Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:48, реферат
Актуальность данной темы заключается в том, что среди комплекса проблем менеджмента особую роль играет проблема совершенствования управления персоналом фирмы. Задачей этой области менеджмента является повышение эффективности производства за счет всестороннего развития и разумного применения творческих сил человека, повышение уровня его квалификации, компетентности, ответственности, инициативы.
Управление персоналом включает многие составляющие. Среди них: кадровая политика, взаимоотношения в коллективе, социально-психологические аспекты управления.
Введение
1.Мотивация трудовых отношений.
2.Современные теории мотивации.
3. Стратегия управления человеческими ресурсами фирмы.
Заключение
Согласно модели Портера — Лоулера, результаты, достигнутые сотрудником, зависят от приложенных им усилий, способностей и характерных особенностей , а также от осознания им своей роли в процессе труда . Уровень затрачиваемых усилий в свою очередь зависит от ценности вознаграждения , а также от того, насколько человек верит в существование прочной связи между затратами усилий и возможным вознаграждением. Достижение требуемого уровня результативности может повлечь как внутренние, так и внешние. Удовлетворение - это результат внешних и внутренних вознаграждений с учетом их справедливости. Удовлетворение является мерилом того, насколько ценно вознаграждение на самом деле. Эта оценка будет влиять на восприятие человеком будущих ситуаций.
Вывод состоит в том, что результативный труд доставляет удовлетворение. Ученые считают, что чувство хорошо выполненной работы вызывает удовлетворение собой и, по-видимому, способствует повышению результативности труда. Практика управления подтверждает эту мысль: высокая результативность является причиной полного удовлетворения, а не следствием его.
В связи с тем, что существуют различные пути мотивации, менеджер должен:
во-первых, установить
набор критериев (принципов), которые
наиболее сильно влияют на поведение
сотрудника. Эти критерии, сведенные
воедино, формируют у него какую-то
свою, личную, философию, представляющую
собой основу для выбора им своего
поведения. Разработав личную философию,
менеджер может создать такую
рабочую среду в своем
во-вторых, создать атмосферу, благоприятную для мотивации рабочих;
в-третьих, активно
общаться со своими сотрудниками, поскольку
для того, чтобы работник был полностью
мотивирован и работал с полной
отдачей (эффективно), он должен четко
себе представлять, что от него ждут.
Это важно не только потому, что
сотрудники знают об ожиданиях своих
менеджеров. Им нужно говорить и
о том, как они выполняют свою
работу. Прямое общение с руководителем
свидетельствует о его
3. Стратегия
управления человеческими
Дуглас Макгрегор проанализировал деятельность исполнителя на рабочем месте и выявил, что управляющий может контролировать следующие параметры, определяющие действия исполнителя:
- задания, которые получает подчиненный;
- качество выполнения задания;
- время получения задания;
- ожидаемое время выполнения задачи;
- средства, имеющиеся для выполнения задачи;
- коллектив, в котором работает подчиненный;
- инструкции, полученные подчиненным;
- убеждение подчиненного в посильности задачи;
- убеждение подчиненного в вознаграждении за успешную работу;
- размер вознаграждения за проведенную работу;
- уровень вовлечения подчиненного в круг проблем, связанных с работой.
Все эти факторы зависят от руководителя и, в то же время, в той или иной мере влияют на работника, определяют качество и интенсивность его труда. Дуглас Макгрегор пришел к выводу, что на основе этих факторов, возможно, применить два различных подхода к управлению, которые он назвал “Теория X” и “Теория Y”.
“Теория X” воплощает чисто авторитарный стиль управления, характеризуется существенной централизацией власти, жестким контролем по перечисленным выше факторам.
“Теория Y” соответствует демократическому стилю управления и предполагает делегирование полномочий, улучшение взаимоотношений в коллективе, учета соответствующей мотивации исполнителей и их психологических потребностей, обогащение содержания работы.
Обе теории имеют равное право на существование, но, в силу своей полярности, в чистом виде на практике не встречаются. Как правило, в реальной жизни имеет место комбинация различных стилей управления.
Эти теории оказали сильное влияние на развитие управленческой теории в целом. Ссылки на них сегодня можно встретить во многих практических пособиях по управлению персоналом предприятия, мотивации подчиненных.
Теории Макгрегора были разработаны применительно к отдельно взятому человеку. Дальнейшее совершенствование подходов к управлению было связано с тем развитием организации как системы открытого типа, а также была рассмотрена работа человека в коллективе. Это привело к концепции целостного подхода к управлению, т.е. необходимости учета всей совокупности производственных и социальных проблем.
