Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:45, курсовая работа
Для чего нам необходимо изучение мотивации? Вспомним книгу Д.Карнеги: «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Через всю эту книгу идет одна основная мысль. Единственная возможность заставить человека сделать чего-либо – это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это. Изучение мотивации нам необходимо, так как это один из методов управления личностью, воздействия на ее потребности и желания.
Введение. 3
Мотивация как процесс. 3
Мотивация, обусловленная внешними второсигнальными стимулами. 5
Прямые неимперативные формы организации мотивационного процесса. 6
Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс
формирования мотива. 7
Прямые императивные формы организации мотивационного процесса. 8
Манипуляция. 10
Мотивация, вызванная привлекательностью объекта. 10
Проблемы практического подхода к мотивации личности. 11
Теории мотивации. 14
Заключение. 14
Список литературы. 15
возникать
непредвиденные изменения в
реакция с его стороны на мотивирующие воздействия.
Еще одним фактором, делающим мотивационный процесс каждого конкретного
человека
уникальным и не на сто
инновационных структур
одинаковых мотивов на
действия одних мотивов от других. У одних людей стремление к достижению
данного результата может быть очень сильным, у других же оно может быть
относительно слабым. В этом случае один и тот же мотив будет по-разному
действовать на поведение людей. Возможна и другая ситуация: два человека
имеют одинаково сильный мотив на достижение результата. Но у одного этот
мотив
доминирует над всеми другими,
и он будет добиваться
способами. У другого же этот мотив соизмерим по силе действия с мотивом на
соучастие
в совместных действиях. В
себя по-другому.
С другой стороны сила
неодинакова, а порой и противоположна, для разных людей. Сила воздействия
того или иного мотиватора зависит от свойств личности (таб.1), от его пола
(таб.2) и возраста (граф.1) и т.д.
Связь выбора мотиваторов с типическими свойствами личности.
|Свойства
|Степен|Компоненты мотива
|личности
|ь |
|
|выраже|
|
|н-ност|
|
|и |
| | |П |Д |Му|Предп |НК |Пп|Ов|Цп|Од|Пу|
| | | | | | | | | | | |дп|
| | | | | |Вне|Внут|Дек|Неде| | | | | |
| | | | | |ш |р | |к | | | | | |
|Экстраверс|Низкая| |+ | |+ | | |+ |+ | |+ | | |
|ия | |+ | |+ | |+ | | | |+ | | |+ |
| |Высока| | | | | | | | | | | | |
| |я | | | | | | | | | | | | |
|Нейротизм |Низкая|+ | | |+ | | |+ |+ | | |+ |+ |
| | | |+ | | |+ | | | | |+ | | |
| |Высока| | | | | | | | | | | | |
| |я | | | | | | | | | | | | |
|Самооценка|Низкая| |+ |+ | |+ | |+ |+ |+ |+ |+ | |
| | |+ | | |+ | |+ | | | | | |+ |
| |Высока| | | | | | | | | | | | |
|я | | | | | | | | | | | | |
|Потребност|Низкая| | |+ | | | |+ |+ |+ |+ |+ | |
|ь в | | |+ | |+ |+ |+ | | | | | |+ |
|достижении|Высока| | | | | | | | | | | | |
| |я | | | | | | | | | | | | |
|Избегание | |+ | | | | |+ | | |+ | | |+ |
|неудачи | | | | | | | | | | | | | |
|Стремление| | |+ |+ | | | | |+ | |+ |+ | |
|к успеху | | | | | | | | | | | | | |
|Импуль-сив|Низкая| |+ | |+ | | |+ | | | | | |
|ность | |+ | |+ | |+ | | | | | | | |
| |Высока| | | | | | | | | | | | |
| |я | | | | | | | | | | | | |
|Локус |Низкая| |+ | |+ |+ | |+ | |+ | |+ |+ |
