Мотивация личности

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 14:28, реферат

Описание работы

Мотивация является одним из тех терминов, которые обозначают массу самых разных вещей в зависимости от того, кем мы сами являемся. Способность к мотивации можно понимать как способность дать другому повод к совершению какого-либо действия или, с несколько отрицательным оттенком, способность склонить какого-нибудь человека к чему-либо. Если я в этом смысле мотивирую его, то считаю,

Работа содержит 1 файл

Реферат Мотивация Личности.docx

— 41.33 Кб (Скачать)

Введение

  Мотивация является одним из тех терминов, которые обозначают массу самых разных вещей в зависимости от того, кем мы сами являемся. Способность к мотивации можно понимать как способность дать другому повод к совершению какого-либо действия или, с несколько отрицательным оттенком, способность склонить какого-нибудь человека к чему-либо. Если я в этом смысле мотивирую его, то считаю, что здесь речь идет о чем-то позитивном. Разве плохо то, что у человека появляется стимул? Если же я понимаю, что сам являюсь объектом мотивации, то у меня может возникнуть ощущение, что мной манипулируют, не столько побуждая к действию, сколько с помощью ловких трюков, навязывая определенную модель поведения. Именно потому, что речь идет о человеческом поведении, данная проблема является особенно щекотливой. Мотивация — это очень мощный инструмент воздействия, сфера влияния которого выходит далеко за пределы традиционных представлений о ней как средстве стимуляции персонала к работе. С ее помощью, например, можно заставить человека более упорно трудиться, а команду людей действовать более сплоченно. Наконец, одним из самых популярных направлений менеджмента на сегодняшний день является мотивация персонала. Прежде чем приступать к разработке новаторских концепций и альтернативных методов стимулирования и мотивирования персонала, необходимо изучить теоретический аспект данной тематики. Представленная работа является теоретическим экскурсом в такие научные области, как психология и социология.

Цель данной работы: предпринять  попытку обзорного изучения мотивации  личности. Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  • Выделить основные понятия мотивации и мотива;
  • Изучить основные концепции мотивации;
  • Проанализировать теорию иерархии потребностей А. Маслоу.

Проблемам  мотивации и мотивам  посвящено большое количество монографий, как отечественных (В.Г. Асеев, В.К. Вилюнас, В.И. Ковалев), так и зарубежных авторов (Дж. Аткинсон, А. Маслоу, Х. Хекхаузен и др.). При написании данной работы были использованы как научные и учебные издания, так и психологические материалы, написанные современными авторами.

  1. Мотивация и мотивы личности. Понятия и терминология
    1. Основные трактовки мотива

          В зарубежной психологии имеется  около 50 теорий мотиваций. В  связи с таким положением было  целесообразно определить, что такое  «мотив» и каковы семантические  границы этого понятия.

          В ряде работ «мотив» рассматривается  только как интеллектуальный  продукт мозговой деятельности. Так, Ж. Годфруа (Годфруа Ж., 1992) пишет, что "мотив" - это соображение, по которому субъект должен действовать. Еще более резко говорит Х. Хекхаузен: это лишь "конструкт мышления", т.е. теоретическое построение, а не реально существующий психологический феномен.  (Хекхаузен X. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т. 2; Пер. с нем. / Под ред. Б.М. Величковского; Предисловие Л.И. Анцыферовой, Б.М. Величковского. - М.: Педагогика, 1986. - 392 с.) Неудивительно, что в его 2-томной монографии за мотив принимаются либо потребность (потребность во властвовании, называемая им "мотивом власти"; потребность в достижении - "мотив достижения"), либо личностные диспозиции (тревожность и др.), либо внешние и внутренние причины того или иного поведения (оказание помощи, проявление агрессии).

Действительно, в качестве мотива назывались самые различные  психологические феномены, такие, как:

  • намерения, представления, идеи, чувства, переживания (Л.И. Божович);
  • потребности, влечения, побуждения, склонности (X. Хекхаузен);
  • желания, хотения, привычки, мысли, чувство долга (П.А. Рудик);
  • морально-политические установки и помыслы (Г.А. Ковалев);
  • психические процессы, состояния и свойства личности (К.К. Платонов);
  • предметы внешнего мира (А.Н. Леонтьев);
  • установки (А. Маслоу);
  • условия существования (К. Вилюнас);
  • побуждения, от которых зависит целенаправленный характер действий (В.С. Мерлин);
  • соображение, по которому субъект должен действовать (Ж. Годфруа).

Тем не менее большинство  психологов сходятся на том, что чаще всего мотив- это либо побуждение, либо цель (предмет), либо намерение, либо потребность, либо свойство личности, либо ее состояние.

(http://psychol.ras.ru/; см. сайт Института  психологии РАН);

(http://www.pirao.ru/; см. сайт Психологического  института РАО);

(http://www.psy.msu.ru/; см. сайт факультета  психологии МГУ).

 

Рассмотрим основные трактовки  мотивов., согласно трудам отечественных и зарубежных научных деятелей.

Мотив как цель (предмет). Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы "зачем" и "для чего" осуществляется действие, т.е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека. Именно предмет придает целенаправленность побуждениям человека, а самим побуждениям — смысл. Отсюда вытекает и смыслообразующая функция мотива (А.Н. Леонтьев) (Хрест. 6.1).

           Мотив как потребность. Эта точка зрения на мотив, высказанная Л.И. Божович, А.Г. Ковалевым, К.К. Платоновым, С.Л. Рубинштейном, дает ответ на вопрос, "почему" осуществляется активность человека, поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека к преобразованию среды с целью удовлетворения нужд. Таким образом, объясняется источник энергии для волевой активности, однако невозможно получить ответы на вопросы, "зачем" и "для чего" человек проявляет эту активность.

          Мотив как намерение. Зная намерения человека, можно ответить на вопросы: "чего он хочет достичь?", "что и как хочет сделать?" и тем самым понять основания поведения. Намерения тогда выступают в качестве мотивов, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено. В намерении присутствует влияние потребности и интеллектуальной активности человека, связанное с осознанием средств достижения цели. То, что намерение обладает побудительной силой очевидно, однако оно не раскрывает причины поведения.

          Мотив как устойчивое свойство личности. Подобный взгляд на мотив особенно характерен для западных психологов, которые полагают, что устойчивые черты личности обусловливают поведение и деятельность человека в той же мере, что внешние стимулы. Р. Мейли относит к мотивационным чертам личности тревожность, агрессивность, уровень притязаний и сопротивляемость фрустрации. Подобной точки зрения придерживаются и ряд отечественных психологов, в частности К.К. Платонов, М.Ш. Магомед-Эминов, В.С. Мерлин.

          Мотив как побуждение. Наиболее распространенной и принимаемой точкой зрения является понимание мотива в качестве побуждения. Поскольку мотивация детерминирует не столько физиологические, сколько психические реакции, то она связана с осознанием стимула и приданием ему какой-либо значимости. Поэтому большинство психологов считают, что мотив - это не любое, а осознанное побуждение, отражающее готовность человека к действию или поступку. Таким образом, побудителем мотива является стимул, а побудителем поступка - внутреннее осознанное побуждение. В этой связи В.И. Ковалев определяет мотивы как осознанные побуждения поведения и деятельности, возникающие при высшей форме отражения потребностей, т.е. их осознании. Из данного определения вытекает, что мотив - это осознанная потребность. Побуждение рассматривается как стремление к удовлетворению потребности (Ковалев В.И., 1988).

          Попытка найти при определении  мотива одно единственно определенное - невозможно, поскольку поведение  как системное образование, обусловлено  системой. Для правильного понимания  психологического содержания мотива  необходимо использовать все  перечисленные..

 

    1. Основные трактовки понятия мотивация

Термин «мотивация» представляет собой более широкое понятие, чем термин «мотив». Слово «мотивация»  используется в современной психологии в двояком смысле: как обозначающее систему факторов, детерминирующих  поведение (сюда входят, в частности, потребности, мотивы, цели, намерения, стремления и многое другое), и как  характеристика процесса, который стимулирует  и поддерживает поведенческую активность на определенном уровне. Чаще всего  в научной литературе мотивация  рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих  поведение человека, его начало, направленность и активность.

Вопрос о мотивации  деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины  поступков человека. Причем любая  форма поведения может быть объяснена  как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов  объяснения выступают психологические  свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятельства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы изнутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозициями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Мотивация объясняет целенаправленность действия, организованность и устойчивость целостной деятельности, направленной на достижение определенной цели. Мотив, в отличие от мотивации, - это то, что принадлежит самому субъекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим  к совершению определенных действий. Мотив также можно определить как понятие, которое в обобщенном виде представляет множество диспозиций.

