Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:23, курсовая работа
Одной из важных задач менеджмента является продуктивное использование вверенных ему человеческих ресурсов. Все мы стремимся найти такую работу, которая удовлетворяла бы наши потребности. Однако потребности у всех совершенно разные. Для кого-то главным аргументом при выборе должности является высокая заработная плата, для кого-то хороший рабочий коллектив и приятная рабочая обстановка, для кого-то просто интересная работа. Одни люди выполняют легкую работу, оставаясь при этом недовольными, другие – тяжелую, однако она приносит им сплошное удовольствие. Возникает вопрос: что вызывает потребность и желание работать?
Введение....………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы мотивации как функции менеджмента……...5
Глава 2. Анализ современных теорий мотивации……………………………..12
2.1 Основные причины в расхождении целей и методов управления мотивации в организации с позиции сотрудника……………………………...17
Глава 3. Мотивация как функции менеджмента на примере ОАО «КуйбышевАзот»……………………………………………….……………….21
З.1 Основные сведения о предприятии ОАО «КуйбышевАзот»……………..21
3.2 Социальная политика предприятия ОАО «КуйбышевАзот»……………..22
3.3 Анализ мер мотивации сотрудников ОАО «КуйбышевАзот» по отношению к степени удовлетворения их потребностей……………….…….27
Заключение………………………………………………………………….……29
Список литературы………………………………………………………………31
Глоссарий…………………………...……………………………………………32
Министерство образования И НАУКИ
Российской Федерации
Международный институт рынка
ТОЛЬЯТИНСКИЙ ФИЛИАЛ
по менеджменту
Мотивация как функция менеджмента
Студентки группы КМ-1-12
Руководитель
к.п.н., Кмарц
Тольятти-2012
Содержание
Введение....………………………………………………
Глава 1. Теоретические
основы мотивации как функции менеджме
Глава 2. Анализ современных теорий мотивации……………………………..12
2.1 Основные причины в расхождении целей и методов управления мотивации в организации с позиции сотрудника……………………………...17
Глава 3. Мотивация как функции менеджмента
на примере ОАО «КуйбышевАзот»…………………………………………
З.1 Основные сведения о предприятии ОАО «КуйбышевАзот»……………..21
3.2 Социальная политика предприятия ОАО «КуйбышевАзот»……………..22
3.3 Анализ мер мотивации
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Глоссарий…………………………...……………………
Введение
Одной из важных задач менеджмента является продуктивное использование вверенных ему человеческих ресурсов. Все мы стремимся найти такую работу, которая удовлетворяла бы наши потребности. Однако потребности у всех совершенно разные. Для кого-то главным аргументом при выборе должности является высокая заработная плата, для кого-то хороший рабочий коллектив и приятная рабочая обстановка, для кого-то просто интересная работа. Одни люди выполняют легкую работу, оставаясь при этом недовольными, другие – тяжелую, однако она приносит им сплошное удовольствие. Возникает вопрос: что вызывает потребность и желание работать? Подобный вопрос всегда возникает, когда происходит процесс управления человеком. Желание человека работать и хорошо выполнять наложенные на него обязанности является ключевым моментом в обеспечении успеха деятельность любой организации. Для того чтобы эффективно использовать имеющиеся в распоряжении организации людские ресурсы, необходимо создать для людей такие условия, в которых им хотелось бы работать с пользой для себя и организации. Для этого необходимо создать в организации систему побудительных мотивов, используя которые можно воздействовать на поведение и мотивы персонала организации, направляя поведение работников в нужном для организации направлении. Если выполняемая работа будет максимально удовлетворять потребности работников, то можно с полным правом рассчитывать на то, что они будут стремиться выполнять эту работу как можно более качественно, делая, таким образом, свой вклад в успешное функционирование организации. Именно мотивация персонала, его преданность компании, его настрой на высокую самоотдачу в труде являются основой эффективного раскрытия потенциала человеческих ресурсов любой организации [4, c. 29].
Мотивация выступает одной из важнейших функций организации. Любая фирма нацелена в первую очередь на развитие, а развитие ей могут обеспечить только ее работники, люди, которые трудятся на достижение целей фирмы, в которой они работают. Следовательно, важно обеспечить членов организации всеми необходимыми условиями для их эффективной деятельности. Другими словами, их необходимо мотивировать.
Проблемой настоящей работы состоит в том, что недостаточная разработанность системы мотивирования сотрудников препятствует успешной деятельности компании. Проблема ясно указывает на то, что в любой организации необходимо разработать и реализовать функцию мотивации.
Цель настоящей работы - разработать ряд рекомендаций эффективного мотивирования сотрудников для предприятия ОАО «КуйбышевАзот». Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:
- изучить общие теоретические
аспекты мотивации как функции
- сделать анализ современных теорий мотивации;
- рассмотреть систему мотивирования в ОАО «КуйбышевАзот»;
- провести анализ мер мотивации сотрудников ОАО «КуйбышевАзот» по отношению к степени удовлетворения их потребностей;
Решая поэтапно поставленные задачи, приближаемся к намеченной цели. Изучив соответствующую литературу, исследовав методы мотивации, выбираем самые эффективные, которые позволят предприятию работать успешно.
Глава 1. Теоретические основы мотивации как функции менеджмента
Термин «мотивация» происходит от французского «мотив», что в переводе означает: побудительная причина, повод к тому или иному действию. Мотивы бывают внутренними, порожденными определенным отношением человека к своей деятельности, и внешними, связанными с воздействием на него определенных факторов, существующих независимо от него и приводящихся в действие другими людьми и обстоятельствами [5, c. 83]. Внешние мотивы называются стимулами («стимул» - заостренная палка, которой в древности погоняли животных). Стимулы могут быть материальными или нематериальными. В узком смысле слова «мотивированная деятельность» - это свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение целей, реализацию интересов. В мотивированной деятельности работник сам определяет меру действий в зависимости от внутренних побуждений и условий внешней среды [5, c. 88].
Мотивы к труду с определенной степенью условности делятся на духовные и биологические.
К духовным мотивам относятся:
Мотивация – это процесс побуждения себя и других людей к деятельности для достижения целей организации и личных целей. [7]
Потребности создают побуждения, нацеленные на получение вознаграждения, в чем и заключена основа мотивации. На рис.1 приведена модель мотивации поведения через потребности и их удовлетворение.
Рис.1 Модель мотивации поведения через потребности и их удовлетворение.
Получаемое в результате удовлетворения потребности вознаграждение подразделяется на внутреннее и внешнее.
Внутреннее вознаграждение – это удовлетворение, которое человек получает в процессе выполнения определённого действия. Так, выполнение сложного поручения вызывает приятное чувство выполнения цели, устранение проблемы, вызывающей сильное беспокойство у других людей, может быть воспринято индивидом как исполнение собственной миссии.
Внешнее вознаграждение – это выгоды, предоставляемые индивиду менеджером. Они включают в себя продвижение по службе, увеличение заработанной платы. Такое вознаграждение приходит из вне как результат удовлетворения чьих-то потребностей [4, c.112].
Чем большее число разнообразных потребностей реализует человек посредством труда, чем разнообразнее доступные для него блага, а также чем меньшую цену по сравнению с другими видами деятельности ему приходится платить, тем выше его трудовая активность. Из сказанного следует, что стимулами могут быть любые блага, удовлетворяющие значимые потребности человека, если их получение предполагает трудовую деятельность. Другими словами, благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда. Сущность понятий «мотив труда» и «стимул» труда тождественна. В одном случае речь идёт о работнике, стремящемся получить благо посредством трудовой деятельности (мотив), в другом – об органе управления, обладающем набором благ, необходимых работнику, и предоставляющем их ему при условии эффективной трудовой деятельности (стимул) [6, c. 77].
Методы управленческой мотивации можно разделить на:
- методы экономической мотивации – зарплата, премия, льготы, проценты и т.д.;
- методы социальной мотивации – общественное признание, благодарность, восхищение, презрение и т.д.;
- методы психологической мотивации – ненужность, ощущение собственной значимости, ущербность и т.д.;
- методы властной мотивации
– повышение в должности,
- социально-психологические методы – повышение социальной активности, обмен опытом, деловая критика и т.д.;
- методы моральной
мотивации – личное или
- метод проектирования и перепроектирования (обогащения) работ;
- метод вовлечения сотрудника в управление.
Методы изучения мотивации и мотивов – экспериментальные методы, методы оценки поведения и пего причин со стороны метода изучения (беседа, опрос, анкетирование) и т.д.
Научные исследования и практика позволили выработать следующие правила мотивации, соблюдение которых позволяет повысить эффективность мотивационных мероприятий.
В теории менеджмента существуют следующие виды мотивации: