Мотивация как функция менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 20:23, курсовая работа

Описание работы

Одной из важных задач менеджмента является продуктивное использование вверенных ему человеческих ресурсов. Все мы стремимся найти такую работу, которая удовлетворяла бы наши потребности. Однако потребности у всех совершенно разные. Для кого-то главным аргументом при выборе должности является высокая заработная плата, для кого-то хороший рабочий коллектив и приятная рабочая обстановка, для кого-то просто интересная работа. Одни люди выполняют легкую работу, оставаясь при этом недовольными, другие – тяжелую, однако она приносит им сплошное удовольствие. Возникает вопрос: что вызывает потребность и желание работать?

Содержание

Введение....………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические основы мотивации как функции менеджмента……...5
Глава 2. Анализ современных теорий мотивации……………………………..12
2.1 Основные причины в расхождении целей и методов управления мотивации в организации с позиции сотрудника……………………………...17
Глава 3. Мотивация как функции менеджмента на примере ОАО «КуйбышевАзот»……………………………………………….……………….21
З.1 Основные сведения о предприятии ОАО «КуйбышевАзот»……………..21
3.2 Социальная политика предприятия ОАО «КуйбышевАзот»……………..22
3.3 Анализ мер мотивации сотрудников ОАО «КуйбышевАзот» по отношению к степени удовлетворения их потребностей……………….…….27
Заключение………………………………………………………………….……29
Список литературы………………………………………………………………31
Глоссарий…………………………...……………………………………………32

Работа содержит 1 файл

курсачс мотивация.doc

— 194.00 Кб (Скачать)


Министерство  образования И НАУКИ 

Российской  Федерации

Международный институт рынка

ТОЛЬЯТИНСКИЙ  ФИЛИАЛ

 

 

 

 

 

 

курсовая работа

по менеджменту

 

Мотивация как  функция менеджмента

 

 

 

 

 

 

Студентки группы КМ-1-12

Богачевой Марии Викторовны

 

Руководитель

к.п.н., Кмарц

 

 

 

 

 

 

 

 

Тольятти-2012

Содержание

Введение....………………………………………………………………………...3

Глава 1. Теоретические  основы мотивации как функции менеджмента……...5

Глава 2. Анализ современных теорий мотивации……………………………..12

2.1 Основные причины в расхождении целей и методов управления мотивации в организации с позиции сотрудника……………………………...17

Глава 3. Мотивация как функции менеджмента на примере ОАО «КуйбышевАзот»……………………………………………….……………….21

З.1 Основные сведения о предприятии  ОАО «КуйбышевАзот»……………..21

3.2 Социальная политика предприятия ОАО «КуйбышевАзот»……………..22

3.3 Анализ мер мотивации сотрудников  ОАО «КуйбышевАзот» по отношению  к степени удовлетворения их потребностей……………….…….27

Заключение………………………………………………………………….……29

Список литературы………………………………………………………………31

Глоссарий…………………………...……………………………………………32

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одной из важных задач  менеджмента является продуктивное использование вверенных ему  человеческих ресурсов. Все мы стремимся найти такую работу, которая удовлетворяла бы наши потребности. Однако потребности у всех совершенно разные. Для кого-то главным аргументом при выборе должности является высокая заработная плата, для кого-то хороший рабочий коллектив и приятная рабочая обстановка, для кого-то просто интересная работа. Одни люди выполняют легкую работу, оставаясь при этом недовольными, другие – тяжелую, однако она приносит им сплошное удовольствие. Возникает вопрос: что вызывает потребность и желание работать? Подобный вопрос всегда возникает, когда происходит процесс управления человеком. Желание человека работать и хорошо выполнять наложенные на него обязанности является ключевым моментом в обеспечении успеха деятельность любой организации. Для того чтобы эффективно использовать имеющиеся в распоряжении организации людские ресурсы, необходимо создать для людей такие условия, в которых им хотелось бы работать с пользой для себя и организации. Для этого необходимо создать в организации систему побудительных мотивов, используя которые можно воздействовать на поведение и мотивы персонала организации, направляя поведение работников в нужном для организации направлении. Если выполняемая работа будет максимально удовлетворять потребности работников, то можно с полным правом рассчитывать на то, что они будут стремиться выполнять эту работу как можно более качественно, делая, таким образом, свой вклад в успешное функционирование организации. Именно мотивация персонала, его преданность компании, его настрой на высокую самоотдачу в труде являются основой эффективного раскрытия потенциала человеческих ресурсов любой организации [4, c. 29].

Мотивация выступает  одной из важнейших функций организации. Любая фирма нацелена в первую очередь на развитие, а развитие ей могут обеспечить только ее работники, люди, которые трудятся на достижение целей фирмы, в которой они работают. Следовательно, важно обеспечить членов организации всеми необходимыми условиями для их эффективной деятельности. Другими словами, их необходимо мотивировать.

Проблемой настоящей  работы состоит в том, что недостаточная разработанность системы мотивирования сотрудников препятствует успешной деятельности компании. Проблема ясно указывает на то, что в любой организации необходимо разработать и реализовать функцию мотивации.

Цель настоящей работы - разработать ряд рекомендаций эффективного мотивирования сотрудников для предприятия ОАО «КуйбышевАзот». Исходя из поставленной цели, формируются следующие задачи:

- изучить общие теоретические  аспекты мотивации как функции менеджмента

- сделать анализ современных теорий мотивации;

- рассмотреть систему мотивирования в ОАО «КуйбышевАзот»;

- провести анализ мер мотивации сотрудников ОАО «КуйбышевАзот» по отношению к степени удовлетворения их потребностей;

Решая поэтапно поставленные задачи, приближаемся к намеченной цели. Изучив соответствующую литературу, исследовав методы мотивации, выбираем самые эффективные, которые позволят предприятию работать успешно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические  основы мотивации как функции  менеджмента

Термин «мотивация»  происходит от французского «мотив», что в переводе означает: побудительная причина, повод к тому или иному действию. Мотивы бывают внутренними, порожденными определенным отношением человека к своей деятельности, и внешними, связанными с воздействием на него определенных факторов, существующих независимо от него и приводящихся в действие другими людьми и обстоятельствами [5, c. 83]. Внешние мотивы называются стимулами («стимул» - заостренная палка, которой в древности погоняли животных). Стимулы могут быть материальными или нематериальными. В узком смысле слова «мотивированная деятельность» - это свободные, обусловленные внутренними побуждениями действия человека, направленные на достижение целей, реализацию интересов. В мотивированной деятельности работник сам определяет меру действий в зависимости от внутренних побуждений и условий внешней среды [5, c. 88].

Мотивы к труду с  определенной степенью условности делятся  на духовные и биологические.

К духовным мотивам относятся:

  1. Стадность (потребность быть в коллективе). Данный мотив особенно характерен для восточного стиля управления персоналом: групповая мораль, отсутствие индивидуального соревнования, корпоративная культура и т. д. Для работников бывшего СССР данный мотив до сих пор является существенным фактором в выборе места работы и ценностных ориентаций.
  2. Мотив самоутверждения, характерен для значительного числа работников, преимущественно молодого и зрелого возраста. По Герцбергу, он является собственно мотивирующим фактором сотрудников высокой квалификации.
  3. Мотив самостоятельности присущ работникам с «хозяйской» мотивацией, которые готовы жертвовать стабильностью, а иногда и более высокими заработками взамен установки «быть хозяином и самостоятельно вести свой бизнес».
  4. Мотив стабильности – предпочтение отдается надежности бытия и деятельности. В силу различных причин (исторических, этнических и т. д.) доля россиян, ориентирующихся на надежность и стабильность, существенно выше доли тех, кто предпочитает риск и предпринимательство. Именно в этом – многие причины затянувшегося перехода к рыночной экономике.
  5. Мотив приобретения нового (знаний, вещей и т. д.). На этом мотиве построена система создания материально-вещественного мира в экономически развитых странах.
  6. Мотив справедливости. Несоблюдение справедливости ведет к демотивации работников.
  7. Мотив состязательности – один из сильнейших мотивов, действующих во все времена. При организации соревнований важно учитывать следующие принципы:
  1. Дифференциация соревнующихся по группам, близким по условиям, характеру производства и т.д.;
  1. Одинаковая система показателей;
  2. Определение занятых мест всех соревнующихся;
  3. Строго дифференцированное поощрение победителей;
  4. При занятии призовых мест заработанная плата должна увеличиваться не менее чем на треть [1, c. 56].

Мотивация – это процесс  побуждения себя и других людей к  деятельности для достижения целей организации и личных целей. [7]

Потребности создают  побуждения, нацеленные на получение  вознаграждения, в чем и заключена основа мотивации. На рис.1 приведена модель мотивации поведения через потребности и их удовлетворение.

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис.1 Модель мотивации поведения  через потребности и их удовлетворение.

 

Получаемое в результате удовлетворения потребности вознаграждение подразделяется на внутреннее и внешнее.

Внутреннее вознаграждение – это  удовлетворение, которое человек получает в процессе выполнения определённого действия. Так, выполнение сложного поручения вызывает приятное чувство выполнения цели, устранение проблемы, вызывающей сильное беспокойство у других людей, может быть воспринято индивидом как исполнение собственной миссии.

Внешнее вознаграждение – это выгоды, предоставляемые  индивиду менеджером. Они включают в себя продвижение по службе, увеличение заработанной платы. Такое вознаграждение приходит из вне как результат  удовлетворения чьих-то потребностей [4, c.112].

Чем большее число  разнообразных потребностей реализует  человек посредством труда, чем  разнообразнее доступные для  него блага, а также чем меньшую  цену по сравнению с другими видами деятельности ему приходится платить, тем выше его трудовая активность. Из сказанного следует, что стимулами могут быть любые блага, удовлетворяющие значимые потребности человека, если их получение предполагает трудовую деятельность. Другими словами, благо становится стимулом труда, если оно формирует мотив труда. Сущность понятий «мотив труда» и «стимул» труда тождественна. В одном случае речь идёт о работнике, стремящемся получить благо посредством трудовой деятельности (мотив), в другом – об органе управления, обладающем набором благ, необходимых работнику, и предоставляющем их ему при условии эффективной трудовой деятельности (стимул) [6, c. 77].

Методы управленческой мотивации можно разделить на:

- методы экономической  мотивации – зарплата, премия, льготы, проценты и т.д.;

- методы социальной  мотивации – общественное признание, благодарность, восхищение, презрение и т.д.;

- методы психологической  мотивации – ненужность, ощущение  собственной значимости, ущербность  и т.д.;

- методы властной мотивации  – повышение в должности, предоставление  дополнительных полномочий и  т.д.;

- социально-психологические  методы – повышение социальной  активности, обмен опытом, деловая  критика и т.д.;

- методы моральной  мотивации – личное или публичное  признание, похвала и критика;

- метод проектирования  и перепроектирования (обогащения) работ;

- метод вовлечения сотрудника в управление.

Методы изучения мотивации  и мотивов – экспериментальные  методы, методы оценки поведения и  пего причин со стороны метода изучения (беседа, опрос, анкетирование) и т.д.

Научные исследования и  практика позволили выработать следующие правила мотивации, соблюдение которых позволяет повысить эффективность мотивационных мероприятий.

  • Похвала эффективнее порицания и неконструктивной критики;
  • Поощрение должно быть осязаемым и желательно незамедлительным;
  • Непредсказуемые и нерегулярные поощрения мотивирую больше, чем ожидаемые и прогнозируемые;
  • Постоянное внимание к работнику и членам его семьи – важнейший мотиватор;
  • Людям нравятся победы, поэтому необходимо чаще давать людям чувствовать себя победителями;
  • Поощрение за достижение не только основной цели, но и промежуточных;
  • Давать работникам чувство свободы действия, возможность контролировать ситуацию;
  • Не ущемлять самоуважение других, предоставлять им возможность «сохранить лицо»;
  • Большие и редко кому достающиеся награды обычно вызывают зависть, небольшие и частые – удовлетворяют большинство;
  • Разумная внутренняя конкуренция – двигатель прогресса [1, 70].

В теории менеджмента  существуют следующие виды мотивации:

  1. «Построение» – это один из методов подсознательного воздействия на человека, правильное использование которого дает возможность пробуждать в собеседнике уважительное отношение и стремление брать пример с говорящего. В основе этого метода лежит психологическая особенность человеческого поведения, которая связана с несознательным подражанием.
  2. Атмосфера и настроения в коллективе – это немаловажный фактор, влияющий на продуктивность и результаты работы. Любому руководителю следует поддерживать коллектив в режиме взаимопомощи и взаимозаменяемости. Формируя постоянный коллектив, руководитель вкладывает в каждого из сотрудников, массу времени, труда и сил на воспитание и обучение. Поэтому, подобрав дружный и профессиональный коллектив, стоит дорожить каждым из сотрудников и сохранять максимально лояльные отношения как внутри коллектива, так с руководящим звеном.
  3. Профессиональное обучение. Обучение сотрудников является не только методом повышения эффективности работы компании и улучшения ее финансовых показателей, а и мощным мотиватором для каждого сотрудника. Форма обучения может быть разнообразная: курсы повышения квалификации, курсы иностранных языков, семинары, тренинги и др. Затраты на обучение желательно включать в статьи расходов компании, что в свою очередь является двигателем для проявления большей активности сотрудника, к тому же не каждый посчитает необходимым проходить платное обучение за свой счет.
  4. Карьерная лестница. В крупных постоянно развивающихся компаниях карьерный рост обуславливается не большой текучестью кадров, а стремительным расширением сети филиалов и дочерних структур. Осознавая тот факт, что результаты труда не останутся не замеченными, у сотрудника есть стимул работать старательно, выполнять свои обязанности качественно и оперативно и проявлять максимальную активность.
  5. Социальное обеспечение. Каждому хочется, чтобы к нему относились как к Человеку. Наличие в компании социального обеспечения говорит не только о положительной стороне финансового состояния компании, а и, прежде всего, иллюстрирует отношение руководства компании к своим сотрудникам. Разумеется, что для компании социальный пакет требует каких-то дополнительных материальных затрат. В социальное обеспечение можно включить как широко принятые льготы (медицинская страховка, поездки в корпоративные санатории и базы отдыха, подарки к праздникам и др.), так и устанавливать их индивидуально для сотрудников своей компании в качестве поощрения за проделанную работу (стажировка за рубежом, зарубежные путешествия, посещение развлекательных и спортивных комплексов, оздоровительные программы и др.) [7].
  6. Оплата труда. Для любого сотрудника и кандидата в сотрудники заработная плата, ее размеры и своевременность выплаты играют важную роль при выборе места работы. Большинство компаний предусматривает бонусную оплату труда, которая складывается из нескольких составляющих (как правило, зависит от срока работы в данной компании, квалификации, объема и качества проделанной работы, выполнения компанией установленных плановых показателей и т.д.).
  7. Обратная связь. Каждому сотруднику следует дать возможность участия в жизни и деятельности компании, дабы каждый смог ощутить свою персональную значимость в общем процессе. Можно обеспечить обратную связь с помощью внутренней почты или внутреннего сайта компании, организовав для этого специальную рубрику. Каждый сотрудник будет иметь возможность высказать свое мнение (позитивное или негативное), написать отзыв, пожелание или внести предложение относительно рабочих и организационных моментов деятельности компании. Помимо этого можно организовывать конкурсы, в которых будут рассматриваться тактические, стратегические, маркетинговые и другие вопросы компании. Каждый сотрудник может посредством своего участия выносить на рассмотрение руководству компании и предлагать свои методы и пути решения важных для развития компании вопросов [6, c. 52].

Информация о работе Мотивация как функция менеджмента