Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 02:26, курсовая работа
На любом предприятии главным ресурсом является человеческий. Ориентация на высококвалифицированную и инициативную рабочую силу, интегрированную в систему производства, непрерывность процесса обогащения знаний и повышения квалификации, гибкость организации труда, делегирование ответственности сверху вниз, партнерские отношения между участниками производства – все это ведет к созданию новой модели развития и использования человеческих ресурсов. Мотивация же является актуальным элементом этого процесса, который обеспечивает взаимность интересов работодателя и персонала и гарантирует эффективность деятельности организации.
Мотивация – это комплекс мотивов, побуждающих или не побуждающих к определенным поступкам, это создание системы стимулов, необходимых для достижения цели организации.
Введение
Глава 1. Теоретические аспекты мотивации
1.1 Мотивация как функция менеджмента
1.2 Содержательные и процессуальные теории мотивации
1.2.1. Иерархия потребностей Маслоу
1.2.2. Теория мотивации Герцберга.
1.2.3. Теория приобретенных потребностей Девида Мак – Клелланда
1.2.4. Теория К. Альдерфера.
1.2.5. Теория ожидания В.Врума
1.2.6. Теория справедливости С. Адамса.
1.2.7. Модель Портера – Лоулера.
1.3 Материальные и нематериальные мотиваторы
Глава 2. Мотивация труда в управлении персоналом на предприятия торговли ОАО «Глория Джинс»2.1 Общая характеристика и организационная структура предприятия ОАО «Глория Джинс»
2.2 Исследование системы управления персоналом
2.3 Анализ эффективности мотивации труда
Глава 3. Направления по совершенствованию системы мотивации и управлением персонала на предприятии ОАО «Глория Джинс»
3.1 Определение ценностей ориентации работников
3.2 Определение направленности мотивации и мероприятия по их совершенствованию
Заключение
3. Направления по
3.1 Определение ценностей ориентации работников
В процессе анализа проблемы управления
трудовыми ресурсами было установлено,
что эффективность управляющих
воздействий в любой
В самом общем виде ценности – это объекты, явления, их свойства или абстрактные идеи, воплощающие в себе общественные идеалы и выступающие благодаря этому как эталон должного.
Каждому человеку свойственна индивидуальная, специфическая иерархия, личностных ценностей, служащих связующим звеном между духовной культурой общества и духовным миром личности. Как правило, для личностных ценностей, характерна высокая осознанность, они отражаются в сознании в виде ценностных ориентации и служат важным фактором регуляции социальных взаимоотношений и поведения индивида.
По мнению Б. Шледера, основными признаками ценностей являются целостность, их ориентирующая функция и относительная стабильность.
Следует отметить, что в отечественной
психологии в последнее десятилетие
осуществлен целый ряд
Вместе с тем, специфика организационных ценностей позволяет понять взаимоотношения оцениваемых реальностей, в частности, те актуальные противоречия, которые отражены в опыте представителей соответствующих организаций.
Сила мотивации представляет собой свойство мотивационной системы человека, связанное со степенью выраженности его побуждений к деятельности, направленной на достижение определенной цели.
Далее представлен анализ данной модели для самого низкого звена обслуживающего персонала сети ОАО «Глория Джинс» - должности продавца.
1) Разнообразие умений и навыков.
Работа продавца требует точности, быстроты, сноровки, использования знаний о составе и качестве тканей, из которых изготовлена товарная продукция, размерных рядов детской и взрослой категории покупателей. Эта должность является достаточно устойчивой в отношении необходимых умений и навыков, что сочетается с высоким уровнем разнообразия и профессиональной напряженности – требуется доброжелательность, умение разрешать различные конфликты и терпеливое отношение к критике.
2) Целостность работы. Под этим
параметром понимается
Должностные обязанности продавца предполагают полный цикл обслуживания клиента – от предложения покупателю продукции для примерки до уборки вещей по своим местам после посетителей и приема расчета. Таким образом, обслуживание посетителей является целостной операцией с видимым результатом (доволен или недоволен клиент посещением магазина).
3) Важность работы. Под этим параметром
понимается степень влияния
Необходимо отметить, что понятие
важности изменятся в определенной
степени в зависимости от того,
какой системы ценностей
Сочетание этих трех параметров позволяет рассматривать работу как внутренне мотивированную. В результате анализа работы продавца сделан вывод о том, что в той или иной мере на предприятии представлены факторы целостности и разнообразия при недостаточности фактора важности работы.
4) Автономия. Характеризует,
Исследуемая должность предоставляет невысокий уровень автономии - поведение продавца и процедура обслуживания клиента подчиняется четким правилам и этическим нормам. В связи с этим, показатель автономии не является сильным мотивирующим фактором.
5) Обратная связь обеспечивает
получение работниками
Заслуживающим внимания является тот факт, что отрицательная обратная связь более эффективна, чем полное равнодушие руководителя к успехам и неудачам производственного коллектива и отдельных работников, хотя менее действенна, чем положительная.
Итак, в результате исследования силы
мотивов различных групп
3.2 Определение направленности мотивации и мероприятия по их совершенствованию
В общей психологии направленность личности обозначает совокупность потребностей и мотивов, определяющих главное направление ее поведения.
Для практического изучения направленности мотивационной сферы человека мы использовали основные положения теории Д. Мак-Клелланда, Р. Аткинсона и X. Хекхаузена, в которой рассмотрены две линии поведения, обусловленных различной направленностью личности: ориентация на достижение успеха и ориентация на избегание неудач. Факты, полученные в психологии, свидетельствуют о том, мотивации достижения успехов и избегания неудач являются важными и относительно независимыми видами человеческой мотивации. От них во многом зависит положение человека в обществе и карьерный рост личности. Отмечено, что люди со значительно выраженным стремлением к достижению успехов добиваются в жизни гораздо большего, чем те, у кого эта мотивация отсутствует или выражена слабо. Люди, мотивированные на успех, обычно ставят перед собой в деятельности положительную цель, достижение которой может быть однозначно расценено как успех. У таких людей в когнитивной сфере обычно присутствует ожидание успеха, они рассчитывают получить одобрение за действия, направленные на достижение поставленной цели, связанная с этим работа вызывает положительные эмоции. Кроме того, для них характерна полная мобилизация всех ресурсов и сосредоточенность внимания на поставленной цели.
Психодиагностическое
1) удовлетворенность трудом;
2) ценностные ориентации;
3) силу различных мотивационных групп;
4) направленность мотивации.
Итак, в результате анализа характеристик мотивационной сферы сотрудников сети ОАО «Глория Джинс», было выявлено, что наиболее выраженными мотивирующими критериями является уровень заработной платы, возможность профессионального и карьерного роста, стабильность и участие в управленческих решениях. Это свидетельствует о наибольшей актуализации 1 – го, 2 – го, 3 – го и 4 – го уровней пирамиды потребностей Маслоу (физиологический уровень, потребность в безопасности, принадлежности и уважении). Дальнейшая оптимизация управленческой структуры предприятия должна опираться на создание у персонала возможности к удовлетворению данных потребностей, а также актуализацию более высоких мотивационных структур
В процессе изучения мотивационной сферы человека установлено, что возможность профессионального и карьерного роста является одним из сильней их мотивирующих факторов. В связи с этим в число задач системы управления, предприятия ОАО «Глория Джинс» необходимо включить организацию управлением деловой карьерой персонала.
В общем смысле под деловой карьерой понимается успешное продвижение области общественной, служебной, научной и других видах деятельности. Поскольку все они востребованы обществом, то и успешное продвижение в этих областях является общественно значимым явлением [20, с. 318].
Если рассматривать
Планирование карьеры
1) последовательность должностей, предшествующих целевой, на которых необходимо поработать;
2) мероприятия, участие в
Планирование карьеры, рассматриваемое
в контексте интересов
Положительные моменты планирования карьеры, связанные с интересами организации, состоят в том, что повышается лояльность и вовлеченность работников; облегчается планирование подготовки и повышения квалификации; при внутриорганизационных перемещениях персонала обеспечивается учет профессиональных интересов работников.
Ключевым моментом в понимании аспектов планирования карьеры является ; ее рассмотрение в качестве варианта партнерского взаимодействия, складывающегося у работника и организации как системы, а также ее представителей – непосредственного руководителя и службы человеческих ресурсов [20, с. 318].
В условиях высококонкурентных внешних рынков труда организации выгоднее (во избежание потери работника) устанавливать сотруднику высокую заработную плату за дополнительную квалификацию. В данном случае организация оплачивает работнику новые навыки, позволяющие приобретать и накапливать опыт. Таким образом, для работника опыт – это подарок от организации за снижение текучести кадров, ибо издержки на опыт – это дополнительное обучение. Положительным фактором также является возможность развивать трудовой капитал на основе созданных в организации правил. Профессиональный рост специалиста и, параллельно, его карьерное продвижение, позволяет организации в своих интересах использовать его знания, умения и навыки. Кроме того, привлечение специалиста на вакантную должность с использованием внешнего рынка труда необратимо связано с трудностями его адаптации новом месте, установлением отношений с новым коллективом и новым руководством. Этих проблем удается избежать, если специалист "выращен" в организации и соответственно, владеет гораздо большим объемом информации, чем взятый по найму.
Исследование преобладающих
Анализ современных источников,
изучающих проблему материального
стимулирования, показал, что понятие
"заработная плата" уже не соответствует
реалиям современных
Различные виды вознаграждения играют роль символа, знака признания обществом личного вклада работника [22, с. 198].
Практикой выработаны семь общих правил
материального поощрения