Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Декабря 2011 в 18:45, курсовая работа
Для чего нам необходимо изучение мотивации? Вспомним книгу Д.Карнеги: «Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей». Через всю эту книгу идет одна основная мысль. Единственная возможность заставить человека сделать чего-либо – это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это. Изучение мотивации нам необходимо, так как это один из методов управления личностью, воздействия на ее потребности и желания.
Введение. 3
Мотивация как процесс. 3
Мотивация, обусловленная внешними второсигнальными стимулами. 5
Прямые неимперативные формы организации мотивационного процесса. 6
Внешнее внушение как средство психологического воздействия на процесс
формирования мотива. 7
Прямые императивные формы организации мотивационного процесса. 8
Манипуляция. 10
Мотивация, вызванная привлекательностью объекта. 10
Проблемы практического подхода к мотивации личности. 11
Теории мотивации. 14
Заключение. 14
Список литературы. 15
сопротивлением, сангвиник проявит к нему любопытство, меланхолик ответит
избеганием, а флегматик – отказом или затяжкой времени, так как ему нужно
разобраться в предложении.
Убеждение. Это метод
к ее собственному критическому суждению. Основой убеждения служит
разъяснение сути явления, причинно-следственных связей и отношений,
выделение социальной и личностной значимости решения того или иного
вопроса. Убеждение можно считать успешным, если человек оказывается в
состоянии самостоятельно обосновать принятое решение, оценивая его
положительные и отрицательные стороны. Убеждение как психологическое
воздействие должно создавать у человека убежденность в правоте другого и
собственную уверенность в правильности принимаемого решения.
Сопротивление субъекта убеждающим воздействиям зависит от его
морального состояния. При подавленности человека, понимании им
бесперспективности того, что он делал раньше, его сопротивление резко
уменьшается.
Внешнее внушение как средство
психологического воздействия
формирования мотива.
В ряде случаев эффективным
средством воздействия со
сс
образования мотива является внешнее внушение. Оно понимается как
психологическое воздействие одного человека (суггестора) на другого
(суггерента), осуществляемого с помощью речи и неречевых средств общения и
отличается сниженной аргументацией со стороны суггестора и низкой
критичностью при восприятии внушаемого содержания со стороны суггерента.
Внушение, принимаемое суггерентом, становиться его внутренней установкой,
которая направляет и стимулирует его активность при формировании намерения.
Существует три формы внушения: сильное уговаривание, давление и
эмоционально-волевое воздействие.
По критерию наличия цели
внушение. Первый вид внушения характеризуется наличием конкретной цели:
суггестор знает, сто и кому он хочет внушить. Характерной особенностью
непреднамеренного внушения является то, что человек, производящий его, сам
может этого и не подозревать.
По содержанию внушение
Непосредственное отношение к мотивации имеет только специфическое внушение,
так как
с его помощью внушаются
По способу воздействия внушение делиться на прямое (открытое) и
косвенное (закрытое). Первое характеризуется открытостью цели внушения,
прямой направленностью на конкретного человека. Прямое внушение
применяется, если человек не оказывает сопротивления или если оно не очень
большое. Косвенное внушение характерно опосредованным воздействием на
внушаемого. Содержание внушения включается в передаваемую информацию в
условном
или скрытом виде.
Прямые императивные формы
К прямым императивным формам воздействия относятся приказы,
требования, принуждение.
Приказ, требование. В случае приказа, требования особенностью
формирования мотива является то, что человек принимает их как цель. В связи
с этим В.А.Иванников говорит о двух родах целей: цель как конкретное
наполнение мотива и цель, задаваемая другими людьми и обществом в целом.
Формирование мотива при
схеме:
1. Задаваемая цель (приказ, требование);
2. Осознание
задаваемой цели и ее
3. Осознание значимости цели для себя с учетом:
1. необходимости действий в
2. последствиями в случаи
3. собственных интересов.
4. Актуализация потребностей:
1. в самоуважении;
2. в самосохранении (избежании наказания).
5. Учет возможностей, ситуаций;
6. Принятие решения;
7. Намерение (побуждение к действию)
8. Действие;
9. Реальная цель.
Приказ или требование как форма воздействия могут использоваться в
случаях, когда один человек имеет право распоряжаться поведением другого
(других). Требование воспринимается как проявление власти над другим. Это
приводит к внутреннему сопротивлению выдвигаемым требованиям.
Снять эту негативную реакцию можно путем тщательной аргументации
выдвигаемого требования. Это способствует осознанному, а не слепому
выполнению требования. Тогда требование становиться из внешнего побудителя
внутренним.
Принуждение. Эта форма
другие методы воздействия на мотивацию оказываются недейственными или когда
нет времени, чтобы их использовать.
Принуждение действенно только в том случае, если принуждающий имеет
более высокий статус, чем принуждаемый.
Положительной стороной принуждения является то, что оно может
способствовать снятию конфликтной ситуации на данном отрезке времени и
выполнению
субъектом необходимых
воспитания чувства долга. «Человек, который не умеет принудить себя делать
то, чего не хочет, никогда не достигнет того, чего хочет», - писал
К.Д.Ушинский.
Под манипуляцией понимают скрытое от адресата побуждение его к
изменению отношения к чему-либо, принятию решений и выполнению действий,
необходимых для достижения манипулятором собственных целей. При этом важно,
чтобы адресат считал эти мысли своими собственными, а не «наведенными»
извне
и признавал себя ответственным
за них.
Мотивация, вызванная
Рассмотрим вариант
поведения оказываются привлекательные объекты. Исследования К.Левина
показали, что предметы, окружающие нас, способны побуждать человека к
определенным действиям: красивый ландшафт влечет к прогулкам, пирожное и
шоколад «хотят быть съеденными». К.Левин различает «позитивный» и
«негативный» характер требований. Одни вещи побуждают стремиться к ним, а
другие – отталкивают.
К мотивации, вызванной привлекательностью объекта, относят такие
психологические
механизмы воздействия как
Заражение. Заражение как
эмоционального состояния от человека или группы другому (другим). Особенно
ярко проявляется в трудовом энтузиазме, в воодушевлении болельщиков на
стадионе.
Подражание – это следование какому-либо примеру, образцу, принятие и
воспроизведение внешних и внутренних особенностей других людей,
привлекательных для данного субъекта.
Выделяют разные виды подражания: непроизвольное и произвольное,
логическое и внелогическое, внутреннее и внешнее, подражание-мода и
подражание-обычай, и т.д. (Например, придворных – королю, служащих аппарата
– его руководителю; вспомним «увлечение» многих высших функционеров
теннисом.)
Проблемы практического
Знание логики процесса
управлении этим процессом. Можно указать на несколько факторов, которые
усложняют и делают неясным процесс практического развертывания мотивации.
Важным фактором является не очевидность мотивов. Можно предполагать,
догадываться по поводу того, какие мотивы действуют, но в явном виде их
“вычленить” невозможно.
Следующим важным фактором
процесса. Характер мотивационного процесса зависит от того, какие
потребности инициируют его. Однако сами потребности находятся между собой в
сложном динамическом взаимодействии, зачастую противореча друг другу либо
же, наоборот, усиливая действия отдельных потребностей – при этом
составляющие этого
направленность и характер действия мотивов поэтому даже при самом глубоком
знании мотивационной структуры человека, мотивов его действия могут