Мотивация как фактор управления

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:45, курсовая работа

Описание работы

Для чего нам необходимо изучение мотивации? Вспомним книгу Д.Карнеги: «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Через всю эту книгу идет одна основная мысль. Единственная возможность заставить человека сделать чего-либо – это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это. Изучение мотивации нам необходимо, так как это один из методов управления личностью, воздействия на ее потребности и желания.

Содержание

Введение. 3

Мотивация как процесс. 3

Мотивация, обусловленная внешними второсигнальными стимулами. 5

Прямые неимперативные формы организации мотивационного процесса. 6

Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс

формирования мотива. 7

Прямые императивные формы организации мотивационного процесса. 8

Манипуляция. 10

Мотивация, вызванная привлекательностью объекта. 10

Проблемы практического подхода к мотивации личности. 11

Теории мотивации. 14

Заключение. 14

Список литературы. 15

Работа содержит 1 файл

мотивация как фактор управления личностью.docx

— 43.49 Кб (Скачать)

  возникать  непредвиденные изменения в поведении  человека и непредвиденная

             реакция с его стороны на  мотивирующие воздействия.

   Еще одним фактором, делающим  мотивационный процесс каждого  конкретного

 человека  уникальным и не на сто процентов  предсказуемым, является различие

     инновационных структур отдельных  личностей. Разная степень влияния

    одинаковых мотивов на различных  людей, различная степень зависимости

   действия одних мотивов от  других. У одних людей стремление  к достижению

   данного результата может быть  очень сильным, у других же  оно может быть

   относительно слабым. В этом случае  один и тот же мотив будет  по-разному

  действовать  на поведение людей. Возможна  и другая ситуация: два человека

  имеют  одинаково сильный мотив на  достижение результата. Но у одного  этот

 мотив  доминирует над всеми другими,  и он будет добиваться результата  любыми

 способами.  У другого же этот мотив  соизмерим по силе действия  с мотивом на

 соучастие  в совместных действиях. В этом  случае данный человек будет  вести

                              себя по-другому.

        С другой стороны сила воздействия  одного и того же мотиватора

  неодинакова, а порой и противоположна, для разных людей. Сила воздействия

 того  или иного мотиватора зависит от свойств личности (таб.1), от его пола

                     (таб.2) и возраста (граф.1) и т.д.

                                  Таблица 1

         Связь выбора мотиваторов с типическими свойствами личности.

                                (А.В.Ермолин)

|Свойства  |Степен|Компоненты мотива                            |

|личности  |ь     |                                             |

|          |выраже|                                             |

|          |н-ност|                                             |

|          |и     |                                             |

|          |      |П |Д |Му|Предп   |НК      |Пп|Ов|Цп|Од|Пу|

|          |      |  |  |  |        |        |  |  |  |  |дп|

|          |      |  |  |  |Вне|Внут|Дек|Неде|  |  |  |  |  |

|          |      |  |  |  |ш  |р   |   |к   |  |  |  |  |  |

|Экстраверс|Низкая|  |+ |  |+  |    |   |+   |+ |  |+ |  |  |

|ия        |      |+ |  |+ |   |+   |   |    |  |+ |  |  |+ |

|          |Высока|  |  |  |   |    |   |    |  |  |  |  |  |

|          |я     |  |  |  |   |    |   |    |  |  |  |  |  |

|Нейротизм |Низкая|+ |  |  |+  |    |   |+   |+ |  |  |+ |+ |

|          |      |  |+ |  |   |+   |   |    |  |  |+ |  |  |

|          |Высока|  |  |  |   |    |   |    |  |  |  |  |  |

|          |я     |  |  |  |   |    |   |    |  |  |  |  |  |

|Самооценка|Низкая|  |+ |+ |   |+   |   |+   |+ |+ |+ |+ |  |

|          |      |+ |  |  |+  |    |+  |    |  |  |  |  |+ |

|          |Высока|  |  |  |   |    |   |    |  |  |  |  |  |

|я     |  |  |  |   |    |   |    |  |  |  |  |  |

|Потребност|Низкая|  |  |+ |   |    |   |+   |+ |+ |+ |+ |  |

|ь в       |      |  |+ |  |+  |+   |+  |    |  |  |  |  |+ |

|достижении|Высока|  |  |  |   |    |   |    |  |  |  |  |  |

|          |я     |  |  |  |   |    |   |    |  |  |  |  |  |

|Избегание  |      |+ |  |  |   |    |+  |    |  |+ |  |  |+ |

|неудачи   |      |  |  |  |   |    |   |    |  |  |  |  |  |

|Стремление|      |  |+ |+ |   |    |   |    |+ |  |+ |+ |  |

|к успеху  |      |  |  |  |   |    |   |    |  |  |  |  |  |

|Импуль-сив|Низкая|  |+ |  |+  |    |   |+   |  |  |  |  |  |

|ность     |      |+ |  |+ |   |+   |   |    |  |  |  |  |  |

|          |Высока|  |  |  |   |    |   |    |  |  |  |  |  |

|          |я     |  |  |  |   |    |   |    |  |  |  |  |  |

|Локус     |Низкая|  |+ |  |+  |+   |   |+   |  |+ |  |+ |+ |

|контроля  |      |+ |  |+ |   |    |+  |    |+ |  |+ |  |  |

|          |Высока|  |  |  |   |    |   |    |  |  |  |  |  |

|          |я     |  |  |  |   |    |   |    |  |  |  |  |  | 

                                  Таблица 2

                Связь выбора мотиваторов с полом опрашеваемых

|                  |Компоненты мотива                            |

|Пол  опрошенных    |                                             |

|                  |П |Д |Му|Предп   |НК      |Пп|Ов|Цп|Од|Пу|

|                  |  |  |  |        |        |  |  |  |  |дп|

|                  |  |  |  |Вне|Внут|Дек|Неде|  |  |  |  |  |

|                  |  |  |  |ш  |р   |   |к   |  |  |  |  |  |

|    Мужской       |+ |  |  |   |    |+  |    |  |+ |+ |  |  |

|   Женский        |  |+ |+ |+  |    |   |    |  |  |  |+ |  | 

                          Расшифровка обозначений:

        П – потребность (хотел есть; хотел показать, проверить себя);

           Д – долженствование, обязанность  (должен это сделать…);

                   Му – мотивационная установка (обещал…);

         Предп. Внеш. – предпочтение внешнее (некрасиво, красиво…);

        Предп. Внутр. – предпочтение внутреннее (нравиться, люблю…);

     НК Дек. – нравственный контроль декларируемый (нельзя отрываться от

                    коллектива, старость надо уважать…);

    НК Недек. – нравственный контроль недекларируемый (должен же это кто-

                                то сделать);

          Пп – прогнозирование последствий (это может привести к…);

       Ов – оценка своих возможностей (закаленный, сильный, смелый…);

    Цп – потребностная (смысловая) цель (заслужить похвалу, утолить голод

                                     …);

          Од – опредмеченное действие (включить свет, выпить сок…);

         Пудп – процесс удовлетворения потребности (попить, получить

удовлетворение);

      График 1 

                              Теории мотивации. 

    Неоднозначная реакция конкретной  личности на те или иные воздействия

  не  дает четкого рецепта управления  поведением человека. Попытки разрешить

  эту  проблему привели к появлению  множества различных теорий мативации. С

    точки зрения классификации Х.Шольца, представляется целесообразным их

  деление  – в зависимости от предмета  анализа – на три главных  направления:

    Теории, в основе которых лежит  специфическая картина работника  – эти

    теории исходят из определенного  образа работника, его потребностей  и

 мотивов.  К ним относятся такие как  «XY-теория» Макгрегора, теория «Z» Оучи

                                      …

   Внутриличностные теории – анализируют структуру потребностей и мотивов

 личности  и их проявление. Это теория  иерархии потребностей А.Маслоу, теория

        потребностей К.Альдерфера, теория двух факторов Ф.Херцберга…

   процессуальные теории – выходят  за рамки отдельного индивида  и изучают

 влияние  на мотивацию различных факторов  среды. К теориям этого типа  относят

   теорию трудовой мотивации Д.Аткинсона, теория справедливости С.Адамса,

                          теория мотивации В.Врума…

    Хотя между этими теориями  существуют принципиальные отличия,  они тем

    не менее имеют нечто общее  в своей основе, что отражает  определенную

                 общность в мотивации человека  к действиям. 

                                 Заключение. 

      Мотивация является ключом к  поведению человека. Не только  внешняя

 среда  и ситуация определяет состояние  личности, но и ее внутренние  причины.

       Вот несколько правил, которые  помогут в управлении мотивацией.

          Первое правило: ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ  ПОДКРЕПЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНЕЕ И

     КОНСТРУКТИВНЕЕ ОТРИЦАТЕЛЬНОГО, ОСОБЕННО  В ДОЛГОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ.

            Второе правило: ПОДКРЕПЛЕНИЕ  ДОЛЖНО БЫТЬ КОНКРЕТНЫМ И

     БЕЗОТЛАГАТЕЛЬНЫМ. ЧЕМ МЕНЬШЕ ВРЕМЕННОЙ  ИНТЕРВАЛ, ТЕМ БОЛЬШЕ ЭФФЕКТ.

    Третье правило: НЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ  И НЕРЕГУЛЯРНЫЕ ПООЩРЕНИЯ СТИМУЛИРУЮТ

                   ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОЖИДАЕМЫЕ И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ.

        Четвертое правило: ПРОЯВИТЕ ИСКРЕННЕЕ  ВНИМАНИЕ К ОКРУЖАЮЩИМ.

          Пятое правило: ДАЙТЕ ЛЮДЯМ  ПОЧУВТВОВАТЬ СЕБЯ ПОБЕДИТЕЛЕМ.

         Шестое правило: ВЫДЕЛЯЙТЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ  ЦЕЛИ И ПООЩРЯЙТЕ ИХ

                                 ДОСТИЖЕНИЯ.

     Седьмое правило: ДАЙТЕ ЛЮДЯМ  ЧУВСТВО СВОБОДЫ ДЕЙСТВИЙ, ВОЗМОЖНОСТЬ

                          КОНТРОЛИРОВАТЬ СИТУАЦИЮ.

     Восьмое правило: ТЕРПИЛИВО СОЗДАВАЙТЕ  УСТАНОВКУ НА СОТРУДНИЧЕСТВО,

                   ДОБИВАЙТЕСЬ СНАЧАЛА МАЛЕНЬКИХ  УСТУПОК.

      Девятое правило: НЕ УЩИМЛЯЙТЕ  САМОУВАЖЕНИЕ ДРУГИХ, ПРЕДОСТАВТЕ  ИМ

                        ВОЗМОЖНОСТЬ «СОХРАНИТЬ ЛИЦО».

      Десятое правило: БОЛЬШИЕ И  РЕДКО КОМУ ДОСТАЮЩИЕСЯ НАГРАДЫ  ОБЫЧНО

           ВЫЗЫВАЮТ ЗАВИСТЬ, НЕБОЛЬШЫЕ И  ЧАСТЫЕ – УДОВЛЕТВОРЕНИЕ.

      Одиннадцатое правило: РАЗУМНАЯ  ВНУТРЕННЯЯ КОНКУРЕНЦИЯ – ДВИГАТЕЛЬ

Информация о работе Мотивация как фактор управления