние кровотока. Если в организме недостает каких-то химических элементов, индивид может  обнаружить склонность к специфическим  пищевым потребностям или острое желание поедать содержащую элементы пищу.

Физиологические потребности  доминируют над всеми прочими. Более  конкретно это означает, что основной мотивацией человека, которому в чрезвычайной степени недостает самого важного  в жизни, в первую очередь будут  являться физиологические потребности, чем любые другие. Человек, который  нуждается в пище, безопасности, любви и уважении, скорее всего, будет  желать пищи сильнее, чем всего остального.

Другая специфическая  особенность человеческого организма  состоит в том, что, в то время  когда в человеке доминирует определенная потребность, меняется также вся  его философия будущего. Для человека, который до крайности представляющую угрозу нуждается в пище, нет других интересов, кроме еды. Он мечтает  о еде, вспоминает о еде, все его  переживания связаны только с  едой. Человек начинает думать, что  лишь при условии гарантированного наличия пищи до конца жизни будет  счастлив и никогда не пожелает ничего сверх того.

И когда одни потребности  удовлетворены, вновь появляются новые  более высокие. Один из главных выводов  из сказанного состоит в том, что  удовлетворение становится столь же важным понятием в мотивационной  теории, поскольку она освобождает  организм от господства относительно более физиологической потребности, давая, таким образом, возможность появления других, более социальных целей.

2) Потребности в безопасности (защищенность; стабильность; зависимость;  защита; отсутствие страха, тревоги  и хаоса; потребности структуре,  порядке, законе и ограничениях; силе покровителя).

Здоровые и счастливые взрослые люди в нашей культуре большей  частью удовлетворили свои потребности  в безопасности. Мирное, живущее  спокойной жизнью, стабильное хорошее  общество, как правило, дает возможность  чувствовать себя в достаточной  безопасности от диких животных, перепадов  температуры, преступных посягательств, убийств, хаоса. Следовательно, вполне реально, что они не имеют больше никаких потребностей в безопасности в качестве активных мотиваторов.

Потребность в безопасности рассматривается как активный и  основной мобилизирующий ресурсы организма фактор лишь в действительно чрезвычайных обстоятельствах, таких как война, болезнь, стихийные бедствия, рост преступности, крушение власти.

3) Потребности в любви  и принадлежности

Потребности в любви предполагают, как потребность давать, так и  потребность получать любовь. Когда  эти потребности не удовлетворены, личность остро переживает отсутствие друзей партнера или детей. Известно, какое губительное влияние оказывают  на детей слишком частые переезды, общее отсутствие стабильности, оторванность от дома и семьи, друзей, соседей, статус временного жильца или вновь прибывшего.

В современном обществе помехи на пути удовлетворения этих нужд, наиболее частая причина случаев неспособности  адаптироваться к окружающей обстановке и более тяжелых патологий. Практически  все теоретики психопатологии подчеркивали наличие препятствий к удовлетворению потребности в любви как основу неспособности к адаптации.

4) Потребности в уважении

Все люди имеют потребность  в стабильной, обоснованной, обычно высокой самооценке, в самоуважении или чувстве собственного достоинства  и в уважении окружающих. Следовательно, эти потребности можно отнести  к одному из двух подклассов. К первому  из них относятся сила, достижения, адекватность, мастерство и компетентность, независимость и свобода. Ко второму  относится желание хорошей репутации  или престижа (определяя как их как уважение или оценку со стороны  других людей), а также статус, известность  и славу, превосходство, признание, внимание, значительность, чувство  собственного достоинства или признательность.

Удовлетворение потребности  в самоуважении вызывает чувства  уверенности в себе, своей ценности, силы способностей и адекватности, ощущение своей полезности и необходимости  в мире. Препятствием к удовлетворению этих потребностей ведут к появлению  чувства неполноценности, слабости и беспомощности.

5) Потребность в самоактуализации

Даже если все названные  потребности удовлетворены, часто  можно ожидать, что вскоре вновь  возникнут беспокойство и неудовлетворенность, если человек не занимается тем, для  чего он создан. Маслоу охарактеризовал самоактуализацию, как желание человека стать тем, кем он может быть. Человек, достигший этого высшего уровня, добивается полного использования своих талантов, способностей и потенциала личности, т.е. самоактуализироваться - значит стать тем человеком, которым мы можем стать, достичь вершины нашего потенциала.

Но, по мнению Маслоу самоактуализация очень редка, т.к. многие люди просто не видят своего потенциала, либо не знают о его существовании, либо не понимают пользы самосовершенствования. Они склонны сомневаться и даже бояться своих способностей, тем самым, уменьшая шансы для самоактуализации. Это явление Маслоу назвал комплексом Ионы. Характеризуется страхом успеха, который мешает человеку стремиться к величию и самосовершенствованию. Тормозящее влияние на процесс самоактуализации оказывает социализация. Иными словами людям нужно "способствующее" общество, в котором можно раскрыть свой человеческий потенциал наиболее полно. А также сильное негативное влияние, оказываемое потребностями безопасности. Дети, воспитанные в безопасной, дружеской обстановке, более склонны к приобретению здорового представления о процессе роста.

Самоактуализация - желание людей реализовать себя, а именно к склонности проявить в себе то, что в них заложено потенциально. Конкретное воплощение, которое принимают эти потребности, разумеется, отличается значительным разнообразием в зависимости от личности. У одного индивида эти потребности могут воплотиться в желании быть непревзойденным родителем, у другого - проявить себя в спорте, у кого-то еще они найдут выражение в создании картин или изобретательстве.

Пути самоактуализации:

1. Предполагает, что человек  отдается своим переживанием  полностью, живо, целиком сосредоточиваясь  на них, не боясь быть полностью  поглощенными. В момент такого  переживания человек целиком  и полностью раскрывает свою  человеческую сущность. Это и  есть момент самоактуализации.

2. Жизнь можно рассматривать  как процесс последовательных  выборов. В каждой точке есть  выбор прогрессивный и есть регрессивный. Можно двинуться в сторону защиты, безопасности, боязни; а по другую сторону выбор, ведущий к личностному росту. Делать такой выбор значит совершить движение в сторону самоактуализации. Самоактуализация - это продолжающий процесс.

Информация о работе Мотивация личности