     Из всех возможных  диспозиций наиболее важной является  понятие потребности. Ею называют  состояние нужды человека или  животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального  существования и развития. Потребность  как состояние личности всегда  связана с наличием у человека  чувства неудовлетворенности, связанного  с дефицитом того, что требуется  (отсюда название "потребность") организму (личности).

     Потребности  есть у всех живых существ,  и этим живая природа отличается  от неживой. Другим ее отличием, также связанным с потребностями, является избирательность реагирования живого именно на то, что составляет предмет потребностей, т.е. на то, чего организму в данный момент времени не хватает. Потребность активизирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется. Она как бы ведет за собой организм, приводит в состояние повышенной возбудимости отдельные психические процессы и органы, поддерживает активность организма до тех пор, пока соответствующее состояние нужды не будет полностью удовлетворено.

     Количество  и качество потребностей, которые  имеют живые существа, зависит  от уровня их организации, от  образа и условий жизни, от  места, занимаемого соответствующим  организмом на эволюционной лестнице. Меньше всего потребностей у  растений, которые имеют нужду  в основном только в определенных  биохимических и физических условиях  существования. Больше всего разнообразных  потребностей у человека, у которого, кроме физических и органических  потребностей, есть еще материальные, духовные, социальные (последние представляют  собой специфические потребности,  связанные с общением и взаимодействием  людей друг с другом). Как личности  люди отличаются друг от друга  разнообразием имеющихся у них  потребностей и особым сочетанием  этих потребностей.

     Основные характеристики  человеческих потребностей - сила, периодичность  возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существенной  характеристикой, особенно когда  речь идет о личности, является  предметное содержание потребности,  т.е. совокупность тех объектов  материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность  может быть удовлетворена.

     Второе после  потребности по своему мотивационному  значению понятие - цель. Целью  называют тот непосредственно  осознаваемый результат, на который  в данный момент направлено  действие, связанное с деятельностью,  удовлетворяющей актуализированную  потребность. Психологически цель  есть то мотивационно-побудительное  содержание сознания, которое воспринимается  человеком как непосредственный  и ближайший ожидаемый результат  его деятельности. Цель является  основным объектом внимания, занимает  объем кратковременной и оперативной  памяти; с ней связаны разворачивающийся  в данный момент времени мыслительный  процесс и большая часть всевозможных  эмоциональных переживаний. В  отличие от цели, связанной с  кратковременной памятью, потребности,  вероятно, хранятся в долговременной  памяти.

Различают внутреннюю и внешнюю  мотивации. Внутренняя (диспозиционная) и внешняя (ситуационная) мотивации  взаимосвязаны. Диспозиции могут актуализироваться  под влиянием определенной ситуации, а активизация определенных диспозиций (мотивов, потребностей) приводит к  изменению восприятия субъектом  ситуации. Его внимание в таком  случае становится избирательным, и  субъект предвзято воспринимает и оценивает ситуацию, исходя из актуальных интересов и потребностей. Поэтому любое действие человека рассматривают как двояко детерминированное: диспозиционно и ситуационно.

При внутренней мотивации  награду за свои действия человек, что  называется, «имеет в самом себе»: чувство собственной компетенции, уверенность в своих силах  и намерениях, удовлетворение от своего труда, самореализации. Внутреннюю мотивацию  усиливает положительная обратная связь в форме похвалы, одобрения  и т.п. Внешняя мотивация зависит  от отношений человека со средой (это  может быть желание получить вознаграждение, избежать наказания и пр.). Она  регулируется внешними психологическими и материальными условиями деятельности. Если человек работает из-за денег, то деньги являются внутренним мотиватором, если же преимущественно из-за интереса к работе, то деньги выступают внешним мотиватором.

Можно выделить следующие  особенности внешней и внутренней мотивации:

  • внешняя мотивация в целом способствует увеличению объема выполняемой работы, а внутренняя — качества;
  • если внешняя мотивация (как позитивная, так и негативная) не достигает «порогового» значения или снимается вообще, внутренняя мотивация усиливается;
  • при замене внутренней мотивации внешней первая, как правило, уменьшается;
  • рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

Информация о работе Мотивация личности