Так Уильям Оучи предложил свое понимание этого вопроса, получившее название “Теория Z” и “Теория A”. Оучи отмечает непропорциональное внимание к технике и технологии в ущерб человеческому фактору. Поэтому “Теория Z” базировалась на принципах доверия, пожизненного найма (как внимание к человеку) и групповом методе принятия решений, что дает еще и прочную связь между людьми, более устойчивое их положение.
Однако управление развивалось большей частью в сторону идей, заложенных в “Теории Y”, демократического стиля управления.
Заключение
Незаметный для неопытного глаза процесс потери интереса работника к труду, его пассивность приносит такие ощутимые результаты, как текучесть кадров, руководитель вдруг обнаруживает, что ему приходится вникать во все детали любого дела, выполняемого подчиненными, которые, в свою очередь, не проявляют ни малейшей инициативы. Эффективность организации падает.
Чтобы не допустить потерю потенциальных прибылей, менеджер должен добиться максимальной отдачи от своих подчиненных. Для эффективного управления таким дорогим ресурсом как люди менеджеру необходимо выделить определенные параметры работы , поручаемой подчиненным ,изменяя которые он может воздействовать на психологические состояния исполнителей ,тем самым мотивируя либо демотивируя их. Грамотно спроектированная работа должна создавать внутреннюю мотивацию, ощущение личного вклада в выпускаемую продукцию. Человек - существо социальное ,а значит чувство сопричастности способно вызвать в нем глубокое психологическое удовлетворение , оно так же позволяет осознать себя как личность.
В этом состоит подход к мотивации, основанный на “Теории Y”,суть которого воздействие на психологическое состояние работника. Однако, эффективность этого подхода будет крайне низкой, если работник испытывает нужды в удовлетворении потребностей низшего уровня. В этом случае оправдывает свое существование “Теория X”. Согласно этой теории наилучший способ стимулирования к труду - экономическая мотивация.
Эффективность методов управления связанных с оценкой результатов деятельности каждого работника(принципы “Теории Z”) постепенно подтверждается опытом как зарубежных, так и российских предприятий. Однако те методы аттестации, которые применяются у нас в стране еще очень несовершенны, а ведь, когда от результатов аттестации будет зависеть ежегодное колебание заработной платы, то эти результаты окажутся в центре самого пристального внимания и могут стать источниками очень серьезных конфликтов. Надеяться на появление абсолютно объективных методов оценки служебной деятельности столь сложного объекта, как человек, пока что не приходится. Не существует единых методов мотивации персонала, эффективных в все времена и при любых обстоятельствах. Однако, любой метод, применяемый руководителем основан на выбранной фирмой стратегии управления человеческими ресурсами. Полярные стратегии (“Теория X” и “Теория Y”) были сформулированы Д.Макгрегором. У.Оучи добавил к ним “Теорию Z”. Большинство популярных методов рациональной мотивации основано на принципах одной из этих теорий. Это означает, что выбор конкретного метода мотивации должна, в первую очередь, определять общая стратегия управления персоналом, которой следовала или желает следовать фирма.
Список литературы
Тест
а) Макгрегор (правильно)
б) Оучи
в) Герцберг.
а) личное удовлетворение от выполненной работы
б) гордость за плоды своего труда
в) а), б) (правильно)
г) ни а), ни б)
3. Что включает в себя управление персоналом?
а) кадровая политика
б) взаимоотношения в коллективе
в) социально-психологические аспекты управления
г) все ответы верны (правильно)
4. Что может выступать в качестве мотивов?
а) потребность в формировании карьеры
б) причастность к решению значимых проблем
в) заинтересованность в интересных коммуникациях
г) все ответы верны (правильно)
д) нет верного ответа
5. Мотивационный
подход к поведенческой
а) второстепенной функцией менеджмента
б) центральной функцией менеджмента (правильно)
в) не является функцией менеджмента
6. Какая из теорий имеет демократический стиль управления
а) теория «Х»
б) теория «У» (правильно)
в) теория «Z»
7. Процессуальные теории мотивации это –
а) теории, базирующиеся на том, как ведут себя люди с учетом воспитания и познания (правильно)
б) теории, основывающиеся на идентификации внутренних побуждений личности
в) теории, основывающиеся на характере личности
8. Какие потребности
из всего многообразия
а) физиологические потребности, потребности в уважении, потребности в безопасности и уверенности в будущем
б) потребности в общении, в различных ценностях
в) потребности в самовыражении, социальные потребности
г) а), в) (правильно)
д) б).
9. Какие потребности выделяет Мак Клелланда?
а) потребность в уважении и самовыражении
б) власть, успех, причастность (правильно)
в) социальные потребности
10. Какая из
теорий имеет авторитарный
а) теория «X» (правильно)
б) теория «Y»
в) теория «Z».
Информация о работе Мотивация как функция управления на фирме