|контроля | |+ | |+ | | |+ | |+ | |+ | | |
| |Высока| | | | | | | | | | | | |
|
|я | | | | |
| | | | | | |
|
Связь выбора мотиваторов с полом опрашеваемых
|
|Компоненты мотива
|Пол
опрошенных |
| |П |Д |Му|Предп |НК |Пп|Ов|Цп|Од|Пу|
| | | | | | | | | | |дп|
| | | | |Вне|Внут|Дек|Неде| | | | | |
| | | | |ш |р | |к | | | | | |
| Мужской |+ | | | | |+ | | |+ |+ | | |
|
Женский | |+
|+ |+ | | | |
| | |+ | |
Расшифровка обозначений:
П – потребность (хотел есть; хотел показать, проверить себя);
Д – долженствование,
Му – мотивационная установка (обещал…);
Предп. Внеш. – предпочтение внешнее (некрасиво, красиво…);
Предп. Внутр. – предпочтение внутреннее (нравиться, люблю…);
НК Дек. – нравственный контроль декларируемый (нельзя отрываться от
коллектива, старость надо уважать…);
НК Недек. – нравственный контроль недекларируемый (должен же это кто-
Пп – прогнозирование последствий (это может привести к…);
Ов – оценка своих возможностей (закаленный, сильный, смелый…);
Цп – потребностная (смысловая) цель (заслужить похвалу, утолить голод
Од – опредмеченное действие (включить свет, выпить сок…);
Пудп – процесс удовлетворения потребности (попить, получить
удовлетворение);
График 1
Теории мотивации.
Неоднозначная реакция
не
дает четкого рецепта
эту
проблему привели к появлению
множества различных теорий
точки зрения классификации Х.
деление – в зависимости от предмета анализа – на три главных направления:
Теории, в основе которых лежит
специфическая картина
теории исходят из
мотивов. К ним относятся такие как «XY-теория» Макгрегора, теория «Z» Оучи
Внутриличностные теории – анализируют структуру потребностей и мотивов
личности
и их проявление. Это теория
иерархии потребностей А.
потребностей К.Альдерфера, теория двух факторов Ф.Херцберга…
процессуальные теории –
влияние
на мотивацию различных
теорию трудовой мотивации Д.
теория мотивации В.Врума…
Хотя между этими теориями
существуют принципиальные
не менее имеют нечто общее в своей основе, что отражает определенную
общность в мотивации человека
к действиям.
Мотивация является ключом к поведению человека. Не только внешняя
среда
и ситуация определяет
Вот несколько правил, которые
помогут в управлении
Первое правило: ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЕЕ И
КОНСТРУКТИВНЕЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО, ОСОБЕННО В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ.
Второе правило: ПОДКРЕПЛЕНИЕ ДОЛЖНО БЫТЬ КОНКРЕТНЫМ И
БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫМ. ЧЕМ МЕНЬШЕ ВРЕМЕННОЙ ИНТЕРВАЛ, ТЕМ БОЛЬШЕ ЭФФЕКТ.
Третье правило:
ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОЖИДАЕМЫЕ И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ.
Четвертое правило: ПРОЯВИТЕ
Пятое правило: ДАЙТЕ ЛЮДЯМ ПОЧУВТВОВАТЬ СЕБЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ.
Шестое правило: ВЫДЕЛЯЙТЕ
Седьмое правило: ДАЙТЕ ЛЮДЯМ ЧУВСТВО СВОБОДЫ ДЕЙСТВИЙ, ВОЗМОЖНОСТЬ
КОНТРОЛИРОВАТЬ СИТУАЦИЮ.
Восьмое правило: ТЕРПИЛИВО
ДОБИВАЙТЕСЬ СНАЧАЛА МАЛЕНЬКИХ УСТУПОК.
Девятое правило: НЕ УЩИМЛЯЙТЕ САМОУВАЖЕНИЕ ДРУГИХ, ПРЕДОСТАВТЕ ИМ
ВОЗМОЖНОСТЬ «СОХРАНИТЬ ЛИЦО».
Десятое правило: БОЛЬШИЕ И
РЕДКО КОМУ ДОСТАЮЩИЕСЯ
ВЫЗЫВАЮТ ЗАВИСТЬ, НЕБОЛЬШЫЕ И ЧАСТЫЕ – УДОВЛЕТВОРЕНИЕ.
Одиннадцатое правило: